Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 10:25, курсовая работа
Цель моего исследования - раскрыть значение нетрадиционных приёмов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Объект исследования – средства развития творческого воображения детей.
Предмет исследования – нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения.
Малыш склонен повторять полученное изображение. Однако если понаблюдать за ребенком, за его стараниями, то можно увидеть, что он, как правило, не может повторить его. Причина заключается в том, что сходство каракули с предметом, явлением получилось случайно и малыш не осознает причину этого сходства: почему он увидел «солнышко», «яблочко» или «дорожку».
Даже если он и понял причину, то не владеет способом изображения, поэтому повторить его ребенку сложно. Как ведет себя ребенок в этом случае? Он может не замечать, что изображение не получается, и с удовольствием продолжать черкать по бумаге, находя сходство с этим же или другими предметами.
Процесс черкания на
листке бумаги малыш
Он может развернуть
игру в рисунке (сенсомоторные
игры, напоминающие по содержанию
предметную игру, но со специфическими
изобразительно-игровыми
Получающийся результат
важен для ребенка не своим
качеством (полнотой, степенью сходства),
а наличием. Он служит ребенку
своеобразной опорой для
53
малыш рисует для себя, он не столько изображает, сколько выражает себя, свое отношение к образу предмета. Поэтому, обращаясь с рисунком ко взрослому, ребенок призывает его к со-радованию, к сопереживанию, а не к оценке. Он убежден, что взрослому все понятно. Таким образом, у малыша нет мотивов, специфических для художественной деятельности. Доминируют мотивы предметно-орудийной деятельности, мотивы предметной игры, хорошо представленной в этот период, и мотивы первых сюжетных игр.
Именно в этот период с 2 до 3 лет собственно изобразительная деятельности обособляется, выделяется из предметно-орудийной, но приобретает и некоторые черты игровой деятельности. Пока ребенок «открывал» назначение изобразительного материала и опробовал его, пока эти действия были самоценны и подкреплялись элементарным результатом - беспредметным следом, затем «ассоциативными» образами, - эта деятельность по своей направленности в большей степени относилась к предметно-орудийной. Но как только ребенок с помощью взрослых открыл ее изобразительный смысл и появились первые замыслы, она как игра стала деятельностью активного отражения, окружающего и выражения своего отношения к нему. Ведущий тип отношения к миру - ориентировка на предметы - реализуется уже не только в обычной предметно-орудийной деятельности, но и в образном отражении, т.е. находит выражение в содержании игр и изобразительной деятельности (в основном интересующие ребенка предметы, явления природы). При этом у детей сохраняется интерес к изобразительному материалу и способам действия с ним, поскольку эти материалы - часть интересного для малыша предметного мира. При дальнейшем формировании деятельности'очень важно сохранить и развивать в единстве стремление ребенка выразить свои впечатления, интересы и желание освоить новые материалы и все более сложные и разнообразные способы действия с ними.
Что в этом случае следует делать взрослым?
Радоваться и удивляться вместе с ребенком сделанным им «открытиям». Обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых. Смена названий одних и тех же каракулей полезна. Ребенок утверждается в том, что на бумаге можно изобразить все, что ему угодно, он испытывает радость от понимания, что на его листочке может возникнуть целый мир, который его окружает, и этот мир появляется благодаря ему. Он воспроизводит его сам. Чем богаче и разнообразнее мир, отраженный в детском рисунке, тем лучше. Это развивает воображение, закрепляет у ребенка интерес к деятельности.
54
От чего зависит
разнообразие замыслов в
Поэтому, когда ребенку исполняется два с половиной года, программа приобщения его к изобразительному искусству может стать более сложной.
Перед взрослыми стоят следующие задачи.
Продолжать знакомить малыша с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями. Только в том случае, если восприятие будет эмоциональным, ребенок захочет заново пережить свои яркие впечатления в изобразительной деятельности и играх. Маленький художник всегда рисует только то, что его волнует, интересует, что оставило в памяти яркий след.
Итак, если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, лепке, и темы изображения в таком случае разнообразны.
Необходимо воспитывать
у малыша интерес к предметам
изобразительного искусства (первые
из них - иллюстрации в книжках,
скульптура малых форм - статуэтки,
художественно выполненная
Приобщая малыша к
восприятию доступного
Важно воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности, желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.
55
Следует помнить, что детский рисунок - это не только отражение того, что удивило, обрадовало ребенка, но и призыв малыша к общению с ним, поддерживать и развивать это стремление ребенка.
Поддерживая маленького художника в его смелости и уверенности, понимая и принимая его замыслы, радуясь результатам и обыгрывая эти первые художественные образы, надо помнить и о том, что позднее наступит время, когда малыш заметит, что яблоко на рисунке мамы, а тем более на картинке в книжке - более красивое, более похожее на настоящее, чем у него. Еще позднее он, тяжело вздохнув, скажет: «Я не умею» и откажется рисовать. А значит, он откажется узнавать, понимать окружающий мир глазами и разумом художника и многое может потерять в своем развитии. Поэтому нужно помогать малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке; знакомить 'со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования.
Это важная задача, и решать ее надо, пока малыш раскован и смел, пока он рисует все, что хочет и как хочет, и пока ему интересны материал и способы действия с ним.
К сожалению, история
развития методики
В данный возрастной
период развитие деятельности
может пойти как бы по линии
игры с опорой на игрушки-
56
Слабой связи) с содержательной стороной, с интересами ребенка потеряет для него смысл. Поэтому важно не упустить сензитивный период для развития операционально-технической стороны деятельности (малыш ориентирован на предметный мир). В то же время смысл этих действий должен быть понятен малышу, сами действия должны быть подчинены замыслу, связаны с известными и интересными для него предметами, явлениями. Поэтому задачи руководства деятельностью малышей должны быть ориентированы на развитие мотивационно-потребностной стороны деятельности и на возможность возникновения и развития адекватных замыслов или искреннего, добровольного принятия малышом тем и замыслов взрослых. Для этого взрослым надо уметь радоваться и удивляться вместе с ребенком сделанным им «открытиям»: обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых. Продолжать обогащать малыша яркими впечатлениями. Воспитывать у него интерес к предметам изобразительного искусства (первые из них - иллюстрации в книжках). Воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.
Чтобы ребенок впоследствии не потерял интереса к рисунку, целесообразно в игровой форме познакомить его с простейшими и доступными ему способами изображения, научить пользоваться изобразительными материалами.
Какие способы изображения доступны малышу?
Педагогами установлено (Е.А.Флерина, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова), что, рисуя, дошкольник 2-3 лет может изображать отдельные предметы и явления с помощью ритмичных мазков - цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки» и т.п.). Это доступные ему изобразительно-выразительные средства. Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики).
Одновременно надо приучать ребенка к правильным приемам работы с карандашом, кистью и красками (гуашь). Техника рисования карандашом такова (Т.С.Комарова): надо научиться брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, и правильно действовать с ним; научиться держать кисть в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника; набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке, после занятий ставить ее на подставку.
57
Малыши этого возраста любят лепить. Вместе со взрослыми они лепят пирожки из теста, из снега - снежную бабу, из мокрого песка и глины строят дома, дороги, лепят зверюшек и т.п. В комочке глины они видят образ: зайку, мишку, человечка, конфету. Лучше всего лепить из влажной, хорошо промешанной глины.
Занимаясь с маленьким ребенком лепкой, надо учить его отщипывать комочки глины разной величины, раскатывать комочек глины и расплющивать его между ладонями.
Следует приучать малыша сначала вместе со взрослыми, а потом и самостоятельно убирать материал со стола, мыть руки после лепки.
Как же можно решить все эти задачи?
Важно помнить, что
изобразительная деятельность
Каждый день ребенок получает массу впечатлений. Мир богат и разнообразен! Малыш рисует его по собственной инициативе. Вот ребенок, особенно мальчик, внимательно наблюдает за машинами. А вот он весело играет с мячом. У папы на столе зажглась и засияла светом настольная лампа, малыш сам включил ее. Вдруг у мамы рассыпались любимые им витамины. Как интересно помогать маме искать их и собирать! А у бабушки в саду сливы поспели: одна, еще одна, много слив! Все это можно рисовать, лепить: «Мы гуляем по дорожке», «Мячик скачет», «Зажжем огоньки», «Вот рассыпался горох», «Какие сливы поспели в саду» и т.п. Основа для возникновения образов, желания изображать конкретные предметы и явления - яркие детские впечатления: от игрушек, от природы, живой и неживой (ветер, солнце, снегопад и т.п.), от животных, птиц, людей, машин и т.п. Не следует спешить предлагать малышу свою тему. Сначала нужно присмотреться к тому, что ребенок рисует, и «подключиться» к его рисунку. Вот у него на листке появилась птичка, а взрослые спрашивают, о чем она поет. Грустная у нее песенка. Рассказала птичка, что прилетела она зернышек поклевать, а зернышек нет. Можно предложить покормить птичку. Может быть, малыш догадается, как «насыпать зернышки» карандашом или фломастером. Если не сообразит, можно показать, как ритмично нанести зернышки-точки на лист бумаги. Можно спросить малыша, где птичка, что делает, видит ли она корм и т.п. Нужно побуждать его фантазировать, играть в рисунке, придумывать новое содержание и рисовать: пригласить взрослых посмотреть (предложить малышу показать), какое чудо случилось: прилетели птицы... Вместе спеть песенку про птичек, «полетать» по комнате, как птички, «поклевать» зернышки, «попищать», как птички. Можно примоститься у окошка и понаблюдать еще раз за жизнью птиц.
Вместе с малышом можно рисовать, играть, петь, двигаться, наблюдать - и все это изобразительная деятельность, живая, интересная, игровая, неназойливая.
Итак, важно знакомить детей с миром, смотреть, что малыш изображает, побуждать ребенка игровыми вопросами, советами развертывать содержание, сюжет рисунка (не спешить придумывать за него), показать ему доступные способы изображения (если он не находит их сам). В игровой форме можно стимулировать их повторение. Необходимо следить при этом, чтобы материалом ребенок пользовался разумно. Контроль и упражнение помогают ему вырабатывать правильный навык. Освоение элементарной техники рисования может быть веселым, радостным.