Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа
Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании,
изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования
историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Задачи:
Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко –
обществоведческих знаний;
Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой
педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по
данной проблеме;
Составить практические рекомендации по формированию историко –
обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в
начальной школе
1.1 Цели современного исторического образования
Тенденции современного исторического образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала
Развитие методики преподавания истории в начальной школе.
Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в
начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение
Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство
семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к
событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих
впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг.
Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России.
Государственные праздники. Россия на карте.
Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События,
происходящие в стране.
Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные
особенности быта.
Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика
отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города
России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.
История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век.
Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя
Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов;
названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать:
– название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного
города (села);
– государственную символику России;
– государственные праздники.
В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:
– описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и
культуры России. [17]
Историческая и обществоведческая тематика, заложенная в государственном
стандарте для начального общего образования на уровне предмета «Окружающий мир»
предполагает знакомство учащихся с культурно – историческим наследием России и
мира. Таким образом,
содержание, предусмотренное
образовательной области «общество», является на наш взгляд, одним из источников
освоения младшими школьниками ценностей общества и личности в истории в
современном мире. Поэтому при выборе учебника целесообразно учитывать его
информационную ценность и соответствие содержания обязательному минимуму по
данной образовательной области.
Содержание учебников для второго варианта (самостоятельного) преподавания
курса наиболее полно отражает минимум содержания государственного
образовательного стандарта для начальной школы в области «Обществознание», что
способствует формированию у учащихся целостных представлений об историческом
прошлом страны, о событиях и явлениях, происходящих в современном государстве,
мировом сообществе; осмыслению их социально-позитивной значимости. Сведения по
истории структурированы в хронологической последовательности в отличие от
интегрированного курса. Это позволяет формировать у учащихся ретроспективное
мышление, способствующее качественной оценке значимости событий и явлений
прошлого для развития государства, человечества. Внимание к биографии
исторических личностей
на страницах учебников «
делает исторические события более близкими и доступными для понимания младшего
школьника, позволяет «вжиться» в эпоху, осмыслить ценности других людей,
установить диалог. Таким образом, перечисленные аспекты содержания
историко-обществоведческих знаний являются необходимой базой для формирования
ценностного отношения к окружающему миру.
Выводы по первой главе.
Исходя из вышеперечисленных целей, задач современного исторического образования
и тенденций её развития внедрение в начальную школу исторического и
обществоведческого материала обосновано потребностью государства и людей в
области образования.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
2.1 Развитие методики преподавания в начальной школе
Рассмотрим современную ситуацию, сложившуюся вокруг включения историко –
обществоведческих знаний в образовательное пространство начальной школы. До
недавнего времени историческое образование начиналось в основной школе с V
класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика
обеспечивала переход от интегративной начальной ступени образования к
предметной, формировала представления, связанные с основными характеристиками
истории, пробуждающими интерес к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с
переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов,
Министерство образования РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику
из основной школы в начальную.
Сегодня учебный план четырехлетней начальной школы предусматривает
преподавание пропедевтических курсов истории и обществознания в Ш - IV классах.
Две образовательные области - «Естествознание» и «Обществознание» - объединены
в один образовательный компонент «Окружающий мир», который призван
интегрировать знания о человеке, природе и обществе.
В соответствии с базисным учебным планом образовательный компонент «Окружающий
мир» может быть представлен в двух вариантах:
I - интегрированным курсом «Окружающий мир» с I по IV класс;
II - курсом «Окружающий мир» в I - II классах, естествоведческим и
обществоведческим курсами в III - IV классах.
На изучение обществоведческого курса отводится по одному часу в неделю.
Образовательная область «Обществознание» представлена двумя разделами:
«Общество» и «История Отечества». Раздел «Общество» нацеливает на формирование
у младших школьников представлений о родной стране, ее законах,
государственной символике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения,
многообразии современного мира. Раздел «История Отечества» предусматривает
предварительное (пропедевтическое) знакомство учащихся с далеким и недавним
прошлым родной страны и края (исторические события, достижения культуры, быт
наших предков) чувств.
В настоящее время для начальной школы, в соответствии с различными
концепциями, разработано несколько УМК и образовательная область
«Обществознание» в них представлена в двух вариантах:
1) обществоведческий и естествоведческий материал дается интегрировано, как,
например, в учебниках по окружающему миру Плешакова А.А. -«Мир вокруг нас» (
УМК «Школа России»), Виноградовой Н.Ф. - «Окружающий мир» ( УМК «Школа XXI
века»), Поглазовой О.Т. - «Окружающий мир» (УМК «Гармония»), Саплина А.И.,
Саплиной Е.В., Сивоглазова В.И. -«Окружающий мир» (УМК «Планета знаний»), а
также Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. - «Мы и окружающий мир» (УМК для с-мы
Занкова Л.В.);
2) отдельным курсом,
например, вводный историко-
Д.Д. Данилов, СВ. Тырин) состоит из двух частей: «Мое Отечество» (III класс) и
«Человек и человечество» (IV класс), разработанный в рамках образовательной
программы «Школа 2.100», а также курс для традиционного направления в начальной
школе - «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее», автором которого
является Н.И. Ворожейкина (учебник для Ш класса «Наша Родина в прошлом. Беседы
по истории России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова; учебник для IV
класса «Наша Родина и современный мир. Беседы о России» - авторы Н.И.
Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова, Д.В. Заяц).
Знание и ценности тесно взаимосвязаны, в отдельности от знаний ценности не
существуют. Если говорим о знании, то подразумеваем формы его выражения в
соответствующих значениях. Если говорить о системе ценностей, то имеем в виду
их содержание наполненное смыслом. Для того чтобы вещи, явления имели значение
ценности, они должны быть предварительно информационно нагруженными, т.е.
субъект об этих вещах, явлениях, должен иметь предварительное знание и
суждение, как предпосылочное знание. Такое «предпосылочное» знание
закладывается и на страницах школьных учебников, являясь при этом одним из
условий формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему
миру.
Знание истории позволяет человеку ориентироваться в современном мире, достигать
взаимопонимания между людьми, представляющими различные культурные,
религиозные, этнические традиции, а также расширяет его мировосприятие. Для
того, чтобы человек осознал себя в мировой «реке времен», важно понимать
ценности людей прошедших эпох, их стремления и достижения. Этот опыт бесценен в
начале XXI века, когда от выбора исторического пути, совершаемого каждым
человеком в отдельности, зависит будущее России. Изучение исторического опыта
человечества через осознание ценностей общества, личностей в истории, помогает
представить образ окружающего мира в ретроспективном аспекте, способствует
осмыслению значимости современных социальных событий и явлений, пониманию
окружающих людей и себя в этом мире.
Однако, говоря о реализации ценностного воспитательного потенциала истории,
возникают следующие вопросы: На какой ступени школьного образования следует
начинать «воспитание историей»? Как с помощью исторических знаний помочь
ребенку самоопределить себя в окружающем мире?
История для младших школьников в том или ином виде входит в число предметов, в
учебный план школы, содействуя современному развитию образования в России и
выдвижению на первый план идеи гуманизации личности, демократизации школ,
всестороннего развития личности, гражданственности учащихся.
Известно, что условия для формирования нравственных чувств, этики поведения
(что составляет базу духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка)
создаются в начальных классах. Начальная школа представляет собой фундамент,
на котором основывается обучение и воспитание. Главная идея обучения, которая
закладывается на современном этапе, - это всестороннее развитие ребенка. По
мнению Л.В. Занкова, в развитии мышления школьников история играет
значительную роль, поскольку с ее изучением происходит еще большее расширение
объема мышления, не только в пространстве, но и во времени, что развивает
способность осмысливать прошлое всего человечества, выходящее за пределы личной
жизни и жизни окружающих людей. [15]
Но на пути «омоложения» изучения историко-обществоведческих курсов стоят
психологические препятствия. Младший школьник не готов к изучению гражданской
истории как самостоятельного предмета. Для этого необходим определенный
социальный опыт, накопление разнообразных и содержательных представлений о
современной жизни, о происходящих в ней изменениях. На этой основе зарождается
интерес к прошлому. Зародыш исторического интереса, по словам Л.Н. Толстого,
появляется вследствие познания современной жизни, иногда участия в ней. Интерес
к прошлому проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, своей
необыкновенностью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В
9-10 лет дети тоже удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказку,
хотя интерес к нему не исчезает. Ученик III - IV классов уже хочет знать, где
правда, где вымысел. Стремление и умение различать быль от сказки -одна из
главных предпосылок изучения истории. Без этого изучение истории не приведет к
желаемой цели. В сознании ребенка будут мирно сосуществовать сказочные и
реальные сюжеты и герои.
В.А.Сухомлинский отмечал, что уже младших учащихся необходимо знакомить с
широким кругом исторических событий; читать им рассказы о прошлом человечества,
тогда в сознании ребёнка формируется первое понятие о добре и зле,
справедливости и
Д.Б. Давыдов, Д.Б. Эльконин указывали, что младший школьный возраст - это
особый период в жизни ребенка, когда происходит перестройка всей системы
отношений ребенка с действительностью. В исследованиях Л. И. Божович, Л.С.
Выготского, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Цукерман установлено, что
в младшем школьном возрасте интенсивно формируются интеллектуальные,
нравственные и социальные качества в процессе постижения окружающего мира:
природы, человеческих отношений, деятельности людей. Психолого-педагогическими
особенностями младшего школьника в освоении окружающего мира являются