Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании,
изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования
историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Задачи:
Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко –
обществоведческих знаний;
Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой
педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по
данной проблеме;
Составить практические рекомендации по формированию историко –
обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в
начальной школе
1.1 Цели современного исторического образования
Тенденции современного исторического образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала
Развитие методики преподавания истории в начальной школе.
Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в
начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение

Файлы: 1 файл

Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе.docx

— 106.46 Кб (Скачать файл)

в  поступке девушки? и.т.д. В ходе беседы детей можно подвести к пониманию того,

что  ценность поступка Даши в проявлении высших чувств во имя  главной ценности -

человеческой  жизни.  Таким  образом,  беседа  выстраивается  по  принципу:  «от

явления  жизни - к закономерности - закономерность как норма жизни». Проявление

милосердия  по  отношению  к  другому  человеку  должно  утвердиться в качестве

ценности,   стать   «нормой   жизни»,  условием  счастливой  и  достойной  Жизни

человека.

Одним  из  важных  условий  успешности воздействия педагога, П.М.Якобсон  выделяет

верный  тон,  правильную  экспрессия, отчетливо выявляющееся отношение учителя к

излагаемым  фактам,  экспрессию, которая «дойдет» до каждого ученика, «заразит»

его.

При  работе  с картиной, отражающей различные исторические события или явления,

создать    эмоциональную   ситуацию   на   уроке   можно   с   помощью   приема

персонификации.

Например,  (при  изучении  Отечественной  войны 1812 года) рассматривая картину

А.Д.  Кившенко  «Военный  совет в Филях», детям предлагается рассказать событие

от  имени  офицера  Н.Н.  Раевского,  или адъютанта  П.С. Кайсарова, или от имени

самого  М.И.  Кутузова.  Такой  прием  позволяет  младшему  школьнику  пережить

чувства,  состояния  героев,  понять  их  поступки, прикоснуться к ценностям той

эпохи.   Воображаемый   диалог,   который   может   происходить   между  героями

изображенными  на  картине,  известен  как прием драматизации. Персонажи картины

становятся  как  бы  действующими  лицами  маленького  спектакля;  слова  за них

придумывают   сами   учащиеся.  Для  «оживления»  на  уроке  истории  необходимо

подбирать  доступные  пониманию  младшего  школьника  сюжеты  картин,  точно  и

колоритно  отображающие  изучаемую  эпоху,  события.  Например, Б.М. Кустодиев -

«Школа  Московской  Руси»,  A.M.  Васнецов - «Новгородский торг», В.И. Лебедев -

«Продажа  крепостных  крестьян», Е.Е. Лансере -«Полтавская  победа», Е.В. Ванюков

-  «Штурм  Измаила»  и  другие.  Использование  описанных  приемов  в  работе с

произведениями  живописи на уроке истории, способствует не только формированию у

учащихся   умений  анализировать  изобразительный  ряд,  критично  воспринимать

увиденное,   извлекать   информацию   из   сюжета   картины,   но   и   решению

воспитательных задач.

В  ролевых  играх участники  на основе жизненных или художественных впечатлений,

самостоятельно  или с  помощью организаторов, творчески воспроизводят социальные

отношения или материальные объекты. Игры вносят творческий характер.

Таким  образом,  продуманная  и  организованная педагогом ролевая  игра на основе

изучаемого   историко-обществоведческого  материала,  поможет  создать  ситуацию

эмоционального  переживания,  способствующую  переводу общественных ценностей во

внутренний план личности.

В  исследовании  Махлаха  Е.С.  замечено,  что  «для развертывания  ролевой игры

необходимо,  чтобы  дети  не  только  хорошо  знали ту область действительности,

которая  составляет  сюжет  игры,  но  чтобы  у  них  было  также и определенное

отношение  к  этой  области  и  к  характерам  тех  людей,  которых  они должны

изображать  в игре, сопереживание  с героями и проникновение  в их ценности». [18]

Поэтому   нужен   эмоционально   насыщенный,   методически   грамотный   урок  с

привлечением  наглядных  и  технических  средств  обучения.  Чем  выше  уровень

интеллектуального  развития  учащихся, тем более интересны  для них ролевые игры.

Чтобы  участвовать  в  ролевой  игре, учащиеся должны достаточно глубоко владеть

знаниями  по  той  или  иной  теме.  Ролевой  игре  предшествует предварительная

подготовка,    несущая    большую    дидактическую   нагрузку.   Она   включает

самостоятельный  поиск  и  восприятие  информации,  ее творческую переработку в

соответствии с условиями  ролевой игры.

Обобщая  сказанное,  отметим  особенности  организации  ролевых  игр на уроках в

изучении историко-обществоведческого материала:

1) использование в играх  образного и событийного исторического  материала;

2)  предварительная подготовка  к игре, обеспечивающая глубокие  знания школьников

по темам курса;

3)  проявление в игре  трех уровней познавательной  деятельности (воспроизводящий,

преобразующий, творческо-поисковый);

4) продолжительность но  времени - урок, иногда сдвоенный  урок;

5) нечастое применение (3-4 сюжетно-ролевые игры в течение  учебного года);

6)   сюжетом  ролевой   игры,  организованной  на  уроке   могут  быть  изученные

исторические события  или явления, деятельность исторических персоналий.

Игра  «Встреча  во  времени».  Может  быть  организована  после изучения эпохи,

периода  правления,  крупного  события  в  истории.  Класс  делится на группы и

каждая  из  которых  представляет  собой определенные слои населения, социальные

группы,   современников   обсуждаемого   исторического  деятеля.  Они  получили

возможность  встретиться  с  потомками,  путешествующими  на «корабле времени» и

рассказать  им о своей  эпохе. Задача группы «путешественников» - отрезюмировать:

что  было  важным, значимым для людей того времени, какой  заметный положительный

след в истории оставила обсуждаемая личность.

Например,  «встреча  во времени» с современниками Петра I. Класс делится на пять

групп: (задания для каждой группы можно сообщить предварительно)

1-я группа - путешественники  во времени.

Задание:  подготовить  краткую общую характеристику об эпохе Петра, опираясь на

высказывания историков(1-2), а также вопросы к современникам Петра I.

2-я группа - представители  Сената.

Задание:  подготовить  рассказ об основных событиях, делах  Петра I, изменениях в

управлении страны, расходах государства.

3-я группа - дворянские  дети.

Задание:   рассказать   о  новшествах  в  положении  дворянства,  их  обучении,

требованиях царя.

4 -я группа - рекруты-участники  Северной войны.

Задание:  сообщить  об  особенностях  жизни  рекрутов,  об  участии в Полтавской

баталии, в морских сражениях.

5 - группа - крестьяне.

Задание:    рассказать    о    положении    крестьян,    строительстве    города

Санкт-Петербурга, об участии  в башкирских, восстаниях 1711 года.

Реконструкция  прошлого  в  данной  игре  позволяет не только развить у учащихся

историческое воображение, но и осмыслить содержание ценностей 

Жизнь,  Человек,  Общество,  Знания,  Любовь к Родине в контексте  того времени,

сформировать отношение  к ним посредством «вживания» в образы.

Прием  «ассоциации»  целесообразно  использовать как на обобщающих уроках, так и

иа каждом уроке для  рефлексии изучаемого материала.

Учитель  называет  событие,  обсуждаемое  на уроке, или исторического  деятеля, о

котором  шла  речь.  Учащиеся  должны  подобрать  к  нему из предложенного набора

ценностей  (на  доске  или  на  экране  слова  Жизнь,  Человек,  Права человека,

Свобода,  Любовь  к  Родине,  Знание,  Мир  на  Земле  и  др.)  одну,  с которой

ассоциируется  данное  событие  или личность, и обосновать свой выбор. Например,

при  изучении  Киевской  Руси,  учитель  указывает на Ярослава Мудрого. Ученики

называют  слово(ценность)  из набора, с которой он ассоциируется. Ярослав Мудрый

может  ассоциироваться  с  ценностью Знания, тогда, как правило дети объясняют,

что  именно  он  открыл  на Руси до 300 учебных заведений. Другие могут назвать

ценность  Права  человека  или Порядка., обосновывая это  созданием первого свода

законов «Правды Ярослава»  и т.д.

Для  успешного  выполнения  этого  задания,  дети должны иметь  хорошие знания по

рассматриваемому  материалу.  Набор  предлагаемых  ценностей  рассмотрен  нами в

предыдущей  главе.  Однако,  учитель,  вводя на первых уроках понятие «ценность»

(то,  что значимо для  достойной и счастливой жизни  человека), в дальнейшем может

дополнять  список  ценностей-условий.  Можно  предложить учащимся самостоятельно

порассуждать:  имеет  ли  то  или иное понятие ранг ценности. Например, законы.

