Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 00:12, курсовая работа
Главная задача учителей ОБЖ в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое Отечество.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы обучения безопасности дорожного движения у учащихся среднего школьного возраста……………………………………...6
Необходимость изучения безопасности дорожного движения в программе школьного курса ОБЖ…………………………………………………….......6
Формы и методы работы с учащимися по безопасности дорожного движения……………………………………………………………………...11
Характеристика среднего школьного возраста……………………………18
1.4 Современные особенности методики преподавания ОБЖ……………….23
1.5 Модульное обучение при обучении безопасности дорожного движения на среднем этапе…………………………………………………………………….27
Глава 2. Методологический аппарат…………………………………………...32
2.1 Объект и предмет исследования……………………………………………32
2.2 Цель и задачи исследования………………………………………………...32
2.3 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава 3. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы……………33
3.1 Описание опытно-экспериментальной работы…………………………….33
3.2. Анализ опытно-экспериментальной работы………………………………33
Заключение…………………………………………………………………….....36
Список использованных источников…………………………………………...38
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||||||
Предмет - ОБЖ |
Класс - 5 |
Тип- комбинированный | ||||||
Тема урока - Пешеход. Безопасность пешехода. | ||||||||
Цель: познакомиться с основными Правилами дорожного движения пешехода, рассмотреть факторы, повышающие степень безопасности пешехода на дороге. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные | ||||||
смогут более точно формулировать понятие «Пешеход»; - называть обязанности пешехода; - называть общие меры безопасности, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам; |
Регулятивные универсальные учебные действия (далее УУД): - примут участие в планировании собственной деятельности на уроке; - самостоятельно оценят достигнутые результаты. Познавательные УУД: -смогут найти информацию в тексте -смогут вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование; Коммуникативные УУД: -примут участие в определении темы и цели урока. |
Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.
| ||||||
Словарь урока: Пешеход | ||||||||
Ресурсы урока: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов под редакцией А.Т. Смирнова- М.: Просвещение,2014. Кроссворд. | ||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||
Этап урока (+время) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | ||||||
1 этап. Орг. момент (1 мин.) |
Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя для совместной деятельности на уроке. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Садитесь. | |||||||
2 этап. Актуализация знаний (4 мин.) |
Что такое дорога? Для чего нужна дорожная разметка? Как обозначается пешеходный переход? Какие существуют группы дорожных знаков? |
Отвечают на вопросы учителя. | ||||||
На дорожном знаке том
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Итак, записываем в тетрадь тему урока: «Пешеход. Безопасность пешехода». |
Отгадывают загадку.
Записывают тему урока в тетрадь. | |||||||
3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) (3 мин.) |
Скажите, является ли пешеходом дворник, подметающий улицу? Обладает ли какими-нибудь обязанностями пешеход? Должен ли соблюдать меры безопасности пешеход? |
Высказывают свои предположения
| ||||||
4 этап. Целеполагание и планирование (3 мин.) |
Подумайте и скажите, какая цель нашего урока? Цель урока: познакомиться с основными Правилами дорожного движения пешехода, рассмотреть факторы, повышающие степень безопасности пешехода на дороге. План: -Кто такой пешеход. -Обязанности пешехода -Меры безопасности, которые
необходимо соблюдать при |
Высказывают свои предположения и формулируют тему урока. | ||||||
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) (20 мин.) |
||||||||
Скажите, все мы бываем участниками дорожного движения? Как вы считаете, кто такой пешеход? Откройте учебник на стр.36 . найдите определение «Пешеход», прочитайте и запишите в тетрадь. |
Высказывают свои предположения.
Работают с учебником. Находят в тексте понятие, записывают в тетрадь. | |||||||
В Правилах дорожного движения определены общие обязанности пешеходов. Рассмотрим, основные из них. Ученики озвучивают обязанности пешеходов.
Кроме обязанностей пешеходы должны соблюдать меры безопасности при движении по дорогам: -при выходе из подъезда; -если у дома стоит автомобиль или растут деревья; -при движении по тротуару всегда придерживайтесь какой стороны; -готовясь перейти дорогу, необходимо осмотреть проезжую часть. |
Работают с учебником. Находят в тексте обязанности пешехода и анализируют их. Высказывают свое мнение.
| |||||||
Вспомните, что такое перекресток? |
Отвечают на вопрос. | |||||||
Обратите внимание на страницу 38 в учебнике, что мы должны запомнить. Прочитайте. |
Работают с учебником. | |||||||
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
|
Самостоятельная работа (Приложение 2). |
Выполняют самостоятельную работу. | ||||||
7 этап. Рефлексия и оценивание (2 мин) |
||||||||
Какая была цель урока? Смогли мы ее достичь? Все ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось почему?) Организует самооценку, взаимооценку. |
Сравнивают цель урока и достигнутые результаты. Делают вывод.
Оценивают свою работу на уроке. | |||||||
8 этап. Домашнее задание (1 мин) |
Инвариантная часть: п.2.2, вопросы1-3. Р.т.,стр.18-20 Вариативная часть: Подготовить небольшое сообщение на тему: «Как правильно вести себя на улице» |
Если ты согласен, в клеточках ставь “+”, если не согласен “–” | ||
+ |
1. |
Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток. |
– |
2. |
На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом. |
– |
3. |
Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу. |
+ |
4. |
Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу. |
+ |
5. |
Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны. |
+ |
6. |
На желтый сигнал светофора нужно стоять. |
– |
7. |
Когда загорится зелёный свет, быстрей переходи улицу. |
Цели и задачи:
Оборудование: интерактивная доска для презентации, автотранспортная площадка, заготовки знаков, веера с цифрами для команд, тест для проверки знаний на каждого учащегося, разрезные картинки (пазлы), мячи для игры, презентация.
Методы обучения: игра
Ход урока
1. Орг. момент.
Учитель: Мчатся по нашим дорогам разные машины: тяжёлые “МАЗы”, “КАМАЗы”, летят “Волги”, “Жигули”, разные иномарки, везут грузы длинные автопоезда. Сколько на улицах машин! Ребята! Вы уже знаете, что для того, чтобы на дорогах было безопасно, все автобусы, автомобили подчиняются строгим законам дорожного движения.
Кто же следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог?
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Это особое подразделение работников милиции – людей зорких и внимательных. Они следят за порядком на дорогах нашей страны. Они берегут жизнь и здоровье людей. Об этом говорится в песне.
Звучит песня
2. Сообщение темы.
Разгадайте кроссворд и узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на занятии.
Кроссворд
Учитель:
Тема занятия «Пешеход. Безопасность пешеходов».
Знать и выполнять правила поведения на улицах должны и все пешеходы: взрослые и дети. Для работы мы разделились на команды: Красные, Зелёные
Девиз нашего занятия: Пешеход! Будь на улице пример!
“Счастливого пути”. Чтобы пожелание сбылось надо постараться.
Звучит песня “Вместе весело шагать”
3. Путешествие.
1 остановка. Автотранспортная площадка.
Учитель: Что вы видите? (пешеходный переход, дорожные знаки для пешеходов, разметка для водителей, пешеходная дорожка).
- Вспомните, для чего наносят пешеходный переход. Кому нужен знак “пешеходный переход”? (Место перехода, водители здесь едут осторожно)
- Выходят по одному человеку
от каждой команды. Нужно показать,
как будем переходить
- А теперь посмотрите на
- Куда смотрит пешеход при переходе через улицу?
- А где ещё нужно ходить, придерживаясь правой стороны? (В школе по тротуару, на лестнице, на переходном переходе).
- Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара? (По обочине навстречу движению).
Отгадайте загадку:
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И, хотя, еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу
Все глаза ему нужны.
Он висит здесь с давних пор
И на всех глядит в упор. (Светофор).
- А для чего нужен светофор? (Бывают перекрёстки регулируемые и нерегулируемые).
Задание для каждой команды.
Красные: Как перейти нерегулируемый перекрёсток?
Зелёные: Как перейти регулируемый перекрёсток?
- А почему светофор называется светофором?
- Об этом расскажет нам ученик
Ученик: Это слово составлено из двух частей: “свет” и “фор”. “Свет” - это всем понятно. А “фор”? “Фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или “носитель”. А всё вместе “светофор” - значит “носитель света”, “несущий свет”. Он и верно несёт свет трёх разных цветов.
Учитель: Каждому из вас нужно уметь пользоваться светофором.
Чтоб вам помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный.
Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты –
Слушай мой совет.
Жди, увидишь скоро желтый
В середине свет.
А за ним – зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: “Препятствий нет,
Смело в путь иди!”
Учитель: Игра “Ловкий пешеход” поможет закрепить вам это умение.