Теоретические особенности развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования - раскрыть значение нетрадиционных приёмов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Объект исследования – средства развития творческого воображения детей.
Предмет исследования – нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения.

Файлы: 1 файл

Курсовая моя Microsoft Office Word.docx

— 163.59 Кб (Скачать файл)

 

 Однако овладение карандашом, кистью происходит медленно. Малыш  пытается взять карандаш кулачком, сильно нажимает, набирает на кисточку слишком много краски; рисуя, выходит за пределы контура и т.п. Не следует отчаиваться, огорчаться и огорчать «художника» недовольными замечаниями, оценками. Полезнее вложить карандаш (кисть) в руку малыша и, не выпуская ее, рисовать вместе - чтобы он почувствовал движение, его силу, направление, ритм.

 

 Можно показать еще  раз, как карандаш (кисть) лежит на  среднем пальчике, как большой  пальчик сбоку держит карандаш  и не дает ему упасть, а указательный «забрался» наверх и помогает большому пальчику.

 

 Важно, чтобы у малыша  с самого начала формировались  правильные технические навыки. Поэтому необходимы внимание к действиям ребенка, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения детей и контроль со стороны взрослых1. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша.

 

 Чем чаще предлагать  малышу изобразительный материал  и действия с ним, тем смелее, увереннее, свободнее и разнообразнее  они будут.

 

 Важно, чтобы дети с  интересом воспринимали тематику  рисунков, подсказанную взрослыми. При этом взрослый должен учитывать, с одной стороны, впечатления дошкольника (что он знает, что его интересует, что он недавно наблюдал, в какие игры играл), с другой - способы изображения, с которыми нужно познакомить малыша.

 

 При соблюдении этих  условий выбор тем может быть  неограничен.

 

1 Последовательность освоения  предметных действий с материалом  излагалась выше.

 

58

 

59

 

 Так, чтобы научиться  нанесению ритмичных штрихов, пятен, можно рисовать с детьми, как идет дождь, повторяя при этом звуки: «кап-кап-кап»; снег; как рассыпался горох, как сыплется песочек и т.п. Есть такие явления, которые лучше рисовать красками (так будет выразительнее): снежинки, звездочки на небе, огоньки на елке, в окнах, листочки на дереве, одуванчики, ромашки на лугу, вишни на тарелке; как жуки летают, как падает град на землю; мы сажаем с бабушкой бобы на грядку, расцвели в саду розы и т.п.

 

 Для изображения явлений (предметов) линией можно предложить детям такие темы: дорожки, ручейки, палочки, ленты, карандаши, ниточки к шарикам, веревочки к машине, пояс к платью и т. п.

 

 Эти темы легко придумать, если внимательно оглянуться  вокруг, посмотреть, чем занят ребенок, какие у него игрушки, что он замечает в окружающей обстановке, что взрослые делают при нем и вместе с ним.

 

 Тематика рисунков может быть существенно расширена при совместном рисовании, «со-творчестве» {Т.Г.Казакова). Например, взрослый рисует машину, а малыш - дорожку, по которой она едет; мама рисует дерево, а малыш - яблочки на нем; папа - домик, а малыш - окна, огоньки, которые в них зажглись; воспитатель -елочку (силуэт), а малыш - игрушки на ней и т.п. Рисунки взрослых должны быть очень простыми, иначе ребенок, понимая несовершенство собственных каракулей, может отказаться рисовать.

 

 Тематика лепки должна быть также проста, понятна, доступна и основана на опыте ребенка: конфеты, орехи, колбаски, картошка, вишня, зайчики. Совместная со взрослыми лепка особенно увлекает детей: можно обыграть самодельные лепные игрушки, развернуть своеобразный настольный театр. Лепка вместе с детьми и для детей (из глины, песка) различных фигурок с последующим, их обыгрыванием облегчает раннее появление ассоциативных образов.

 

 Какой изобразительный  материал можно предложить малышам?

 

 Для рисования ребенку  нужно много бумаги, так как  он быстро заполняет пространство  листа. Можно использовать для  этого недорогие обои, расстелив их на столе, прикрепив на свободной стене или разложив на полу. Малыш с удовольствием двигается, черкает по бумаге. Это (при некотором контроле) предупредит рисование ребенка на мебели и стенах.

 

 С детьми этого возраста  можно заниматься совместным  рисованием не только на бумаге, но и на песке - палочкой. Для рисования можно предложить ребенку сначала цветные фломастеры с толстым стержнем, они достаточно прочные и дают яркую линию, рисовать ими легче, так как фломастеры в отличие от карандаша

 

 не требуют нажима. Следует сначала дать один  фломастер, а затем два-три, чтобы  привлечь внимание детей к  цвету; потом можно предложить  и цветные карандаши.

 

 Можно использовать  цветные восковые мелки, они не  крошатся, не мажут руки и оставляют  на бумаге яркий след. В этом  возрасте целесообразно предложить детям краски (гуашь). Яркие, сочные по цвету, они легко наносятся на бумагу. Это очень нравится малышам. У детей довольно рано возникает эстетическое отношение к цвету, что проявляется в тяге ко всему яркому и красочному. В изобразительной деятельности это выражено в увлечении ребенка разноцветными карандашами, фломастерами, красками. Ребенок «пробует» цвет, особенно в первые дни знакомства с материалом. Некоторые цвета так привлекают его, что он пробует их в прямом смысле - язычком. Некоторые цвета становятся любимыми. У таких маленьких детей цвет длительное время самоценен, т.е. не используется для обозначения признака изображаемого предмета, а радует ребенка сам по себе. Поэтому цыплята могут быть голубыми, а кошка - зеленой. Не надо доказывать малышу обратное, на этом этапе для него важен сам цвет.

 

 Однако, если вместо красочного материала дать ребенку ручку с синим или черным стержнем и не обращать внимания на цвет окружающих предметов, малыш может надолго задержаться на уровне «сине-черного» восприятия мира, равнодушия к цвету.

 

 Итак, ребенку 3 года жизни  материал интересен. Он нередко  пытается залезть в краски пальцем и, более того, нарисовать пальцем на листке. Надо позволить ему сделать это. Малыш лучше чувствует предмет, исследуя его руками, и свободнее (чем с кистью) действует.

 

 В настоящее время  в детском саду практикуется  способ рисования пальчиками падающих листьев, «следов» зверей. Изобразительно-игровым способом ребенок не просто показывает, как шагает маленькая кошка (пальчиком), как топает большой медведь (ладошкой), но и воображает себя этой кошкой и медведем. Воображаемые образы возникают легко. Но не стоит долго задерживать ребенка на таком способе рисования. Далеко не все, а лишь отдельные предметы и явления можно изображать таким образом. Да к тому же краски расходуется больше, чем при рисовании кистью или тампоном, и малыша приводить в порядок приходится чаще. Лучше всего использовать для рисования большие натуральные кисти (№ 10, 12).

 

 Итак, педагог должен  знать, что к трем годам ребенок:

 

- проявляет интерес к  изобразительной деятельности, стремится  заниматься ею по собственной  инициативе, рассказывать взрослым  о своих интересах в рисунке;

 

60

 

61

 

 

 видит образ в своих  рисунках и лепке; рассказывает, что ри­

сует и лепит, обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него по­

лучается; делится своей радостью;

 

 

 знает, где лежит материал;

 

 

 умеет пользоваться  изобразительным материалом: держать

карандаш и действовать с ним, с кистью и красками (набирать

краску, промывать, осушивать);

 

 

 выполняет изобразительные действия: рисует линии (прямые,

замкнутые), штрихи, пятна; охотно и смело лепит: отрывает ку­

сочки, скатывает;

 

- начинает выполнять  изображение, узнаваемое другими

людьми.

 

 В этот период детский  рисунок еще беден по графическому, а лепка по пластическому изображению. Это своего рода предмет-заместитель, своеобразная игрушка, с которой малыш хочет действовать.

 

 Качество детского изображения (возможность элементарного сходства) зависит от многих причин: как рано дали материал малышу и как часто он может им пользоваться; от доброжелательного, заинтересованного отношения взрослого к тому, что делает малыш; от последовательности в обучении способу действия, от совместного к частично-совместному и только затем по показу; от возможности упражняться в применении нового способа изображения и т.д. Важно упражнение в действии на разной тематике (т.е. стимулирование переноса способа действия, его обобщение).

 

 Задачи взрослых: в  этот период обеспечить детей  материалом; рассматривать с ними иллюстрации в книгах, предметные картинки; непосредственно через наблюдение знакомить с окружающими предметами и явлениями; рисовать на глазах детей простейшие изображения; интересоваться действиями детей с материалом; «читать» и обыгрывать их первые рисунки; почаще хвалить малыша, радоваться и удивляться тому, что у него получилось, внушать и поддерживать веру ребенка в свои силы; учить простейшим способам изображения; способам действия с материалом.

 

 Успехи придут к  ребенку только в том случае, если взрослые создали все  условия для возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка.

 

 Бывает так, что при  всех стараниях успехи малыша  не столь очевидны. Не следует  огорчаться; все дети разные, темпы  их развития - тоже. Малыш достигнет необходимого уровня несколько позднее. Нужно продолжать общаться с ним в рисунке, по поводу рисунка, поддержать стремление рисовать, отнестись к его желаниям бережно. Малыш фактически рассказывает в рисунке о себе, о том, что его волнует, радует, огорчает. Нужно сохранить у ре-

 

62

 

 бенка желание общаться со взрослыми через рисунок. Это начало более длительного, регулярного, содержательного общения и взаимопонимания. Как важно, чтобы ребенок не захлопнул перед взрослыми свою душу, обиженный невниманием или неосторожной оценкой. Необходимо помнить, что ребенок ждет поддержки и поощрения. Насмешки, даже самые безобидные, недопустимы. Насмешки навсегда лишают взрослого духовной близости с ребенком, а следовательно, лишают возможности направлять его развитие.

 

 Ребенок успешно осваивает  деятельность и полноценно развивается  в ней в том случае, если  и в семье родители создают  соответствующие условия. Крайне важны внимание со стороны близких людей к действиям малыша и разумная помощь ему. В общении с родителями педагог может и должен достаточно просто и убедительно объяснить, в чем суть и смысл этой деятельности в раннем возрасте, как малыш осваивает ее и развивается при этом. Нужно раскрыть родителям возможности общения с ребенком, развивающего их малыша в условиях этого вида деятельности.

 

 Изобразительная деятельность  дошкольника (3, 7 лет)

 

 К концу 3 года жизни  малыш проявляет больший интерес  к изобразительной деятельности, понимает, что в рисунке он  может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает под руководством взрослого элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками (гуашью), глиной. Действия ребенка с материалом достаточно свободные, смелые и уверенные. Он смело и самостоятельно рисует, лепит все, что хочет, будучи уверен, что у него получается прекрасно. Такое чувство малыша надо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие становления большей самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности.

 

 Каковы мотивы этой  деятельности в дошкольном возрасте?

 

 Как правило, изобразительную  деятельность направляет комплекс  мотивов: интерес к материалу, особенно  если он обновляется, подражание  сверстникам и взрослым и др. Все эти мотивы побуждают изобразительную деятельность у дошкольника. Каждый из них актуализируется в тех или иных ситуациях, занимая иногда ведущее место, например, введение новых материалов или способов изображения (рисование свечой и акварелью, «монотипия» и т.п.), стимулирует интерес к материалу. Стремление ребенка реализовать потребность общения с кем-то из детей актуализирует у него желание заниматься той же деятельностью, которой занят значимый для

 

63

 

 него ребенок. Поэтому  возникает изобразительная деятельность  по подражанию и т. п. Однако ведущим, главным мотивом постепенно становится интерес к предметам, явлениям, событиям, которые ребенок и пытается изображать. В этот период ведущий мотив изобразительной деятельности и игры один и тот же - потребность «пережить значимые для него стороны действительности», потребность еще раз вернуться к тем предметам, явлениям, событиям, которые удивили, заинтересовали, поразили, порадовали малыша в обычной жизни. Наиболее ярко это проявляется не столько в объективных результатах деятельности, сколько в заявленных им темах рисунков. В процессе их выполнения малыш, используя дополнительные средства (речь, игра и др.), легко и эмоционально передает это содержание. По существу, этот мотив остается одним из ведущих на протяжении всего дошкольного возраста. Меняется только, как и в игре, его конкретное содержание: или это мир предметов и действия с ними; или это человек, его действия и взаимодействия, взаимоотношения с другими людьми; или это событие, волнующее ребенка, развитие которого он представляет в рисунке и лепке. Именно поэтому тематика (содержание) рисунка, лепки и игры у одного и того же ребенка нередко совпадает. И только изобразительная сложность, осознаваемая более старшим дошкольником, нарушает это совпадение, ограничивает разнообразие тематики его рисунков.

 

 Таким образом, ведущее  отношение ребенка к миру («ребенок  -предмет», «ребенок - взрослый») существенным образом определяет содержание не только ведущей (игровой), но и изобразительной деятельности (тему и замысел).

 

 Это обстоятельство  очень важно учесть, когда взрослый  обращается к детям, предлагая  тему изображения. Если видеть  в ребенке не объект деятельности  педагога, а в первую очередь  субъект его (ребенка) деятельности, если взрослый хочет видеть ребенка заинтересованным, активным и инициативным и т.п., надо хорошо понимать специфику возраста, ведущий тип отношения к окружающему, который характерен для детей этого возраста, и конкретное содержание интересов ребенка.

 

 Ведущий тип отношения  человека (ребенка) к миру (что для  него является в этот период  приоритетным), очевидно, определяет  содержание мотива, образов любой деятельности, в том числе и изобразительной. Ведь художник тоже пишет о том, что его волнует в окружающем мире.

 

 Дошкольник, побуждаемый  к изобразительной деятельности  увлеченностью тем или иным  содержанием (как и в игре), долгое  время может рисовать не для  других, а для себя. Изобразительная  деятельность, вернее, ее результаты  не направлены на других лю-

 

Информация о работе Теоретические особенности развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.