Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа
Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании,
изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования
историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Задачи:
Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко –
обществоведческих знаний;
Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой
педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по
данной проблеме;
Составить практические рекомендации по формированию историко –
обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в
начальной школе
1.1 Цели современного исторического образования
Тенденции современного исторического образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала
Развитие методики преподавания истории в начальной школе.
Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в
начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение
педагогическом воздействии на становление человека, особенно в младшем школьном
возрасте, отмечает, что устареть обращение к положительному примеру как методу
воспитания не может, поскольку на нем строится система воспитания и обучения в
любой человеческой общности. [20,76]
При разработке и реализации идеи воспитания на основе истории, Степанищев А.Т.
обращает внимание на значение в воспитании иллюстрирования героической борьбы,
подвигов, талантов российских граждан - примеров для подражания; формирования
высоких нравственных качеств у учащихся; предупреждения эгоизма, проявлений
высокомерного отношения к инаковым ценностям и традициям. При внедрении
общечеловеческих ценностей в сознание учащихся через проекцию историко-обществоведческих знаний, Степанищев А.Т. указывает на необходимость
учитывать ряд положений: вычленение и формирование российских ценностей должно
строиться на той же методологической основе, что и общечеловеческие;
выделение наиболее распространённых общечеловеческих ценностей и работа с
целью их осознанного восприятия учащимися; объяснение, показ реальных условий
взаимопроникновения общечеловеческих и российских ценностей на научный, исходя
из исторического опыта, основе. [22,65]
Обобщая сказанное, отметим, что, воспитывая учащихся на историческом опыте
прошлого, педагог должен использовать ценностный потенциал каждого
предъявляемого примера, каждой темы. Исторический и обществоведческий материал
позволяет успешно транслировать общественные ценности, выработанные
человечеством, расширять представления и понятия о таких ценностях как Права
человека, Свобода, Правовое государство, Любовь к Родине, Терпимость, создавать
эмоциональные ситуации на урок. Изучение истории своего Отечества является
базовым основанием для воспитания патриотизма и формирования у учащихся
собственной точки зрения на актуальные проблемы человечества в прошлом и
настоящем.
Для того чтобы лучше понять суть методики преподавания, мы выбрали УМК «Школа
ХХI века» программа курса: «Вводный историко – обществоведческий курс» ( авторы
Д.Д. Данилов, С.В. Тырин ), состоящего из двух частей: «Моё Отечество» ( III
класс) и «Человек и человечество» ( IV класс )
Вводный историко-обществоведческий курс УМК «Школа 2100» (авторы Д.Д. Данилов,
С.В. Тырин) состоит из двух частей: «Мое Отечество» (Ш класс) и «Человек и
человечество» (IV класс).
Авторский коллектив
Образовательной программы «
вводного курса истории и обществознания, состоящего из двух частей: первая
часть - «Мое Отечество» (Ш класс); вторая часть - «Человек и общество» (IV
класс).
Задача вводного курса истории и обществознания: дать ученикам начальной школы
предварительный минимум
историко-обществоведческих
использования в жизненных ситуациях. Таким образом, историко-обществоведческий
курс должен дать ученикам начальной школы доступную их пониманию, но при этом
целостную картину мира с точки зрения обществознания. В средней школе эти
проблемы будут рассматриваться подробнее в разных курсах, поэтому сначала
важно сформировать общее и вместе с тем целостное представление о родной
стране, о ее истории и современности. Именно с этих национальных
государственных ценностей начинает выстраиваться обществоведческая картина
мира для ученика. На «отечественном материале» у ученика должны сформироваться
первичные представления о некоторых базовых понятиях обществознания
(государство, закон и т.д.). Уже в Ш классе возможно приступить к формированию
начальных навыков исторического мышления (осознание изменяемости, развития
общества как части окружающего мира, выделение я том или ином
общественно-историческом явлении причины и следствия его существования и т.д.).
При этом курс «Мое Отечество» должен способствовать становлению патриотического
чувства, гордости за свою страну, формированию той системы ценностей, которая
обеспечит активную гражданскую позицию человека в будущем.
Учебно-методический комплекс «Мое Отечество» состоит из программы, учебника (в
четырех частях), рабочей тетради и сборника методических рекомендаций для
учителей, планируется дополнить набор иллюстративно-наглядным материалом
(карты, схемы, видовые картины).
Особенности курса: все новые понятия и явления окружающего мира подаются
учащимся только через знакомые им жизненные ситуации в жанре бытовых рассказов.
Чтобы обеспечить личностное восприятие учениками материала и стилистически
соотнести курс «Мое Отечество», параграфы учебника являются рассказами о
путешествиях по прошлому и настоящему России двух главных героев: брата и
сестры Илюши и Анюты. Весь новый материал подается как рассказы родителей и
взрослых знакомых Анюты и Илюши.
Задача комплекса «Человек и человечество» - достроить элементарную картину
мира с точки зрения общественных наук и психологии. К уровню «мое общество»,
«моя страна» добавляются новые уровни знаний об обществе: «внутренний
психологический мир человека», «общение и общество», «человечество - как самый
широкий уровень моего общества». Дается общее представление о человечестве как
о всех людях живущих и живших на земле, о неоднородности и многоликости
современного человеческого общества, о том, что объединяет всех людей, об
общечеловеческих ценностях. Изображается общая картина всемирной истории,
которая будет изучаться в дальнейшем в средней школе в рамках разных курсов
истории.
Таким образом, по замыслу авторов, на выходе из начальной школы ученик будет
обладать знанием целостной элементарной картины мира и умением познавать этот
мир.
Полный анализ построения учебников на примере УМК «Школа 2100» выглядит
следующим образом.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (3 КЛАСС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)
Данилов Д.Д., Тырин С.В. [8]
Окружающий мир. Учебник «Мое Отечество». Введение в обществознание. Учебник для
3-го класса (1-4). В 4-х ч. - М.: «Баласс», 1998. - Ч. 1 - 64 с., илл., ч. 2 -
48 с., илл., ч. 3 - 32 с., илл., ч. 4 - 48 с., илл.
Учебник представляет введение в историко-обществоведческий сегмент курса
«Окружающий мир». На материале истории и современности нашей страны
осуществляется знакомство учеников с базовыми обществоведческими знаниями
(государство, история, демократия и т.п.); производится систематизация
имеющихся у учеников представлений об обществе и истории; в конечном итоге,
происходит формирование целостной предварительной картины мира младших
школьников.
Основные отличия данного учебника:
1) Знакомство с отечественной историей имеет целью не столько запоминание
каких-то отдельных событий, имен, названий, сколько формирование целостной
картины истории России. Для этого история представляется в виде смены
нескольких эпох: «времена Древней Руси», «времена Московского государства»,
«времена Российской империи», «времена Советской России и СССР», «современная
Россия». Каждая эпоха - это определенное культурное единство жителей нашей
страны. Задача учеников
- прежде всего научиться
располагать конкретные факты (основные события, исторические личности,
памятники культуры) на ленте времени, определять их очередность, принадлежность
к веку.
2) Форма подачи материала в каждом уроке - это диалог главных героев книги
(брата и сестры Илюши и Анюты) с неким взрослым (папа, случайный знакомый),
который выступает носителем нового знания. Дети - герои книги - попадают в
какие-то житейские ситуации, в которых имеющиеся у них представления об
обществе и истории вступают в противоречие с новыми фактами. У ребят рождаются
вопросы и в ответах на них излагается материал темы.
3) В учебник включены дискуссионные, проблемные темы, которые не имеют
однозначной трактовки как в науке, так и в общественном мнении: «Почему
распался СССР?», «Что такое демократия в современной России?», «При Сталине у
нас в стране было создано справедливое общество?», «Преобразования Петра I
принесли пользу или вред России?» и т.п. Несмотря на свою неоднозначность, эти
вопросы актуальны и постоянно дискутируются в нашем обществе, благодаря чему
ученики начальной школы сталкиваются с ними, и это порождает вопросы, которые
требуют ответов, объяснений. Позиция авторов заключается в том, что ребят нужно
прежде всего познакомить с тем, что существуют вопросы, на которые нет одного
правильного ответа, а у разных людей могут быть разные мнения. Мышление детей
еще во многом мифологично, сказочно и они ищут в истории и современности
«добрых Иванов-царевичей» и «злых Кощеев Бессмертных». Мир же значительно
сложнее и не может быть сведен к этой антиномии. Каждому человеку необходимо
учиться самому определять свое мнение и при этом внимательно и уважительно
относиться к мнению других людей. Осознание этого и есть главная цель при
обсуждении дискуссионных проблем отечественной истории и современности.
Допущено Министерством образования и науки РФ.
Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И., Кузнецова С.С., Сафиулина Н.Г.
Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество». 3-й класс (1-4). - М.: «Баласс»,
1999. - 64 с., илл.
Рабочая тетрадь содержит практические задания по пропедевтическому курсу
отечественной истории и обществознания и является приложением к учебнику «Мое
Отечество», 3-й класс (1-4), авторы Д.Д. Данилов, С.В. Тырин, Сизова Е.В.,
Харитонова Н.В.
Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Мое Отечество». 3-й класс
(1-4). - М.: «Баласс», 2003. - 48 с., илл.
Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Мое Отечество» являются
составной частью учебно-методического комплекта для 3-го класса по
пропедевтическому курсу отечественной истории и обществознания, содержит
дидактический материал для проведения контроля за усвоением знаний и навыков
Допущено Министерством образования и науки РФ.
Бердинских В.А., Бердинских М.Л.
Родная страна. Книга для чтения по истории для 3–4-го классов.. - М.: «Баласс»,
2005. - 144 с., илл. (Серия «За страницами учебника»)
Книга для чтения предназначена для учащихся 3–4-го классов начальной школы,
изучающих курс «Окружающий мир», составной частью которого является
пропедевтический курс истории и обществознания.
Данное пособие снабжено методическими указаниями, в которых поясняется, как его
можно использовать параллельно с учебником по окружающему миру «Мое
Отечество».
Книга для чтения может также использоваться в работе по другим образовательным
системам.
Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И., Кузнецова С.С., Сафиулина Н.Г.
Мое Отечество. 3-й класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.:
«Баласс», 1999. - 96 с. [9]
В методическое пособие включены программа пропедевтического курса отечественной
истории и обществознания для начальной школы, тематическое планирование уроков
в 3-м классе из расчета 1 час в неделю, методические комментарии к учебнику
«Мое Отечество» (авторы Д.Д. Данилов, С.В. Тырин), поурочные методические
разработки.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 КЛАСС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)
Окружающий мир. Учебник «Человек и человечество». Вводный курс истории и
обществознания для 4-го класса в 2-х книгах. Авт. коллектив: Г.Э. Белицкая,
Н.В. Иванова (книга 1); Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецова, С.В. Тырин (книга 2). -
М.: «Баласс», 2000. - Ч. 1 - 48 с., ил., ч. 2 - 96 с., илл.
Учебник является второй частью историко-обществоведческого сегмента курса
«Окружающий мир». С его помощью завершается формирование целостной
предварительной картины мира младших школьников. Содержание книги указывает на
тесную интеграцию со второй половиной курса «Окружающий мир» - учебниками по
введению в естествознание, созданными авторским коллективом под руководством
А.А. Вахрушева, в частности, с учебником для 4 класса - «Человек и природа».
Первые главы двух учебников посвящены проблеме человека - в одной книге с
позиции анатомии, а в другой - с позиции психологии. Далее рассматриваются
различные уровни взаимодействия человека соответственно с природой и обществом.
В учебнике «Человек и человечество» это - человек в непосредственном кругу
общения, человек в истории человечества, человек и многоликое человечество,
человек и единое человечество. Таким образом, младшие школьники осмысливают, к
примеру, следующие проблемы: «Почему в обществе возникают конфликты и как их
разрешать?», «Для чего нужны совесть и мораль?», «Чем отличаются люди, живущие