Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа
Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании,
изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования
историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Задачи:
Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко –
обществоведческих знаний;
Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой
педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по
данной проблеме;
Составить практические рекомендации по формированию историко –
обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в
начальной школе
1.1 Цели современного исторического образования
Тенденции современного исторического образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала
Развитие методики преподавания истории в начальной школе.
Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в
начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в
начальной школе
1.1 Цели современного исторического образования
Тенденции современного исторического образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала
Развитие методики
преподавания истории в
Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в
начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Глоссарий по категориальному аппарату
Глоссарий по персоналиям
Приложение
Введение
Актуальность исследования: современное состояние в преподавании истории и
обществознания непосредственно связано с развитием и внедрением историко –
обществоведческих знаний на начальном этапе. Из актуальности вытекает
противоречия в решении такой проблемы. В современных условиях потребность
введения в начальную школьную исторического потенциала, но в реальной практике
в сельских общеобразовательных школах не вводится предмет история, поэтому
возникшая потребность в исследовании, при таких условиях возможно изучение
историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании,
изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования
историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Объект исследования: содержание историко – обществоведческих знаний в начальной
школе.
Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников историко –
обществоведческих знаний.
Гипотеза: процесс историко – обществоведческих знаний будет эффективным при
введение детей в содержание обучения с III класса отдельных самостоятельных
уроков истории и обществознания, где в доступной форме ученики начальной школы
включены в историко –
обществоведческую
Задачи:
Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко –
обществоведческих знаний;
Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой
педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по
данной проблеме;
Составить практические рекомендации по формированию историко –
обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.
Теоретико - методологические основы исследования составили теоретические
положения, содержащиеся в работах отечественных авторов по данной теме: таких
как Данилов Д.Д., Стрелова Р.Ю., Шамигулова О.А.; сведения из периодической
печати, разработки уроков и наблюдения.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, анализ педагогической,
психологической, методической литературы, анкетирование, беседа; анализ данных
анкетного опроса; качественная обработка полученных результатов.
Теоретическая значимость: изучение литературы по данной теме имеет глубокую
направленность теоретического осмысления, имеющего потенциала применения.
Практическая значимость: практическая направленность в применении историко –
обществоведческих знаний в учебной деятельности в начальной школе.
База исследования: МОУ СОШ с. Новый Курмаш Кушнаренковского района Республики
Башкортостан
Апробация: выступил по данной теме на методическом объединении учителей
гуманитарных предметов, педсовете школы.
ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО – ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
1.1. Цели современного исторического образования.
Изучение историко-обществоведческих знаний в школе - база для всего
гуманитарного образования и основа для формирования собственной жизненной
позиции человека. Объектом изучения истории является прошлое людей и
человечества в их естественном и социальном развитии (человек, природа,
общество). Предмет изучения исторической науки - прошлое в его конкретности и
неповторимости. Историческое образование необходимо для социальной памяти
человечества, без него нарушается историческая и культурная преемственность,
связь времен и поколений. Это - средство приобщения школьников к достижениям
отечественной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям. Это - условие
воспитания любви к Родине и гражданственности. Изучение истории способствует
формированию у учащихся собственных ценностных ориентации и убеждений,
полезных в социальном общении и гражданском поведении. Исходя из данного
понимания функций исторического образования, обратим внимание на особенности
освещения историко-обществоведческих знаний в начальной школе.
Психолого-педагогическими характеристиками младшего школьного возраста
являются: эмоциональность, любознательность, в мышлении -формирование к 3-4
классу возможности построения оценочных суждений, основанных на анализе и
синтезе, обобщении и элементарной абстракции. Младший школьный возраст -
период постижения окружающего мира: природы, человеческих отношений. У ребенка
вырабатываются навыки общественного поведения (ответственность за поступки,
взаимопомощь и пр.), интенсивно формируются почти все интеллектуальные,
социальные и нравственные качества.[5,27]
В этой связи необходимо выделить особую роль изучения отечественной истории в
воспитании личности младшего школьника. Еще в начале XX века отмечалось, что
«никакая другая область знаний и впечатлений не дает такого материала для
гуманного воспитания и развития ученика. Историческое чтение воспитывает
историческую мысль и чувство». В мировой образовательной практике до второй
половины XX века традиционной считалось, что историю изучают для запоминания
исторических фактов и извлечения из истории положительных примеров. Главное
внимание в историческом образовании в этот период, как правило, уделялось
формированию патриотических идей, государственных ценностей, в частности, в
России традиционно считалось, что история - это «хранилище уроков». При этом
извлечении из истории положительных примеров и называлось «воспитанием
истории». Однако, начиная примерно с 1970-х гг. в мировой педагогике начало
утверждаться мнение, что главная цель изучения истории в школе заключается в
формировании гражданских качеств личности, навыков социального поведения,
прежде всего навыка «критического мышления». В странах демократической
ориентации этот принцип постепенно возобладал в системах исторического
образования.[23,16]
До недавнего времени историческое образование начиналось в основной школе с V
класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика
обеспечивала переход от интегративной начальной ступени образования к
предметной, формировала представления, связанные с основными характеристиками
истории, пробуждающими интерес к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с
переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов,
Министерство образования РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику
из основной в начальную школу.
Сегодня образовательная область «Обществознание» включена в обязательный
предмет «Окружающий мир», который призван интегрировать знания о человеке,
природе и обществе.
В соответствии с базисным учебным планом образовательный компонент «Окружающий
мир» может быть представлен в двух вариантах:
I - интегрированным курсом «Окружающий мир» с I по IV класс;
II - курсом «Окружающий мир» в I - II классах, природоведение и
пропедевтическим курсом истории в III - IV классах.
Изучение данного предмета направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений
наблюдать, характеризовать,
окружающего мира, рассуждать, решать творческие ,задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и
социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру,
экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств.
Обязательный минимум содержания начального общего образования в этой части
включает разделы: «Общество» и «История Отечества».
Раздел «Общество» нацеливает на формирование у младших школьников
представлений о родной стране, ее законах, государственной символике и
праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного
мира.
Раздел «История Отечества»
предусматривает
знакомство учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны и края
(исторические события, достижения культуры, быт наших предков).
Такое содержание историко-обществоведческого материала формирует социальные
представления у школьников: понимание места человека в обществе, правила
поведения в общественных местах. Дети подходят к освоению различных понятий:
Родина, страна, город, закон, право, правительство и др., которые являются
основой социального развития. Яркие события и явления истории позволяют
осмыслить значимость изучаемых фактов для жизни человека, принять их как
ценность, выстраивать свое поведение с ценностных позиций.
В современной ситуации, когда история Отечества в основной школе изучается
только после цивилизаций Древнего мира и Средневековья, большое значение в
воспитании у подрастающего поколения ценностного отношения к Родине,
историческому прошлому, традициям и культуре приобретает изучение
историко-обществоведческих знаний в начальной школе.
Зародыш исторического интереса, по словам Л.Н. Толстого, появляется вследствие
познания современной жизни, иногда участия в ней. Интерес к прошлому
проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, своей необыкновенностью.
Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети тоже
удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказку, хотя интерес к
нему не исчезает. Ученик III -IV классов уже хочет знать, где правда, где
вымысел. Стремление и умение различать быль от сказки - одна из главных
предпосылок изучения истории. Без этого изучение истории не приведет к желаемой
цели. В сознании ребенка будут мирно сосуществовать сказочные и реальные
сюжеты и герои.
В.А. Сухомлинский считал: «добиться того, чтобы воспитанника уже в детстве
волновало настоящее и будущее Отчизны — одна из важнейших предпосылок
предотвращения моральных срывов в годы отрочества. Гражданские мысли, чувства,
тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность - это основа
человеческого достоинства», он также отмечал, что уже младших учащихся
необходимо знакомить с широким кругом исторических событий; читать им рассказы
о прошлом человечества, «когда в сознании ребёнка формируется первое понятие о
добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчести».[13]
Современные методисты Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т., Соловьев В.М. также
убеждают, что события отечественной истории более близки и доступны детям, чем
факты истории зарубежных стран. Подобно тому, как приобщение к языку
принципиально важно начинать с родной речи, к изучению истории лучше всего
приступать, знакомя детей именно с отечественной историей. Здесь школьники
получают первые представления о долгом и трудном пути, пройденном нашим
Отечеством, об идущих вглубь столетий корнях.
Тенденции современного исторического образования.
Современные тенденции современного исторического образования отражены
непосредственно в образовательном стандарте начального общего образования по
окружающему миру.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
– развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения
творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как
умения характеризовать объект, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
– освоение знаний о человеке и его месте в природе и в обществе;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения,
духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности
участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в
социуме.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение).