Минобрнауки России
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный
университет»
Факультет физической
культуры
Кафедра медико-биологических
дисциплин
Курсовая работа
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА безопасности
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ В СРЕДНЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Выполнила студентка
IV курса
Специальности 050100
Педагогическое образование (профиль
«Безопасность жизнедеятельности»)
Алена Сергеевна
Сунцова
______________________/подпись/
Научный руководитель:
к.б.н., доцент
Галина Александровна Попова
________________________/подпись/
КИРОВ
2014
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы
обучения безопасности дорожного движения
у учащихся среднего школьного возраста……………………………………...6
- Необходимость изучения безопасности дорожного движения в программе школьного курса ОБЖ…………………………………………………….......6
- Формы и методы работы с учащимися по безопасности дорожного движения……………………………………………………………………...11
- Характеристика среднего школьного возраста……………………………18
1.4 Современные особенности
методики преподавания ОБЖ……………….23
1.5 Модульное обучение при обучении
безопасности дорожного движения на среднем
этапе…………………………………………………………………….27
Глава 2. Методологический аппарат…………………………………………...32
2.1 Объект и предмет
исследования……………………………………………32
2.2 Цель и задачи исследования………………………………………………...32
2.3 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава 3. Описание и анализ опытно-экспериментальной
работы……………33
3.1 Описание опытно-экспериментальной
работы…………………………….33
3.2. Анализ опытно-экспериментальной
работы………………………………33
Заключение…………………………………………………………………….....36
Список использованных источников…………………………………………...38
Приложения……………………………………………………………………...41
Введение
Актуальность. Безопасность жизни и жизнедеятельности
- насущная потребность человека. По данным
статистики [3] дети - одна из тех категорий
населения, которая наиболее часто оказывается
в экстремальных и опасных ситуациях,
они же являются самыми незащищенными.
До сих пор в обществе не уделяется
должного внимания проблеме детского
дорожно-транспортного травматизма, законопослушного
поведения и уважительного отношения
к правилам дорожного движения. Основная
причина всех несчастных случаев с детьми
на дороге заключается в несоблюдении
правил дорожного движения (ПДД) и низкой
культуре поведения, как водителей транспортных
средств, так и детей. Со стороны детей
нарушения касаются перехода проезжей
части вне установленном месте, перехода
на запрещающий сигнал светофора, перед
близко идущим транспортом, выхода на
дорогу из-за стоящего транспортного средства,
игры на проезжей части или в непосредственной
близости от нее, нарушений правил дорожного
движения при управлении велосипедами,
мопедами и мотоциклами [15]. Данные нарушения
свидетельствуют об отсутствии у детей
твердых практических навыков поведения
на дорогах и, как следствие, - неумение
юных участников дорожного движения ориентироваться
в сложной дорожной обстановке.
Дети в силу своих возрастных
особенностей не всегда способны правильно
оценить дорожную ситуацию и распознать
опасность.
Возникает необходимость своевременного
обучения детей умению ориентироваться
в дорожной ситуации, воспитания потребности
быть дисциплинированными на улице, осторожными
и осмотрительными!
На период с 2013 по 2020 год утверждена
федеральная целевая программа, направленная
на повышение безопасности дорожного
движения в России. В период реализации
Программы планируется проведение мероприятий
по сокращению влияния наиболее весомых
факторов, вызывающих дорожно-транспортную
аварийность, мероприятий по изменению
общественного отношения к проблемам
безопасности дорожного движения [17].
В соответствии с Федеральным
законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014)
"О безопасности дорожного движения"
(Статья 29. Обучение граждан правилам безопасного
поведения на автомобильных дорогах) обучение
граждан правилам безопасного поведения
на автомобильных дорогах осуществляется
организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами,
предусматривающими такое обучение.
Из программных предметов современной
школы, где должны изучаться правила безопасного
поведения является ОБЖ. Необходимо дать
представление детям об основах безопасности
жизнедеятельности, научить их выстраивать
свое поведение в соответствии с теми
нормами и правилами, которые прививаются
им в процессе изучения данного предмета.
Успешность овладения знаниями, умениями
и навыками по предмету школьниками во
многом зависит от положительного отношения
к здоровому образу жизни школьников.
Формирование здорового образа жизни
- одна из главнейших задач преподавания
ОБЖ и воспитательного воздействия школы
на подрастающее поколение. Это направление
деятельности важно в современных условиях
и практически востребовано. Возможности
предмета ОБЖ в этом плане широки и многообразны.
Главная задача учителей ОБЖ
в том, чтобы дать учащимся специальные
знания, умения и навыки выживания в различных
жизненных ситуациях, в том числе и самых
неблагоприятных; правильных действий
в случае природных и техногенных катастроф,
адекватного поведения в условиях острых
социальных, социально-политических и
военных конфликтов, внутренней готовности
к деятельности в экстремальных условиях,
в том числе с оружием в руках, защищать
свое Отечество. Школа призвана стать
ключевым звеном в формировании человека
безопасного типа – личности, безопасной
для самой себя, окружающих, среды обитания,
ориентированной на созидание и развитие
[26].
Однако, как показывает статистика,
освоение детьми содержания образовательного
стандарта в части безопасного поведения
на дорогах является недостаточным, а
проблема детского дорожно-транспортного
травматизма по своим масштабам и тяжести
последствий начинает приобретать признаки
национальной катастрофы.
Глава 1. Теоретические
основы обучения безопасности дорожного
движения у учащихся среднего школьного
возраста
1.1. Необходимость
изучения безопасного дорожного движения
в программе школьного курса ОБЖ
Во всем мире одной из важнейших
проблем и предметом особой озабоченности
широкого круга лиц и работников различных
специальностей является проблема детского
травматизма на транспорте и, в первую
очередь, в сфере дорожного движения. В
последние два десятилетия произошла
«взрывная» всеобщая автомобилизация,
ярко проявившаяся увеличивающимся потоком
автомобилей на дорогах, что создает объективную
реальность возникновения дорожно-транспортных
происшествий. Однако, в самом катастрофическом
положении среди развитых стран оказалась
Россия, где ежегодно погибают и получают
травмы в дорожно-транспортных происшествиях
(ДТП) около 27 тыс. детей и подростков до
16-ти лет [27]. Обращает внимание высокая
летальность среди детей, пострадавших
в дорожно-транспортных происшествиях,
в 4-6 раз превышающая соответствующие
показатели в промышленно развитых странах.
Дорожно-транспортные происшествия являются
второй по значимости причиной смерти
среди молодых людей в возрасте 5-29
лет. Пострадавшие вследствие ДТП в 7 раз
чаще нуждаются в госпитализации и в 6
раз чаще становятся инвалидами, в том
числе и дети. Россия занимает
первое место среди стран Европы и Северной
Америки по дорожно-транспортным происшествиям
со смертельным исходом на 100 000 жителей
и 6-е место при пересчете на 100 000 автомобилей,
уступая лишь Украине, Албании, Молдавии,
Румынии и Белоруссии. В 2013 году в России
произошло 204 068 серьезных ДТП с пострадавшими
и погибшими. Это на 0,2% больше, чем за аналогичный
период 2012 года. [28].
Дорожное движение является
наиболее сложным и требующим внимания
аспектом окружающей среды, с которым
может столкнуться ребенок. В результате
физиологического и психического развития
ребенка его поведение менее предсказуемо
и существенно отличается от поведения
взрослого человека. В возникновении повреждений
у ребенка существенное значение имеют
анатомо-физиологические и психологические
особенности детей, их физическое и умственное
развитие, недостаточность житейских
навыков, повышенная любознательность
и т. п.
Обучение детей ПДД начинается
в дошкольном образовательном учреждении,
а если ребенок не посещает детский сад?
В школе работа по обучению детей безопасному
движению на улицах города должна начинаться
с первых дней в первом классе. Очень важно
сформировать у ребенка привычку правильного
поведения на дорогах. Дети должны знать,
к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом,
какие опасности подстерегают нерадивого
пешехода на улицах и дорогах. Только многократное
повторение правил, проигрывание и разбор
ситуаций, тренировочные упражнения на
улицах города, и ежедневный положительный
пример взрослых позволят ребенку чувствовать
себя уверенно в качестве пешехода, а также
помогут избежать аварийных ситуаций
и сохранить жизнь [24] .
Младшие школьники только что
получили самостоятельность и освобождены
от постоянной опеки взрослых. Им свойственна
повышенная возбудимость, импульсивность
и эмоциональность. Свою активность дети
используют для игр, порой небезобидных
шалостей, необдуманных поступков. Опасность
поджидает их, прежде всего, на дороге.
У детей 11-14 лет начинается своеобразный
и важный период в развитии, т.е. переход
от детского возраста к юношескому. Происходит
половое созревание, интенсивно протекают
процессы роста и развития. У них вырабатываются
характер, внутренняя свобода, раскованность,
волевые качества. В этом возрасте подростки
порой переоценивают свои возможности.
Им кажется, что они всё познали и превзошли
опыт окружающих их взрослых. Появляется
повышенный интерес к героизму, мужеству
и всякого рода приключениям, особенно
на дорогах города.
Основными причинами дорожно-транспортных
происшествий, в результате которых дети
гибнут и получают травмы, являются:
- внезапный выход на
проезжую часть;
- переход перед близко
идущим транспортом;
- игра на проезжей части
или рядом с ней;
- переход в неустановленном
месте;
- переход на запрещающий
сигнал светофора [8] .
Несчастные случаи все чаще
происходят не на больших транспортных
магистралях, а на маленьких дорогах, рядом
с остановками, а иногда и во дворе дома.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных
происшествий бывают дети [30] .
Будучи самыми уязвимыми участниками
дорожного движения, школьники зачастую
попадают под колеса автомобилей потому,
что у них нет навыков культуры безопасного
поведения на улицах и дорогах.
Донести эти знания до детей,
выработать в детях потребность в соблюдении
правил дорожного движения для самосохранения
- в этом и состоит задача учителя.
Общение с сотрудниками ГИБДД,
беседы и игры на данную тему в непринужденной
обстановке производит на детей более
сильное впечатление, чем традиционный
урок. Умение донести до других информацию,
которую ты знаешь в творческой форме,
не такое уж легкое дело, но интересное:
когда видишь заинтересованный взгляд
ребенка, слышишь бурные обсуждения темы
среди школьников уже после урока, что
может служить лучшей благодарностью
для учителя?
Прочное место в работе с учащимися
занимает профилактика ДТП и изучение
правил дорожного движения. Для того чтобы
не допустить рост ДТП с участием школьников,
а также снизить число детей - жертв дорожно-транспортных
происшествий, необходимо рассматривать
обучение Правилам дорожного движения
как часть учебно-воспитательной работы
школы.
Одна из важнейших составляющих
обеспечения безопасности дорожного движения
является систематический и непрерывный
процесс формирования у обучающихся культуры
безопасного поведения на дорогах города
- транспортной культуре как условию эффективности
процесса профилактики детского транспортного
травматизма [19].
В России среди родителей не
то что не принято обучать своих детей
правилам поведения вблизи и на проезжей
части, а потом проверять результаты обучения,
но и более того, некоторые семьи вообще
не считают обязательным самим соблюдать
правила и донести до ребенка элементарные
способы безопасного перехода через дорогу.
Но родители на то и родители, чтобы играть
главнейшую роль в процессе воспитания
детей. А начинается он с личного примера,
когда взрослые с ребенком не пренебрегают
светофором, переходят улицу в нужном
месте, внимательно ведут себя на проезжей
части. Дети склонны учиться в первую очередь
у родителей, ведь именно папа и мама являются
для ребенка на первых порах изображением
модели мира, в котором он живет.
При этом важнейшими условиями
обучения должны являться регулярность
занятий, их непрерывность, преемственность,
систематичность. Необходимо обучать
детей навыкам поведения на автобусной
остановке, при посадке в автобус и высадке
из него, а также в самом автобусе в ходе
поездки. Такое обучение следует дополнять
практическими занятиями, в частности
для выработки навыков поведения в опасных
ситуациях; детей следует приучать к тому,
как должен вести себя пешеход (как переходить
дорогу, как идти по краю дороги, у которой
нет тротуаров, и т.д.); обучать детей, имеющих
велосипеды и мопеды основным правилам
дорожного движения; указывать им на важность
правильного оборудования их транспортного
средства (освещение, светоотражающие
приспособления, тормоза и т.д.), а также
ношения яркоокрашенной одежды либо одежды
со светоотражающими полосами; обучать
их правилам использования защитных устройств
(шлемов и т.д.); а также указывать им на
особые виды опасности, которые могут
возникнуть при движении на дороге [20].