Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 10:25, курсовая работа
Цель моего исследования - раскрыть значение нетрадиционных приёмов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Объект исследования – средства развития творческого воображения детей.
Предмет исследования – нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения.
В процессе и в
результате совместного «
4?
Важно отметить, что
доминирующий интерес ребенка
к предметному миру находит
отражение в содержании
Другая, не исчезающая потребность в общении со взрослыми, особенно близкими людьми, вызывает у ребенка стремление подражать деятельности взрослых («Пишу письмо»), общаться с ними по поводу своего рисунка и получить их одобрение. Поэтому в раннем возрасте существует комплекс мотивов, побуждающих предметно-изобразительную деятельность; интерес к материалу и действиям с ним, ведущий мотив, а также интерес к общению со взрослым и подражание ему, стремление получить одобрение взрослого.
Все эти мотивы в
дошкольном возрасте не
Педагогу дошкольного учреждения следует учитывать, что все дети и условия их развития неодинаковы. Поэтому нет точных сроков развития изобразительной деятельности детей. Все ее этапы один ребенок проходит медленно, поочередно; другой - быстро, как бы одномоментно. Важно видеть перспективу развития и создавать для этого соответствующие условия.
Напомним основные
ступени развития
Ярко выраженный интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним. (Необходимо предоставлять ребенку материал, позволять разнообразно действовать с ним. Поддерживать его интерес к «экспериментированию» с материалом!)
Интерес ребенка к действиям взрослых с материалом. Подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалом. (Можно рисовать на глазах малыша и для него, показывать, как взрослый пользуется материалом, «читать» свой рисунок вместе с малышом.)
Интерес малыша к следу, оставленному им на бумаге, и появление ассоциативного образа. (Нужно знакомить ребенка с окружающими предметами, явлениями, стимулировать предметно-орудийную деятельность. Рассматривать предметные и малосюжетные картинки. Лепить для ребенка из глины, снега (в лепке быстрее возможно «узнавание» образа). «Читать» и обыгрывать детские рисунки-каракули, удивляться и радоваться им.)
Появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что-то нарисовать. (Поддерживать в этом стремлении. Постараться увидеть в каракулях образ, заранее задуманный ребенком, радоваться вместе с ним, хвалить его.)
На этом возрастном
этапе идет интенсивное
48
сы: восприятие, память, воображение, мышление, чувства. Идет процесс первоначального освоения орудийных действий. Закладываются основы их зрительно-двигательной координации. В контексте общего психического идет личностное развитие ребенка. Так, первоначальное освоение им специфических орудийных действий, возможность получать и видеть первые результаты своей активности вызывают чувство радости у малыша, возникают предпосылки осознания своей «самости». Малыш уже не объект, с которым действует взрослый, а сам субъект своей деятельности. Первоначальное понимание, открытие ребенком изобразительного смысла деятельности, доброжелательное соучастие взрослых в его действиях, их положительная эмоциональная реакция - все это моменты, способствующие личностному развитию. Подобные количественные и качественные изменения в знаниях, способах деятельности, опыте общения малыша со взрослыми постепенно создают основу для появления у него чувства относительной самостоятельности, автономности, независимости, что влечет за собой в дальнейшем еще большее осознание ребенком своего «Я».
Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет
На 3 году жизни ребенка ведущим типом его отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы и способы их использования. Предметно-орудийная деятельность, в которой в основном и реализуется это отношение, становится более развитой: расширяется круг интересующих и освоенных предметов, к ним относят и предметы природы, предметы духовной и материальной культуры. Развивается речь, которая рассматривается как знак, осваиваемый в контексте предметно-орудийной деятельности и общения, сопровождающего ее. Малыш с помощью взрослых открывает для себя функции предметов. Логика руки подчиняется логике предметов {П. Я. Гальперин). Действия становятся все более специфическими. Очень важно, чтобы действия постепенно становились обобщенными, т.е. малыш мог их использовать в изменившихся условиях. Так, если ребенок способен переносить усвоенное действие на новый подобный предмет - оно становится обобщенным (способ изображения карандашом переносится на фломастер, восковые мелки, кисть и т.п.). Перенос способа действия в новые ситуации (мелком рисует на асфальте, на полу, на доске, на линолеуме и т.п.) - тоже пример обобщенного действия. Овладение специфическими действиями, постепенное обобщение их, т.е. способность реализации в разных ситуациях и с разными предметами, дают ребенку относительную свободу, самостоятельность в решении конкретных задач.
49
При переходе от совместного действия к самостоятельному за взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребенком действия, которые составляют содержание общения ребенка и взрослого по поводу предметных действий (Л.Ф.Обухова). Когда малыш становится более самостоятельным, более независимым от взрослого, он сравнивает свои действия с действиями взрослого, убеждается, что он действует, как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а сам. Ребенок, обособляясь от взрослого, впервые осознает себя как личность. При этом отчетливо оформляется позиция «Я сам». Окружающие люди невольно дают малышу образцы разнообразных действий. Ребенку открывается не просто мир предметов, а мир взрослых, действующих с этими предметами, взаимодействующих между собой. Но дошкольник не всегда может действовать сам, как взрослый (печь пироги, шить на швейной машине, водить автомобиль и т.п.). Стремление жить, как взрослый, и невозможность реализовать это стремление и рождает так называемый кризис 3 лет. Ребенок проявляет непослушание, упрямство, негативизм, строптивость и т.п.
Один из путей благополучного выхода ребенка из кризиса -это предоставление максимально возможной самостоятельности, в которой малыш может использовать усвоенные способы действия, реализовать свою приобретенную «умелость». Другой путь малыш находит сам.
Противоречие между
стремлением ребенка
Предметно-орудийная деятельность не исчезает, малыш продолжает осваивать различные предметы и способы их использования, но постепенно (с 3 лет) игра занимает ведущую форму реализации потребности ребенка - жить одной жизнью со взрослым, и это повлияет на изодеятельность. А пока в период с 2 до 3 лет изобразительная деятельность дошкольника ориентирована на предметный мир, как и ведущая предметно-орудийная деятельность.
В чем это проявляется?
Открытие, сделанное малышом,
что на листке бумаги под
его действием может
50
но-орудийной деятельности, ребенок накапливает опыт (знания, способы действия, впечатления от них). Это и определяет содержание ассоциативных образов.
Известно, что в появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Малыш обозначает словом каракулю, которая вызывает у него ту или иную ассоциацию. Это возможно, если при предварительном ознакомлении с предметами и явлениями взрослые называли их словами и представления о них связано с названием, вошедшим в активный словарь малыша (была установлена связь между I и II сигнальными системами).
Не менее важно, какие
признаки были выделены в
Ассоциативный образ еще очень неустойчив, малыш одну и ту же линию, штрих, пятно может называть по-разному. Объективного сходства с реальными предметами, конечно, еще нет. Но такое «экспериментирование» с содержанием ассоциативного образа полезно, так как закрепляет понимание ребенком изобразительного смысла его черканий.
Развивающиеся в процессе
предметно-орудийной
Известно, что развивающаяся
в этот период предметная игра
с игрушками и предметами-
Интересно, что узнанные
ребенком в его каракулях
51
Таким образом, в содержании
детской изобразительной
В ее содержании
проявляется опыт
В этом польза такой доизобразительной деятельности, так как в ее условиях идет процесс социализации ребенка, развитие его личности.
Одновременно происходит интенсивное общее психическое развитие ребенка. В процессе действия с материалом и чтения каракуль развивается воображение, наглядно действенное мышление малыша, совершенствуется операционно-техническая сторона деятельности (действие с материалом становится более уверенным и самостоятельным). Повышается уровень изобразительной деятельности. Ребенок уже не просто называет, что случайно получилось в его каракулях, он сам определяет содержание будущего рисунка: «Нарисую машину». То есть ребенок сам ставит цель, изобразительную задачу. Рисование по замыслу появляется у дошкольников примерно к 2 годам; у одних детей чуть раньше, у других - позже.
В этом возрасте
малышу интересны материал и
действия с ним; к рисованию
его побуждают подражание
Замысел — это представление будущего рисунка и способов его создания. Первый замысел малыша - это еще не замысел в полном смысле этого слова, а только тема, которую ребенок формулирует
52
словом («Нарисую дом»). Как правило, такой замысел, тема редко предшествуют исполнительным (оперативно-техническим) действиям, они появляются в процессе черкания, часто вслед за ассоциативным образом, как желание повторить их. Замысел неустойчив, это связано с непроизвольностью всех психических процессов, с подвижностью воображения у детей, отсутствием подходящих способов изображения (неполучившееся изображение моментально обозначается по-другому). Первоначальный замысел беден по содержанию, неотчетлив. В лучшем случае малыш представляет предмет, но не образ (графический или пластический), так как у него нет изобразительного опыта, а значит, и изобразительных представлений (представления конечного результата).