Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 10:25, курсовая работа
Цель моего исследования - раскрыть значение нетрадиционных приёмов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Объект исследования – средства развития творческого воображения детей.
Предмет исследования – нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения.
Однако овладение карандашом, кистью происходит медленно. Малыш пытается взять карандаш кулачком, сильно нажимает, набирает на кисточку слишком много краски; рисуя, выходит за пределы контура и т.п. Не следует отчаиваться, огорчаться и огорчать «художника» недовольными замечаниями, оценками. Полезнее вложить карандаш (кисть) в руку малыша и, не выпуская ее, рисовать вместе - чтобы он почувствовал движение, его силу, направление, ритм.
Можно показать еще раз, как карандаш (кисть) лежит на среднем пальчике, как большой пальчик сбоку держит карандаш и не дает ему упасть, а указательный «забрался» наверх и помогает большому пальчику.
Важно, чтобы у малыша с самого начала формировались правильные технические навыки. Поэтому необходимы внимание к действиям ребенка, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения детей и контроль со стороны взрослых1. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша.
Чем чаще предлагать
малышу изобразительный
Важно, чтобы дети с
интересом воспринимали
При соблюдении этих условий выбор тем может быть неограничен.
1 Последовательность освоения
предметных действий с
58
59
Так, чтобы научиться нанесению ритмичных штрихов, пятен, можно рисовать с детьми, как идет дождь, повторяя при этом звуки: «кап-кап-кап»; снег; как рассыпался горох, как сыплется песочек и т.п. Есть такие явления, которые лучше рисовать красками (так будет выразительнее): снежинки, звездочки на небе, огоньки на елке, в окнах, листочки на дереве, одуванчики, ромашки на лугу, вишни на тарелке; как жуки летают, как падает град на землю; мы сажаем с бабушкой бобы на грядку, расцвели в саду розы и т.п.
Для изображения явлений (предметов) линией можно предложить детям такие темы: дорожки, ручейки, палочки, ленты, карандаши, ниточки к шарикам, веревочки к машине, пояс к платью и т. п.
Эти темы легко придумать, если внимательно оглянуться вокруг, посмотреть, чем занят ребенок, какие у него игрушки, что он замечает в окружающей обстановке, что взрослые делают при нем и вместе с ним.
Тематика рисунков может быть существенно расширена при совместном рисовании, «со-творчестве» {Т.Г.Казакова). Например, взрослый рисует машину, а малыш - дорожку, по которой она едет; мама рисует дерево, а малыш - яблочки на нем; папа - домик, а малыш - окна, огоньки, которые в них зажглись; воспитатель -елочку (силуэт), а малыш - игрушки на ней и т.п. Рисунки взрослых должны быть очень простыми, иначе ребенок, понимая несовершенство собственных каракулей, может отказаться рисовать.
Тематика лепки должна быть также проста, понятна, доступна и основана на опыте ребенка: конфеты, орехи, колбаски, картошка, вишня, зайчики. Совместная со взрослыми лепка особенно увлекает детей: можно обыграть самодельные лепные игрушки, развернуть своеобразный настольный театр. Лепка вместе с детьми и для детей (из глины, песка) различных фигурок с последующим, их обыгрыванием облегчает раннее появление ассоциативных образов.
Какой изобразительный
материал можно предложить
Для рисования ребенку
нужно много бумаги, так как
он быстро заполняет
С детьми этого возраста можно заниматься совместным рисованием не только на бумаге, но и на песке - палочкой. Для рисования можно предложить ребенку сначала цветные фломастеры с толстым стержнем, они достаточно прочные и дают яркую линию, рисовать ими легче, так как фломастеры в отличие от карандаша
не требуют нажима. Следует сначала дать один фломастер, а затем два-три, чтобы привлечь внимание детей к цвету; потом можно предложить и цветные карандаши.
Можно использовать
цветные восковые мелки, они не
крошатся, не мажут руки и оставляют
на бумаге яркий след. В этом
возрасте целесообразно
Однако, если вместо красочного материала дать ребенку ручку с синим или черным стержнем и не обращать внимания на цвет окружающих предметов, малыш может надолго задержаться на уровне «сине-черного» восприятия мира, равнодушия к цвету.
Итак, ребенку 3 года жизни материал интересен. Он нередко пытается залезть в краски пальцем и, более того, нарисовать пальцем на листке. Надо позволить ему сделать это. Малыш лучше чувствует предмет, исследуя его руками, и свободнее (чем с кистью) действует.
В настоящее время в детском саду практикуется способ рисования пальчиками падающих листьев, «следов» зверей. Изобразительно-игровым способом ребенок не просто показывает, как шагает маленькая кошка (пальчиком), как топает большой медведь (ладошкой), но и воображает себя этой кошкой и медведем. Воображаемые образы возникают легко. Но не стоит долго задерживать ребенка на таком способе рисования. Далеко не все, а лишь отдельные предметы и явления можно изображать таким образом. Да к тому же краски расходуется больше, чем при рисовании кистью или тампоном, и малыша приводить в порядок приходится чаще. Лучше всего использовать для рисования большие натуральные кисти (№ 10, 12).
Итак, педагог должен знать, что к трем годам ребенок:
- проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать взрослым о своих интересах в рисунке;
60
61
видит образ в своих рисунках и лепке; рассказывает, что ри
сует и лепит, обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него по
лучается; делится своей радостью;
знает, где лежит материал;
умеет пользоваться изобразительным материалом: держать
карандаш и действовать с ним, с кистью и красками (набирать
краску, промывать, осушивать);
выполняет изобразительные действия: рисует линии (прямые,
замкнутые), штрихи, пятна; охотно и смело лепит: отрывает ку
сочки, скатывает;
- начинает выполнять изображение, узнаваемое другими
людьми.
В этот период детский
рисунок еще беден по
Качество детского изображения (возможность элементарного сходства) зависит от многих причин: как рано дали материал малышу и как часто он может им пользоваться; от доброжелательного, заинтересованного отношения взрослого к тому, что делает малыш; от последовательности в обучении способу действия, от совместного к частично-совместному и только затем по показу; от возможности упражняться в применении нового способа изображения и т.д. Важно упражнение в действии на разной тематике (т.е. стимулирование переноса способа действия, его обобщение).
Задачи взрослых: в этот период обеспечить детей материалом; рассматривать с ними иллюстрации в книгах, предметные картинки; непосредственно через наблюдение знакомить с окружающими предметами и явлениями; рисовать на глазах детей простейшие изображения; интересоваться действиями детей с материалом; «читать» и обыгрывать их первые рисунки; почаще хвалить малыша, радоваться и удивляться тому, что у него получилось, внушать и поддерживать веру ребенка в свои силы; учить простейшим способам изображения; способам действия с материалом.
Успехи придут к ребенку только в том случае, если взрослые создали все условия для возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка.
Бывает так, что при всех стараниях успехи малыша не столь очевидны. Не следует огорчаться; все дети разные, темпы их развития - тоже. Малыш достигнет необходимого уровня несколько позднее. Нужно продолжать общаться с ним в рисунке, по поводу рисунка, поддержать стремление рисовать, отнестись к его желаниям бережно. Малыш фактически рассказывает в рисунке о себе, о том, что его волнует, радует, огорчает. Нужно сохранить у ре-
62
бенка желание общаться со взрослыми через рисунок. Это начало более длительного, регулярного, содержательного общения и взаимопонимания. Как важно, чтобы ребенок не захлопнул перед взрослыми свою душу, обиженный невниманием или неосторожной оценкой. Необходимо помнить, что ребенок ждет поддержки и поощрения. Насмешки, даже самые безобидные, недопустимы. Насмешки навсегда лишают взрослого духовной близости с ребенком, а следовательно, лишают возможности направлять его развитие.
Ребенок успешно осваивает
деятельность и полноценно
Изобразительная деятельность дошкольника (3, 7 лет)
К концу 3 года жизни
малыш проявляет больший
Каковы мотивы этой
деятельности в дошкольном
Как правило, изобразительную
деятельность направляет
63
него ребенок. Поэтому
возникает изобразительная
Таким образом, ведущее отношение ребенка к миру («ребенок -предмет», «ребенок - взрослый») существенным образом определяет содержание не только ведущей (игровой), но и изобразительной деятельности (тему и замысел).
Это обстоятельство
очень важно учесть, когда взрослый
обращается к детям, предлагая
тему изображения. Если видеть
в ребенке не объект
Ведущий тип отношения человека (ребенка) к миру (что для него является в этот период приоритетным), очевидно, определяет содержание мотива, образов любой деятельности, в том числе и изобразительной. Ведь художник тоже пишет о том, что его волнует в окружающем мире.
Дошкольник, побуждаемый
к изобразительной