Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании,
изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования
историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Задачи:
Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко –
обществоведческих знаний;
Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой
педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по
данной проблеме;
Составить практические рекомендации по формированию историко –
обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в
начальной школе
1.1 Цели современного исторического образования
Тенденции современного исторического образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала
Развитие методики преподавания истории в начальной школе.
Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в
начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение

Файлы: 1 файл

Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе.docx

— 106.46 Кб (Скачать файл)

на   Земле?»,  «Что  объединяет  все  человечество?».  Последний  урок  посвящен

проблеме  «Как  человеку  жить в обществе?». На взгляд авторов, точно так же как

единственная  стратегия  выживания человека во взаимоотношениях с природой - это

переход  к  экологическому  хозяйству,  во взаимоотношениях между  людьми главный

приоритет   -   формирование   толерантной   личности   -  человека,  способного

самостоятельно  определять  свою  позицию, заинтересованно и  терпимо относится к

позициям и интересам  других людей.

Допущено Министерством  образования и науки РФ. 

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Харитонова Н.В., Кузнецова С.С.

Окружающий  мир. Рабочая  тетрадь к учебнику «Человек и  человечество», 4-й класс.

- М.: «Баласс», 2001. - 80 с., илл. 

Рабочая  тетрадь  содержит  практические  задания  по  вводному  курсу истории и

обществознания  и  является  приложением к учебнику «Человек и человечество» для

4-го класса (1-4).

Бердинских В.А., Бердинских М.Л.

Родная  страна. Книга  для чтения по истории для 3–4-го классов.. - М.: «Баласс»,

2005. - 144 с., илл. (Серия «За  страницами учебника») 

Книга  для  чтения  предназначена  для  учащихся 3–4-го классов начальной школы,

изучающих   курс   «Окружающий   мир»,   составной   частью   которого  является

пропедевтический курс истории  и обществознания.

Данное  пособие снабжено методическими указаниями, в которых  поясняется, как его

можно   использовать   параллельно   с   учебником   по  окружающему  миру  «Мое

Отечество».

Книга  для  чтения может  также использоваться в работе по другим образовательным

системам.

Данилов  Д.Д. и др. Человек  и человечество. 4-й класс. Методические рекомендации

для учителя. - М.: «Баласс», 2001. - 256 с.

В  методическое пособие  включены программа пропедевтического  курса отечественной

истории   и  обществознания  для  начальной  школы,  тематическое  планирование,

методические   комментарии   к  учебнику  «Человек  и  человечество»,  поурочные

методические разработки.

Современные  методики  в  преподавании  историко  –  обществоведческих  знаний в

начальной школе.

Специальные    методы    и   приемы,   применяемые   на   уроке   при   изучении

историко-обществоведческого  содержания,  способствующие  созданию эмоциональной

ситуации  -  необходимый  элемент в формировании ценностного отношения у младших

школьников к изучаемым  событиям.

Словесный   метод,   который   успешно   может   быть   реализован  посредством

эвристической   беседы,   а   также   приема   сюжетного   повествования  и  его

нетрадиционных форм - персонификации, драматизации.

Метод дидактической игры (ролевые игры, ассоциации, тренинги)

Самостоятельная поисково-исследовательская  деятельность.

Беседа   создаёт   условия  для  ценностного  освоения  школьниками  окружающей

действительности.   Цель   эвристической   беседы   —  дать  возможность  детям

реализовать  свой  творческий  и  интеллектуальный  потенциал.  В такой беседе с

помощью   вопросов,   заданий,   акцентов   учителя   ученики  путем  логических

рассуждений  подходят к  открытию новых связей и отношений. Эвристическую беседу

можно  разделить на три  этапа: - постановка проблемы учителем (по возможности -

с  участием  школьников),  иногда  сообщение  учителем  дополнительных сведений,

конкретизирующих обсуждаемый вопрос;

-  решение  проблемы  (правильное или неправильное), его  обоснование учащимися,

возможная между ними дискуссия;

- подведение итогов, концентрация  внимания на правильном решении  проблемы.

Задача   учителя  сконцентрировать  внимание  учащихся  на  ценностных  аспектах

обсуждаемого  события  или  явления,  вызвать  отношение  к проблеме, вопросу и

т.д.

Эффективность  беседы  будет выше, если учитель использует средства наглядности

-   учебные   пособия,  карты,  картины,  меловые  рисунки,  аппликации.  Важно

задействовать  все  каналы  восприятия.  Внимание  и  интерес  к  высказываемым

учениками  мнениям,  эмоциональность  и мастерство учителя, создают ту атмосферу

беседы,  которая  не  только  обучает,  но  и воспитывает  отношение к изучаемому

объекту.

Фрагмент  урока  истории  в 3-м классе "Император-освободитель" по учебнику Д.Д.

