Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании,
изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования
историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Задачи:
Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко –
обществоведческих знаний;
Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой
педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по
данной проблеме;
Составить практические рекомендации по формированию историко –
обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в
начальной школе
1.1 Цели современного исторического образования
Тенденции современного исторического образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала
Развитие методики преподавания истории в начальной школе.
Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в
начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение

Файлы: 1 файл

Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе.docx

— 106.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава  1.  Теоретические  основы формирования общественно –  исторических знаний в

начальной школе 

1.1      Цели современного  исторического образования 

 Тенденции современного  исторического образования

Выводы по первой главе

Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала

 Развитие методики  преподавания истории в начальной  школе.

Современные   методики   преподавания  историко  –  обществоведческих  знаний  в

начальной школе 

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Глоссарий по категориальному  аппарату

Глоссарий по персоналиям 

Приложение 

Введение

 

Актуальность  исследования:  современное  состояние  в  преподавании  истории  и

обществознания  непосредственно  связано  с  развитием  и  внедрением историко –

обществоведческих   знаний   на   начальном   этапе.  Из  актуальности  вытекает

противоречия  в  решении  такой  проблемы.  В  современных  условиях потребность

введения  в  начальную  школьную исторического потенциала, но в реальной практике

в  сельских  общеобразовательных  школах  не  вводится  предмет  история, поэтому

возникшая  потребность  в  исследовании,  при  таких  условиях возможно изучение

историко – обществоведческих  знаний в начальной школе.

Цель  нашего  исследования  является  в  определении, теоретическом  обосновании,

изучения   педагогического   опыта  и  в  практическом  реализации  формирования

историко – обществоведческих  знаний в начальной школе.

Объект  исследования: содержание историко – обществоведческих знаний в начальной

школе.

Предмет  исследования:  процесс  формирования  у  младших  школьников историко –

обществоведческих знаний.

Гипотеза:  процесс  историко  –  обществоведческих  знаний будет  эффективным при

введение  детей  в  содержание  обучения  с III класса отдельных самостоятельных

уроков  истории  и обществознания, где в доступной форме ученики  начальной школы

включены в историко –  обществоведческую деятельность.

Задачи:

Выявить   теоретические   подходы   к   пониманию  по  формированию  историко  –

обществоведческих знаний;

Проанализировать  методику  организации  уроков  истории  и  имеющийся передовой

педагогический  опыт  в  преподавании  исторических  знаний в начальной школе по

данной проблеме;

Составить    практические    рекомендации    по    формированию    историко    –

обществоведческих знаний в  младшем школьном возрасте.

Теоретико   -   методологические  основы  исследования  составили  теоретические

положения,  содержащиеся  в  работах отечественных авторов  по данной теме: таких

как  Данилов  Д.Д.,  Стрелова  Р.Ю.,  Шамигулова О.А.; сведения из периодической

печати, разработки уроков и  наблюдения.

Методы   исследования:   анализ,   синтез,   обобщение,  анализ  педагогической,

психологической,  методической  литературы, анкетирование, беседа; анализ данных

анкетного опроса; качественная обработка полученных результатов.

Теоретическая  значимость:  изучение  литературы  по  данной теме имеет глубокую

направленность теоретического осмысления, имеющего потенциала применения.

Практическая  значимость:  практическая  направленность  в  применении историко –

обществоведческих знаний в  учебной деятельности в начальной  школе.

База  исследования:  МОУ  СОШ с. Новый Курмаш Кушнаренковского района Республики

Башкортостан 

Апробация:   выступил  по  данной  теме  на  методическом  объединении  учителей

гуманитарных предметов, педсовете школы.

ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО –  ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ.

 

1.1. Цели современного  исторического образования.

 

Изучение   историко-обществоведческих   знаний   в   школе   -  база  для  всего

гуманитарного  образования  и  основа  для  формирования  собственной жизненной

позиции   человека.   Объектом   изучения   истории  является  прошлое  людей  и

человечества   в  их  естественном  и  социальном  развитии  (человек,  природа,

общество).  Предмет  изучения  исторической науки - прошлое в его  конкретности и

неповторимости.  Историческое  образование  необходимо  для  социальной  памяти

человечества,  без  него  нарушается историческая и культурная преемственность,

связь  времен  и  поколений. Это - средство приобщения школьников к достижениям

отечественной  и  мировой  культуры,  общечеловеческим ценностям. Это - условие

воспитания  любви  к  Родине и гражданственности. Изучение истории способствует

формированию   у   учащихся  собственных  ценностных  ориентации  и  убеждений,

полезных  в  социальном  общении  и  гражданском  поведении.  Исходя из данного

понимания  функций  исторического  образования, обратим внимание на особенности

освещения историко-обществоведческих  знаний в начальной школе.

Психолого-педагогическими    характеристиками    младшего   школьного   возраста

являются:  эмоциональность,  любознательность,  в  мышлении  -формирование к 3-4

классу  возможности  построения  оценочных  суждений,  основанных  на анализе и

синтезе,  обобщении  и  элементарной  абстракции.  Младший  школьный  возраст -

период  постижения  окружающего  мира: природы, человеческих отношений. У ребенка

вырабатываются  навыки  общественного  поведения  (ответственность  за поступки,

взаимопомощь   и   пр.),  интенсивно  формируются  почти  все  интеллектуальные,

социальные и нравственные качества.[5,27]

В  этой  связи необходимо выделить особую роль изучения отечественной истории в

воспитании  личности  младшего  школьника.  Еще в  начале XX века отмечалось, что

«никакая  другая  область  знаний  и  впечатлений  не дает такого материала для

гуманного   воспитания  и  развития  ученика.  Историческое  чтение  воспитывает

историческую  мысль  и  чувство».  В мировой образовательной практике до второй

половины  XX  века  традиционной  считалось, что историю изучают  для запоминания

исторических  фактов  и  извлечения из истории положительных примеров. Главное

внимание  в  историческом  образовании  в  этот  период,  как правило, уделялось

формированию  патриотических  идей,  государственных  ценностей, в частности, в

России  традиционно  считалось,  что  история - это «хранилище уроков». При этом

извлечении   из   истории   положительных  примеров  и  называлось  «воспитанием

истории».  Однако,  начиная  примерно  с 1970-х гг. в мировой педагогике начало

утверждаться  мнение,  что  главная  цель изучения истории  в школе заключается в

формировании   гражданских  качеств  личности,  навыков  социального  поведения,

прежде   всего   навыка   «критического  мышления».  В  странах  демократической

ориентации   этот   принцип  постепенно  возобладал  в  системах  исторического

образования.[23,16]

До  недавнего  времени  историческое образование начиналось в основной школе с V

класса  пропедевтическим  курсом  истории  Отечества.  Историческая пропедевтика

обеспечивала   переход   от   интегративной  начальной  ступени  образования  к

предметной,  формировала  представления,  связанные с основными  характеристиками

истории,  пробуждающими  интерес  к  предмету.  В  начале  90-х г.г., в связи с

переходом   от   линейной   к   концентрической   структуре  учебных  предметов,

Министерство  образования  РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику

из основной в начальную школу.

Сегодня   образовательная  область  «Обществознание»  включена  в  обязательный

предмет  «Окружающий  мир»,  который  призван  интегрировать  знания о человеке,

природе и обществе.

В  соответствии с базисным учебным планом образовательный  компонент «Окружающий

мир» может быть представлен  в двух вариантах:

I - интегрированным курсом  «Окружающий мир» с I по IV класс;

II   -   курсом   «Окружающий   мир»   в   I  -  II  классах,  природоведение  и

пропедевтическим курсом истории в III - IV классах.

Изучение данного предмета направлено на достижение следующих  целей:

-  развитие  умений  наблюдать, характеризовать, анализировать,  обобщать объекты

окружающего мира, рассуждать, решать творческие ,задачи;

-  освоение  знаний  об  окружающем  мире,  единстве  и  различиях природного и

социального; о человеке и его месте в природе и  обществе;

-   воспитание   позитивного   ценностного   отношения   к   окружающему   миру,

экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств.

Обязательный  минимум  содержания  начального  общего  образования  в этой части

включает разделы: «Общество» и «История Отечества».

Раздел   «Общество»   нацеливает   на   формирование   у   младших   школьников

представлений   о  родной  стране,  ее  законах,  государственной  символике  и

праздниках,  семье,  нормах морали, культуре общения, многообразии современного

мира.

Раздел  «История  Отечества» предусматривает предварительное (пропедевтическое)

знакомство   учащихся  с  далеким  и  недавним  прошлым  родной  страны  и  края

(исторические события,  достижения культуры, быт наших  предков).

Такое  содержание  историко-обществоведческого  материала  формирует социальные

представления  у  школьников:  понимание  места  человека  в  обществе,  правила

поведения  в  общественных  местах.  Дети подходят к освоению различных понятий:

Родина,  страна,  город,  закон,  право,  правительство  и др., которые являются

основой   социального  развития.  Яркие  события  и  явления  истории  позволяют

осмыслить  значимость  изучаемых  фактов  для  жизни  человека,  принять  их как

ценность, выстраивать свое поведение с ценностных позиций.

В  современной  ситуации,  когда  история  Отечества  в  основной школе изучается

только  после  цивилизаций  Древнего  мира  и  Средневековья, большое значение в

воспитании   у   подрастающего   поколения   ценностного   отношения  к  Родине,

историческому    прошлому,    традициям    и   культуре   приобретает   изучение

историко-обществоведческих  знаний в начальной школе.

Зародыш  исторического  интереса, по словам Л.Н. Толстого, появляется вследствие

познания   современной   жизни,  иногда  участия  в  ней.  Интерес  к  прошлому

проявляется  очень  рано.  Оно  привлекает  новизной,  своей необыкновенностью.

Ребенок  6-8  лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети тоже

удивляются  прошлому,  но  уже  не  воспринимают его как сказку, хотя интерес к

нему  не  исчезает.  Ученик  III  -IV  классов  уже  хочет знать, где правда, где

вымысел.  Стремление  и  умение  различать  быль  от  сказки  - одна из главных

предпосылок  изучения истории. Без этого изучение истории не приведет к желаемой

цели.  В  сознании  ребенка  будут  мирно  сосуществовать  сказочные и реальные

сюжеты и герои.

В.А.  Сухомлинский  считал:  «добиться  того,  чтобы  воспитанника уже в детстве

волновало   настоящее   и  будущее  Отчизны  —  одна  из  важнейших  предпосылок

предотвращения  моральных  срывов в годы отрочества. Гражданские мысли, чувства,

тревоги,   гражданский   долг,   гражданская   ответственность   -  это  основа

человеческого   достоинства»,   он  также  отмечал,  что  уже  младших  учащихся

необходимо  знакомить  с широким кругом исторических событий; читать им рассказы

о  прошлом  человечества, «когда в сознании ребёнка формируется  первое понятие о

добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчести».[13]

Современные  методисты  Ворожейкина  Н.И., Студеникин М.Т., Соловьев В.М. также

убеждают,  что  события  отечественной истории более  близки и доступны детям, чем

факты   истории   зарубежных   стран.  Подобно  тому,  как  приобщение  к  языку

принципиально  важно  начинать  с  родной  речи,  к  изучению истории лучше всего

приступать,  знакомя  детей  именно  с  отечественной  историей. Здесь школьники

получают  первые  представления  о  долгом  и  трудном  пути,  пройденном нашим

Отечеством, об идущих вглубь столетий корнях.

 

 Тенденции современного  исторического образования. 

 

Современные    тенденции   современного   исторического   образования   отражены

непосредственно  в  образовательном  стандарте  начального общего образования  по

окружающему миру.

Изучение  окружающего  мира в начальной школе направлено на достижение следующих

целей:

–  развитие  восприятия как умения наблюдать, воображения  как основы для решения

творческих  задач,  мышления  как умения анализировать, обобщать и др., речи как

умения характеризовать  объект, рассуждать, поддерживать учебный  диалог;

– освоение знаний о человеке и его месте в природе и  в обществе;

–      воспитание      позитивного      эмоционально-ценностного      отношения,

духовно-нравственной  культуры,  патриотических чувств; формирование потребности

участвовать  в  разнообразной  поисковой, творческой созидательной  деятельности в

социуме.

Обязательный минимум  содержания основных образовательных  программ

 

Человек  –  член  общества.  Взаимодействие  людей  в  обществе (труд, общение).

Информация о работе Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе