Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа
В современной профессиональном образовании становятся реальностью различные формы контроля качества образования. Одним из способов индивидуальной оценки знаний обучающегося специалисты считают «портфолио достижений». Благодаря такому досье можно будет судить об учебных, творческих и коммуникативных способностях выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Этапы и звенья контроля:
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
1 этап. В системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний учащихся. Осуществляется в начале учебного года, сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса).
2 этап. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения знаний лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки - обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.
3 этап. Повторная проверка, которая как и текущая должна быть тематическая. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Это способствует упрочнению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.
4 этап. Периодическая проверка знаний, умений учащихся по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных местах курса. Главные функции периодической проверки - систематизация и обобщение.
5 этап. Итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Цель проверки - определить не только уровень и качество обученности учащегося, но и объема выполняемого им учебного труда.
Основной дидактической функцией проверки является:
обеспечение обратной связи между учителем и учащимся;
получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала;
своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
Контроль включает в себя: проверку-оценивание (процесс)-отметка (результат).
Учитель несет ответственность за оценку!
Хотелось бы отметить разницу понятий "оценка" и "отметка".
Оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
Отметка - результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).
Функции отметки:
контролирующая (на каком уровне усвоен материал);
стимулирующая констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет);
уведомляющая (какой бал получил ученик за изученный материал);
карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);
регулирующая (позволяет добывать положительные отметки).
Основные функции отметки: контролирующая и стимулирующая.
Контролирующая функция отметки реализуется на всех этапах обучения (существуют для этого итоговый, поурочный контроль, разнообразные формы и виды самостоятельных, проверочных домашних заданий). Если эта функция отметки реализуется не систематически, недостаточно объективно (а такое в школе, к сожалению, бывает), без тщательного учета всех сопутствующих ей педагогических факторов, то она просто утрачивает свое значение.
Следует подчеркнуть, что, выставляя ту или иную отметку, учитель часто "расширяет" ее содержание. Он проверяет не только уровень овладения учеником знаниями, умениями в их информативном содержании (что знает и чего не знает, не умеет), но и фиксирует отношение его к своему учебному труду, повседневным школьным обязанностям (аккуратность, старательность, исполнительность ученика, его общую активность на уроке, интерес к предмету и многое другое).
Другая важная функция отметки - стимулирующая. Она побуждает ученика к самоусовершенствованию. Ориентируясь на выставленную отметку, ученик изменяет свое поведение - стремится, как правило, ее исправить - быть дисциплинированным на уроке, регулярно выполнять все требования учителя и т.д.
Стимулирующая и контрольная функция отметки должна быть в тесном единстве. Если это единство нарушается, то отметка перестает регулировать учебное поведение ученика. Ученик тогда не реагирует на плохие отметки, всячески подчеркивает к ним свое безразличие, теряет интерес к учению и стремится найти себя в других видах деятельности. В этих условиях контролирующая и стимулирующая функции отметки порождают либо боязнь плохой отметки, либо пренебрежение к ней. Совершенно очевидно, что и в том и в другом случае отметка перестает играть свою основную роль. Ученик больше ценит процесс работы, а учитель - ее конечный результат. Конечно, процесс подчинен результату. Если ученик мучительно думал над задачей (что для него ценно), но все-таки ее не решил, то учитель не может выставить ему высокую отметку. Но вот оценить это мучительное раздумье, поиск путей решения задачи - необходимо.
Назовем несколько способов оценивания:
Учитель отмечает в слух или жестом каждый успех ученика (интонацией, жестом, мимикой). Мы должны помнить цель оценки - стимулировать познание. Человеку нужен успех. Степень успешности во много определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать.
Учитель увеличивает свой отметочный арсенал (например: шкала качества и количества).
Завершив работу ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель через дробь (это прием рекомендуется для докладов тренировочных контрольных работ, сочинений, лабораторных и практических работ, индивидуальных и особых домашних заданий).
Кредит доверия. В некоторых случаях учитель ставит отметку в "кредит".
Формула знакомства с критериями оценивания. Очень часто у учащихся обиды на необъективность выставления отметок, не выдаются письменные работы, чтобы учащиеся видели свои ошибки, необоснованность отметок, занижения их, а это исходит из того, что учащиеся незнакомы с критериями.