Данилова, С.В. Тюрина "Мое  Отечество", "Школа–2100"

IV. Совместное “открытие”  новых знаний.

Цель: проверить гипотезы с помощью учебника посредством  побуждающего диалога.

1. Чтение вслух 1 и 2 абзацев на с. 45.

Вопросы   после  чтения:-  Нашли  ли  мы  ответы  на  поставленные  вопросы?(Да.

Императора звали Александр II)

- А на другие вопросы  мы можем ответить? Тогда читаем  дальше.

2. Чтение про себя 3 абзаца  на с. 45

- Ответы на вопросы  выделяйте простым карандашом.

Вопросы после чтения:

- Когда правил Александр  II ?

(на слайде: Александр  II, 1856-1881)

-   Почему   его   прозвали  освободителем?  (освободил   российских  крестьян  от

крепостной зависимости. На слайде: отмена крепостного права)

- Что вы знаете о  крепостном праве?

- Когда оно было отменено? (на слайде: 19 февраля 1861 года)

- Как вы думаете, это  было важным событием для России? Почему?

(дети высказывают свои  мнения)

-  Если  крепостное  право  мешало  развитию всей  России, значит она отставала  в

своем развитии? От кого? (От Европы)

- Давайте выясним, что  говорится о Европе и России  второй половины XIX века.

3. Чтение 4 абзаца про себя.

Вопросы после чтения:

- Что узнали о России  и Европе того времени?

(Слайд  3  - Европа: много  железных дорог; много фабрик  и заводов; производили и

продавали  разные  товары.  Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов;

покупали товары в Европе)

-  Смотрите,  как   отличалась  по  своему  развитию  Россия  от Европы во второй

половине XIX века.

- Но при чем же здесь  крепостное право? (дети высказывают  свои версии)

4. Чтение 1 абзаца на с. 46 про себя.

Вопросы после чтения:

- Почему же крепостное  право мешало развитию России?

- Как вы понимаете выражение:  “работать из-под палки”?

- А как обстояли дела  в Европе?

(Продолжение   показа   слайда   3   -  Россия:  крепостные  крестьяне;  Европа:

вольнонаемные рабочие)

-  Александр  II  19 февраля  1861 года отменил крепостное право.  Крестьяне стали

свободными. Значит, они зажили хорошо? (Дети высказывают свои версии)

- Прочитаем, как об  этом говорится в учебнике?

5. Чтение вслух 9 абзаца  на с. 46

Вопросы после чтения:

-  Что  узнали  о   жизни крестьян после отмены  крепостного права? (Хорошо зажили

только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли  прокормить свои семьи)

- Почему так произошло?  Ваши версии?

6. Рассказ учителя

-  Богатство  крестьянина   зависело  от того, каким количеством  земли он владел.

Бывшие  же  хозяева  крестьян,  дворяне-помещики  (на  доске),  при освобождении

значительную   часть   земли  оставили  себе.  Из-за  этого  крестьяне  остались

малоземельными.  (на доске) Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не

покладая   рук.   В   российских  деревнях  часто  случался  голод.  По-прежнему

дворяне-помещики  жили в  богатых и красивых домах, а большинство  крестьян, как и

до отмены крепостного  права, - в темных избах.

- Какой у вас возник  вопрос?

(Александр II зря освободил  крестьян? Жизнь в России не  изменилась?)

- Выскажите ваши версии.

- Найдите ответы на  вопросы в учебнике.

7. Чтение текста на  с. 47 про себя

Вопросы после чтения:

- Изменилась ли жизнь  в России?

- Кто такие “капиталисты”? (на доске)

- Кем становились крестьяне?

-  Найдите  главное   предложение  в  этом  абзаце. (Россия стремительно догоняла

развитые Европейские  страны)

Персонификация  - форма  сюжетного повествования, в основе которой лежит история

реального  или  чаще  всего вымышленного человека, но его  судьба, условия жизни,

поступки  показаны  на  фоне  важных  общественных  событий  и дают возможность

понять   типичные  явления  жизни  общества,  почувствовать,  пережить  ценности

конкретной эпохи.

Драматизация  -  сценарий рассказа. Сюжет расписан по ролям, в общении двух или

более  людей  раскрываются  подробности общественной жизни, социальные конфликты

эпохи.

Использование  данных  методов  и  приемов на уроке  требует опоры на возможности

художественных   произведений   (литературы,   живописи).  Художественное  слово

способно   производить   глубокое   впечатление,   по-иному   представлять  мир.

Художественные  произведения  в  первую  очередь обращены к эмоциональной сфере

человека.  Искусство,  художественная литература, театр, кино, музыка, живопись

представляют  собой  средство  воспитания  ценностного отношения. Именно потому,

что  материал  искусства в силу своей убедительности, образности воспринимается

эмоционально,  он  и  пробуждает  в  душе  читателя, слушателя, зрителя наряду с

мыслями   о   событиях   и  оценками  их  также  и  эмоциональные  переживания.

Раскрываемая   в   художественном  произведении  жизнь,  взаимоотношения  между

людьми,  освещение  событий  автором, с одной стороны, приводят читателя, зрителя

к  определенным  оценкам, которые вызывают соответствующее  переживание: жалость,

негодование,  презрение,  восхищение,  уважение  к  героям, а с другой стороны,

заставляют   человека   в   определенной   ситуации   ни   настоящему  пережить

эмоционально  свое,  уже  сформировавшееся отношение к определенным человеческим

взаимоотношениям.  Понятно,  что  лишь  то  произведение  может  вызвать  новые

чувства, которое взволнует и даст возможность пережить эти чувства.

Фрагмент   урока  по  ОМ  "Человек  и  человечество"  в  4-м  классе  (программа

Школа-2100) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. "Эмоции — краски переживаний"

Театрализация ситуации. Сценка.

Аня.  Ой,  такой  малыш,  а  уже  улыбается.  Раз  улыбается,  значит  ему у нас

понравилось.

Илья. А почему ты думаешь, что ему понравилось? Он, что тебе это сказал?

Аня. Ну, улыбается - значит радуется.

Постановка проблемы.

Вам  не  кажется  странным,  что  Анюта  узнала,  какие  переживания  испытывает

пятимесячный малыш?

Рассмотрите фотографии малыша и выскажите свои догадки.

На   самом   деле,   малыши   в  этом  возрасте  никому,  ничего  специально  не

рассказывают. Они просто улыбаются, если им хорошо, и плачут, если им плохо.

Как  же  люди  узнают,  что  происходит  с  другим  человеком,  если  он  сам не

рассказывает о своих  переживаниях?

Ученики  высказывают  предположение,  что  малыш  “рассказал”  об  этом Анюте не

словами, а выражением лица.

3. Открытие нового.

Вживись в образ “Мордашки”

Представьте, ребята, что  к нам сейчас в класс придет клоун из цирка.

Покажите,  не  произнеся  не  слова,  как  вы его встретите? Посмотрите, друг на

друга,  вы  рады, вы улыбаетесь. Перед вами листочки с 3-мя кругами, нарисуйте в

первом  кружке,  как,  по-вашему,  выглядит  рот  и  глаза, радостного, веселого

смеющегося  человека.  Покажите  друг другу рисунки. Самый  удачный на ваш взгляд

рисунок  мы  повторим  на  доске. Озвучьте свое изображение, покажите движениями

рук.

Представьте,  ребята,  что  к  нам  сейчас  на  космическом  корабле прилетит ...

слонопотам...  Что  видите  на  лицах  своих одноклассников? Радость, удивление,

настороженность?   Нарисуйте   рот   и  глаза  удивленного  человека  во  втором

кружочке.

Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.

Не  будем  лишний  раз  расстраивать друг друга, и плохих известий не буду я вам

сообщать. Вспомните и  нарисуйте лицо плачущего, расстроенного  человека.

Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.

Так,  что  же  людям  помогает узнать, что происходит с  другим человеком, если он

сам не рассказывает о своих  переживаниях?

Рисуют “мордашки” с  выражением разных эмоций

Наблюдения  за  восприятием  детьми  и  подростками  художественных произведений

показывают,  какие  значительные  переживания  могут  возникать у них в связи с

чтением  произведений художественной литературы, слушанием музыки и т.д. Задача

воспитания   чувств   заключается   не  только  в  том,  чтобы  появилось  новое

содержательное  переживание.  Такое переживание представляет собой существенное,

но лишь первое звено в  формировании эмоционального мира человека.

Приведем  пример  эвристической  беседы  с  опорой на отрывок из художественной

литературы:

Учитель  с  чувством читает отрывок из повести Горбачева  А. «Чудесный доктор» о

первой сестре милосердия - Даше Севастопольской:

«  Ей  было семнадцать лет, когда интервенты высадились в  Крыму. Даша распродала

свое  небогатое  имущество, купила на эти деньги лошаденку с бричкой, настирала

всякого  тряпья  для  перевозок,  и  поехала  вслед  за  армией к реке Алме...До

позднего  вечера девушка  перевязывала раненых. Над ее головой свистели ядра, то

тут,  то  там  с  грохотом  взрывались картечные гранаты и  лопались бомбы... Как

завороженная,  перевязывала  она  среди огня и грохота канонады раненых солдат и

офицеров...»  Выдержав паузу, учитель обращается к ученикам с вопросами: Что вы

чувствовали,  слушая  рассказ? Почему Даша приняла такое решение? Что восхищает

Информация о работе Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе