Только активное непосредственное
участие школьников в событиях и действиях,
максимально приближенных к обстановке
на улицах города или поселка с помощью
форм и методов работы, побуждает их к
обдумыванию ситуаций, заставляет почувствовать
свою причастность к происходящему и исподволь
формирует у них основы правильного поведения
на улице и дороге. [29]
1.3. Характеристика
среднего школьного возраста
В период изучения курса "Основ безопасности
жизнедеятельности" закладываются
основы безопасного поведения детей и
подростков. Рассмотрим особенности возрастного
развития подростков, так как именно этот
период, является самым продолжительным
по формированию основ безопасности жизнедеятельности
школьников [9].
Подростковым принято считать период
развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Он знаменуется
бурным развитием и перестройкой социальной
активности ребенка. В психологической
литературе принято разграничивать подростковый
возраст и юношество [9]. В понимании хронологических
границ этих периодов нет единства. При
психологическом анализе особенностей
переходного школьного возраста нельзя
рассматривать физическое созревание
изолировано от социального. В физиологии
процесс переходного возраста условно
подразделяется на три фазы:
- предпубертатный, подготовительный
период;
- собственно пубертатный период,
в течение которого осуществляются
основные процессы полового
созревания;
- постпубертатный период, когда
организм достигает полной биологической
зрелости.
Если совместить это деление
с привычными возрастными категориями,
предпубертатный период соответствует
предподростковому или младшему подростковому,
пубертатный - подростковому, постпубертатный
- юношескому возрасту.
Однако все процессы созревания протекают
крайне неравномерно и не одновременно,
причем это проявляется, как на межиндивидуальном,
так и на внутрииндивидуальном уровне
(разные биологические системы одного
и того же человека созревают не одновременно)
[11].
Основные аспекты физического
созревания - скелетная зрелость, появление
вторичных половых признаков и период
скачка в росте - тесно связаны друг с другом.
Подростковый период характерен интенсивным
ростом, повышенным обменом веществ, резким
усилением работы желез внутренней секреции.
Это период полового созревания и связанного
с ним бурного развития и перестройки
всех органов и систем организма.
Подростки в этом возрасте способны добиться
самых высоких темпов развития физического
потенциала. Наиболее интенсивно в этот
период развиваются силовые показатели
и выносливость, а также совершенствуется
система координации движений. Важно,
чтобы подростки овладевали системой
координации движений, что позволит им
достичь высоких показателей при овладении
туристической техникой при проведении
поисково-спасательных работ, а так же
при освоении военно-прикладных упражнений
[1].
Половым созреванием обусловлены
психологические особенности возраста:
повышенная возбудимость и относительная
неустойчивость нервной системы, завышенные
притязания, переходящие в наглость, переоценка
возможностей, самоуверенность.
Мощные сдвиги происходят во всех областях
жизнедеятельности ребенка, не случайно
этот возраст называют "переходным"
от детства к зрелости, однако путь к зрелости
для подростка только начинается, он богат
многими драматическими переживаниями,
трудностями и кризисами. В это время складываются,
оформляются устойчивые формы поведения,
черты характера и способы эмоционального
реагирования, которые в дальнейшем во
многом определяют жизнь взрослого человека,
его физическое и психологическое здоровье,
общественную и личную зрелость [4].
Подростковый возраст (отрочество)
- это пора достижений, стремительного
наращивания знаний, умений, становления
нравственности и открытию "Я", обретения
новой социальной позиции, развитие творческого
начала.
Социальное самоопределение
и поиск себя неразрывно связаны с формированием
мировоззрения. Мировоззрение - это взгляд
на мир в целом, система представлений
об общих принципах и основах бытия, жизненная
философия человека, сумма и итог всех
его знаний. Познавательными предпосылками
мировоззрения являются усвоение определенной
и весьма значительной суммы знаний и
способность индивида к абстрактному
теоретическому мышлению, без чего разрозненные
специальные знания не складываются в
единую систему. Но мировоззрение - не
столько логическая система знаний, сколько
система убеждений, выражающих отношение
человека к миру, его главные целостные
ориентации [6].
Становление личности включает
в себя также становление относительно
устойчивого образа "Я", то есть целостного
представления о самом себе. Образ "Я"
- сложное психологическое явление, которое
не сводится к простому осознанию своих
качеств или совокупности самооценок.
Вопрос "кто я такой?" подразумевает
не столько самоописание, сколько самоопределение:
"кем я могу и должен стать, каковы мои
возможности и перспективы, что я сделал
и еще могу сделать в жизни?". На этот
вопрос трудно ответить "объективно",
потому что каждый человек, в зависимости
от контекста и ситуации "видит",
точнее, "конструирует" себя по-разному.
Образ "Я" - не просто отражение (в
форме представления или понятия) каких-то
объективно данных и не зависящих от степени
своей осознанности свойств, а социальная
установка, отношение личности к самой
себе, включающее три взаимосвязанных
компонента: познавательный - знание себя,
представление о своих качествах и свойствах;
эмоциональный - оценка этих качеств и
связанное с ней самолюбие, самоуважение
и тому подобные чувства и поведенческий,
то есть практическое отношение к себе,
производное от первых двух компонентов
[12].
В психической сфере этот возрастной
период характеризуется стремлением к
неординарным поступкам, жаждой состязаний,
тягой к творчеству. В этом возрастном
периоде развитие творческих способностей
помогает школьникам самоутвердиться,
проявлять инициативу и творческий подход
в различных видах деятельности. На основании
этого, развитие творческих способностей
на занятиях ОБЖ является важным элементом.
Подростковый возраст - возраст проблем,
рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре
своего созревания функция мышления начинает
проявлять себя с большой энергией, и мышление
занимает огромное место в жизни подростка
и юноши. Они забрасывают в школе учителей
вопросами, а дома усиленно думают над
решением порой труднейших проблем. Дружить
для них в значительной степени, - значит
иметь партнёров для рассуждений, а содержание
их учебных предметов в большей мере состоит
из рассуждений и доказательств. И в школе,
и вне школы они имеют репутацию спорщиков,
причём в этих спорах уже большое место
занимает доказательство своих собственных
положений. В подростковом возрасте начинается
интенсивное развитие абстрактных понятий,
но это развитие продолжается с ещё большей
интенсивностью в юношеском возрасте
[12].
Мышление - одна из тех функций,
которая развивается позднее ряда многих
других функций. Влияние школы на мышление,
начинающееся с первого дня поступления
ребёнка в школу, особенно ярко выступает
в подростковом возрасте. Развитие общественно-политического
миросозерцания не исчерпывает собой
всех изменений, которые происходят в
эту эпоху в содержании мышления подростка.
Подросток, переходя к адекватному освоению
такого содержания, которое может быть
представлено во всей полноте и глубине
только в понятиях, начинает активно и
творчески участвовать в различных сферах
культурной жизни, которые раскрываются
перед ним. Без мышления в понятиях нет
понимания отношений, лежащих за явлениями.
Целый мир глубоких связей, лежащих за
внешней видимостью явлений, мир сложных
взаимозависимостей и отношений внутри
каждой сферы действительности и между
её отдельными сферами раскрывается только
перед тем, кто подходит к нему с ключом
понятия. Это новое содержание не входит
механически в мышление подростка, а претерпевает
длительный и сложный процесс развития.
Благодаря этому расширению и углублению
содержания мышления перед подростком
раскрывается весь мир. Расширение среды
в переходном возрасте приводит к тому,
что средой для мышления подростка становится
мир. Мир внутренних переживаний, закрытый
от ребёнка раннего возраста, сейчас раскрывается
перед подростком и составляет чрезвычайно
важную сферу в содержании его мышления.
Учение занимает большое место в жизни
подростков. Подростки готовы избирательно
при повышенной сенситивности (чувствительности)
к тем или иным сторонам обучения. Особенно
они готовы к тем видам обучения, которые
делает их взрослыми в собственных глазах
[11].
Организуя учебно-воспитательную
работу с подростками, необходимо учитывать,
что на их поведение и деятельность существенное
влияние оказывает мнение товарищей. Во
всех своих действиях и поступках они
ориентируются, прежде всего, на это мнение.
Постоянное взаимодействие подростка
с товарищами порождает у него стремление
занять достойное место в коллективе.
Это один из доминирующих мотивов поведения
и деятельности подростка. Потребность
в самоутверждении настолько сильна в
этом возрасте, что во имя признания товарищей
подросток готов на многое: он может даже
поступиться своими взглядами и убеждениями,
совершить действия, которые расходятся
с его моральными установками.
Это отражается на
учебной деятельности. Учебная деятельность
считается сформированной, если
она побуждается прямыми мотивами,
а подросток может самостоятельно
определить учебные задачи, выбрать
рациональные приемы и способы
решения задач, контролировать и
оценивать свою работу. В этом
случае реализуется потребность
подростка в самоутверждении. Эффективность
обучения подростков повышает целенаправленное
формирование мотивов. Учитель должен
формировать убежденность подростка в
необходимости быть образованным, культурным
человеком.
1.4. Современные особенности
методики преподавания ОБЖ.
«Основы безопасности жизнедеятельности»
приобретает в настоящее время особое
значение в образовании учащихся. В первую
очередь это связано с тем, что ежегодно
в России регистрируются миллионы разнообразных
происшествий, в которых погибают и получают
увечья, серьёзные травмы и заболевания
сотни тысяч наших сограждан, в том числе
дети и подростки [23]. Главными причинами
несчастных случаев чаще всего являются
действия или, наоборот, бездействия самого
человека: многие погибают потому, что
не знают основных правил поведения в
опасных ситуациях, не умеют применить
полученные знания на практике. Цель курса
«ОБЖ» – научить детей тому, как вести
себя в чрезвычайных ситуациях, как не
попадать в них, как выжить в условиях
города и природы, а также необходимо научить
ребят оказывать первую медицинскую помощь,
не бросать человека в беде, воспитывать
милосердие. Такой подход к обучению делает
курс «ОБЖ» наукой о человеке и для человека.
Для эффективного преподавания
очень важно, какими методами и технологиями
пользуется педагог [25].
Существует множество
современных педагогических технологий.
В данном исследовании рассмотрим самые
распространенные из них.
1. Технология личностно-ориентированного
образования.
Эта технология представляет
собой воплощение гуманистической философии,
психологии и педагогики. В центре внимания
педагога – уникальная целостная личность
ребенка. Фундаментальная идея состоит
в переходе от объяснения к пониманию,
от монолога к диалогу, от социального
контроля к развитию, от управления к самоуправлению.
Творчество является основным способом
существования ребенка в пространстве
личностно-ориентированного образования.
Ребенку нужны педагогическая помощь
и поддержка. Поддержка выражает существо
гуманистической позиции педагога по
отношению к детям. Это ответ на естественное
доверие детей, которые ищут у учителя
помощи и защиты, это понимание их беззащитности
и сознание собственной ответственности
за детскую жизнь, здоровье, развитие.
Технология личностной ориентации пытается
найти методы и средства обучения и воспитания,
соответствующие индивидуальным особенностям
каждого ребенка: используют методы психодиагностики,
изменяют отношения и организацию деятельности
детей, корректируют содержание образования
[10].
2. Игровые технологии.
Определение места
и роли игровой технологии в учебном процессе,
сочетание элементов игры и учения во
многом зависят от понимания учителем
функций и классификаций педагогических
игр. Специфику игровой
технологии в значительной степени определяет
игровая среда: различают игры с предметами
и без предметов, настольные, комнатные,
уличные, на местности, компьютерные и
с использованием ТСО.
Технология развивающих
игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа
игровой деятельности состоит их набора
развивающих игр. Каждая игра представляет
собой набор задач, которые ребенок решает
с помощью кубиков, квадратов из картона
или пластика. Дети играют с мячом, веревками,
резинками, камушками, орехами.
Задачи дают ребенку
в различной форме: в виде модели, плоского
рисунка в изометрии, чертежа, письменной
или устной инструкции. Так знакомят его
с разными способами передачи информации.
Решение задачи предстает перед ребенком
не в абстрактной форме ответа математической
задачи, а в виде рисунка. В развивающих
играх в этом заключается их главная особенность
– от простого к сложному. Игровая технология
строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса
и объединенная общим содержанием, сюжетом,
персонажем.
Составление игровых
технологий из отдельных игр и элементов
– забота каждого учителя начальной школы.
В подростковом возрасте
наблюдается обострение потребности в
создании своего собственного мира, в
стремлении к взрослости, бурное развитие
воображения, фантазии.
Особенностями игры
в старшем школьном возрасте является
нацеленность на самоутверждение в обществе,
стремление к розыгрышу, ориентация на
речевую деятельность.
В учебном процессе
применяются различные модификации деловых
игр:
- имитационные –
на занятиях имитируется деятельность
какой-либо организации, предприятия
или его подразделения;
- операционные –
они помогают отрабатывать выполнение
конкретных специфических операций;
- исполнение ролей
– вырабатывается тактика поведения,
действий, выполнения функций и
обязанностей конкретного лица;
- деловой театр
– разыгрывается какая-либо ситуация,
поведение человека в этой
обстановке;
- психодрама и
социограмма – это «театр», но
уже социально-психологический, в
котором, отрабатывается умение
чувствовать ситуацию, оценивать
состояние другого человека [5].
3. Технология развивающего
обучения.
В психолого-педагогической
литературе последней четверти XX века
описано немало педагогических подходов
и принципов, реализация которых влияет
на эффективность обучения. Нередко какой-либо
из этих принципов привлекал внимание
того или иного педагогического коллектива,
и в такой школе прилагалось немало усилий
для его реализации.