Критерии - это своеобразный эталон, составляет основу оценочной активности, служат ее ориентиром. Эталон - образец отдельных действий операций, их результатов, образец самой учебно-познавательной деятельности и ее конечного результата. Нормы оценок есть у каждого учителя-предметника.
Эталон конечного результата заранее закладывается в учебно-познавательной задаче, как цель и ориентир деятельности.
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности.
Следующим понятием является самооценка - один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. При этом учащиеся дают себе содержательную и развернутую характеристику собственных результатов, анализируют свои достоинства и недостатки, ищут пути их устранения Сам ученик оценивает сам себя.
Целесообразно анализировать и оценивать не только конечные результаты, но и сам процесс работы над ним.
Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.
Процедуру самооценки в педагогическом процессе простым расположением осуществить нельзя, здесь требуется кропотливая, основательная профессиональная работа.
Существуют три формы деятельности формирования самооценки:
1. Учитель сам демонстрирует положительное отношение ученику, веру в его возможности, желания всеми способами помочь ему учиться.
2.Учитель развивает умение давать содержательную характеристику. самому регулировать свой учебный труд.
Базовый процесс организуется на основе нормативных критериев с применением общепринятых эталонов. Главным в работе учитель считает личностный критерий, применение индивидуальных эталонов.
Высокая частота оценивания рассматривается как необходимый критерий качества работы учителя. Поверхностное оценивание запрещается, частота проведения контрольных срезов определяется учителем.
Итоговая отметка выставляется по среднеарифметическому принципу из текущих отметок. Определение итоговой отметки по тестам, контрольным срезам, зачетам по всему изученному материалу.
Использование пятибалльной системы отметок. Применение различных видов оценочных шкал, широкое использование тестов.
Портфолио - современная эффективная форма оценивания . Самопознание и самореализация ребёнка возможны при включении их в специально организованную деятельность - ведение портфолио .Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности. Дети в школе получают образование. Оно включает : обучение, воспитание, развитие, социализацию ребёнка.
Портфолио отражает динамику становления этих элементов. Важно проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок:
В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимает, как адаптацию ребенка к реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения).
Глава.2.Опытно- экспериментальное исследование. Возможности
портфолио в достижениях
2.1.Портфолио, как средство диагностики образованности учащихся |
Как строить учебный процесс ,ориентированный на личность ученика, с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.Хотелось, что стало ясно, что в этом случае:
. в центре учебного процесса находиться ученик, его познавательная и творческая деятельность;
. роль учителя
в учебном процессе
. ответственность за успех деятельности учащихся в большой степени берут на себя;
. главная цель
такого обучения – развитие
интеллектуальных и творческих
способностей учащихся, нравственных
ценностей с тем, чтобы
Однако, чтобы эти цели были достигнуты, в представленной дидактической системе не хватает еще одного звена, а именно - формировании у учащихся способности к объективной самооценки- рефлексии, говоря языком психологии.
Вместе с тем, психологи подчеркивают и такое психологическое явление, как ожидание.Речь идет как о внешней оценке со стороны учителя , его ожиданий в отношении перспектив развития , потенциала того или иного ученика , так и самооценка , т .е . ожиданий учеников в отношении собственных успехов или неуспехов в той или иной области. Если ожидания высокие, то ученик, ощущая эти ожидания со стороны учителя, например, старается оправдать и добиться значительных успехов.Но он должен почувствовать ожидания со стороны учителя, родителей, и в нем должно возникнуть желание им соответствовать[33,с.125]Точно также обстоит дело и с ожиданиями собственных успехов , основанных на самооценке или результатов отзывов , отношения взрослых .Если эти ожидания занижены , наступает адекватная реакция со стороны ребенка: «Я не могу этого сделать! Учитель и родители знают, что я не могу! Значит, нечего стараться!».
Брюс Такман подмечает любопытный факт. Учителя значительно чаще спрашивают на уроке тех учащихся, в отношении которых у них ожидание выше. Обычно это - хорошие ученики. Казалось бы, все должно быть наоборот. Больше внимания следует уделить слабо успевающиму ученику. Но фактор низкого ожидания срабатывает, и слабый ученик оказывается вне поля внимания учителя.
Вывод из всего сказанного один «планка» для каждого ученика должна быть достаточно высокой, необходимо постоянно поддерживать в ученике веру в собственные силы. Но с другой стороны эта « планка» должна быть реальной, соразмерной его способностям и возможностям.