Какими  они  должны  быть?  Демократия?  Свобода?  Религия? Терпимость к другим?

Любовь?  и  т.д.  И, наоборот, с точки зрения ценности Жизни, Человека, значимо

ли то или иное изучаемое  событие, поступки людей и почему?

Обозначим  этапы  деятельности  педагога  в  воспитании  ценностного  отношения к

окружающему миру:

1.  Формирование  у   учеников понятий и представлений  об изучаемом объекте через

выявление значимости данного  объекта для Жизни, для Человека.

2.   Подведение   к   первичному  переживанию  ценности,  путем  воздействия  на

эмоциональную сферу ребенка, создания эмоциональной ситуации.

3.  Включение переживания  в эмоциональный опыт ребенка  через реализацию эмоций в

действии, поступке.

4.  Рефлексия.  Создание  ситуации  для  осознания   ребенком своего отношения к

другим  людям,  социальным явлениям, природе, миру вещей; определения  раритетов,

ценностей.

Заключение

 

Изучив   теоретические   основы   и  существующий  на  данный  момент  передовой

педагогический  опыт внедрения  историко - обществоведческого материала  по данной

теме  установилось  то,  что  связь  истории  и  обществознания,  которая сейчас

существует  в  начальной  школе  не  отвечает  современным  требованиям овладения

ценностями  истории,  человечества.  Только  разработанные  отдельные специальные

курсы  для  системы  образования  «Школа  2100»  ,  разработанные Д.Д.Даниловым,

С.В.Тырином  для  III-IV классов  образовательных учреждений отвечают содержанию,

требованиям  программы  и  государственного  стандарта  образования  в начальной

школе.  Предложенный  учебник  входит  в  систему  «2100», а эта система является

государственной,  рекомендовано  министерством  образования Российской Федерации

как  государственная,  поэтому  в условиях изменения  системы образования и новых

подходов  к  образованию  на  основе  компетентностного  подхода, когда у каждого

школьника    нужно    формировать    исследовательские,    базовые,   личностные

компетентности  введения  учебника  способствует  активному  решению поставленных

задач перед школой.

Таким  образом,  данный курс выступает содержательно –  методическим обеспечением

формирования  у  младших  школьников  ценностного отношения  к окружающему миру и

определяет  содержание,  формы  и  методы  начального  образования,  обеспечивая

личностно  –  смысловую  наполненность исторического знания; способствуя развитию

эмоционального   школьников  через  включение  в  жизнь  социума;  стимулируя  к

использованию   ценностей   в  качестве  ориентира  в  собственных  действиях  и

поступках.

Данная  курсовая  работа  поставленной цели добилась и задачи выполнены в полном

объеме.  Был  накоплен  и  систематизирован  передовой  педагогический  опыт  по

изучению  и  формированию историко – обществоведческих знаний в начальной школе,

анализируя  построение  учебников,  предъявляемые  к  ним обязательным минимумом

образования  стандартом  выяснилось  то, что выдвинутая гипотеза на практическом

уровне  подтверждается,  но  существующие противоречия в  настоящее время не дают

полностью   внедрить   данный  учебный  курс  в  связи  с  различными  системами

образования,  существующих  сейчас  в  стране.  Данные  анализа  методической  и

учебной  литературы,  сбор и отработка результатов  собранной информации, синтеза

результатов   позволили   выявить   прямую   зависимость   между   существующими

комплексами  учебников,  реализующих  историко  –  обществоведческий  ценностный

потенциал в начальной  школе.

Итак,  историко  –  обществоведческие  знания  расширяют  представления  младших

школьников  об  окружающем  мире; позволяют осмыслить понятия  гражданственность,

государство,   мир,  единство,  многообразие  культур,  толерантность,  свобода,

справедливость,  права  человека  и  другие;  осознать значение этих явлений для

жизни   человека.   Целенаправленная   деятельность  педагога,  направленная  на

формирование   у   учащихся  понятий  и  представлений  о  ценностях,  включение

ценностей   в   эмоциональный   опыт   учащихся,   стимулирование  к  реализации

ценностного  переживания  в  действии,  способствуют  возникновению  и  развитию

потенциала изучения историко – обществоведческих знаний в  начальной школе.

 


Информация о работе Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе