Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании,
изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования
историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Задачи:
Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко –
обществоведческих знаний;
Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой
педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по
данной проблеме;
Составить практические рекомендации по формированию историко –
обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в
начальной школе
1.1 Цели современного исторического образования
Тенденции современного исторического образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала
Развитие методики преподавания истории в начальной школе.
Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в
начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение

Файлы: 1 файл

Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе.docx

— 106.46 Кб (Скачать файл)

Трудовая  деятельность  людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство

семьи,   бюджет,   деньги.  Интерес  и  эмоционально-положительное  отношение  к

событиям,   происходящим   в  обществе,  их  оценка.  Устные  рассказы  о  своих

впечатлениях по результатам  наблюдений, экскурсий, чтения книг.

Родная  страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная  символика России.

Государственные праздники. Россия на карте.

Конституция   России.   Права   гражданина   России.   Права  ребенка.  События,

происходящие в стране.

Народы,  населяющие  Россию  (2-3):  культура,  национальные обычаи, характерные

особенности быта.

Москва   –   столица  России  (названия  достопримечательностей,  характеристика

отдельных  исторических  событий,  связанных  с  Москвой,  герб столицы). Города

России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.

История  Отечества.  Знакомство  с  понятиями: история, историческое время, век.

Отдельные,  наиболее  важные  и  яркие  события  общественной и культурной жизни

людей;  картины  быта,  труда,  традиций  в разные исторические времена: Древняя

Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.

Страны  и  народы  мира  (общее  представление  о  многообразии  стран, народов;

названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения окружающего  мира ученик должен знать:

–  название  нашей  планеты, родной страны, региона, где  живут учащиеся, родного

города (села);

– государственную символику  России;

– государственные праздники.

В результате изучения окружающего  мира ученик должен уметь:

–  описывать  отдельные  (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и

культуры России. [17]

Историческая   и   обществоведческая   тематика,  заложенная  в  государственном

стандарте  для начального общего образования на уровне предмета «Окружающий мир»

предполагает  знакомство  учащихся с культурно – историческим наследием России и

мира.  Таким  образом, содержание, предусмотренное государственным  стандартом по

образовательной  области  «общество», является на наш взгляд, одним из источников

освоения  младшими  школьниками  ценностей  общества  и  личности  в  истории  в

современном  мире.  Поэтому  при  выборе  учебника  целесообразно  учитывать его

информационную  ценность  и  соответствие  содержания  обязательному  минимуму по

данной образовательной  области.

Содержание  учебников  для  второго  варианта  (самостоятельного)  преподавания

курса    наиболее    полно   отражает   минимум   содержания   государственного

образовательного  стандарта  для начальной школы в области  «Обществознание», что

способствует  формированию  у  учащихся  целостных представлений  об историческом

прошлом  страны,  о  событиях и явлениях, происходящих в современном государстве,

мировом  сообществе; осмыслению их социально-позитивной значимости. Сведения по

истории  структурированы  в  хронологической  последовательности  в  отличие от

интегрированного  курса.  Это  позволяет формировать у учащихся ретроспективное

мышление,  способствующее  качественной  оценке  значимости  событий  и  явлений

прошлого   для   развития   государства,   человечества.  Внимание  к  биографии

исторических  личностей  на страницах учебников «одухотворяет» картины прошлого,

делает  исторические события  более близкими и доступными для понимания младшего

школьника,  позволяет  «вжиться»  в  эпоху,  осмыслить  ценности  других людей,

установить    диалог.    Таким   образом,   перечисленные   аспекты   содержания

историко-обществоведческих  знаний  являются  необходимой  базой для формирования

ценностного отношения к  окружающему миру.

 

Выводы по первой главе.

 

Исходя  из вышеперечисленных  целей, задач современного исторического  образования

и   тенденций   её   развития   внедрение  в  начальную  школу  исторического  и

обществоведческого  материала  обосновано  потребностью  государства  и  людей в

области образования.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

 

2.1 Развитие методики  преподавания в начальной школе

 

Рассмотрим   современную  ситуацию,  сложившуюся  вокруг  включения  историко  –

обществоведческих  знаний  в  образовательное  пространство  начальной школы. До

недавнего  времени  историческое  образование  начиналось  в основной школе с V

класса  пропедевтическим  курсом  истории  Отечества.  Историческая пропедевтика

обеспечивала   переход   от   интегративной  начальной  ступени  образования  к

предметной,  формировала  представления,  связанные с основными  характеристиками

истории,  пробуждающими  интерес  к  предмету.  В  начале  90-х г.г., в связи с

переходом   от   линейной   к   концентрической   структуре  учебных  предметов,

Министерство  образования  РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику

из основной школы в начальную.

Сегодня    учебный   план   четырехлетней   начальной   школы   предусматривает

преподавание  пропедевтических курсов истории и обществознания в Ш - IV классах.

Две  образовательные  области - «Естествознание» и «Обществознание» - объединены

в   один   образовательный   компонент   «Окружающий   мир»,   который   призван

интегрировать знания о человеке, природе и обществе.

В  соответствии с базисным учебным планом образовательный  компонент «Окружающий

мир» может быть представлен  в двух вариантах:

I - интегрированным курсом  «Окружающий мир» с I по IV класс;

II   -   курсом   «Окружающий  мир»  в  I  -  II  классах,  естествоведческим   и

обществоведческим курсами  в III - IV классах.

На изучение обществоведческого курса отводится по одному часу в  неделю.

Образовательная   область   «Обществознание»   представлена   двумя   разделами:

«Общество»  и «История Отечества». Раздел «Общество» нацеливает на формирование

у   младших   школьников   представлений   о   родной   стране,   ее   законах,

государственной  символике  и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения,

многообразии  современного  мира.  Раздел  «История  Отечества»  предусматривает

предварительное  (пропедевтическое)  знакомство  учащихся  с далеким и недавним

прошлым  родной  страны  и края (исторические события, достижения культуры, быт

наших предков) чувств.

В   настоящее   время   для   начальной  школы,  в  соответствии  с  различными

концепциями,    разработано    несколько    УМК    и   образовательная   область

«Обществознание» в них  представлена в двух вариантах:

1)  обществоведческий   и  естествоведческий материал  дается интегрировано, как,

например,  в  учебниках  по  окружающему миру Плешакова  А.А. -«Мир вокруг нас» (

УМК  «Школа  России»),  Виноградовой  Н.Ф.  - «Окружающий мир» ( УМК «Школа XXI

века»),  Поглазовой  О.Т.  -  «Окружающий  мир»  (УМК «Гармония»), Саплина А.И.,

Саплиной  Е.В.,  Сивоглазова  В.И.  -«Окружающий  мир» (УМК «Планета знаний»), а

также  Дмитриевой  Н.Я.,  Казакова  А.Н.  -  «Мы и окружающий мир» (УМК для с-мы

Занкова Л.В.);

2)  отдельным  курсом, например, вводный историко-обществоведческий  курс (авторы

Д.Д.  Данилов,  СВ. Тырин) состоит из двух частей: «Мое Отечество» (III класс) и

«Человек  и  человечество»  (IV  класс),  разработанный в  рамках образовательной

программы  «Школа 2.100», а  также курс для традиционного  направления в начальной

школе  - «Наша Родина и  современный мир. Прошлое и настоящее», автором которого

является  Н.И.  Ворожейкина (учебник для Ш класса «Наша  Родина в прошлом. Беседы

по  истории  России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова; учебник для IV

класса  «Наша  Родина  и  современный  мир.  Беседы  о  России»  -  авторы Н.И.

Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова, Д.В. Заяц).

Знание  и  ценности  тесно  взаимосвязаны,  в отдельности  от знаний ценности не

существуют.  Если  говорим  о  знании,  то  подразумеваем  формы его выражения в

соответствующих  значениях.  Если говорить о системе ценностей, то имеем в виду

их  содержание  наполненное  смыслом. Для того чтобы вещи, явления  имели значение

ценности,  они  должны  быть  предварительно  информационно  нагруженными,  т.е.

субъект  об  этих  вещах,  явлениях,  должен  иметь  предварительное  знание  и

суждение,    как    предпосылочное   знание.   Такое   «предпосылочное»   знание

закладывается  и  на  страницах  школьных  учебников,  являясь при этом одним из

условий  формирования  у  младших школьников ценностного  отношения к окружающему

миру.

