Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании,
изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования
историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Задачи:
Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко –
обществоведческих знаний;
Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой
педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по
данной проблеме;
Составить практические рекомендации по формированию историко –
обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в
начальной школе
1.1 Цели современного исторического образования
Тенденции современного исторического образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала
Развитие методики преподавания истории в начальной школе.
Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в
начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение

Файлы: 1 файл

Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе.docx

— 106.46 Кб (Скачать файл)

эмоциональность,   любознательность,   развитие   мышления   и   познавательного

интереса.  Мышление  в  младшем  школьном  возрасте  характеризуется появлением

возможности  к  3-4 классу построения оценочных суждений, основанных на анализе

и  синтезе,  обобщении  и  элементарной  абстракции.  Такие  качества  помогают

ребенку  не  только  отмечать  тот  или  иной  факт,  но  и проникать в сущность

некоторых  явлений,  вскрывать  их  причины.  Талызина  Н.Ф.  указывает,  что в

младшем  школьном  возрасте  ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь

на  нравственные нормы, которые  приняты им. Задача учителя - постепенно приучать

детей  к  такому  анализу  своих поступков. Важно учить  детей радоваться радостью

других,  учить  их сопереживать. В младшем школьном возрасте, по наблюдениям Л.

Божович,  не  только возникают  новые эмоции, но и те эмоции, которые  имели место

в  дошкольном возрасте, изменяют свой характер и содержание. Автор указывает на

происходящее   «именно   в   данный   период   развития   особенно   интенсивное

формирование моральных чувств ребёнка». [15]

Ученые-педагоги  –  Ш.А.  Амонашвили,  О.С.  Богданова,  В.А.  Максакова,  В.И.

Петрова  -  констатируют  у  младших школьников навыки общественного поведения,

наличие деятельностного  опыта, осмысленное отношение к окружающему миру.

Выводы   ученых  ориентируют  учителя  начальной  школы  на  создание  условий,

обеспечивающих  включение  учащихся в такие виды деятельности, в которых младший

школьник  может  реализовать  возрастные и личностные возможности. Практический

опыт  показывает,  что  для  такой  реализации  требуется  введение  учащихся  в

культурную  и  гражданскую  жизнь  социума.  Именно  позитивная  контактность с

социумом  развивает  и  закрепляет  позитивное  ценностное  отношение  ребенка к

окружающему   миру.  Объединение  познавательного  и  культурно  -  гражданского

пространств,  в  которые  включен  младший  школьник, позволяет  ему осмысливать,

прочувствовать и принимать  позитивные ценности общества.

В  этой  связи  необходимо  выделить  особую  роль  изучения  истории в освоении

ценностей  культурного  и гражданского социума младшими школьниками. Еще в начале

XX  века  отмечалось,  что «никакая другая область знаний и впечатлений не дает

такого  материала  для  гуманного  воспитания  и развития ученика. Историческое

чтение  воспитывает  историческую  мысль  и  чувство». [3] Процесс  воспитания не

возможен  без  обращения  к  ценностям,  которые  являются  ядром  в  структуре

личности.   Личность  -  это  иерархия  ценностей.  Именно  ценности  позволяют

осознавать  нормы,  эталоны, идеалы, регулирующие общество и поведение  отдельных

людей, формировать и развивать у детей социально-позитивные отношения к миру.

Изучение  истории  в  начальной  школе расширяет знания (представления) детей о

нормах,  общественных  образцах и ценностях в различные  исторические периоды на

примерах  поступков отдельных  исторических личностей. Ребёнок понимает и учится

оценивать   поведение   исторических   деятелей,  события,  явления  с  позиций

«должного».   Однако   только  знания  должного  недостаточно  для  формирования

устойчивого  эмоционального отношения. Важным по этому поводу является замечание

А.Н.  Леонтьева  о  том, что знания и мысли, которые усвоены  мышлением, могут не

стать  достоянием  самого  человека. Главное, по его мнению, заключается в том,

чтобы  для  самого  человека  становятся  те  мысли  и  знания,  которые  мы ему

сообщаем, те чувства, которые  мы у него воспитываем. [23]

Якобсон  П.М.  указывает,  на  ряд  обстоятельств,  которые  необходимо учесть в

формировании  устойчивых отношений с миром: умение воспитателя найти то «звено»

в  интересах  и направленности человека, опираясь на которое можно  будет вызвать

у  него моральную восприимчивость; найти возможность эмоционально воздействовать

на  человека;  сделать  моральные  чувства  достоянием  личности,  побудительным

началом его поступков.

