Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа
В современной профессиональном образовании становятся реальностью различные формы контроля качества образования. Одним из способов индивидуальной оценки знаний обучающегося специалисты считают «портфолио достижений». Благодаря такому досье можно будет судить об учебных, творческих и коммуникативных способностях выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Если ученик,
умеет вслух объяснять
Была проведена опытно экспериментальная работа, которая проходила МОУ №87 в городе Челябинске. В эксперименте участвовали учащиеся 5-б, коррекционного класса (4 девочки и 9 мальчиков) преподаватели и родители.
Цель опытно- экспериментальной работы - определить педагогические условия в обучении;
Как оценивать достижение новых целей сформированность действий, а не просто наличие знания?
Как оценивать не только предметные результаты?
Как по-новому использовать отметки, уровни достижений?
Как фиксировать результаты, чтобы ими пользоваться и оценивать?
Наши цели:
«Главное не знания, а умения ими пользоваться» психологическая комфортность (мотивация успешности, опора на внутренние мотивы).
В своей
работе стараться развивать индивидуальность
каждого ребенка. Хочется видеть своих
ребят не только хорошо успевающими в
учебе, но и успешными в творческой деятельности.
Что же необходимо ребенку для успеха?
Прежде всего, умение нестандартно мыслить,
умение планировать результат своей деятельности,
разрабатывать план его достижения, оценивать,
результаты. Путь к успеху достаточно
труден, а порой и непреодолим для одиноко
идущего ребенка. На помощь приходят взрослые:
учитель и родители.
Необходимо создать педагогическое пространство,
где каждый ребенок – это творец, исследователь,
мыслитель, где каждый ребенок нацелен
на успех Одной из образовательных технологий
,позволяющей творческой личности самореализоваться
, а учителю отследить путь к успеху ученика,
является технология работы с портфолио.
1) Отразить на этапе контроля развивающие принципы. Создать личностно-ориентированную практикой массовой школы и официальными нормами оценивания
2) Сделать ученика
полноправным участником
Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Пример: Ученикам объявляется: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца
Правило 2. Кто оценивает?
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и
(если требуется)
отметку, когда показывает
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Предполагает освоение учениками …алгоритма самооценки (вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось
получить результат? Найдено
3 шаг. Справился
полностью правильно или с
незначительной ошибкой (какой,
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?».
Как пользоваться правилом
Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки:
1 шаг. Учитель
выбирает уроки, на которых мож
Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе).
2 шаг. При
планировании урока учитель выб
алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.
Формирование умения самооценки :
1 шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика)
2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал):
1.Задание? (приучаем помнить цель)
2.Выполнил? (учим сопоставлять цель и результат)
3.Правильно? (учим признавать ошибки)
4.Сам? (учим анализировать процесс исполнения)
5. Какая отметка? (учим различать уровни - поправляем завышение или занижение).
3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.
4 шаг. Постепенно
вместо проговаривания вопросов
Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.
5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.
Базовое умение самооценки сформировано. Формирование умения самооценки [12,с 24.]
Использование сформированного умения самооценки :
1 шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал.
2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается:
после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика:
«цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п.
Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.
Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции[8,с.25]
Использование сформированного умения самооценки (окончание).
3 шаг. После
проверки письменных работ, уче
Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.
Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.
Не все ученики будут готовы признать свои ошибки.
Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет![26,с 26]
Средство развития самооценки – Дневник школьника
Пример из «Личного еженедельника »
1.Эмоциональная оценка.
2.Учимся первым двум шагам.
3.Весь порядок на успешном решении
4.Признавать ошибки
5.Признавать неудачу
6.Используем целиком[26,с.27]
Стандартный уровень технологии оценивания
(+правила 3 и части 4, 6, 7)[ 26,с.28.]
Правило 3. Число отметок
«За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»
ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)
ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и сколько ставить отметок?[26,с. 29]
Правило 4. Где накапливать оценки?
В таблицах результатов образования и в портфеле достижений!
Таблицы результатов образования –составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик: предметных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных- неперсонифицированных.
Портфель достижений - сборник работ и результатов, демонстрирующих усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях: входная выходная, текущие достижения, проекты и т.д.[30,с.26]Таблица результатов (требований).
Отметка выставляется в таблицу результатов (блокнот учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения задачи. Минимум – учитель 1-2 раза в четверть после контрольной работы. Максимум – учитель и ученики регулярно.
Пример:
Умения 1-й линии развития – Объяснять мир.Объяснять значение круговорота веществ в природе.
Приводить примеры живых организмов разных «профессий».
1 шаг. В таблицу требований (в своих рабочих материалах) учитель выставляет все необходимые ему отметки (за текущие ответы, за проверочные работы и т.д.) в той шкале отметок, которую он выбрал
2 шаг. В традиционный журнал учитель переносит отметки, необходимые для
правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы).
Отметки выставляются в той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, 5-балльная). использование таблицы результатов:
Примерная структура портфеля достижений
1. «Кто я и
чего хочу». Личностная
2. «Чему я научился на всех предметах»: работа с информацией, общение с людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков. Этот раздел отражает личностные и метапредметные результаты – универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
3. «Чему я
научился на разных предметах» .