Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа
Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании,
изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования
историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Задачи:
Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко –
обществоведческих знаний;
Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой
педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по
данной проблеме;
Составить практические рекомендации по формированию историко –
обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в
начальной школе
1.1 Цели современного исторического образования
Тенденции современного исторического образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала
Развитие методики преподавания истории в начальной школе.
Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в
начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение
эмоциональность, любознательность, развитие мышления и познавательного
интереса. Мышление в младшем школьном возрасте характеризуется появлением
возможности к 3-4 классу построения оценочных суждений, основанных на анализе
и синтезе, обобщении и элементарной абстракции. Такие качества помогают
ребенку не только отмечать тот или иной факт, но и проникать в сущность
некоторых явлений, вскрывать их причины. Талызина Н.Ф. указывает, что в
младшем школьном возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь
на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать
детей к такому анализу своих поступков. Важно учить детей радоваться радостью
других, учить их сопереживать. В младшем школьном возрасте, по наблюдениям Л.
Божович, не только возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место
в дошкольном возрасте, изменяют свой характер и содержание. Автор указывает на
происходящее «именно в данный период развития особенно интенсивное
формирование моральных чувств ребёнка». [15]
Ученые-педагоги – Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, В.А. Максакова, В.И.
Петрова - констатируют у младших школьников навыки общественного поведения,
наличие деятельностного опыта, осмысленное отношение к окружающему миру.
Выводы ученых ориентируют учителя начальной школы на создание условий,
обеспечивающих включение учащихся в такие виды деятельности, в которых младший
школьник может реализовать возрастные и личностные возможности. Практический
опыт показывает, что для такой реализации требуется введение учащихся в
культурную и гражданскую жизнь социума. Именно позитивная контактность с
социумом развивает и закрепляет позитивное ценностное отношение ребенка к
окружающему миру. Объединение познавательного и культурно - гражданского
пространств, в которые включен младший школьник, позволяет ему осмысливать,
прочувствовать и принимать позитивные ценности общества.
В этой связи необходимо выделить особую роль изучения истории в освоении
ценностей культурного и гражданского социума младшими школьниками. Еще в начале
XX века отмечалось, что «никакая другая область знаний и впечатлений не дает
такого материала для гуманного воспитания и развития ученика. Историческое
чтение воспитывает историческую мысль и чувство». [3] Процесс воспитания не
возможен без обращения к ценностям, которые являются ядром в структуре
личности. Личность - это иерархия ценностей. Именно ценности позволяют
осознавать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие общество и поведение отдельных
людей, формировать и развивать у детей социально-позитивные отношения к миру.
Изучение истории в начальной школе расширяет знания (представления) детей о
нормах, общественных образцах и ценностях в различные исторические периоды на
примерах поступков отдельных исторических личностей. Ребёнок понимает и учится
оценивать поведение исторических деятелей, события, явления с позиций
«должного». Однако только знания должного недостаточно для формирования
устойчивого эмоционального отношения. Важным по этому поводу является замечание
А.Н. Леонтьева о том, что знания и мысли, которые усвоены мышлением, могут не
стать достоянием самого человека. Главное, по его мнению, заключается в том,
чтобы для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему
сообщаем, те чувства, которые мы у него воспитываем. [23]
Якобсон П.М. указывает, на ряд обстоятельств, которые необходимо учесть в
формировании устойчивых отношений с миром: умение воспитателя найти то «звено»
в интересах и направленности человека, опираясь на которое можно будет вызвать
у него моральную восприимчивость; найти возможность эмоционально воздействовать
на человека; сделать моральные чувства достоянием личности, побудительным
началом его поступков.
Таким образом, речь идет о формировании опыта моральных переживаний, создании
упражнений в нравственных действиях. Формирование ценностного отношения,
изменение эмоциональной сферы человека предполагает иного характера
психологические процессы, чем те, которые имеют место при усвоении знаний. Тут
недостаточно одного лишь обязательного понимания тех фактов и явлений жизни, с
которыми человек сталкивается при тех или иных жизненных обстоятельствах, и
мало просто знания общественных ценностей. К этому пониманию и знанию должны
присоединяются иные процессы, которые в большей мере затрагивают личность
человека, чем обычный процесс освоения им знаний. Проблема формирования
ценностного отношения - это проблема изменения, в известном смысле слова,
личности человека, её жизненных установок, субъективного мира. «Человека надо
подвести к чувствам, которых у него ещё нет, посредством правильного
воздействия». [24] Это значит, что должна появиться такая психологическая
ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоциональному отношению
человека к определенному кругу явлений, и это образующееся эмоциональное
отношение будет им пережито. Должно появиться переживание, которого ранее не
было в опыте человека. Будучи осознанным как определенное эмоциональное
отношение, это переживание входит в эмоциональный опыт человека и начинает
занимать известное место в его личности. Так определенная жизненная ситуация
заставляет человека пережить новые эмоции, осмыслить причастность к
определенным событиям. Через переживание человек приходит к познанию
окружающего мира, его ценностей. Затем ценности, будучи пережитыми и
осознанными, могут перейти во внутренний план личности. Каковы же те жизненные
ситуации, которые вызывают новые эмоции, способствуют расширению
эмоционально-ценностного опыта человека? Они многообразны:
1) переживание появляется в результате непосредственного прямого и
опосредованного восприятия, а также осознания поведения других людей;
2) переживание возникает на основе заинтересованности, затронутости фактами
общественной жизни и взаимоотношений между людьми;
3) переживание возникает как результат «сопереживания» чувств другого
человека, изображенных в искусстве (литература, театр, кино, живопись,
скульптура, музыка);
4) переживание возникает в результате осуществления человеком поступка,
который по своему характеру противоречит некоторым чувствам, присущим ему
(таким, как страх,
Для того чтобы найти путь к появлению социально-позитивных чувств у детей
младшего школьного возраста, подвергающихся нашему воздействию, необходимо,
прежде всего, чтобы предлагаемый для ознакомления круг жизненных фактов и
событий, нравственных понятий, положений морали и т. д. глубоко эмоционально
затрагивал тех, кто его воспринимает. Одним из важных условий успешности
воздействия педагога на эмоциональную сферу ребенка служит верный тон,
правильная экспрессия, отчетливо выявляющееся отношение учителя к излагаемым
фактам.
Рассматривая область чувств человека и характер ее связи с личностью,
необходимо различать: а) переживание того или иного чувства; б) появление у
человека устойчивого эмоционального отношения, характеризующегося определенным
содержанием и проявляющегося в различных переживаниях и поступках; в)
появление устойчивого эмоционального образования как существенного качества
личности, как важного свойства личности человека.
Понятно, что, когда речь идет о формировании ценностного отношения,
подразумевается не то, что в какой-то момент однократно появится новое
переживание, а то, что появившееся переживание явится выражением известного
сдвига и эмоциональной сфере человека, выявлением образования нового чувства.
Это новое чувство
будет проявляться при
повторных и сходных по своему характеру переживаниях, и выражаться в
действиях.
Исходя из вышеперечисленных положений, характеризующих
психолого-педагогические особенности формирования у младших школьников
ценностного отношения к окружающему миру, рассмотрим образовательный и
воспитательный потенциал историко-обществоведческих знаний как источник
ценностного отношения.
В мировой образовательной практике до второй половины XX века традиционным
считалось, что историю изучают для запоминания исторических фактов и
извлечения из истории положительных примеров. Главное внимание в историческом
образовании в этот период, как правило, уделялось формированию патриотических
идей, государственных ценностей, в частности, в России традиционно считалось,
что история - это «хранилище уроков». При этом извлечение из истории
положительных примеров и называлось «воспитанием истории». Однако, начиная
примерно с 1970-х гг. в мировой педагогике начало утверждаться мнение, что
главная цель изучения истории в школе заключается в формировании гражданских
качеств личности, навыков социального поведения, прежде всего навыка
«критического мышления». В странах демократической ориентации этот принцип
постепенно возобладал в системах исторического образования. Соответственно,
стали меняться требования и запросы к содержанию исторического образования.
Е.Е. Вяземский выделяет ряд факторов, которые являются определяющими в
реализации воспитательного потенциала истории:
- история, способствующая
ретроспективному мышлению
приобрести исторический опыт, без которого трудно объективно оценить
социально-экономические, политические и культурные объекты, процессы;
- историческое образование, которое является основой для формирования
критического мышления учащихся;
- исторические знания, историческая компетентность, которые являются
неотъемлемой частью общей культуры человека, базовым основанием для
формирования собственной точки зрения человека по всем актуальным для
человечества проблемам прошлого и настоящего.
- демократическое образование и воспитание в духе ценностей демократии,
ценности прав человека, базируются на историческом фундаменте, исторических
знаниях.
- гражданское воспитание
как социально-педагогическое
исторической основе. [5,27]
История занимает особое место в системе гуманитарного образования. По мнению
Н.В. Загладина, человек, не знающий историю, не может ориентироваться в
окружающем его мире, не способен адекватно реагировать на реальности социальной
политической жизни. Е.Б. Евладова подчёркивает, что «обращение к истории должно
стать поводом для обращения к себе, к собственным достоинствам и недостаткам,
только так, соотнося общее и частное, понимая ответственность отдельного
человека за свою судьбу и за судьбу страны, можно рассчитывать на становление
граждан и патриотов».2
На уроках истории представляется возможность обсудить учебную информацию с
разных точек зрения, привести школьника к пониманию ценностей других людей ,
причин отличного от «своего» взгляда на одни и те же события. На это обращает
внимание О.Ю. Стрелова, указывая, что ««заговорить» или «поспорить» друг с
другом, в частности на уроках истории могут следующие субъекты диалога культур
и поколений: главные действующие лица исторического сюжета и их современники;
учебники и исторические герои; авторы учебников и современники «героев»;
читатели (учителя и школьники) с авторами учебных книг; читатели могут вступить
в диалог с персонажами прошлого; они же (педагоги и школьники) могут обсуждать
волнующие их проблемы между собой». Пока мы не установим диалог с текстом, не
«оживим» его своим отношением, он останется нами не понят. Уровень понимания и
стиль общения необходимы для формирования личностного ценностного отношения,
раскрывают феномен ценностного отношения человека. [14,136] Общение порождает
общность ценностей, которая достигается внутренним приятием, переживанием
ценностей другого человека. Механизмом ценностного общения, согласно точки
зрения М.С. Кагана, является диалог.
Важное значение в характеристике освоения младшими школьниками ценностного
потенциала историко-обществоведческих знаний приобретает ведущий метод
воспитания советской педагогики - воспитание на примере жизни и деятельности
выдающихся личностей, используемый в отечественной школе советской эпохи. В.Б.
Помялов, подчеркивая актуальность использования данного метода в