И хотя частично эти вопросы
затрагиваются на уроках школьного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(ОБЖ), в его рамках обширной теме ПДД отводится
всего два часа, а в результате дети, зачастую
из-за своего собственного невежества,
травмируются или даже погибают на дороге.
Кроме изучения Правил дорожного
движения по школьной программе ОБЖ и
программе ПДД, большое значение необходимо
уделять и внеклассной работе с учащимися.
Здесь помогут и ситуационные формы обучения,
максимальное разнообразие приемов и
средств, неформальность, творческий поиск,
занятия, экскурсии на прилегающие к школе
перекрестки, чтение стихов, прозы, разучивание
музыкальных произведений о светофоре,
дорожных знаках, проведение тематических
недель, динамических пауз, конкурсов,
викторин с приглашением сотрудников
ГИБДД и т.д. [7].
Профилактика детского транспортного
травматизма возможна не только при условии
специальной подготовленности детей и
подростков к безопасной жизнедеятельности
в транспортной среде, но и сформированности
у них транспортной культуры. Это обусловлено,
во-первых, требованиями к сохранению
жизни и здоровья подрастающего поколения,
во-вторых, потребностью общества в повышении
уровня транспортной культуры населения
и, в-третьих, заказом системе образования
на подготовку детей к безопасной жизни
и деятельности в условиях развивающейся
транспортной среды.
Интегративная деятельность
по формированию системы обучения дорожно-транспортной
безопасности обеспечивает непрерывную
и многоступенчатую подготовку к безопасной
жизнедеятельности в транспортной среде
путем приобретения учащимися специальных
знаний, умений, навыков в области транспортной
безопасности, формирования у них установок
и личностных качеств, позволяющих им
адекватно и грамотно оценивать обстановку,
осознанно регулировать свое поведение
в транспортных процессах, сложных или
аварийных ситуациях, не допуская травм
[21].
1.2. Формы и методы
обучения с учащимися по безопасности
дорожного движения
Проблема удовлетворения потребностей
общества в высококвалифицированных специалистах
сегодня очень актуальна для нашей страны.
Высокие темпы развития мировой экономики,
интеграция отечественной высшей школы
в мировое образовательное пространство,
стремительно растущий объем информации
приводят к постоянно меняющимся требованиям
подготовки специалистов, не только обладающие
качественными знаниями, способные самостоятельно
решать сложные профессионально-производственные
и научные проблемы, но и готовые к непрерывному
личностному и профессиональному развитию.
Поставленные в настоящее время
перед высшей школой цели можно достигнуть
лишь путем творческого подхода к организации
учебного процесса, сочетанию традиционных
и новых методов обучения, поскольку именно
методы обучения оказывают значительное
влияние на результаты подготовки специалистов.
[13]
Обучение учащихся правилам
дорожного движения рекомендуется проводить
в специальном классе и на специализированных
транспортных площадках. На занятиях не
более 40% времени отводить на изучение
теоретических основ, а остальное - на
привитие практических навыков. В кабинете
ПДД должно быть достаточное количество
учебной, учебно-методической литературы
и наглядных пособий, должен быть макет
местности микрорайона, а к нему комплект
моделей дорожных знаков и автотранспорта,
которые используются при определении
безопасного пути в школу и проведении
занятий по обучению детей разгадыванию
«дорожных ловушек». А для проведений
занятий с учащимися и их родителями должна
иметься хорошая видеотека, набор различных
игр, «копилка» нестандартных форм работы
для обучения и пропаганды безопасности
дорожного движения. Все это обеспечивает
мотивацию к изучению ПДД, облегчает понимание
и запоминание информации детьми. Эффективность
профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма во многом зависит от активного
взаимодействия (сотрудничества) с сотрудниками
Госавтоинспекции, работниками отделений
профилактики правонарушений несовершеннолетних,
участковым уполномоченным милиции, педагогами
школы, родителями и с представителями
средств массовой информации.[29]
Формы и методы работы педагога
по реализации программы профилактических
мероприятий по снижению детского дорожно-транспортного
травматизма (ДДТТ) среди учащихся разнообразны
и включают в себя беседы, организацию
самообучения (рекомендации и разъяснения
по работе с различными печатными материалами)
и обучения с использованием наглядных
материалов, дискуссии, мозговые штурмы,
моделирование, передача навыков, знаний,
умений по цепочке и т.д. В процессе профилактической
работы должны использоваться все формы
и методы профилактики, в зависимости
от целей, состава учащихся, степени их
готовности. [29]
Формы работы можно подразделить
на группы: учебно-плановые, включающие
теоретические, практические и тренировочные
занятия, а также внеурочные, то есть внешкольные
(кружки, массовые праздники, различного
рода состязания, викторины и т.д.).
Учебно-плановые занятия являются
ведущей формой и выполняют главную обучающе-образовательную
функцию по передаче-усвоению новых знаний,
навыков и умений. Как правило, эта форма
занятий реализуется в виде урока. Урок
следует планировать и проводить так,
чтобы на нем произошло полное усвоение
учебного материала всеми обучаемыми.
Поэтому уроки должны быть разнообразными,
соответствующими особенностям содержания
и уровню подготовки учащихся.
С помощью внеклассных форм
учащиеся приобретают дополнительную
информацию, нужные умения и навыки, закрепленные
упражнения, воспитывают необходимые
черты характера для выполнения правил
на дорогах.
Метод работы – это способ деятельности
педагога, направленный на глубокое, осознанное
и прочное усвоение знаний учащимися.
Наиболее целесообразны следующие устные
методы изложения знаний: рассказ-объяснение
и беседа.
К рассказу педагог обращается,
когда нужно сообщить учащимся новые знания,
факты, события, т.е. то, что они не могут
наблюдать непосредственно. Содержание
рассказа должно опираться на имеющийся
личный опыт детей, который педагог расширяет
и обогащает новыми элементами. В рассказе
используются логические приемы сравнения,
сопоставления, обобщения. Рассказ, как
правило, сопровождается показом иллюстраций,
рисунков в учебной книжке-тетради, записью
новых слов, понятий, определений.
Рассказ-объяснение необходимо
применять, когда нужно раскрыть логическую
последовательность, обнаружить зависимость
между изучаемым объектом и явлениями
в дорожной среде. В рассказе-объяснении
педагог постоянно дает установку на необходимость
больше видеть вокруг, быть внимательным
и осторожным. Так, наблюдая происходящее
на улице и дороге, учащийся должен уметь
выделить все основные признаки, т.е. представить
всю картину, событие. Целостное восприятие
закрепляется в памяти в виде образов
и способствует работе воображения и мышления.
Беседа – этот метод педагог
использует, опираясь на уже имеющиеся
знания и личный опыт школьников, подводит
их с помощью вопросов к пониманию нового
учебного материала, углубляет и развевает
их знания, умения и навыки. Если педагог
умело ставит вопросы, он побуждает учащихся
вспоминать известные им знания о действиях
в дорожных условиях путем самостоятельных
размышлений, выводов и обобщений. В основе
беседы – диалог между педагогом и школьниками,
он активизирует их мышление.
В беседе важно продумывать
вопросы. Один из них может быть направлен
на факты, примеры опасного поведения,
а другой – актуализирует знания и личный
опыт учащихся. Вопросы необходимы и для
выявления новых связей между понятиями,
явлениями в дорожной среде.
Работа с учебной книжкой-тетрадью –
это самостоятельная работа учащихся.
Они записывают новые слова и дорожные
термины, изучают учебный материал, сюжетные
картинки и рисунки, ищут ответы на поставленные
вопросы, выполняют задания педагога.
В книжке-тетради есть сюжетные картинки
и рисунки опасных ситуаций, светофоров,
дорог, перекрестков, дорожных знаков
и т.д. По ходу занятий педагог обращает
внимание учащихся на эти иллюстрации.
При этом важно учить осознавать отличительные
признаки предметов. [29]
Самостоятельная учебная работа представляет
собой овладение научными знаниями, практическими
умениями и навыками во всех формах организации
обучения, как под руководством учителя,
так и без него. При этом необходимо целенаправленное
управление самостоятельной деятельностью
учеников посредством формулировки темы-проблемы,
ее расшифровки через план или схему, указания
основных и дополнительных источников,
вопросов и заданий для самоконтроля осваиваемых
знаний, заданий для развития необходимых
умений и навыков, сроков консультаций
и форм контроля.
Самостоятельную
работу учащихся классифицируют:
•
по дидактической цели ее применения —
познавательная, практическая, обобщающая;
•
по типам решаемых задач — исследовательская,
творческая, познавательная и др.;
•
по уровням проблемности — репродуктивная,
репродуктивно-исследовательская, исследовательская;
•
по характеру коммуникативного взаимодействия
учащихся —фронтальная, групповая, индивидуальная;
•
по месту ее выполнения — домашняя, классная;
• по методам научного познания — теоретическая,
экспериментальная. [2]
Познавательные игры с учащимися
проводят преимущественно по правилам.
Сначала формируют задание, потом способ
– выполнения. Чаще всего используют игры-упражнения,
многократно повторяемые и направленные
на формирование умений и навыков безопасно
вести себя на улицах и дорогах. Вводные
упражнения предполагают точное воспроизведение
тех или иных действий, потом эти же действия
дают последовательно, затем сравнивают
с образцом.
Тренировочные упражнения имеют
целью повторить усвоенные действия для
поддержания уже сформировавшихся умений
и навыков. Таким образом, игры-упражнения
нужны для развития координации движений
в реальной дорожной обстановке. Постепенное
усложнение сознательного многократного
повторения действий помогает сформировать
безопасное поведение учащихся на улицах,
дорогах и в транспорте.
Ролевая игра всегда носит эмоциональный
характер, что способствует более прочному
запоминанию правильных безопасных действий.
При распределении ролей у учащихся развивается
воображение. Они начинают подчиняться
определенным правилам, связанным с ролью.
Важно наблюдать за отношением к роли.
В ней поведение школьника существенно
перестраивается. Оно становится произвольным,
т.е. контролируется и сопоставляется
с образцом.
Организуя игры, следует иметь
в виду, что функция самоконтроля у детей
развита слабо. Поэтому обучающемуся нужна
постоянная поддержка педагога и участников
игры. В ролевой игре «водители-пешеходы»
даются соответствующие установки. Например:
«Машины поехали, а пешеходы не успели
перейти дорогу. Что делать?»
В игре учащиеся должны понять,
что на дороге нельзя метаться: остановись,
и машины тебя объедут. Цель – научить
спокойно ориентироваться на проезжей
части дороги, если он не успел ее перейти.
Экскурсия проводится для закрепления
учебного материала. Экскурсии могут быть
пешие, автобусные и на общественном транспорте.
Во время остановок педагог обращает внимание
учащихся на опасные места вокруг школы,
объекты, закрывающие обзор, сезонные
изменения дорожных условий; показывает
действия пешеходов, водителей и пассажиров,
дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры
и т.д.
Педагог просит прислушаться
к уличным звукам, шумам, сигналам машин,
по которым надо уметь различать движущиеся
транспортные средства. Важно показать,
где нельзя переходить улицы и дороги:
вблизи крутых поворотов, при наличии
препятствий, ограничивающих обзор дороги;
на нерегулируемых перекрестках с интенсивным
движением и большим числом прилегающих
дорог, проездов, выездов и т.д.
На экскурсиях дети приобщаются
к дорожной среде, осознают значимость
усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.
В учебно-воспитательном процессе
профилактики ДДТТ применяются методы
воспитания – способы психолого-педагогического
воздействия на сознание, волю, чувства,
поведение учащихся. С их помощью осуществляется
решение воспитательных задач. Основными
методами воспитания являются внушение,
убеждение, пример, упражнение, поощрение.
Дети школьного возраста, особенно
младшего, легко внушаемы, воспринимают
все на веру. Внушением можно приостановить
опасные действия школьника на улице и
дороге и, наоборот, стимулировать правильные
действия.
Доказательство истинности
того или иного положения – это убеждение.
На младших школьников наиболее эффективно
воздействует предметно-словесное убеждение.
Ребенок мыслит образно, поэтому, чтобы
его убедить, достаточно показать образное
отражение реальности, например, в сюжетных
картинках опасного поведения на дороге.
Воспитательное значение примера состоит
в том, что он быстро запоминается. Психологическая
основа примера – подражание: учащиеся
видят, что взрослые нарушают правила
перехода улиц и дорог, значит, это можно
делать, и они поступают так же. Пример
действует на ребенка намного сильнее,
чем слово. Поэтому важно окружить школьника
положительными примерами. Иногда достаточно
один раз показать, как правильно и безопасно
поступать, чтобы убедить детей соблюдать
правила в любой дорожной ситуации.
Без упражнения нельзя сформировать
у учащегося заданный тип поведения. Суть
упражнения в многократном выполнении
требуемых действий, доведение их до автоматизма.
В результате формируются необходимые
для дорожной безопасности качества личности,
навыки и привычки.
Привычка вырабатывается постепенно,
при повторении одних и тех же действий.
Закрепившись в сознании, она становится
устойчивой, и избавиться от нее очень
трудно. Поэтому формирование и развитие
положительных привычек у учащихся является
основой культуры их поведения в дорожной
среде.
По данным статистики, среди
детей, пострадавших на дороге, немало
таких, которые знали, как следовало вести
себя в сложившейся дорожной ситуации,
но нарушили требования правил. Воспитание
дисциплинированного поведения на дороге
является неотъемлемой частью воспитания
общей культуры поведения; важной частью
правового воспитания и, о чем у нас очень
часто забывают, обязанностью взрослых
по охране прав детей на защиту их жизни
и здоровья.