Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании,
изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования
историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Задачи:
Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко –
обществоведческих знаний;
Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой
педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по
данной проблеме;
Составить практические рекомендации по формированию историко –
обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в
начальной школе
1.1 Цели современного исторического образования
Тенденции современного исторического образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала
Развитие методики преподавания истории в начальной школе.
Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в
начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение

Файлы: 1 файл

Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе.docx

— 106.46 Кб (Скачать файл)

педагогическом  воздействии  на становление человека, особенно в младшем школьном

возрасте,  отмечает,  что  устареть обращение к положительному примеру как методу

воспитания  не  может, поскольку на нем строится система  воспитания и обучения в

любой человеческой общности. [20,76]

При  разработке  и реализации идеи воспитания на основе истории, Степанищев А.Т.

обращает  внимание на значение в воспитании иллюстрирования героической борьбы,

подвигов,  талантов  российских граждан - примеров для подражания; формирования

высоких  нравственных  качеств  у  учащихся; предупреждения эгоизма, проявлений

высокомерного   отношения  к  инаковым  ценностям  и  традициям.  При  внедрении

общечеловеческих    ценностей    в    сознание    учащихся    через    проекцию историко-обществоведческих знаний,  Степанищев  А.Т. указывает на необходимость

учитывать  ряд положений: вычленение и формирование российских ценностей должно

строиться   на   той   же  методологической  основе,  что  и  общечеловеческие;

выделение  наиболее  распространённых  общечеловеческих  ценностей  и  работа с

целью  их  осознанного  восприятия учащимися; объяснение, показ  реальных условий

взаимопроникновения  общечеловеческих  и российских ценностей на научный, исходя

из исторического опыта, основе. [22,65]

Обобщая  сказанное,  отметим,  что,  воспитывая  учащихся  на историческом опыте

прошлого,    педагог    должен   использовать   ценностный   потенциал   каждого

предъявляемого  примера,  каждой темы. Исторический и обществоведческий  материал

позволяет    успешно    транслировать    общественные   ценности,   выработанные

человечеством,  расширять  представления  и  понятия о  таких ценностях как Права

человека,  Свобода, Правовое государство, Любовь к Родине, Терпимость, создавать

эмоциональные  ситуации  на  урок.  Изучение  истории  своего Отечества является

базовым   основанием  для  воспитания  патриотизма  и  формирования  у  учащихся

собственной  точки  зрения  на  актуальные  проблемы  человечества  в  прошлом и

настоящем.

Для  того  чтобы  лучше  понять суть методики преподавания, мы выбрали УМК «Школа

ХХI  века» программа  курса: «Вводный историко – обществоведческий  курс» ( авторы

Д.Д.  Данилов,  С.В.  Тырин  ), состоящего из двух частей: «Моё Отечество» ( III

класс) и «Человек и человечество» ( IV класс )

Вводный  историко-обществоведческий  курс УМК «Школа 2100» (авторы Д.Д. Данилов,

С.В.  Тырин)  состоит  из  двух  частей:  «Мое Отечество» (Ш класс) и «Человек и

человечество» (IV класс).

Авторский  коллектив  Образовательной программы «Школа 2100» предлагает концепцию

вводного  курса  истории  и  обществознания,  состоящего из двух частей: первая

часть  -  «Мое  Отечество»  (Ш  класс); вторая часть - «Человек и общество» (IV

класс).

Задача  вводного  курса  истории и обществознания: дать ученикам начальной школы

предварительный  минимум  историко-обществоведческих знаний и обучить навыкам их

использования  в жизненных  ситуациях. Таким образом, историко-обществоведческий

курс  должен  дать  ученикам начальной школы доступную  их пониманию, но при этом

целостную  картину  мира  с  точки  зрения  обществознания. В средней школе эти

проблемы  будут  рассматриваться  подробнее  в  разных  курсах, поэтому сначала

важно  сформировать  общее  и  вместе  с  тем  целостное  представление о родной

стране,   о   ее   истории   и   современности.   Именно  с  этих  национальных

государственных  ценностей  начинает  выстраиваться  обществоведческая  картина

мира  для  ученика. На «отечественном материале» у ученика  должны сформироваться

первичные    представления   о   некоторых   базовых   понятиях   обществознания

(государство,  закон   и т.д.). Уже в Ш классе возможно  приступить к формированию

начальных  навыков  исторического  мышления  (осознание  изменяемости, развития

общества   как   части   окружающего   мира,   выделение   я   том   или   ином

общественно-историческом  явлении причины и следствия  его существования и т.д.).

При  этом курс «Мое Отечество» должен способствовать становлению  патриотического

чувства,  гордости  за  свою страну, формированию той системы  ценностей, которая

обеспечит активную гражданскую  позицию человека в будущем.

Учебно-методический  комплекс «Мое Отечество» состоит из программы, учебника (в

четырех  частях),  рабочей  тетради  и  сборника  методических рекомендаций для

учителей,   планируется   дополнить  набор  иллюстративно-наглядным  материалом

(карты, схемы, видовые  картины).

Особенности  курса:  все  новые  понятия  и  явления  окружающего  мира подаются

учащимся  только через  знакомые им жизненные ситуации в  жанре бытовых рассказов.

Чтобы  обеспечить  личностное  восприятие  учениками  материала и стилистически

соотнести  курс  «Мое  Отечество»,  параграфы  учебника  являются  рассказами о

путешествиях  по  прошлому  и  настоящему  России  двух  главных героев: брата и

сестры  Илюши  и  Анюты.  Весь новый материал подается как рассказы родителей и

взрослых знакомых Анюты  и Илюши.

Задача  комплекса  «Человек  и  человечество»  - достроить  элементарную картину

мира  с  точки  зрения  общественных наук и психологии. К  уровню «мое общество»,

«моя   страна»   добавляются   новые  уровни  знаний  об  обществе:  «внутренний

психологический  мир  человека», «общение и общество», «человечество - как самый

широкий  уровень моего  общества». Дается общее представление о человечестве как

о  всех  людях  живущих  и  живших  на  земле,  о неоднородности и многоликости

современного  человеческого  общества,  о  том,  что  объединяет  всех людей, об

общечеловеческих  ценностях.  Изображается  общая  картина  всемирной  истории,

которая  будет  изучаться  в  дальнейшем  в средней школе  в рамках разных курсов

истории.

Таким  образом,  по  замыслу  авторов, на выходе из начальной  школы ученик будет

обладать  знанием  целостной  элементарной картины мира и умением  познавать этот

мир.

Полный  анализ  построения  учебников  на  примере  УМК  «Школа  2100»  выглядит

следующим образом.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (3 КЛАСС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)

Данилов Д.Д., Тырин С.В. [8]

 

Окружающий  мир. Учебник  «Мое Отечество». Введение в обществознание. Учебник для

3-го  класса  (1-4). В 4-х  ч. - М.: «Баласс», 1998. - Ч. 1 - 64 с., илл., ч. 2 -

48 с., илл., ч. 3 - 32 с., илл., ч. 4 - 48 с., илл. 

Учебник   представляет   введение  в  историко-обществоведческий  сегмент  курса

«Окружающий   мир».   На   материале   истории   и  современности  нашей  страны

осуществляется   знакомство  учеников  с  базовыми  обществоведческими  знаниями

(государство,   история,   демократия   и   т.п.);  производится  систематизация

имеющихся  у  учеников  представлений  об  обществе и  истории; в конечном итоге,

происходит   формирование   целостной   предварительной   картины  мира  младших

школьников.

Основные отличия данного  учебника:

1)  Знакомство  с   отечественной  историей  имеет   целью  не столько запоминание

каких-то  отдельных  событий,  имен,  названий,  сколько  формирование целостной

картины   истории   России.  Для  этого  история  представляется  в  виде  смены

нескольких  эпох:  «времена  Древней  Руси»,  «времена Московского  государства»,

«времена  Российской  империи»,  «времена Советской России и СССР», «современная

Россия».  Каждая  эпоха  -  это  определенное  культурное единство жителей нашей

страны.  Задача  учеников  - прежде всего научиться ориентироваться  во времени -

располагать   конкретные   факты   (основные   события,  исторические  личности,

памятники  культуры) на ленте  времени, определять их очередность, принадлежность

к веку.

2)  Форма  подачи  материала  в  каждом  уроке  - это диалог главных героев  книги

(брата  и  сестры  Илюши  и  Анюты) с неким  взрослым (папа, случайный знакомый),

который  выступает  носителем  нового  знания.  Дети  - герои  книги - попадают в

какие-то  житейские  ситуации,  в  которых  имеющиеся  у  них  представления  об

обществе  и  истории  вступают в противоречие с новыми фактами. У ребят рождаются

вопросы и в ответах  на них излагается материал темы.

3)   В  учебник   включены  дискуссионные,  проблемные  темы,  которые  не  имеют

однозначной  трактовки  как  в  науке,  так  и  в  общественном  мнении: «Почему

распался  СССР?»,  «Что  такое демократия в современной  России?», «При Сталине у

нас  в  стране  было  создано  справедливое  общество?», «Преобразования Петра I

принесли  пользу  или  вред России?» и т.п. Несмотря на свою неоднозначность, эти

вопросы  актуальны  и  постоянно  дискутируются в нашем  обществе, благодаря чему

ученики  начальной  школы  сталкиваются с ними, и это порождает  вопросы, которые

требуют  ответов, объяснений. Позиция авторов заключается  в том, что ребят нужно

прежде  всего  познакомить  с тем, что существуют вопросы, на которые нет одного

правильного  ответа,  а  у разных людей могут быть разные мнения. Мышление детей

еще  во  многом  мифологично,  сказочно  и  они  ищут  в  истории и современности

«добрых  Иванов-царевичей»  и  «злых  Кощеев  Бессмертных».  Мир  же значительно

сложнее  и  не  может  быть сведен к этой антиномии. Каждому  человеку необходимо

учиться  самому  определять  свое  мнение  и  при этом внимательно  и уважительно

относиться  к  мнению  других  людей.  Осознание  этого  и есть главная цель при

обсуждении дискуссионных  проблем отечественной истории  и современности.

Допущено Министерством  образования и науки РФ. 

Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И., Кузнецова  С.С., Сафиулина Н.Г.

Рабочая  тетрадь  к  учебнику  «Мое Отечество». 3-й класс (1-4). - М.: «Баласс»,

1999. - 64 с., илл. 

Рабочая   тетрадь  содержит  практические  задания  по  пропедевтическому  курсу

отечественной  истории  и  обществознания и является приложением  к учебнику «Мое

Отечество»,  3-й  класс  (1-4),  авторы  Д.Д.  Данилов, С.В. Тырин, Сизова Е.В.,

Харитонова Н.В.

Самостоятельные  и  проверочные  работы  к  учебнику  «Мое Отечество». 3-й класс

(1-4). - М.: «Баласс», 2003. - 48 с., илл. 

Самостоятельные  и  проверочные  работы  к  учебнику  «Мое  Отечество»  являются

составной   частью   учебно-методического   комплекта   для   3-го   класса   по

пропедевтическому   курсу   отечественной  истории  и  обществознания,  содержит

дидактический материал для  проведения контроля за усвоением знаний и навыков 

Допущено Министерством  образования и науки РФ.

Бердинских В.А., Бердинских М.Л.

Родная  страна. Книга  для чтения по истории для 3–4-го классов.. - М.: «Баласс»,

2005. - 144 с., илл. (Серия «За  страницами учебника») 

Книга  для  чтения  предназначена  для  учащихся 3–4-го классов начальной школы,

изучающих   курс   «Окружающий   мир»,   составной   частью   которого  является

пропедевтический курс истории  и обществознания.

Данное  пособие снабжено методическими указаниями, в которых  поясняется, как его

можно   использовать   параллельно   с   учебником   по  окружающему  миру  «Мое

Отечество».

Книга  для  чтения может  также использоваться в работе по другим образовательным

системам.

Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И., Кузнецова  С.С., Сафиулина Н.Г.

Мое  Отечество.  3-й  класс  (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.:

«Баласс», 1999. - 96 с. [9]

В  методическое пособие  включены программа пропедевтического  курса отечественной

истории  и  обществознания для начальной школы, тематическое планирование уроков

в  3-м  классе  из  расчета  1 час в неделю, методические комментарии к учебнику

«Мое  Отечество»  (авторы  Д.Д.  Данилов,  С.В.  Тырин),  поурочные  методические

разработки.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 КЛАСС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)

 

Окружающий  мир.  Учебник  «Человек  и  человечество».  Вводный  курс  истории и

обществознания  для  4-го  класса  в  2-х книгах. Авт. коллектив: Г.Э. Белицкая,

Н.В.  Иванова  (книга  1);  Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецова, С.В. Тырин (книга 2). -

М.: «Баласс», 2000. - Ч. 1 - 48 с., ил., ч. 2 - 96 с., илл.

Учебник   является  второй  частью  историко-обществоведческого  сегмента  курса

«Окружающий   мир».   С   его   помощью   завершается   формирование   целостной

предварительной  картины  мира младших школьников. Содержание книги указывает на

тесную  интеграцию  со  второй  половиной курса «Окружающий  мир» - учебниками по

введению  в  естествознание,  созданными  авторским коллективом  под руководством

А.А. Вахрушева, в частности, с учебником для 4 класса - «Человек и природа».

Первые  главы  двух  учебников  посвящены  проблеме  человека  - в одной книге с

позиции  анатомии,  а  в  другой  -  с позиции психологии. Далее рассматриваются

различные  уровни взаимодействия человека соответственно с природой и обществом.

В  учебнике  «Человек  и  человечество»  это  - человек  в непосредственном кругу

общения,  человек  в  истории  человечества,  человек  и многоликое человечество,

человек  и  единое человечество. Таким образом, младшие школьники  осмысливают, к

примеру,  следующие  проблемы:  «Почему  в обществе возникают  конфликты и как их

разрешать?»,  «Для  чего нужны совесть и мораль?», «Чем отличаются люди, живущие

Информация о работе Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе