Теоретические основы обучения безопасности дорожного движения у учащихся среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Главная задача учителей ОБЖ в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое Отечество.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы обучения безопасности дорожного движения у учащихся среднего школьного возраста……………………………………...6
Необходимость изучения безопасности дорожного движения в программе школьного курса ОБЖ…………………………………………………….......6
Формы и методы работы с учащимися по безопасности дорожного движения……………………………………………………………………...11
Характеристика среднего школьного возраста……………………………18
1.4 Современные особенности методики преподавания ОБЖ……………….23
1.5 Модульное обучение при обучении безопасности дорожного движения на среднем этапе…………………………………………………………………….27
Глава 2. Методологический аппарат…………………………………………...32
2.1 Объект и предмет исследования……………………………………………32
2.2 Цель и задачи исследования………………………………………………...32
2.3 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава 3. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы……………33
3.1 Описание опытно-экспериментальной работы…………………………….33
3.2. Анализ опытно-экспериментальной работы………………………………33
Заключение…………………………………………………………………….....36
Список использованных источников…………………………………………...38

Файлы: 1 файл

sovershenstvovanie_metodiki_kursovaya_14_12.docx

— 139.06 Кб (Скачать файл)

Понятие «умственное развитие» используется очень широко. Все отечественные психологи признают, что ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение. 

С первых дней своей жизни ребенок под влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленным предшествующими поколениями, присваивает его. В процессе овладения этим опытом и происходит умственное развитие ребенка, формирование его человеческих способностей. 

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:  
- проблемность обучения; 

- оптимальное развитие  различных видов мыслительной  деятельности;  
- индивидуализация и дифференциация обучения; 

- специальное формирование  как алгоритмических, так и эвристических  приемов умственной деятельности; 

- специальная организация  мнемической деятельности [16]. 

Учебная деятельность требует владения разными приемами создания образов, на разном материале. Приемы учебной работы могут иметь разную степень сложности. Овладение приемами учебной работы является основой, на которой у детей формируются учебные умения и навыки. 

Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся: 

- перенос усвоенных приемов с обучающей задачей на новую;  
- поиск новых приемов учебной работы; 

- управление своей учебной деятельностью; 

- приемы общения. 

Технологии развивающего обучения должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда должен руководствоваться принципом: «главное – не навредить!». 

 

 

1.5. Модульное обучение при обучении безопасности дорожного движения на среднем этапе.

Построение воспитательно-образовательного процесса с учетом потребностей и возможностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий, так как традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет педагогу раскрыть все способности обучающихся, заинтересовать их, что влияет на качество знаний и умений.

В современных условиях в период возрастания объема информации обучение должно быть личностно-ориентированным, развивающим, мотивированным. Как сделать процесс обучения по дисциплине «Основы жизнедеятельности интересным, запоминающим?».

Решить эти проблемы помогает использование модульной технологии обучения.

Привлекательность технологии модульного обучения объясняется ее ориентированностью на развитие учебной и познавательной деятельности обучающихся, повышение мотивации к учению, уровня самозанятости на уроке, индивидуальный подход к обучению.

Содержание модульного обучения состоит в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению содержанием.

Принципиальное отличие модульного обучения состоит в том, что материал разбивается на отдельные модули (блоки), каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения.

Блок - определенная часть целостной деятельности, представляющая собой совокупность функционально объединенных модулей.

Модуль - Модули – это логические блоки, на которые разбивается программный материал курса «Основы безопасности жизнедеятельности», представляющие завершенный цикл учебной работы. Чаще всего это одна или несколько тем. В качестве структурно-логических самостоятельных модулей могут рассматриваться отдельные темы и разделы, индивидуальные программные задания для самостоятельной проработки теоретического материала, причем в этом случае для модулей разрабатываются пороговые рейтинговые значения в баллах, которые выставляются учащимся как оценка в зависимости от качества и сроков выполнения задания [16].

Содержание программы курса ОБЖ включает в себя раздел «Дорожная безопасность», целью которого является формирование культуры поведения на дорогах как части культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического их применения в повседневной жизни. Задача преподавателя дисциплины ОБЖ заключается в том, чтобы не только дать определенные знания ученикам в этой области дисциплины, но и научить конкретным действиям, чтобы уровень остаточных знаний был достаточно высок. Достигнуть это можно с использованием модульной технологии [18].

Учебный модуль «Дорожная безопасность» решает следующие задачи:

• Приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда(мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающимися движения механических транспортных средств.

• Овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам.

• Развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах, способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей.

• Воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения [14].

Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого подростка в отдельности дают определенное преимущество такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, овладеть навыком первой медицинской помощи, приемам, включая в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

Каждый модуль имеет свою структуру. Известно несколько типов модулей:

1. Познавательные. При работе с таким модулем главной целью является объем информации по изучаемой теме.

2. Операционные. Главное здесь формирование и развитие способов деятельности.

3. Смешанные. При таком типе модулей используются элементы первых двух типов.

Построение модулей осуществляется по смешанному типу.

Проведение уроков по данной технологии способствует приобретению школьником уверенности в своих возможностях, исчезновению боязни получения неудовлетворительной оценки; овладению (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенному вовлечению в учебную деятельность даже отстающих учеников.

Исходя из особенностей работы учителя и ученика, при использовании модульной технологии обучения на среднем этапе в функции учителя входит обеспечение всех участников обучения дидактическим материалом. Каждый ученик должен иметь перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольный лист. Преподаватель составляет модуль, как раньше составлял конспект урока. Но, так как теперь его основные функции управляющие, то приходится теперь затрачивать время на организацию самостоятельной деятельности подростков и собственной консультирующей работе.

При анализе работы класса на уроке преподаватель проверяет контрольные задания, проводит рефлексию и работает с оценочными листами. Нововведением является рефлексия. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, определить, что эта работа им дала. Рефлексию следует проводить в трех измерениях «дело», «Я», «мы».

1.  Как я усвоил материал? («дело»). Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов. Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов. Мало что понял. Необходимо еще поработать - 4-6 баллов.

2.  Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой? («Я»). Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой - 9-10баллов. Допустил ошибки - 7-8 баллов.

3. Как работала группа, учебная пара? («Мы»). Дружно, совместно разбирали задания - 9-10 баллов. Не все активно участвовали в обсуждении - 7-8 баллов. Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок - 4-6 баллов.

Следует сказать и о проблемах, связанных с модульной технологией -большие затраты на ксерокопирование модульных уроков, недостаточность подготовки подростков к самостоятельной работе. Структурирование учебной информации требует огромных трудозатрат, нужно пересмотреть большое количество материала, который нужно адоптировать в качестве иллюстраций в модульной технологии.

Преимущества модульной технологии:

♦ значительно повышается качество подготовки (компетентность) учеников как по теоретическим, так и по практическим аспектам обучения;

♦ обеспечение высокой мотивации к процессу обучения;

♦ изменяются функции учителя, его деятельность становится более творческой, консультативной;

♦ гибкость и открытость - форма организации процесса обучения.

 

При изучении курса ОБЖ по модульной системе необходимы условия:

1. Четкая организация учебного процесса.

2. Постановка целей и задач обучения всего блока.

3. Сочетание словесных и наглядных методов.

4.  Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности.

5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.

6. Вера учителя в способности обучаемого подростка.

Модульная технология интересна и эффективна. Эта система относится к интерактивным формам обучения. Методика ее на первый взгляд сложна. Требует работы и преподавателя и обучаемого, что обеспечивает эффективное обучение в развитии компетентности обучаемого и преподавателя по предмету. Модульная технология ориентирована на достижение конечного результата, то есть получение практических навыков, значит отвечающих требованиям государственных стандартов [22].

 

Глава 2. Методологический аппарат

 

2.1 Объект и предмет исследования

Объектом исследования является процесс формирования знаний и умений учащихся правилам дорожного движения на уроках ОБЖ. 

Предмет исследования: формы и методы, используемые для формирования теоретических знаний и практических умений правил дорожного движения на уроках ОБЖ. 

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование знаний и умений навыков правил дорожного движения будет более эффективным, если на уроках ОБЖ будут применяться активные формы обучения. 

 

2.2 Цель и задачи  исследования

Цель нашей работы заключается в усовершенствовании методики преподавания правил дорожного движения на уроках ОБЖ учащимся среднего школьного возраста. 

Задачи:  
1. Провести обзор теоретической и методической литературы по теме курсовой работы.

2. Разработать методику проведения учебных занятий по правилам дорожного движения в 5 классах с использованием активных методов.

3. Оценить эффективность разработанной методики

 

2.3 Методы исследования

1. Теоретические: теоретический анализ педагогической и методической литературы.

2. Эмпирические: практическая апробация опыта.

3. Метод математической статистики

 

 

Глава 3. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы

 

3.1. Описание опытно-экспериментальной работы

В экспериментальной работе принимали участие 25 учащихся 5А класса  и 30 учащихся 5Б класса.

Целью работы было проверить эффективность использования активных методов на уроках по безопасности дорожного движения.

Для этого нами было проведено по одному уроку в 5А и 5Б классах на тему: «Пешеход. Безопасность пешехода».

В 5А классе был проведён традиционный урок (Приложение 1), а 5Б классе урок с использованием активных методов обучения (Приложение 3).

Для проверки усвоения знаний нами была проведена самостоятельная работа.

 

3.2. Анализ опытно-экспериментальной  работы

По результатам самостоятельной работы в 5А классе 5 учеников выполнили работу на «3», 15 учеников на «4», 5 учеников на «5».

Рис. 1

В 5Б классе 2 ученика написали самостоятельную работу на «3», 18 учеников на «4», 10 учеников на «5».

Рис. 2

Рис. 3

При сравнении результатов самостоятельных работ в двух классах можно отметить, что количество оценок «отлично» возросло, снижение оценок «удовлетворительно». Это говорит о том, что использование активных методов на уроках безопасности дорожного движения эффективнее, чем традиционные уроки.

 

 

Заключение

Жизнь человека - бесценный дар. Мы должны усвоить одну простую истину: от каждого из нас зависят жизнь и здоровье наших близких, друзей и нации в целом. Основная причина всех несчастных случаев в несоблюдении ПДД и низкой культуре поведения, как водителей транспортных средств, отсутствие твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке, поэтому, сегодня любой человек должен знать правила дорожного движения, ведь иногда минуты и даже секунды становятся решающими в вопросе жизни или смерти.

По мнению специалистов, одной из причин создавшейся ситуации является низкий уровень школьного образования в области безопасности жизнедеятельности человека. Общественная практика дает все основания утверждать, что между школьными уроками и всеми большими и малыми, нынешними и прошлыми бедами есть не выдуманная, а настоящая, зачастую трагическая связь. Ведь люди поступают так, как они были научены, в полном соответствии с теми нравственными ориентирами и ценностями, которые усвоили еще в юные годы. А признав это, мы должны признать и то, что нас еще долго будут сопровождать аварии и катастрофы, тяжелые последствия стихийных бедствий, различного рода конфликты, массовый бытовой и дорожно-транспортный травматизм, если из школы будут продолжать выходить в самостоятельную жизнь молодые люди, столь же обделенные духовно, с ослабленным «социальным иммунитетом», неспособные учиться на чужих, а иногда и собственных горьких ошибках, функционально неграмотные, как и те, что выходили вчера. Еще в 18 веке французский сатирик Лабрюйер писал, «Мы живем недостаточно долго, чтобы пользоваться уроками своих ошибок».

Информация о работе Теоретические основы обучения безопасности дорожного движения у учащихся среднего школьного возраста