Теоретические особенности развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования - раскрыть значение нетрадиционных приёмов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Объект исследования – средства развития творческого воображения детей.
Предмет исследования – нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения.

Файлы: 1 файл

Курсовая моя Microsoft Office Word.docx

— 163.59 Кб (Скачать файл)

 

- попытка действовать  самостоятельно, радость и огорчение  в

зависимости от успехов в действиях; стремление к свободе, первое

обособление и противопоставление себя взрослому (к концу 1 года

жизни).

 

 Таким образом, активность, инициативность как сущностные  качества личности, отмечаемые в отечественной и зарубежной гуманистической психологии, зарождаются уже в младенчестве. В этот же период (к концу 1 года жизни) появляются предпосылки самостоятельности; доверие к взрослым как основа будущей коммуникативности.

 

28

 

 С 1 года до 3 лет ребенок  осваивает способы действий с  предметами в ведущей предметной деятельности. После года у ребенка четко оформляется интерес к активному взаимодействию с другим ребенком, взрослым. Малыш остро нуждается в одобрении и похвале взрослого. Это вызывает у него первое чувство гордости, собственного достоинства. При неудаче - чувство огорчения, стыда, возникает первая самооценка, пока недифференцированная («Я - хороший» или «Я - плохой»). Овладевая способами деятельности, действиями и операциями, ребенок становится более знающим, более умелым и способным. Поэтому он стремится к самостоятельности, пытается в этом проявить, утвердить свое «Я», свою новую позицию в сообществе («Я сам») и установить иные отношения. Отчетливо проявляющееся стремление к самостоятельности, сформировавшееся в недрах предметной деятельности, также определяется как базовое новообразование в раннем возрасте в отечественной и зарубежной психологии (Э.Эриксон). Если взрослый препятствует нарождающейся самостоятельности, кризис трех лет может быть бурным.

 

 «Накопленный социальный  опыт обеспечивает развитие позиции  «самости», требующей своей реализации  в системе взаимоотношений»1. Поэтому  появляется новая деятельность, где субъект-субъектные отношения - главные, где усваиваются нормы, правила этих отношений. Она становится ведущим видом деятельности. В дошкольном возрасте - это игра. Проникая в игре в суть отношений между людьми, осваивая мотивы, смыслы, нормы поведения и пытаясь их реализовать, жить одной жизнью со взрослыми, ребенок постепенно обнаруживает недостаток в знаниях, способах действия, необходимых для достойного существования в сообществе людей.

 

 Потребность в познании  предметов, явлений окружающего  мира как условие возникновения  социально признаваемой деятельности  реализуется в учебной деятельности  школьника. В дошкольном же возрасте, в стабильный его период, оформляется одно из психических новообразований - воображение, которое, совершенствуясь, служит основой развития теоретического мышления детей в начальной школе. В отечественной психологии общепризнано, что именно в дошкольном возрасте, с 3 до 7 лет, отчетливо проявляются такие качества личности, как любознатель­ность, инициативность, активность, самостоятельность, творче-скость в разных сферах и видах деятельности. Любознательность, активность, живое воображение относятся к признакам нормального развития личности и зарубежными психологами (Э. Эриксон).

 

1 Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. - М., 1994.-С. 102.

 

29

 

 

 Таким образом Таким образом, смена ведущих видов деятельности означает определенный этап психического и личностного развития, смену социальной позиции ребенка в обществе.

 

 Смена ведущих видов  деятельности и специфика личностного  развития детей в каждый период существенно влияют и на своеобразие изобразительной деятельности в это время, а следовательно, и развитие личности в ее условиях1.

, вышеизложенные данные  психологической науки дают основание  для большей целенаправленности  процесса воспитания детей с  учетом личностных новообразований, возможных в развитии детей в тот или иной возрастной период. Более того, особенно необходима своевременная реализация этих возможностей, если учесть, «что многие личностные особ Таким образом Таким образом, смена ведущих видов деятельности означает определенный этап психического и личностного развития, смену социальной позиции ребенка в обществе.

 

 Смена ведущих видов  деятельности и специфика личностного  развития детей в каждый период существенно влияют и на своеобразие изобразительной деятельности в это время, а следовательно, и развитие личности в ее условиях1.

, вышеизложенные данные  психологической науки дают основание  для большей целенаправленности  процесса воспитания детей с  учетом личностных новообразований, возможных в развитии детей в тот или иной возрастной период. Более того, особенно необходима своевременная реализация этих возможностей, если учесть, «что многие личностные особенности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют свое постоянство»2. 2 Немое Р. С. Психология. - М., 1998. - С. 366.

енности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют свое постоянство»2. 2 Немое Р. С. Психология. - М., 1998. - С. 366.

Однако главная цель развития личности (возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и воз-

 

31

 

 можностей, возможно более полное самовыражение, и самораскрытие) может не состояться. Известный философ Э.В.Ильенков писал: «В потенции каждый индивид универсален, то есть содержит в себе всю полноту развития всеобщих способностей. Реально же эта потенция осуществляется в нем очень фрагментарно, частично и весьма немногим индивидам удается развить в себе основные всеобщие силы (мышление, доведенное до степени научного мышления, продуктивную силу воображения, дозревшую до степени искусства, и т.д.) до того уровня, которого они уже дос­тигли в качестве коллективно реализуемых сил»1. Полагаем, что одна из причин этого явления - позиция невмешательства окружающих в процесс развития человека. Взрослый человек всегда посредник между ребенком и окружающим его миром, он способствует присвоению им общественного опыта, а по выражению Л.С.Выготского, «вращиванию» ребенка в культуру. Велика в этом роль в первую очередь родителей и педагогов.

 

 Обучению, воспитанию  принадлежит ведущая роль в  развитии личности. Имеется в  виду именно содействие самодвижению, саморазвитию личности, превращение  ее в неповторимую индивидуальность.

 

 О воспитании как  конкретном и целенаправленном  варианте деятельностно-опосредствованного общения, сочетающем в себе оба основных условия развития личности (общение и деятельность), следует говорить особо.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

Предпосылки изобразительной деятельности в раннем возрасте (с 1 до 2 лет)

 

К году заканчивается младенческий возраст, в котором малыш, познавая окружающий мир, приспосабливаясь к нему, выделял для себя мир взрослого человека (самых близких людей). Главный тип отношения маленького человека к окружающему миру на 1 году жизни, как отмечают психологи, - это отношение «ребенок -взрослый». Оно реализуется в ведущей в этот период деятельности - непосредственно-эмоциональном общении. К году появляются первые слова, обозначающие окружающие малыша предметы и людей. Ребенок начинает ходить, и поэтому расширяется пространство, которое он может освоить, увеличивается мир предметов, которые он может познать и действовать с ними. Пытаясь реализовать эту возможность, ребенок часто слышит слово: «Нельзя!» Запрет вызывает протест ребенка, выражающийся иногда в плаче, капризах или повторении запретного действия и т.п. Наступает кризис 1 года жизни: ребенок хочет активно действовать с предметами сам, но не все ему позволено. А сам малыш пока не знает свои возможности, не понимает, что без взрослого он не сможет обойтись.

 

 Ранний возраст длится  с года до 3 лет. Мир - широк, богат, разнообразен. Как хочется все  потрогать, узнать. Вот на папином  столе что-то белое. «Ну-ка достану, потрогаю... » Листочек упал со  стола и «приземлился» рядом  с малышом. Что же можно делать  с этим листочком? Попробуем на  вкус... жуется, но невкусно, даже если набить полный рот. А вот и мама помогает вытащить изо рта эту «бяку». Что же с ней еще можно сделать? Но мама отвлекает его внимание на другую игрушку, и он забывает об этом листочке. Иногда отвлечь не удается, и малыш настойчиво возвращается к столу, к папиным листочкам, кто-то из детей делает это молча, а кто-то с ревом, но все с великим желанием продолжить свое важное дело. Предметом внимания ребенка может быть и карандаш, и ручка, и краски, оказавшиеся в поле зрения малыша. Малыш как бы задает себе вопрос: «Что это такое, что с этим можно делать?» - и познает мир предметов чувственным путем, исследуя их. В этот период (после года) ребенка интересу­ют мир предметов и способы действия с ними. Это доминирую-

 

39

 

 щий тип отношения малыша к окружающему миру. Поэтому ведущим видом деятельности, в котором ребенок может реализовать эту потребность, является манипулятивная, а затем предметно-орудийная деятельность1. А действия ребенка с изобразительным материалом - одно из частных проявлений этой деятельности. Ученые отмечают, что развитие движений и возможность сжимать в руке карандаш и наносить рисунки появляются к году, чаще после года. В раннем возрасте, в период от 1 года до 1,5 лет, ребенок не испытывает потребности рисовать. Если в поле зрения малыша оказывается материал или взрослый дает ребенку лист бумаги и карандаш, он начинает действовать с ними. Интерес к материалу и действия с ним - ведущий мотив зарождающейся деятельности.

 

 Поэтому в этот период (2-й год жизни) важно позаботиться  о том, чтобы в поле зрения  малыша оказались изобразительные  материалы. Чем ярче и привлекательнее они будут, тем лучше. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. Ребенок быстрее их заметит, если они будут на видном месте, положены отдельно от других предметов.

 

 Желательно, чтобы материал  был достаточно прочным, так как  малыш, исследуя его, не всегда использует его по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей - цветные шариковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала. Это рассеивает внимание ребенка; лучше, если он сосредоточится на одном-двух фломастерах. Итак, материал должен быть ярким, прочным, обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном для ребенка месте. Ребенок может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-то щель, пробовать на вкус и т.п.-Бумагу он будет рвать, мять... Если интерес малыша иссяк, можно предложить материал другого свойства, цвета, величины и т.п. Психологи (Д.Б.Эльконин) называют этот способ действия использования орудий не специфическим, т.е. способ действия подчиняется физическим свойствам предмета. Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). В этом проявляется гуманное отношение взрослых к ребенку как к субъекту деятельности, уважение его активности. Психологи советуют взрослым научиться делать не за ребенка, не для него, а вместе с ним и доверять ему то, что он может делать сам.

 

1 Содержание предметной  деятельности - усвоение ребенком  общественно выработанных способов  употребления предметов. Эта деятельность  удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними.

 

40

 

 Однако без взрослого  ребенок не может овладеть  специфическими способами использования изобразительного материала. Они придуманы, отобраны человечеством в течение сотен лет и передаются из поколения в поколение. Взрослый передать, а ребенок усвоить эти действия могут только в совместной предметной деятельности. В данном случае мотивом деятельности малыша являются изобразительный материал, способ его употребления, а общение со взрослым - средство осуществления такой предметной деятельности.

 

 Моментом такого общения  может быть изобразительная деятельность  взрослых или их действия с изобразительным материалом (письмо). Это помогает ребенку заметить факт использования изобразительных материалов, самое общее предназначение этих предметов (листочек не жуют, на нем пишут карандашом, рисуют и т.п.). Поэтому надо рисовать, лепить на глазах у детей. Однако это самая общая ориентировка в предназначении изобразительных материалов, которая не дает возможности такому маленькому ребенку вычленить сам способ действия.

 

 Поэтому малышу надо  помочь овладеть им.

 

 Как идет этот процесс  овладения действием?

 

 В структуре действия  есть ориентировочная, исполнительская  и контрольно-оценочная часть. Овладение  действием означает овладение  всеми его структурными компонентами. Ориентировочная основа действия носит сенсорный характер. Человеку необходимо увидеть внешние свойства предмета и особым образом учесть их при выполнении действия. Действия орудийного типа предъявляют определенные требования к сенсорике ребенка, а именно к умению соотносить предметы по свойствам, например толщину и длину карандаша, фломастера; величину ворса кисти и расстояние от ворса кисти до деревянной части ручки, ее толщину, расстояние между палитрой и бумагой; толщину, хрупкость сангины, угля и т.д. Без ориентировки во внешних характеристиках и свойствах предметов и соотнесения их между собой невозможны полноценное осуществление исполнительских операций и должный контроль за ними. Ребенок не сможет правильно ухватить карандаш, кисть, набрать краску на кисть и точно донести ее до листа; соизмерить силу нажима на карандаш и кисть, не соотнося действия с особенностями этого материала (твердость и мягкость) и т.п. Следовательно, без становления каждого компонента изобразительного действия и их согласования невозможен хороший результат. Поэтому на развитие ориентировочной основы изобразительного действия следует обратить особое внимание.

 

 Психологами установлена  последовательность освоения предметного  действия в раннем возрасте: от совместного к частичному

 

41

 

(совместно-раздельному), когда начинают действие вместе ребенок и взрослый, а заканчивает ребенок один. Затем действие выполняется на основе показа, а потом самостоятельно, только по речевому указанию (Д.Б.Элъконин). Освоение изобразительного действия (техники) подчиняется этому же закону.

 

 Процесс становления  действия в этом плане есть  одновременно процесс его структурного  оформления. На этапе совместного  действия его цель, ориентировочная, исполнительская части и оценка слиты, известны только взрослому, выполняются под его контролем. Только по окончанию такого действия ребенок начинает представлять цель, конечный результат действия.

Информация о работе Теоретические особенности развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.