Технология "Портфолио достижений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

В современной профессиональном образовании становятся реальностью различные формы контроля качества образования. Одним из способов индивидуальной оценки знаний обучающегося специалисты считают «портфолио достижений». Благодаря такому досье можно будет судить об учебных, творческих и коммуникативных способностях выпускников профессиональных образовательных учреждений.

Файлы: 1 файл

Курсовая портфолио.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)
  • поддерживание и стимулирование учебной мотивации учащихся

 

  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся

 

  • формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность студентов;

 

 

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

 

С тем, чтобы наиболее эффективно способствовать развитию профессиональных навыков  студентов, мастер производственного  обучения должен тщательно подбирать  критерии оценки портфолио, и представить эти критерии студентам еще до начала их работы над своим портфолио. Технология портфолио предпочтительна потому, что она обеспечивает высокий уровень документированности процесса обучения и развития. Портфолио позволяет проводить оценку всего учебного процесса от самого начала, поскольку оно пополняется периодически в течении всего обучения.

Материал  портфолио собирается в течении  всего периода обучения. Каждый элемент  портфолио желательно датировать, чтобы  можно было проследить динамику роста обучаемого.

                        Преимущества технологии портфолио:

  • Позволяет мастеру производственного обучения индивидуально подходить к каждому студенту; каждый студент обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами.

 

  • Предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Учитывая особенности отдельного студента, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху.

 

 

  • Позволяет самим студентам стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении.

 

  • Расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.

 

 

                          Недостатки метода «портфолио»:

 

  • Формирование собственных критериев оценки может показаться сложным и непривычным.

 

  • Если критерии оценок не определены достаточно четко, портфолио может стать всего лишь беспорядочным собранием работ ученика, не отражающим динамики его развития и всей полноты его учебных достижений.
  • Как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции профессионального роста студента.

  Важной составляющей  является самооценка ученика, его рефлексия на собственную деятельность. Бывает, что учащийся представляет неплохие результаты по каким-нибудь работам, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чем часто не подозревает. В результате студент может получить рекомендации заниматься тем, где он будет успешен, т.е. помочь учащемуся «найти себя».

Для производственного  обучения наиболее применимым является портфолио выставочное, потому что  этот тип портфолио является основанием для  серьезных размышлений о развитии и обучении студента. Студенты – индивидуально или совместно с мастером производственного обучения – отбирают содержимое, обсуждают критерии отбора, критерии оценки достижений, а также способы подтверждения своих достижений своими работами. Студентам такой подход придает ощущение авторства и собственной значимости. Также он позволяет представить к рассмотрению заинтересованных лиц (работодателей) достижения студента.

Информация  и материалы, отобранные для создания данного вида портфолио, должны быть связаны с заданиями в рамках учебной программы, а также удовлетворять целям модуля и критериям соответствующих профессиональным компетенциям.

Данные  собираются многократно, в разные моменты  времени. Выставочное портфолио  должно включать не только окончательные варианты работ, но и их промежуточные состояния к определенным моментам времени. Это позволяет в дальнейшем оценить и осмыслить весь процесс обучения.

Студенты  должны знать заранее, что от них  ожидается, с тем, чтобы они могли  быть в полной мере ответственны за создание своего персонального портфолио. Они должны демонстрировать умение применять полученные знания в реальных ситуациях. Оценка методом выставочного портфолио требует от студентов ответственности и самооценки, поскольку они сами решают, какие материалы включать в портфолио, и сами устанавливают или корректируют цели своего обучения.

Хорошо  спроектированная система оценки методом  выставочного портфолио отражает не только развитие профессиональных и  личностных компетенций студента, но и эффективность влияния со стороны мастера производственного обучения. Данный вид портфолио также может служить средством коммуникации, будучи представленым на рассмотрение всем студентам группы; в этом случае студенты могут учиться друг у друга. Также, портфолио может переходить от одного мастера производственного обучения к другому по мере продвижения студента на более высокие ступени обучения.

Для студента этот вид портфолио имеет две  цели: 1) документирование собственного процесса обучения и 2) представление всего содержания курса в его собственной интерпретации – в виде осмысленных и усвоенных знаний, умений, навыков. Это означает, что материалы, собранные в портфолио, должны документировать развитие знаний  в изучаемом модуле, отношения к учебе. Четко разработанные критерии оценивания служат средством оценки мастеру производственного обучения и одновременно материалом для осмысления процесса обучения и для самооценки.

В качестве примера можно привести критерии оценивания для модуля   «Приготовление дрожжевого теста и изделий из него» по теме: «Приготовление дрожжевого безопарного теста».

Таким образом  из приведенного примера наглядно видно, что портфолио, отражая результаты индивидуальной образовательной активности выпускника, служит существенным дополнением к результатам экзаменов, поскольку:

  • демонстрирует образовательную активность, уровень самоорганизации, профессионально значимые возможности и достижения;
  • наиболее полно характеризует личность студента, его  культуру, коммуникативные качества;
  • отражает устойчивые результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена;
  • свидетельствует о творческих и познавательных способностях и умении их реализовать.

Являясь по сути альтернативным по отношению  к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания, портфолио студента позволяет решить ряд задач:

  • проследить динамику профессионального становления каждого конкретного студента;
  • дать разностороннюю объективную характеристику готовности к профессиональной деятельности каждого конкретного студента;
  • обеспечить формирование у будущих специалистов умений самопроектирования профессионального становления на основе адекватного восприятия и оценки своих достоинств;
  • оценить профессиональные и личностные достижения студента.

Портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника, определяет профессиональный рост будущего студента и может использоваться в качестве дополнительной информации о студенте при подведении итогов учебной деятельности, назначении повышенной стипендии, осуществлении трудоустройства, выдаче рекомендаций и т. д.

Использование портфолио обеспечивает построение планов профессионального роста, стимулирует  студентов в получении дополнительного  образования, участия в конкурсах  и др.

Портфолио отвечает интересам студентов. На его основе студенты составляют резюме, которое помогает им высветить свои «козыри» и достойно представить себя работодателю во время приема на работу.

Технологи портфолио  позволяет качественно и тактично реализовывать дифференцированный подход, осуществлять индивидуализацию учебного процесса с учетом не только умственных, но и физических данных учеников, не акцентируя на этом их внимание, не выделяя их «ограниченные возможности». Еще раз хочу подчеркнуть – тактично, т.к. данный аспект, на наш взгляд, является важным в инклюзивном образовании.

Цель применения данной технологии - обеспечить каждому  ученику условия для максимального  развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей, развития личностных компетенций в процессе освоения содержания образования. В современных условиях модернизации образования, перехода к новым образовательным стандартам одним из основных аспектов изменений является переход от системы «мне дали знания» к системе «я хочу получить их сам», а технология «портфолио» предоставляет для этого широкие возможности, как учителю, так и самому ученику. Речь идет о новом понимании учебного процесса как стимулирующего саморазвитие школьника путем повышения его самооценки, свободы выбора им видов, способов, средств деятельности. Возможность выбора не только создает условия для развития индивидуальности, но и учит самостоятельности, способствует качественной социализации ребенка. Роль учителя в этом случае, по мнению специалистов, заключается в «создании необходимых условий для становления учащегося как свободного и самостоятельного субъекта деятельности. Другими словами, он должен организовать такое взаимодействие в системе «учитель–ученик», в котором школьник осуществлял бы самоуправление учением» [2, с.41].

Сформировавшийся  в современном российском образовании  технологический подход позволяет  рассматривать «портфолио» как  одну из успешных инновационных педагогических технологий, включающую в себя не только простой набор работ учащегося, свидетельств его достижений за определенный период обучения, но и динамику результатов самостоятельной деятельности, прогрессирующей непрерывной системы самооценки и самоконтроля. Иными словами, «портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности» [1, с.40]. Таким образом, при применении технологии «портфолио», акцент смещается с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки. И, наконец, акцент переносится с оценки обучения на самооценку. В этом, по мнению большинства специалистов, состоит главное преимущество технологии «портфолио», и с этим нельзя не согласиться. Однако, в данном контексте, необходимо рассматривать эту инновационную технологию с точки зрения ее преимуществ для применения в инклюзивном образовании.

«Портфолио» –  качественно новый подход, направленный не просто на получение знаний, но и  на развитие творческой, исследовательской, проектной деятельности учащегося, развитие его критического отношения к своей деятельности, повышению самооценки на основе свободы выбора видов деятельности, форм ее реализации, с учетом собственных возможностей и доступности средств достижения поставленных познавательных задач. Ученик в данной технологии рассматривается как субъект познавательной деятельности, он овладевает умением учиться и критически оценивать ее результаты. Именно в свободе выбора состоит главное преимущество технологии «портфолио» в инклюзивном образовании (безусловно, при наличии иных составляющих, среди которых, едва ли не главное, – профессионализм педагога).

. Уже на первом  уроке учащиеся получают рабочие  листы со структурой модуля, основными  направлениями предстоящей работы. Это позволяет ученикам осознать  круг изучаемых вопросов и определить свои основные действия. При подобном построении изучения темы технология «портфолио» оказывается незаменима. Она учитывает все стадии и формы обучения, дает свободу выбора средств и форм выполнения заданий, подразумевает взаимопомощь и поддержку одноклассников, включение в процесс обучения родителей как полноправных участников процесса. К концу изучения темы в портфолио ученика по модулю накоплен материал, позволяющий ему на последнем уроке самостоятельно определить уровень и качество освоения материала, выявить пробелы и определить достоинства. Домашнее задание по результатам изучения темы состоит в рефлексивном комментарии - анализе не изученного материала, а самого хода работы над темой: что понравилось, что особенно удалось, что не получилось, как можно улучшить свои результаты при изучении следующего модуля.

При построении рабочих листов для портфолио  ученика в инклюзивном классе учитель должен учитывать многие факторы. Среди них - четкость поставленных перед учащимися целей и задач; условия, повышающие их мотивацию; структура будущего портфолио (планирование этапов работы, возможное содержание). Но особое внимание педагог должен обратить на доступность и альтернативность источников и средств обучения, продумывание системы ученического самоконтроля, творческий характер заданий. При правильном учете последних к концу изучения темы у ребенка формируется комплект материалов различного характера – исторический словарь персоналий, терминов и понятий; творческие рисунки и (или) презентации; выполненная контурная карта; список использованных источников и интернет-ресурсов; листы, отражающие работу с историческими документами; полезные материалы одноклассников и пр.

Информация о работе Технология "Портфолио достижений"