Теоретические особенности развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования - раскрыть значение нетрадиционных приёмов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Объект исследования – средства развития творческого воображения детей.
Предмет исследования – нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения.

Файлы: 1 файл

Курсовая моя Microsoft Office Word.docx

— 163.59 Кб (Скачать файл)

Гуашь, акварель, кисть, карандаш, бумага, цветная тушь или чернила; кусочек поролона; а также: листья разных деревьев, цветов;

Порядок работы:

Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т. д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приема и техники “по сырому” дает простор фантазии при тонировании листа. Например, при рисовании луга, фоном будет трава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и тут же отпечатываем листья.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Техника рисования кляксография

Способ рисования: На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски (чёрную, коричневую или зелёную). Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.

 

Показ детских работ с использованием рассматриваемого способа рисования.

Сложность техники: Проводить процедуру рисования поэтапно, а так же индивидуально или по подгруппам. Понадобится помощь неуверенным детям. Следить за мерами безопасности детей при работе. Так как работа для многих детей трудна, необходимы динамические паузы.

Примерные темы для использования техники: «Травка на полянке», «Осенний пейзаж», «Закат», «Дно океана», «Аквариум», «Котёнок с нитками» и т. д

Техника рисования с использованием трафарета

Способ рисования: Изготовить трафарет: согнув лист бумаги пополам, обрезать 1 см по краям, а на сгибе нарисовать половинку вазы и букета из элементов цветочков и различной зелени. Всё аккуратно вырезать. На чистый лист бумаги наложите трафарет. Опустите губку в краску, затем прижмите её к бумаге, делая «колющие» движения. Опустите губку в краску другого цвета и продолжайте печатать. Используя необходимые цвета, нанесите краску на все участки рисунка. При желании можно прорисовать детали рисунка кистью или фломастером.

Показ детских работ с использованием рассматриваемого способа рисования.

Примерные темы для использования техники: «Осень», «Аквариум», «Любимые животные», «Открытка маме», «Мои игрушки», «Фантазии», «Дорога», «Букет цветов» и т. п.

Техника рисования восковыми мелками, свечой.

Рисунок невидимку можно изобразить белым восковым мелком или свечой.

Сложность техники: Обязательно необходимо заинтересовать и побудить маленького ребёнка выявить невидимый рисунок. На первом этапе надо привлечь так взрослого ребёнка в работу, чтоб у него не пропал интерес к выполнению задания невидимыми материалами. Понадобится помощь неуверенным детям.

Показ детских работ с использованием рассматриваемого способа рисования.

Примерные темы для использования техники: «Кто там?», «Волшебники».

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.

 

Заключительный этап.

Посвящение воспитателей в художники, рисующие в нетрадиционной технике. (вручение шуточного удостоверения)

Памятки всем участникам семинара.

 

Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми трех лет.

 

“Вместо кисточки рука”

 

Необходимые материалы и инструменты:

 

Тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для вытирания рук).

 

Порядок работы:

 

Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом.

 

“Печатаем пальчиками”

 

Необходимые материалы и инструменты:

 

Бумага для рисования, палитра, акварельные краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета.

 

Порядок работы:

 

“Радужная рыбка”. Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.

 

“Цветок”. Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку.

Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом.

Ее тоже можно использовать при работе с малышами, но только самые простейшие упражнения просто - печать определенной фигурки для оттиска на поверхности листа.

Приёмы нетрадиционного рисования с детьми средней группы

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Приёмы нетрадиционного рисования с детьми старшей группы

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Приёмы нетрадиционного рисования с детьми подготовительной группы

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Григорьева Г.Г.

Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999. -17

Процесс освоения ребенком изобразительной деятельности также связан с постепенным освоением им общественных мотивов деятельности. Выполняя рисунок, поделку, для других, ребенок прилагает большие усилия. Это основа для формирования таких личностных качеств, как самоуважение, доброжелательность, добротворчество, способность к целенаправленным усилиям.

 

 Под влиянием именно  общественных мотивов у человека  формируются такие черты личности, как ответственность, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение других людей, совестливость, честность, доброта и строгость, инициативность и дисциплинированность, трудолюбие, желание и умение понимать других людей, требовательность к себе и другим и др. (Е. И. Фельдштейн).

 

 Таким образом, не исключая, а предполагая приоритетность самоуважения, любви человека к себе, необходимо при этом в развитии личности поддерживать только те ее проявления, которые соответствуют позитивному развитию других людей и общества в целом. Необходима направленность поведения и действий человека на творческое созидание, а не на разрушение, а если разрушение, то ради созидания, думая при этом о цене разрушения.

 

 

В любом случае ребенок проявляет стремление быть активным деятелем в человеческом обществе. Но в первом типе деятельности преимущественно развивается социальная активность ребенка, а во втором - познавательная (Д. И. Фельдштейн).

 

 Так, в младенчестве (первый  год жизни) ведущим является непосредственно  эмоциональное общение. Сначала  ситуативно-личностное, а с 6 месяцев - ситуативно-деловое (через предметы). Ученые школы М.И.Лисиной, Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова, С.Ю.Мещерякова, Н.Н.Авдеева и др. определили ряд показателей развития предпосылок личности уже в этот ранний период:

 

 

 инициативная активность  в виде «комплекса оживления»

(в 2-3 месяца);

 

 

 инициативная активность  в предметно-опосредствованном

общении, удовлетворение от успехов в совместных со взрослым

действиях; потребность в одобрении взрослого, выраженная в

эмоциях; избирательное отношение ко взрослым (к 6 месяцам);

 

-•более активное и  инициативное поведение в общении  со взрослыми и детьми, привязанность ко взрослым и доверие к ним (к 10 месяцам); в зарубежной психологии (Э.Эриксон) привязанность и доверие к людям в этот период рассматриваются как базовое личностное качество;

Информация о работе Теоретические особенности развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.