Таким  образом,  речь идет о формировании опыта моральных  переживаний, создании

упражнений   в   нравственных  действиях.  Формирование  ценностного  отношения,

изменение   эмоциональной   сферы   человека   предполагает   иного   характера

психологические  процессы, чем те, которые имеют место при усвоении знаний. Тут

недостаточно  одного лишь обязательного понимания тех фактов и явлений жизни, с

которыми  человек  сталкивается  при  тех или иных жизненных обстоятельствах, и

мало  просто  знания  общественных ценностей. К этому пониманию и знанию должны

присоединяются  иные  процессы,  которые  в  большей  мере затрагивают личность

человека,  чем  обычный  процесс  освоения  им  знаний.  Проблема  формирования

ценностного  отношения  -  это  проблема  изменения,  в  известном смысле слова,

личности  человека,  её  жизненных установок, субъективного  мира. «Человека надо

подвести   к   чувствам,   которых  у  него  ещё  нет,  посредством  правильного

воздействия».  [24]  Это  значит,  что  должна  появиться  такая психологическая

ситуация,   которая   дает   возможность  возникнуть  эмоциональному  отношению

человека  к  определенному  кругу  явлений,  и  это  образующееся эмоциональное

отношение  будет  им  пережито. Должно появиться переживание, которого ранее не

было   в  опыте  человека.  Будучи  осознанным  как  определенное  эмоциональное

отношение,  это  переживание  входит  в  эмоциональный  опыт человека и начинает

занимать  известное  место  в  его личности. Так определенная жизненная ситуация

заставляет   человека   пережить   новые   эмоции,   осмыслить  причастность  к

определенным   событиям.   Через   переживание   человек   приходит  к  познанию

окружающего   мира,   его   ценностей.   Затем  ценности,  будучи  пережитыми  и

осознанными,  могут перейти во внутренний план личности. Каковы же те жизненные

ситуации,    которые    вызывают    новые    эмоции,   способствуют   расширению

эмоционально-ценностного опыта человека? Они многообразны:

1)   переживание   появляется   в   результате   непосредственного   прямого   и

опосредованного восприятия, а также осознания поведения  других людей;

2)  переживание  возникает   на  основе  заинтересованности, затронутости фактами

общественной жизни и  взаимоотношений между людьми;

3)   переживание   возникает   как  результат   «сопереживания»  чувств  другого

человека,   изображенных   в  искусстве  (литература,  театр,  кино,  живопись,

скульптура, музыка);

4)   переживание   возникает  в  результате  осуществления  человеком   поступка,

который  по  своему  характеру  противоречит  некоторым  чувствам, присущим ему

(таким, как страх, неуверенность,  раздражение и т.д.)

Для  того  чтобы  найти  путь  к  появлению  социально-позитивных чувств у детей

младшего  школьного  возраста,  подвергающихся  нашему воздействию, необходимо,

прежде  всего,  чтобы  предлагаемый  для  ознакомления  круг  жизненных фактов и

событий,  нравственных  понятий,  положений морали и т. д. глубоко эмоционально

затрагивал  тех,  кто  его  воспринимает.  Одним  из  важных  условий успешности

воздействия   педагога  на  эмоциональную  сферу  ребенка  служит  верный  тон,

правильная  экспрессия,  отчетливо  выявляющееся отношение учителя к излагаемым

фактам.

Рассматривая   область  чувств  человека  и  характер  ее  связи  с  личностью,

необходимо  различать:  а)  переживание  того или иного  чувства; б) появление у

человека  устойчивого  эмоционального отношения, характеризующегося определенным

содержанием   и   проявляющегося  в  различных  переживаниях  и  поступках;  в)

появление  устойчивого  эмоционального  образования  как существенного качества

личности, как важного  свойства личности человека.

Понятно,   что,   когда   речь   идет  о  формировании  ценностного  отношения,

подразумевается  не  то,  что  в  какой-то  момент  однократно  появится  новое

переживание,  а  то,  что  появившееся  переживание  явится выражением известного

сдвига  и  эмоциональной  сфере человека, выявлением образования нового чувства.

Это  новое  чувство  будет проявляться при соответствующей жизненной ситуации в

повторных   и   сходных   по  своему  характеру  переживаниях,  и  выражаться  в

действиях.

Исходя        из        вышеперечисленных       положений,       характеризующих

психолого-педагогические   особенности   формирования   у   младших  школьников

ценностного   отношения   к  окружающему  миру,  рассмотрим  образовательный  и

воспитательный   потенциал   историко-обществоведческих   знаний   как  источник

ценностного отношения.

В  мировой  образовательной  практике  до  второй половины XX века традиционным

считалось,   что   историю   изучают  для  запоминания  исторических  фактов  и

извлечения  из  истории  положительных примеров. Главное  внимание в историческом

образовании  в  этот  период, как правило, уделялось формированию патриотических

идей,  государственных  ценностей, в частности, в России традиционно считалось,

что   история  -  это  «хранилище  уроков».  При  этом  извлечение  из  истории

положительных  примеров  и  называлось  «воспитанием  истории».  Однако, начиная

примерно  с  1970-х  гг.  в  мировой  педагогике начало утверждаться мнение, что

главная  цель  изучения  истории  в школе заключается  в формировании гражданских

качеств   личности,   навыков   социального   поведения,   прежде  всего  навыка

«критического  мышления».  В  странах  демократической  ориентации  этот принцип

постепенно  возобладал  в  системах  исторического образования. Соответственно,

стали меняться требования и запросы к содержанию исторического образования.

Е.Е.   Вяземский  выделяет  ряд  факторов,  которые  являются  определяющими  в

реализации воспитательного  потенциала истории:

-  история, способствующая  ретроспективному мышлению учащихся, помогает человеку

приобрести   исторический   опыт,   без   которого   трудно  объективно  оценить

социально-экономические, политические и культурные объекты, процессы;

-   историческое   образование,   которое  является  основой  для  формирования

критического мышления учащихся;

-   исторические   знания,   историческая   компетентность,   которые  являются

неотъемлемой   частью   общей   культуры   человека,   базовым   основанием  для

формирования   собственной   точки   зрения  человека  по  всем  актуальным  для

человечества проблемам  прошлого и настоящего.

-  демократическое   образование  и  воспитание  в  духе  ценностей  демократии,

ценности  прав  человека,  базируются  на  историческом фундаменте, исторических

знаниях.

-  гражданское  воспитание  как социально-педагогическое во  многом базируется на

исторической основе. [5,27]

История  занимает  особое  место  в системе гуманитарного  образования. По мнению

Н.В.  Загладина,  человек,  не  знающий  историю,  не  может  ориентироваться в

окружающем  его мире, не способен адекватно реагировать  на реальности социальной

политической  жизни. Е.Б. Евладова подчёркивает, что «обращение к истории должно

стать  поводом  для  обращения к себе, к собственным достоинствам и недостаткам,

только  так,  соотнося  общее  и  частное,  понимая  ответственность отдельного

человека  за  свою  судьбу и за судьбу страны, можно  рассчитывать на становление

граждан и патриотов».2

На  уроках  истории  представляется  возможность  обсудить  учебную информацию с

разных  точек  зрения,  привести  школьника к пониманию  ценностей других людей ,

причин  отличного  от  «своего» взгляда на одни и те же события. На это обращает

внимание  О.Ю.  Стрелова,  указывая,  что  ««заговорить»  или «поспорить» друг с

другом,  в частности  на уроках истории могут следующие субъекты диалога культур

и  поколений:  главные  действующие лица исторического сюжета и их современники;

учебники  и  исторические  герои;  авторы  учебников  и  современники «героев»;

читатели  (учителя и  школьники) с авторами учебных книг; читатели могут вступить

в  диалог  с персонажами  прошлого; они же (педагоги и школьники) могут обсуждать

волнующие  их  проблемы  между собой». Пока мы не установим  диалог с текстом, не

«оживим»  его  своим  отношением, он останется нами не понят. Уровень понимания и

стиль  общения  необходимы  для формирования личностного ценностного отношения,

раскрывают  феномен  ценностного отношения человека. [14,136] Общение порождает

общность  ценностей,  которая  достигается  внутренним  приятием,  переживанием

ценностей  другого  человека.  Механизмом  ценностного  общения,  согласно точки

зрения М.С. Кагана, является диалог.

Важное  значение  в  характеристике  освоения  младшими  школьниками ценностного

потенциала   историко-обществоведческих   знаний   приобретает   ведущий   метод

воспитания  советской  педагогики  -  воспитание на примере  жизни и деятельности

выдающихся  личностей,  используемый в отечественной школе  советской эпохи. В.Б.

Помялов,    подчеркивая    актуальность    использования   данного   метода   в

Информация о работе Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе