Теоретические особенности развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования - раскрыть значение нетрадиционных приёмов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Объект исследования – средства развития творческого воображения детей.
Предмет исследования – нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения.

Файлы: 1 файл

Курсовая моя Microsoft Office Word.docx

— 163.59 Кб (Скачать файл)

64

 

 дей, хотя оценка, отношение взрослого к рисунку рано начинает интересовать детей. Однако в основе этого интереса, как мы отмечали выше, стремление поделиться своим переживанием со взрослым, установить с ним контакт, привлечь к сопереживанию. Основой совместного переживания является содержание художественного образа, а не форма рисунка, понятная для других. Когда ребенок рисует для себя, его не беспокоит, похоже или непохоже он изобразил что-либо, понятно или нет для других.

 

 В дошкольном возрасте  влияние ведущих мотивов игры  сказывается не только на содержании  мотива изобразительной деятельности, замысла, темы, но и на форме  проявления деятельности, на особенностях  развития замысла.

 

: В рисунке, лепке ребенок  прибегает к игровым способам  действия, когда он не осознает  необходимости изобразительного  воплощения образа или считает это не главным. Как правило, наскоро нарисовав, получив игрушки-изображения (чаще всего схематичные, «полуготовые») и опираясь на них, дошкольник развертывает игровой сюжет, как бы помечая его дальнейшее развитие на листке бумаги отдельными штрихами, зарисовками.

 

 Существует мнение, что, не владея способами изображения, малыш таким образом выходит из сложной ситуации. Это не всегда так. У 7-летнего ребенка может отсутствовать специфический мотив изобразительной деятельности: стремление воздействовать на других своим художественным образом через художественную форму и средства, которые применил художник. Такой ребенок оценивает рисунок за то, что он хотел передать, а не передал на самом деле, он ждет соответствующего отношения и от'взрослого. Дошкольник искренне не понимает, почему дети и взрослые не ра­дуются его рисунку, как он сам. Он же нарисовал такую веселую картинку: Винни-Пух и его приключения. Ведь он так веселился, когда рисовал, - играл с ним, а другие ничего не поняли. Малыш воплотил свои чувства и мысли и ждет адекватного сопереживания.

 

 Однако художественная  деятельность побуждается не  только стремлением воплотить  в образе то, что волнует художника (события, люди, идеалы, убеждения и т.п.), но и стремление быть понятным и принятым зрителями, вызвать у них адекватные чувства, мысли. То есть стремление воздействовать на других людей органично входит в мотивационно-потребностную сферу личности художника. Направленность его деятельности на других людей является непременным компонентом его творческого сознания и движущей силой в поиске художником изобразительно-выразительных средств создания образа {П.М.Якобсон). Подобный мотив при соответствующих условиях появляется и в изобразительной деятельности дошкольника, хотя и не сразу.

 

Л Г Г. Григорьева ".?

 

 У некоторых детей  может быть сформирован соответствующий  мотив, и они при этом достаточно  хорошо владеют способами изображения. Когда такому ребенку надо  нарисовать понятно и интересно  для других, он это делает очень  неплохо. Но если тот же самый ребенок рисует для себя, то процесс рисования может превратиться в игру-рисование и рисунок будет беден и схематичен.

 

 В данном случае  дело не в наличии изобразительных  умений, а в превалировании игрового мотива. В этом проявляется влияние ведущего типа деятельности на изобразительную.

 

 Другим специфическим  мотивом изобразительной деятельности  является интерес к самой деятельности, хотя предмет увлечения может  быть различным (удовлетворение от результата, от процесса его создания). Очень важен мотив творчества, появления «вкуса» к открытиям, находкам. Все эти мотивы могут иметь место в детской изобразительной деятельности, находясь в стадии становления.

 

 Следует иметь в  виду, что изобразительные действия  дошкольника в любом случае  не успевают за быстро развивающимся  замыслом. Поэтому возникает противоречие  между выразительной и изобразительной  тенденцией в развитии рисунка. От того, как оно разрешится, зависит дальнейшее развитие изодеятельности. Тенденция выразительная превалирует над изобразительной, придавая деятельности нередко процессуальный характер. Развитие выразительной тенденции в рисунке вполне согласуется, подчиняется, управляется игровым мотивом (желанием поиграть, в игре все просто и легко изобразить), стремлением еще раз «пережить» интересующее ребенка событие (мотивом игры); стремлением получить признание и одобрение взрослых и детей (содержанием образа).

 

"Необходимо закрепление  и сохранение этих мотивов, так  как они стимулируют образное видение и воображение. Все это оказывает влияние на личностное развитие ребенка, у него формируется мотивационно-потребностная сфера, развиваются чувства.

 

 Однако по-прежнему  важно формировать и специфические  мотивы изодеятельности, стимулирующие внимание к продуктивной стороне деятельности, ориентирующие ребенка на результат, степень его выразительности. Важно, чтобы ребенок понимал зависимость восприятия его рисунка другими людьми от качества изображения. Это вызывает у него желание изображать понятно, выразительно.

 

 Таким образом, система  педагогических воздействий должна  быть направлена на закрепление и сохранение социальных мотивов, специфических для изодеятельности. К ним относятся стремление отразить волнующее явление; выразить свое отношение к нему;

 

66

 

 Стремление быть понятым  и принятым в своей деятельности  взрослыми и другими детьми; вкус  к художественному творчеству, преобразованию  своих впечатлений и выражению  их в продуктивной форме. Такие  мотивы, выражая и развивая духовные потребности ребенка, в то же время стимулируют его образное видение, воображение, направленность его деятельности на результат. Следовательно, происходит личностное развитие ребенка, формируется его Мотивационно-потребностая сфера, в частности общественно направленные мотивы деятельности; развиваются интеллектуальные Нравственные и эстетические чувства, целеустремленность и ответственность ребенка за конечные результаты деятельности.

 

 На основе действенных  мотивов ребенок учится ставить  соответствующую цель деятельности - изображение конкретного предмета, явления. При этом важно, чтобы  он действовал самостоятельно. Постановка  цели конкретизируется в определении темы изображения. Постепенно ребенок научается удерживать постав-Ленную цель и получать соответствующий результат (рисунок, лепку и т.п.). Деятельность дошкольника становится все более целенаправленной, что обусловлено общим психическим развитием и совершенствованием самой изобразительной деятельности. Очень важно, чтобы цели-темы (изобразительные) постепенно становились более разнообразными (по содержанию) в соответствии со все более обогащающимися знаниями, впечатлениями, растущим эмоционально-интеллектуальным опытом детей. Тогда деятельность превращается в способ самовыражения и саморазвития ребенка. Развитие целеполагания в изодеятельности обусловлено совершенствованием ее мотивов и действий, ее составляющих.

 

 По каким линиям  происходит развитие основных  действий изобразительной деятельности?

 

Действие восприятия - одно из основных, реализующих изобразительную деятельность. Для создания наглядного образа важно уметь выделять в предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. Только на основе восприятия своеобразия предметов и явлений окружающего мира возможно возникновение образов представления о них, последующее комбинирование этих образов на уровне воображения. Изобразительная деятельность детей опирается на определенный уровень сенсорного раз­вития, сформированный в дидактических играх и разных видах деятельности. В изобразительной деятельности и формируется действие восприятия.

 

 Специальная работа  с детьми по сенсорному воспитанию  через систему дидактических игр и разнообразных продуктивных видов деятельности позволяет сформировать у детей начиная с 3-летнего

 

67

 

 возраста представление  о сенсорных эталонах цвета, форм, об отношениях предметов по  величине; пространственных отношениях; способах обследования предметов путем сравнения их свойств с сенсорными эталонами. У детей постепенно развивается аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные отношения частей в предмете по величине).

 

 В изобразительной  деятельности восприятие служит  своеобразным инструментом для решения основной задачи - рассмотреть предмет так, чтобы потом его можно было изобразить. Однако специфика деятельности (создание наглядного образа) требует специфических приемов восприятия (обследования) предметов.

 

 В методике изобразительной  деятельности с учетом общих  закономерностей сенсорного развития  детей, с одной стороны, и специфики  изобразительной деятельности, с  другой, разработаны специальные  способы восприятия изображаемых предметов (Н. П. Сакулина). Постепенный, с учетом усложняющихся задач изображения, процесс овладения детьми этими способами и есть освоение одного из специфических действий изобразительной деятельности - восприятия.

 

 Овладение детьми этим  действием существенным образом  облегчает им процесс самостоятельного  нахождения адекватных замыслу  способов изображения, создает основу для самостоятельного творческого воплощения образов.

 

 В соответствии с  общими закономерностями развития  детского восприятия и усложнением  изобразительных задач, определяющих  требования к восприятию, можно определить усложнение содержания и способов восприятия в изобразительной деятельности. Восприятие становится:

 

Золее полным: ребенок выделяет большее количество изобразительных признаков (форм, цветов, величин, ребенок видит основное и детали);

 

более точным: от выделения обобщенной, близкой к сенсорному эталону формы дошкольник постепенно подходит к выделению характерной (отличной от геометрической), а затем и индивидуальной формы предмета; от выделения основного тона цвета к различению его оттенков; от освоения отношений по величине между одним-двумя предметами (частями предмета) к освоению отношений многих предметов или частей;

 

более расчлененным, аналитическим: от целостного восприятия ребенок переходит к умению разбираться в сочетаниях цветов, расчленять основную целостную форму предмета на составляющие, выделять в величине предметов различные измерения: высоту, ширину, длину;

 

68

 

более обобщенным: ребенок «переносит» усвоенный способ обследования на другие подобные предметы. Например, он знает, как рассматривать деревья, рыб и т.п. Знает, на что нужно обратить внимание в этих предметах. При неоднократном обследовании подобных предметов и обязательном сравнении их между собой по внешним признакам, сопровождающимся объяснением их сходства и отличия, у детей постепенно формируется обобщенное представление о группе типичных предметов (исследования Н. Н. Поддьякова, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой и др.). Обобщенное представление, используемое при обследовании нового предмета из этой группы, в свою очередь, позволяет сокращать процесс обследования, делая его более осмысленным, быстрым, экономным, частичным, поскольку внимание сосредоточивается не на сходных (известных уже признаках), а на относительно новых, отличающих эти предметы от других. Обследующий жест «свертывается», сокращается, постепенно обследование становится только зрительным, что дает ребенку возможность осознанно и самостоятельно применять его в сходных и измененных условиях. Иными словами, развитие способов восприятия в изодеятельно-сти идет и по линии развития их самостоятельности.

 

 Приемы обследования  дифференцируются в зависимости  от конкретного вида изобразительной  деятельности (лепка, рисование, аппликация), специфики наглядного образа (объемный, пло-скостный) и даже в зависимости от способа изображения внутри одного вида деятельности. Например, если аппликативный образ создается путем вырезывания силуэта всей фигуры - один способ обследования, а если по частям, «конструктивный», - то другой способ обследования.

 

 Восприятие в традиционном  варианте представляет собой  сплав сенсорного и эстетического  отражения предмета или его  частей, свойств. Восприятие в художественной  деятельности - это сенсорно-эстетическая  реакция (удивление и восторг от широты зеленого поля, сопереживание грустной, плакучей иве, восхищение пластикой движения кошки, мягкости, пушистости ее шерсти и т.п.). Только такая сенсорно-эстетическая реакция, способность увидеть за внешней формой внутреннее содержание, эмоционально откликнуться на него может быть первоначальным толчком, основой создания выразительного образа.

 

 В таком плане и  должно формироваться действие  восприятия, начиная с младшего  возраста. В противном случае  изобразительная деятельность обедняется, теряется ее эмоциональная насыщенность, эстетический, а в итоге и творческий характер.

 

 Следует отметить, что  освоение специфических для изобразительной  деятельности способов восприятия невозможно без обще-

 

69

 

воспитательной работы по сенсорному воспитанию через систему специальных игр, в бытовой и других видах деятельности. Непонимание педагогом важности этого требования существенно затрудняет формирование действий восприятия и в изодеятельности. В то же время ребенок не может полноценно освоить изобразительную деятельность, если опираться только на общевоспитательную работу по развитию сенсорики, так как эти действия в изодеятельности специфичны. Здесь важна взаимосвязь общего сенсорного развития со спецификой его в продуктивной, изобразительной деятельности, а значит, взаимосвязь общевоспитательной и специальной работы по изобразительной деятельности. Действия вос­приятия (обследование, наблюдение) по возможности и необходимости должны выноситься за пределы занятия, не отнимая времени от другой деятельности (замысливания, реализации замысла). В этом случае действие восприятия превращается в деятельность по восприятию предмета, явления. Воспитатель специально учит такому восприятию, которое облегчает (как бы подсказывает) ребенку способ изображения. Непосредственно на занятии по изодеятельности такое восприятие может иметь место, но уже как повторное и в более сокращенном варианте.

Информация о работе Теоретические особенности развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.