Теоретические основы обучения безопасности дорожного движения у учащихся среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Главная задача учителей ОБЖ в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое Отечество.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы обучения безопасности дорожного движения у учащихся среднего школьного возраста……………………………………...6
Необходимость изучения безопасности дорожного движения в программе школьного курса ОБЖ…………………………………………………….......6
Формы и методы работы с учащимися по безопасности дорожного движения……………………………………………………………………...11
Характеристика среднего школьного возраста……………………………18
1.4 Современные особенности методики преподавания ОБЖ……………….23
1.5 Модульное обучение при обучении безопасности дорожного движения на среднем этапе…………………………………………………………………….27
Глава 2. Методологический аппарат…………………………………………...32
2.1 Объект и предмет исследования……………………………………………32
2.2 Цель и задачи исследования………………………………………………...32
2.3 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава 3. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы……………33
3.1 Описание опытно-экспериментальной работы…………………………….33
3.2. Анализ опытно-экспериментальной работы………………………………33
Заключение…………………………………………………………………….....36
Список использованных источников…………………………………………...38

Файлы: 1 файл

sovershenstvovanie_metodiki_kursovaya_14_12.docx

— 139.06 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в рамках предмета ОБЖ необходимо прививать детям и подросткам безопасность поведения на дорогах. Недостаточно давать только теоретические знания. Для того, чтобы подросток не растерялся в трудной ситуации и смог оценить дорожную обстановку, необходимо на уроках отрабатывать необходимые действия до автоматизма.

Уроки по отработке навыков правил дорожного движения должны быть построены с учетом возрастных особенностей учащихся. Они должны быть интересными, информативными, запоминающимися. Для этого необходимо использовать современные педагогические технологии, такие как модульное обучение, метод проектов, групповую и индивидуальную работу.

Уроки, посвященные правилам дорожного движения, позволяют заинтересовать учащихся, повысить их активность, что благотворно влияет на освоение ими курса ОБЖ.

 

Список использованных источников

  1. Анастази А. Психологическое тестирование, М.: Педагогика, 1982.
  2. Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе/В.В. Анисимов //Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. – 574 с.
  3. Антюхин Э., Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности //Основы безопасности жизни / Э. Антюхин, 2007.- № 5. С. 34-37
  4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., - Просвещение, 1984.
  5. Бершадский    М.Е.    В    каких    значениях    используется    понятие «технология» в педагогической литературе // Школьные технологии.- 2002.- № 1.- С. 3-19
  6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.М., Просвещение, 1985.
  7. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. М: ВАКО, 2011. – 192с . – (Мастерская учителя).
  8. Комышев В.Н., Люхин В.А., Жаркова Т.А., Гильмутдинова М.М. УРОКИ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.В 1-9 КЛАССАХ . Пособие для учителей.
  9. Корнилов КВ., Грязнухин Э.Т. Медицинская помощь при несчастных случаях и стихийных бедствиях. СПб.: Изд. НИИ травматологии и ортопедии им.Р. Р. Вредена, 1992.
  10. Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование – 2001.- №1. – стр. 50-65
  11. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1977.
  12. Лук А. И, Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976.
  13. Малинина И. А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса [Текст] / И. А. Малинина // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. – С. 166-168.
  14. Мельникова Т.В.,Данченко С.П., Форштат М.Л. Программа учебного модуля «Дорожная безопасность»  По курсу основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 1-9 классов. Разработана Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования и допущена  Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербурга(протокол от 01.03.2006 г)
  15. Методические рекомендации по организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях области
  16. Подласый И.П. Где помогут технологии? // Школьные технологии.-2003.-№3. – С. 10-26.
  17. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 N 864 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"
  18. Просандеев А., Попков А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2005. - № 2. – С. 34-38.
  19. Радов, А.Г. Что доверить детям; М.: Знание, 1984.
  20. Репин Я.С. Дорожная азбука, М: ДОСААФ, 1987
  21. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998.
  22. Тронева Л. Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2009. - № 10. – С. 26-27.
  23. Школа – территории безопасности. Материалы областной научно-практической конференции. – Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2007. – 96 с.
  24. Электронный ресурс: http://www.pandia.ru/text/77/483/52127.php
  25. Электронный ресурс: http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2014/08/13/ispolzovanie-sovremennykh
  26. Электронный ресурс: http://www.modnt.ru/referatybezopasnostzh/sovershenstvovaniemet.html
  27. Электронный ресурс: http://pedsovet.su/load/153-1-0-3237
  28. Электронный ресурс:  http://www.vitki.org.html
  29. Электронный ресурс: http://учитель.обж.
  30. Электронный ресурс:  http://education.simcat.ru/school13/sport/21/

 

 

Приложения

Приложение 1

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - ОБЖ

Класс  -   5

Тип- комбинированный

Тема урока -  Пешеход. Безопасность пешехода.

Цель: познакомиться с основными Правилами дорожного движения пешехода, рассмотреть факторы, повышающие степень безопасности  пешехода на дороге.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

смогут более точно формулировать понятие «Пешеход»;

- называть обязанности пешехода;

- называть общие меры безопасности, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам;

Регулятивные универсальные учебные действия (далее УУД):

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-смогут найти информацию  в тексте

-смогут вести самостоятельный  отбор информации, ее преобразование;

Коммуникативные УУД:

-примут участие в определении  темы и цели урока.

Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.

 

 

Словарь урока: Пешеход

Ресурсы урока:  Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов под редакцией А.Т. Смирнова- М.: Просвещение,2014.  Кроссворд.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап.

Орг. момент

(1 мин.)

Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя для совместной деятельности на уроке. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Садитесь.

2 этап. Актуализация знаний

(4 мин.)

Что такое дорога?

Для чего нужна дорожная разметка?

Как обозначается пешеходный переход?

Какие существуют группы дорожных знаков?

Отвечают на вопросы учителя.

На дорожном знаке том 
Человек идет пешком. 
Полосатые дорожки  
Постелили нам под ножки. 
Чтобы мы забот не знали 
И по ним вперед шагали.

 

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

 

Итак, записываем в тетрадь тему урока: «Пешеход. Безопасность пешехода».

 Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока в тетрадь.

3 этап.

Мотивация (создание проблемной ситуации)

(3 мин.)

Скажите, является ли пешеходом дворник, подметающий улицу?

Обладает ли какими-нибудь обязанностями пешеход?

Должен ли соблюдать меры безопасности пешеход?

 

Высказывают свои предположения

 

4 этап.

Целеполагание и планирование

(3 мин.)

Подумайте и скажите, какая цель нашего урока?

Цель урока: познакомиться с основными Правилами дорожного движения пешехода, рассмотреть факторы, повышающие степень безопасности пешехода на дороге.

План:

-Кто такой пешеход.

-Обязанности пешехода

-Меры безопасности, которые  необходимо соблюдать при движении  пешехода по дорогам.

Высказывают свои предположения и формулируют тему урока.

5 этап. «Открытие»  нового знания (изучение новой темы)

(20 мин.)

 

Скажите, все мы бываем участниками дорожного движения?

Как вы считаете, кто такой пешеход?

Откройте учебник на стр.36 . найдите определение «Пешеход», прочитайте и запишите в тетрадь.

Высказывают свои предположения.

 

 

Работают с учебником. Находят в тексте понятие, записывают в тетрадь.

В Правилах дорожного движения определены общие обязанности пешеходов. Рассмотрим,

 основные из них. Ученики озвучивают обязанности пешеходов.

 

Кроме обязанностей  пешеходы должны соблюдать меры безопасности при движении по дорогам:

-при выходе из подъезда;

-если у дома стоит  автомобиль или растут деревья;

-при движении по тротуару  всегда придерживайтесь какой стороны;

-готовясь перейти дорогу, необходимо осмотреть проезжую  часть.

Работают с учебником. Находят в тексте обязанности пешехода и анализируют их.

Высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

Вспомните, что такое перекресток?

Отвечают на вопрос.

Обратите внимание на страницу 38 в учебнике, что мы должны запомнить. Прочитайте.

Работают с учебником.

6 этап. Включение  нового знания в систему знаний (закрепление)

  1. мин.)

Самостоятельная работа (Приложение 2).

Выполняют самостоятельную работу.

7 этап. Рефлексия  и оценивание

(2 мин)

 

Какая была цель урока?

Смогли мы ее достичь?

Все ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось почему?)

Организует самооценку, взаимооценку.

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.

Делают вывод.

 

Оценивают свою работу на уроке.

8 этап. Домашнее  задание

(1 мин)

Инвариантная часть: п.2.2, вопросы1-3. Р.т.,стр.18-20

Вариативная часть: Подготовить небольшое сообщение на тему: «Как правильно вести себя на улице»


 

 

Приложение 2

Если ты согласен, в клеточках ставь “+”, если не согласен “–”

+

1.

Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.

2.

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

3.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

+

4.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.

+

5.

Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.

+

6.

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

7.

Когда загорится зелёный свет, быстрей переходи улицу.


 

 

Приложение 3

Цели и задачи:

  • углубить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;

  • развивать логику, мышление; творческие способности детей;

  • воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: интерактивная доска для презентации, автотранспортная площадка, заготовки знаков, веера с цифрами для команд, тест для проверки знаний на каждого учащегося, разрезные картинки (пазлы), мячи для игры, презентация.

Методы обучения: игра

Ход урока

1. Орг. момент.

Учитель: Мчатся по нашим дорогам разные машины: тяжёлые “МАЗы”, “КАМАЗы”, летят “Волги”, “Жигули”, разные иномарки, везут грузы длинные автопоезда. Сколько на улицах машин! Ребята! Вы уже знаете, что для того, чтобы на дорогах было безопасно, все автобусы, автомобили подчиняются строгим законам дорожного движения.

Кто же следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог?

ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Это особое подразделение работников милиции – людей зорких и внимательных. Они следят за порядком на дорогах нашей страны. Они берегут жизнь и здоровье людей. Об этом говорится в песне.

Звучит песня 

2. Сообщение темы.

Разгадайте кроссворд и узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на занятии.

Кроссворд

  1. Его боятся нарушители правил?

  1. Трёхглазый постовой

  1. Опоясал каменный ремень  
    Сотни городов и деревень

  1. Пешеходный переход по-другому

  1. Всем знакомые полоски  
    Знают дети, знает взрослый, 
    На ту сторону ведёт пешеходный …

  1. Часть автомобиля, под которую попадает разиня?

  1. Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения.

Учитель:

  1. Прочитайте слово, которое у нас получилось (пешеход).

  1. Кого называют пешеходом? (Человек, который находится на дороге).

  1. Будут ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (Нет).

  1. Кого называют водителем? (Человек, который управляет транспортом).

  1. Если человек ведёт коляску, кто он - пешеход или водитель? (Пешеход).

  1. А человек, который едет на коне? (Водитель).

  1. Что такое тротуар? (Дорожка для пешехода).

  1. Что такое мостовая? (Дорога для транспорта).

Тема занятия «Пешеход. Безопасность пешеходов».

Знать и выполнять правила поведения на улицах должны и все пешеходы: взрослые и дети. Для работы мы разделились на команды: Красные, Зелёные

Девиз нашего занятия: Пешеход! Будь на улице пример!

“Счастливого пути”. Чтобы пожелание сбылось надо постараться.

Звучит песня “Вместе весело шагать”

3. Путешествие.

1 остановка. Автотранспортная площадка.

Учитель: Что вы видите? (пешеходный переход, дорожные знаки для пешеходов, разметка для водителей, пешеходная дорожка).

- Вспомните, для чего наносят  пешеходный переход. Кому нужен  знак “пешеходный переход”? (Место  перехода, водители здесь едут  осторожно)

- Выходят по одному человеку  от каждой команды. Нужно показать, как будем переходить пешеходный  переход (Движемся по правой стороне, чтобы не мешать друг другу).

- А теперь посмотрите на разметку  и ответьте, для чего она нужна? (проезжая часть разделена сплошной линией на две части для движения встречных потоков автотранспорта. Наезжать на линию нельзя, иначе будет столкновение).

- Куда смотрит пешеход при  переходе через улицу?

- А где ещё нужно ходить, придерживаясь  правой стороны? (В школе по тротуару, на лестнице, на переходном переходе).

- Где  надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара? (По обочине навстречу движению).

Отгадайте загадку:

Он имеет по три глаза, 
По три с каждой стороны. 
И, хотя, еще ни разу 
Не смотрел он всеми сразу 
Все глаза ему нужны. 
Он висит здесь с давних пор 
И на всех глядит в упор. (Светофор).

- А для чего нужен светофор? (Бывают перекрёстки регулируемые и нерегулируемые).

Задание для каждой команды.

Красные: Как перейти нерегулируемый перекрёсток?

Зелёные: Как перейти регулируемый перекрёсток?

- А почему светофор называется  светофором?

- Об этом расскажет нам ученик

Ученик: Это слово составлено из двух частей: “свет” и “фор”. “Свет” - это всем понятно. А “фор”? “Фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает  “несущий” или “носитель”. А всё вместе “светофор” - значит “носитель света”, “несущий свет”. Он и верно несёт свет трёх разных цветов.

Учитель: Каждому из вас нужно уметь пользоваться светофором.

Чтоб вам помочь  
Путь пройти опасный,  
Горят и день, и ночь  
Зеленый, желтый, красный.  
Самый строгий – красный свет.  
Если он горит,  
Стоп! Дороги дальше нет,  
Путь для всех закрыт.  
Чтоб спокойно перешел ты –  
Слушай мой совет. 
Жди, увидишь скоро желтый

В середине свет. 
А за ним – зеленый свет

Вспыхнет впереди. 
Скажет он: “Препятствий нет, 
Смело в путь иди!”

Учитель: Игра “Ловкий пешеход” поможет закрепить вам это умение.

Информация о работе Теоретические основы обучения безопасности дорожного движения у учащихся среднего школьного возраста