Знание  истории позволяет  человеку ориентироваться в современном  мире, достигать

взаимопонимания    между    людьми,   представляющими   различные   культурные,

религиозные,  этнические  традиции,  а  также  расширяет  его мировосприятие. Для

того,  чтобы  человек  осознал  себя  в  мировой  «реке  времен», важно понимать

ценности  людей прошедших  эпох, их стремления и достижения. Этот опыт бесценен в

начале  XXI  века,  когда  от  выбора  исторического  пути, совершаемого каждым

человеком  в  отдельности,  зависит будущее России. Изучение исторического опыта

человечества  через осознание ценностей общества, личностей в истории, помогает

представить  образ  окружающего  мира  в  ретроспективном  аспекте, способствует

осмыслению  значимости  современных  социальных  событий  и  явлений,  пониманию

окружающих людей и себя в этом мире.

Однако,  говоря  о  реализации  ценностного  воспитательного потенциала истории,

возникают  следующие  вопросы:  На  какой ступени  школьного образования следует

начинать  «воспитание  историей»?  Как  с  помощью  исторических  знаний помочь

ребенку самоопределить себя в окружающем мире?

История  для  младших  школьников в том или ином виде входит в число предметов, в

учебный  план  школы,  содействуя  современному развитию образования в России и

выдвижению  на  первый  план  идеи  гуманизации  личности, демократизации школ,

всестороннего развития личности, гражданственности учащихся.

Известно,  что  условия  для  формирования  нравственных чувств, этики поведения

(что  составляет  базу  духовно-ценностной  и  практической  ориентации ребёнка)

создаются  в  начальных  классах. Начальная школа представляет собой фундамент,

на  котором  основывается  обучение и воспитание. Главная идея обучения, которая

закладывается  на  современном  этапе,  -  это всестороннее развитие ребенка. По

мнению   Л.В.   Занкова,   в   развитии   мышления  школьников  история  играет

значительную  роль,  поскольку  с ее изучением происходит еще большее расширение

объема  мышления,  не  только  в  пространстве,  но  и во времени, что развивает

способность  осмысливать  прошлое всего человечества, выходящее  за пределы личной

жизни и жизни окружающих людей. [15]

Но  на  пути  «омоложения»  изучения  историко-обществоведческих  курсов  стоят

психологические  препятствия.  Младший  школьник не готов к изучению гражданской

истории   как   самостоятельного  предмета.  Для  этого  необходим  определенный

социальный  опыт,  накопление  разнообразных  и  содержательных  представлений о

современной  жизни,  о  происходящих в ней изменениях. На этой основе зарождается

интерес  к  прошлому.  Зародыш  исторического интереса, по словам Л.Н. Толстого,

появляется  вследствие познания современной жизни, иногда участия  в ней. Интерес

к   прошлому   проявляется   очень   рано.   Оно   привлекает   новизной,  своей

необыкновенностью.  Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В

9-10  лет дети тоже  удивляются прошлому, но уже не  воспринимают его как сказку,

хотя  интерес  к  нему не исчезает. Ученик III - IV классов уже  хочет знать, где

правда,  где  вымысел.  Стремление  и  умение  различать  быль от сказки -одна из

главных  предпосылок  изучения истории. Без этого изучение истории не приведет к

желаемой  цели.  В  сознании  ребенка  будут  мирно  сосуществовать сказочные и

реальные сюжеты и герои.

В.А.Сухомлинский  отмечал,  что  уже  младших  учащихся  необходимо  знакомить с

широким  кругом исторических событий; читать им рассказы о прошлом  человечества,

тогда   в   сознании   ребёнка  формируется  первое  понятие  о  добре  и  зле,

справедливости и несправедливости, чести и бесчестии.

Д.Б.  Давыдов,  Д.Б.  Эльконин  указывали,  что  младший  школьный возраст - это

особый  период  в  жизни  ребенка,  когда  происходит  перестройка  всей системы

отношений  ребенка  с  действительностью.  В  исследованиях  Л. И. Божович, Л.С.

Выготского,  Н.А.  Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Цукерман установлено, что

в   младшем   школьном   возрасте   интенсивно   формируются  интеллектуальные,

нравственные  и  социальные  качества  в  процессе постижения окружающего мира:

природы,  человеческих отношений, деятельности людей. Психолого-педагогическими

особенностями   младшего   школьника   в  освоении  окружающего  мира  являются

Информация о работе Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе