Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 10:25, курсовая работа
Цель моего исследования - раскрыть значение нетрадиционных приёмов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Объект исследования – средства развития творческого воображения детей.
Предмет исследования – нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения.
64
дей, хотя оценка, отношение взрослого к рисунку рано начинает интересовать детей. Однако в основе этого интереса, как мы отмечали выше, стремление поделиться своим переживанием со взрослым, установить с ним контакт, привлечь к сопереживанию. Основой совместного переживания является содержание художественного образа, а не форма рисунка, понятная для других. Когда ребенок рисует для себя, его не беспокоит, похоже или непохоже он изобразил что-либо, понятно или нет для других.
В дошкольном возрасте
влияние ведущих мотивов игры
сказывается не только на
: В рисунке, лепке ребенок
прибегает к игровым способам
действия, когда он не осознает
необходимости
Существует мнение, что,
не владея способами
Однако художественная деятельность побуждается не только стремлением воплотить в образе то, что волнует художника (события, люди, идеалы, убеждения и т.п.), но и стремление быть понятным и принятым зрителями, вызвать у них адекватные чувства, мысли. То есть стремление воздействовать на других людей органично входит в мотивационно-потребностную сферу личности художника. Направленность его деятельности на других людей является непременным компонентом его творческого сознания и движущей силой в поиске художником изобразительно-выразительных средств создания образа {П.М.Якобсон). Подобный мотив при соответствующих условиях появляется и в изобразительной деятельности дошкольника, хотя и не сразу.
Л Г Г. Григорьева ".?
У некоторых детей
может быть сформирован
В данном случае
дело не в наличии
Другим специфическим
мотивом изобразительной
Следует иметь в
виду, что изобразительные действия
дошкольника в любом случае
не успевают за быстро
"Необходимо закрепление и сохранение этих мотивов, так как они стимулируют образное видение и воображение. Все это оказывает влияние на личностное развитие ребенка, у него формируется мотивационно-потребностная сфера, развиваются чувства.
Однако по-прежнему
важно формировать и
Таким образом, система
педагогических воздействий
66
Стремление быть понятым
и принятым в своей
На основе действенных
мотивов ребенок учится
По каким линиям
происходит развитие основных
действий изобразительной
Действие восприятия - одно из основных, реализующих изобразительную деятельность. Для создания наглядного образа важно уметь выделять в предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. Только на основе восприятия своеобразия предметов и явлений окружающего мира возможно возникновение образов представления о них, последующее комбинирование этих образов на уровне воображения. Изобразительная деятельность детей опирается на определенный уровень сенсорного развития, сформированный в дидактических играх и разных видах деятельности. В изобразительной деятельности и формируется действие восприятия.
Специальная работа
с детьми по сенсорному
67
возраста представление о сенсорных эталонах цвета, форм, об отношениях предметов по величине; пространственных отношениях; способах обследования предметов путем сравнения их свойств с сенсорными эталонами. У детей постепенно развивается аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные отношения частей в предмете по величине).
В изобразительной
деятельности восприятие
В методике изобразительной
деятельности с учетом общих
закономерностей сенсорного
Овладение детьми этим
действием существенным
В соответствии с
общими закономерностями
Золее полным: ребенок выделяет большее количество изобразительных признаков (форм, цветов, величин, ребенок видит основное и детали);
более точным: от выделения обобщенной, близкой к сенсорному эталону формы дошкольник постепенно подходит к выделению характерной (отличной от геометрической), а затем и индивидуальной формы предмета; от выделения основного тона цвета к различению его оттенков; от освоения отношений по величине между одним-двумя предметами (частями предмета) к освоению отношений многих предметов или частей;
более расчлененным, аналитическим: от целостного восприятия ребенок переходит к умению разбираться в сочетаниях цветов, расчленять основную целостную форму предмета на составляющие, выделять в величине предметов различные измерения: высоту, ширину, длину;
68
более обобщенным: ребенок «переносит» усвоенный способ обследования на другие подобные предметы. Например, он знает, как рассматривать деревья, рыб и т.п. Знает, на что нужно обратить внимание в этих предметах. При неоднократном обследовании подобных предметов и обязательном сравнении их между собой по внешним признакам, сопровождающимся объяснением их сходства и отличия, у детей постепенно формируется обобщенное представление о группе типичных предметов (исследования Н. Н. Поддьякова, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой и др.). Обобщенное представление, используемое при обследовании нового предмета из этой группы, в свою очередь, позволяет сокращать процесс обследования, делая его более осмысленным, быстрым, экономным, частичным, поскольку внимание сосредоточивается не на сходных (известных уже признаках), а на относительно новых, отличающих эти предметы от других. Обследующий жест «свертывается», сокращается, постепенно обследование становится только зрительным, что дает ребенку возможность осознанно и самостоятельно применять его в сходных и измененных условиях. Иными словами, развитие способов восприятия в изодеятельно-сти идет и по линии развития их самостоятельности.
Приемы обследования
дифференцируются в
Восприятие в традиционном
варианте представляет собой
сплав сенсорного и
В таком плане и
должно формироваться действие
восприятия, начиная с младшего
возраста. В противном случае
изобразительная деятельность
Следует отметить, что
освоение специфических для
69
воспитательной работы по сенсорному воспитанию через систему специальных игр, в бытовой и других видах деятельности. Непонимание педагогом важности этого требования существенно затрудняет формирование действий восприятия и в изодеятельности. В то же время ребенок не может полноценно освоить изобразительную деятельность, если опираться только на общевоспитательную работу по развитию сенсорики, так как эти действия в изодеятельности специфичны. Здесь важна взаимосвязь общего сенсорного развития со спецификой его в продуктивной, изобразительной деятельности, а значит, взаимосвязь общевоспитательной и специальной работы по изобразительной деятельности. Действия восприятия (обследование, наблюдение) по возможности и необходимости должны выноситься за пределы занятия, не отнимая времени от другой деятельности (замысливания, реализации замысла). В этом случае действие восприятия превращается в деятельность по восприятию предмета, явления. Воспитатель специально учит такому восприятию, которое облегчает (как бы подсказывает) ребенку способ изображения. Непосредственно на занятии по изодеятельности такое восприятие может иметь место, но уже как повторное и в более сокращенном варианте.