Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа
Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании,
изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования
историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Задачи:
Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко –
обществоведческих знаний;
Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой
педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по
данной проблеме;
Составить практические рекомендации по формированию историко –
обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в
начальной школе
1.1 Цели современного исторического образования
Тенденции современного исторического образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала
Развитие методики преподавания истории в начальной школе.
Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в
начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение
на Земле?», «Что объединяет все человечество?». Последний урок посвящен
проблеме «Как человеку жить в обществе?». На взгляд авторов, точно так же как
единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой - это
переход к экологическому хозяйству, во взаимоотношениях между людьми главный
приоритет - формирование толерантной личности - человека, способного
самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относится к
позициям и интересам других людей.
Допущено Министерством образования и науки РФ.
Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Харитонова Н.В., Кузнецова С.С.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество», 4-й класс.
- М.: «Баласс», 2001. - 80 с., илл.
Рабочая тетрадь содержит практические задания по вводному курсу истории и
обществознания и является приложением к учебнику «Человек и человечество» для
4-го класса (1-4).
Бердинских В.А., Бердинских М.Л.
Родная страна. Книга для чтения по истории для 3–4-го классов.. - М.: «Баласс»,
2005. - 144 с., илл. (Серия «За страницами учебника»)
Книга для чтения предназначена для учащихся 3–4-го классов начальной школы,
изучающих курс «Окружающий мир», составной частью которого является
пропедевтический курс истории и обществознания.
Данное пособие снабжено методическими указаниями, в которых поясняется, как его
можно использовать параллельно с учебником по окружающему миру «Мое
Отечество».
Книга для чтения может также использоваться в работе по другим образовательным
системам.
Данилов Д.Д. и др. Человек и человечество. 4-й класс. Методические рекомендации
для учителя. - М.: «Баласс», 2001. - 256 с.
В методическое пособие включены программа пропедевтического курса отечественной
истории и обществознания для начальной школы, тематическое планирование,
методические комментарии к учебнику «Человек и человечество», поурочные
методические разработки.
Современные методики в преподавании историко – обществоведческих знаний в
начальной школе.
Специальные методы и приемы, применяемые на уроке при изучении
историко-обществоведческого содержания, способствующие созданию эмоциональной
ситуации - необходимый элемент в формировании ценностного отношения у младших
школьников к изучаемым событиям.
Словесный метод, который успешно может быть реализован посредством
эвристической беседы, а также приема сюжетного повествования и его
нетрадиционных форм - персонификации, драматизации.
Метод дидактической игры (ролевые игры, ассоциации, тренинги)
Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.
Беседа создаёт условия для ценностного освоения школьниками окружающей
действительности. Цель эвристической беседы — дать возможность детям
реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. В такой беседе с
помощью вопросов, заданий, акцентов учителя ученики путем логических
рассуждений подходят к открытию новых связей и отношений. Эвристическую беседу
можно разделить на три этапа: - постановка проблемы учителем (по возможности -
с участием школьников), иногда сообщение учителем дополнительных сведений,
конкретизирующих обсуждаемый вопрос;
- решение проблемы (правильное или неправильное), его обоснование учащимися,
возможная между ними дискуссия;
- подведение итогов, концентрация
внимания на правильном
Задача учителя сконцентрировать внимание учащихся на ценностных аспектах
обсуждаемого события или явления, вызвать отношение к проблеме, вопросу и
т.д.
Эффективность беседы будет выше, если учитель использует средства наглядности
- учебные пособия, карты, картины, меловые рисунки, аппликации. Важно
задействовать все каналы восприятия. Внимание и интерес к высказываемым
учениками мнениям, эмоциональность и мастерство учителя, создают ту атмосферу
беседы, которая не только обучает, но и воспитывает отношение к изучаемому
объекту.
Фрагмент урока истории в 3-м классе "Император-освободитель" по учебнику Д.Д.
Данилова, С.В. Тюрина "Мое Отечество", "Школа–2100"
IV. Совместное “открытие” новых знаний.
Цель: проверить гипотезы с помощью учебника посредством побуждающего диалога.
1. Чтение вслух 1 и 2 абзацев на с. 45.
Вопросы после чтения:- Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?(Да.
Императора звали Александр II)
- А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда читаем дальше.
2. Чтение про себя 3 абзаца на с. 45
- Ответы на вопросы выделяйте простым карандашом.
Вопросы после чтения:
- Когда правил Александр II ?
(на слайде: Александр II, 1856-1881)
- Почему его прозвали освободителем? (освободил российских крестьян от
крепостной зависимости. На слайде: отмена крепостного права)
- Что вы знаете о крепостном праве?
- Когда оно было отменено? (на слайде: 19 февраля 1861 года)
- Как вы думаете, это
было важным событием для
(дети высказывают свои мнения)
- Если крепостное право мешало развитию всей России, значит она отставала в
своем развитии? От кого? (От Европы)
- Давайте выясним, что говорится о Европе и России второй половины XIX века.
3. Чтение 4 абзаца про себя.
Вопросы после чтения:
- Что узнали о России и Европе того времени?
(Слайд 3 - Европа: много железных дорог; много фабрик и заводов; производили и
продавали разные товары. Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов;
покупали товары в Европе)
- Смотрите, как отличалась по своему развитию Россия от Европы во второй
половине XIX века.
- Но при чем же здесь крепостное право? (дети высказывают свои версии)
4. Чтение 1 абзаца на с. 46 про себя.
Вопросы после чтения:
- Почему же крепостное право мешало развитию России?
- Как вы понимаете выражение: “работать из-под палки”?
- А как обстояли дела в Европе?
(Продолжение показа слайда 3 - Россия: крепостные крестьяне; Европа:
вольнонаемные рабочие)
- Александр II 19 февраля
1861 года отменил крепостное право.
свободными. Значит, они зажили хорошо? (Дети высказывают свои версии)
- Прочитаем, как об этом говорится в учебнике?
5. Чтение вслух 9 абзаца на с. 46
Вопросы после чтения:
- Что узнали о жизни крестьян после отмены крепостного права? (Хорошо зажили
только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли прокормить свои семьи)
- Почему так произошло? Ваши версии?
6. Рассказ учителя
- Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел.
Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на доске), при освобождении
значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне остались
малоземельными. (на доске) Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не
покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему
дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и
до отмены крепостного права, - в темных избах.
- Какой у вас возник вопрос?
(Александр II зря освободил крестьян? Жизнь в России не изменилась?)
- Выскажите ваши версии.
- Найдите ответы на вопросы в учебнике.
7. Чтение текста на с. 47 про себя
Вопросы после чтения:
- Изменилась ли жизнь в России?
- Кто такие “капиталисты”? (на доске)
- Кем становились крестьяне?
- Найдите главное предложение в этом абзаце. (Россия стремительно догоняла
развитые Европейские страны)
Персонификация - форма сюжетного повествования, в основе которой лежит история
реального или чаще всего вымышленного человека, но его судьба, условия жизни,
поступки показаны на фоне важных общественных событий и дают возможность
понять типичные явления жизни общества, почувствовать, пережить ценности
конкретной эпохи.
Драматизация - сценарий рассказа. Сюжет расписан по ролям, в общении двух или
более людей раскрываются подробности общественной жизни, социальные конфликты
эпохи.
Использование данных методов и приемов на уроке требует опоры на возможности
художественных произведений (литературы, живописи). Художественное слово
способно производить глубокое впечатление, по-иному представлять мир.
Художественные произведения в первую очередь обращены к эмоциональной сфере
человека. Искусство, художественная литература, театр, кино, музыка, живопись
представляют собой средство воспитания ценностного отношения. Именно потому,
что материал искусства в силу своей убедительности, образности воспринимается
эмоционально, он и пробуждает в душе читателя, слушателя, зрителя наряду с
мыслями о событиях и оценками их также и эмоциональные переживания.
Раскрываемая в художественном произведении жизнь, взаимоотношения между
людьми, освещение событий автором, с одной стороны, приводят читателя, зрителя
к определенным оценкам, которые вызывают соответствующее переживание: жалость,
негодование, презрение, восхищение, уважение к героям, а с другой стороны,
заставляют человека в определенной ситуации ни настоящему пережить
эмоционально свое, уже сформировавшееся отношение к определенным человеческим
взаимоотношениям. Понятно, что лишь то произведение может вызвать новые
чувства, которое взволнует и даст возможность пережить эти чувства.
Фрагмент урока по ОМ "Человек и человечество" в 4-м классе (программа
Школа-2100) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. "Эмоции — краски переживаний"
Театрализация ситуации. Сценка.
Аня. Ой, такой малыш, а уже улыбается. Раз улыбается, значит ему у нас
понравилось.
Илья. А почему ты думаешь, что ему понравилось? Он, что тебе это сказал?
Аня. Ну, улыбается - значит радуется.
Постановка проблемы.
Вам не кажется странным, что Анюта узнала, какие переживания испытывает
пятимесячный малыш?
Рассмотрите фотографии малыша и выскажите свои догадки.
На самом деле, малыши в этом возрасте никому, ничего специально не
рассказывают. Они просто улыбаются, если им хорошо, и плачут, если им плохо.
Как же люди узнают, что происходит с другим человеком, если он сам не
рассказывает о своих переживаниях?
Ученики высказывают предположение, что малыш “рассказал” об этом Анюте не
словами, а выражением лица.
3. Открытие нового.
Вживись в образ “Мордашки”
Представьте, ребята, что к нам сейчас в класс придет клоун из цирка.
Покажите, не произнеся не слова, как вы его встретите? Посмотрите, друг на
друга, вы рады, вы улыбаетесь. Перед вами листочки с 3-мя кругами, нарисуйте в
первом кружке, как, по-вашему, выглядит рот и глаза, радостного, веселого
смеющегося человека. Покажите друг другу рисунки. Самый удачный на ваш взгляд
рисунок мы повторим на доске. Озвучьте свое изображение, покажите движениями
рук.
Представьте, ребята, что к нам сейчас на космическом корабле прилетит ...
слонопотам... Что видите на лицах своих одноклассников? Радость, удивление,
настороженность? Нарисуйте рот и глаза удивленного человека во втором
кружочке.
Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.
Не будем лишний раз расстраивать друг друга, и плохих известий не буду я вам
сообщать. Вспомните и нарисуйте лицо плачущего, расстроенного человека.
Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.
Так, что же людям помогает узнать, что происходит с другим человеком, если он
сам не рассказывает о своих переживаниях?
Рисуют “мордашки” с выражением разных эмоций
Наблюдения за восприятием детьми и подростками художественных произведений
показывают, какие значительные переживания могут возникать у них в связи с
чтением произведений художественной литературы, слушанием музыки и т.д. Задача
воспитания чувств заключается не только в том, чтобы появилось новое
содержательное переживание. Такое переживание представляет собой существенное,
но лишь первое звено в формировании эмоционального мира человека.
Приведем пример эвристической беседы с опорой на отрывок из художественной
литературы:
Учитель с чувством читает отрывок из повести Горбачева А. «Чудесный доктор» о
первой сестре милосердия - Даше Севастопольской:
« Ей было семнадцать лет, когда интервенты высадились в Крыму. Даша распродала
свое небогатое имущество, купила на эти деньги лошаденку с бричкой, настирала
всякого тряпья для перевозок, и поехала вслед за армией к реке Алме...До
позднего вечера девушка перевязывала раненых. Над ее головой свистели ядра, то
тут, то там с грохотом взрывались картечные гранаты и лопались бомбы... Как
завороженная, перевязывала она среди огня и грохота канонады раненых солдат и
офицеров...» Выдержав паузу, учитель обращается к ученикам с вопросами: Что вы
чувствовали, слушая рассказ? Почему Даша приняла такое решение? Что восхищает