Теоретические основы обучения безопасности дорожного движения у учащихся среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Главная задача учителей ОБЖ в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое Отечество.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы обучения безопасности дорожного движения у учащихся среднего школьного возраста……………………………………...6
Необходимость изучения безопасности дорожного движения в программе школьного курса ОБЖ…………………………………………………….......6
Формы и методы работы с учащимися по безопасности дорожного движения……………………………………………………………………...11
Характеристика среднего школьного возраста……………………………18
1.4 Современные особенности методики преподавания ОБЖ……………….23
1.5 Модульное обучение при обучении безопасности дорожного движения на среднем этапе…………………………………………………………………….27
Глава 2. Методологический аппарат…………………………………………...32
2.1 Объект и предмет исследования……………………………………………32
2.2 Цель и задачи исследования………………………………………………...32
2.3 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава 3. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы……………33
3.1 Описание опытно-экспериментальной работы…………………………….33
3.2. Анализ опытно-экспериментальной работы………………………………33
Заключение…………………………………………………………………….....36
Список использованных источников…………………………………………...38

Файлы: 1 файл

sovershenstvovanie_metodiki_kursovaya_14_12.docx

— 139.06 Кб (Скачать файл)

Расположите круги в таком порядке, как расположены цветовые сигналы светофора (красного цвета, жёлтого и зелёного)

Звучит весёлая музыка.

Правила игры: Пешеходы по очереди переходят перекрёсток. Перейти – значит, на ходу забросить мяч в зелёный глазок светофора. Попал в красный – не пересёк улицу – выбываешь из игры. Попал в жёлтый – получаешь право бросить мяч ещё раз. Выигрывает та команда, у которой меньше выбывших участников и больше попаданий в зелёный глазок светофора.

Учитель:

Покажите с помощью веера сколько ошибок допустил художник.

2 остановка. “Минутка безопасности”

Звучит песня “Вместе весело шагать”.

Чтобы пешеходы и автомобили не мешали друг другу нужно знать. (Правила дорожного движения).

Команды выбирают вопрос.

Вопрос 1: Почему опасно перебегать дорогу?

Ответ: При беге наблюдение за дорогой затруднено, а при переходе дороги главное – внимательно смотреть по сторонам, потому что дорога обманчива: кажется, что переход безопасен, но неожиданно может выехать машина из переулка или из-за другой машины.

Вопрос 2: Почему опасно переходить дорогу “наискосок”?

Ответ: Когда идешь “наискосок”, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, переход становится длиннее, а значит – опаснее.

Вопрос 3: Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта?

Ответ: Стоящий автомобиль или автобус закрывает обзор дороги, и пешеход может не заметить другую машину.

Вопрос 4: Почему опасно переходить дорогу, держась за руки?

Ответ: Когда переходит дорогу целая колонна детей, держаться за руки безопасно. Когда же переходят дорогу двое, трое, то при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны.

Вопрос 5: О чем надо помнить пешеходу, выходя из автобуса?

Ответ: Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающим посадку. Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт. Поэтому обходить его нельзя – ни спереди, ни сзади. Дойдите до перехода или (если его нет) дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу.

Вопрос 6: Что делать, если вы при переходе дороги уронили сумку. Портфель или какой-нибудь другой предмет?

Ответ: Если мы что-то уронили, первая реакция – быстро поднять. При переходе дороги эта привычка может сослужить плохую службу. Если сразу наклоняться и поднимать предмет, наше внимание будет приковано только к нему. На дороге так делать нельзя. Необходимо сначала посмотреть в обе стороны дороги, убедиться, что опасности нет, а потом подбирать свою “пропажу”. Лучше, конечно, при переходе быть собранным и ничего не ронять.

Учитель: Для чего нужно знать правила дорожного движения?

Ученик:

Везде и всюду правила -  
Их надо знать всегда.  
По городу, по улице  
Не ходят просто так,  
Когда не знаешь правила,  
Легко попасть впросак.  
Все время будь внимательным  
И помни наперед: 
Свои имеют правила 
Шофер и пешеход. 
Помни правила движенья, 
Как таблицу умноженья. 
И знай их назубок!

3 остановка. Творческая.

Учитель:

- Что должен знать пешеход, чтобы  выполнить правила дорожного  движения? (Дорожные знаки). На улицах и дорогах нельзя обойтись без Дорожных Знаков. Дорожные Знаки – это правила, как в русском языке есть же правила, которые помогают написать слова. В математике – формулы, по которым решаются задачи и примеры. На дорогах есть свои правила.

Учитель: Следующий конкурс – знание дорожных знаков.

3 человека от каждой команды.

Перед вами заготовки дорожных знаков. Дорисуйте их и расскажите об  их назначении.

1 человек от каждой команды.

Собрать разрезной знак

Групповая работа. Лото “Дорожные знаки”

Необходимо найти нужный знак по описанию:

1.Я хочу спросить про знак 
Нарисован он вот так: 
В треугольнике ребята 
Со всех ног бегут куда-то. (Дети).

2.На машинах здесь, друзья, 
Ехать никому нельзя, 
Можно ехать, знайте дети, 
Только на велосипеде (Велосипедная дорожка).

3.Круглый знак, а в нём окошко, 
Не спешите сгоряча, 
А подумайте немножко, 
Что здесь – свалка кирпича? (Въезд запрещён).

4.А здесь, ребята, не до смеха, 
Ни на чём нельзя здесь ехать, 
Можно только своим ходом, 
Можно только пешеходам (Пешеходная дорожка).

5.Этот знак желает вам доброго  пути – 
Значит, через улицу можно перейти (Пешеходный переход).

6.Ната с куклою в тревоге: 
Нужен доктор им в дороге. 
Не смотрите грустным взглядом, 
Помощь близко! Доктор рядом! (Пункт первой медицинской помощи).

7.Землю роет человек. 
Почему проезда нет? 
Может быть здесь ищут клад, 
И старинные монеты 
В сундуке большом лежат? 
Их сюда, наверно, встарь 
Спрятал очень жадный царь. (“Дорожные работы”).

8.Я в кругу с обводом красным, 
Это значит – тут опасно. 
Тут, поймите, запрещенье 
Пешеходного движения (Движение пешеходов запрещено).

4 остановка. Зимняя дорога

Учитель: Послушайте стихотворение и назовите следующую остановку

Ученик:

Не ветер бушует над бором. 
Не с гор побежали ручьи, 
Мороз воевода дозором 
Обходит владенья свои. 
Глядит – хорошо ли метели 
Лесные тропы занесли 
И нет ли где трещины, щели, 
И нет ли где голой земли. 
Пушисты ли сосен вершины. 
Красив ли узор на дубах? 
И крепко ли скованы льдины 
В великих и малых водах? 
Идет по деревьям, шагает, 
Трещит по замерзлой воде. 
И яркое солнце играет 
В косматой его бороде.

- О каком времени года говорится  в стихотворении?

- Зависят ли правила движения  пешеходов, от времени года?

- Какие ловушки приготовила  нам зимняя дорога?

Ситуация 1. Семеро ребят играли в снежки на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге.

Сколько ребят поступили правильно?

Ситуация 2. Как только выпал первый снег, все ребята помчались во двор. Все рады первому снегу. А Федя взял санки и побежал к горке, горки совсем рядом – у дороги. Влез Федя на горку, сел на санки и – помчался вниз!.. Но вдруг неожиданно из-за поворота появился трамвай…

Как ты думаешь, что могло случиться?

Ситуация 3. 10 декабря два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?

Ситуация 4.Вчера бабушка спросила Ваню, почему он плохо ведет себя на улице: бежит куда попало, не смотрит по сторонам. Ваня ответил:

- Ты же сама говоришь: “Внучек, быстро сбегай в магазин, чтобы  одна нога была там, а другая  здесь”. Вот я и бегаю. Кто прав  в данном случае – бабушка  или Ваня?

Учитель:

Чем опасна зимняя дорога?

Ученик: Памятка для пешеходов “Внимание, гололед!”

На дороге гололед. 
Стоп! Внимание, народ! 
Дорогие пешеходы, 
Осторожно ставьте ноги! 
А особенно опасно, 
Если рядом ездит транспорт.  
Мчащийся автомобиль 
Не может быстро тормозить.  
На льду колеса непослушны!  
Об этом знать и помнить нужно! 
Внимательность и осторожность  
При гололеде вам помогут!

5 остановка. Проверь себя – тест.

Выполняет каждый участник игры.

Если ты согласен, в клеточках ставь “+”, если не согласен “–”

+

1.

Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.

2.

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

3.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

+

4.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.

+

5.

Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.

+

6.

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

7.

Когда загорится зелёный свет, быстрей переходи улицу.


4. Итог.

Учитель:

- Посмотрите на экран соревнований. Сколько баллов заработала каждая  команда?

- Каждый участник получает памятку  “Безопасность пешеходов” 

- Сегодня каждый из вас узнал  что-то новое из правил дорожного  движения. Своё путешествие за  новыми правилами мы продолжим  на следующем занятии.

Примечание:

Каждое задание оценивалось. 1 балл за правильно выполненное задание, ответ. В игре “Ловкий пешеход” команда получила столько баллов, сколько участников справились с заданием.

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы обучения безопасности дорожного движения у учащихся среднего школьного возраста