Теоретические особенности развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования - раскрыть значение нетрадиционных приёмов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Объект исследования – средства развития творческого воображения детей.
Предмет исследования – нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения.

Файлы: 1 файл

Курсовая моя Microsoft Office Word.docx

— 163.59 Кб (Скачать файл)

 

 Малыш склонен повторять  полученное изображение. Однако  если понаблюдать за ребенком, за его стараниями, то можно увидеть, что он, как правило, не может повторить его. Причина заключается в том, что сходство каракули с предметом, явлением получилось случайно и малыш не осознает причину этого сходства: почему он увидел «солнышко», «яблочко» или «дорожку».

 

 Даже если он и  понял причину, то не владеет  способом изображения, поэтому повторить его ребенку сложно. Как ведет себя ребенок в этом случае? Он может не замечать, что изображение не получается, и с удовольствием продолжать черкать по бумаге, находя сходство с этим же или другими предметами.

 

 Процесс черкания на  листке бумаги малыш сопровождает  речью: комментирует, дополняет графический образ словом, делает его как бы более содержательным, законченным.

 

 Он может развернуть  игру в рисунке (сенсомоторные  игры, напоминающие по содержанию  предметную игру, но со специфическими  изобразительно-игровыми действиями). Это проявляется настолько ярко, что дает основание некоторым  исследователям детского рисунка  отнести его к игре. В еще  большей степени игры проявляются  в лепке. Конечно, ребенок еще  не владеет необходимыми способами изображения. Однако он не испытывает и особой необходимости в них. Малыш увлечен содержанием образа. Он еще раз переживает радость встречи с заинтересовавшим его предметом, явлением, возникшим на листе бумаги.

 

 Получающийся результат  важен для ребенка не своим  качеством (полнотой, степенью сходства), а наличием. Он служит ребенку  своеобразной опорой для оживления  соответствующих представлений. Чем  интереснее для него была встреча  в жизни с подобным предметом, явлением, тем больше увлечен  малыш. Он опять стремится активно  действовать с предметом. А игровые, речевые способы выполнения действий  для малыша более доступны  и убедительны, чем графические (Е.А.Флерина). Тем более что

 

53

 

 малыш рисует для  себя, он не столько изображает, сколько выражает себя, свое отношение  к образу предмета. Поэтому, обращаясь  с рисунком ко взрослому, ребенок призывает его к со-радованию, к сопереживанию, а не к оценке. Он убежден, что взрослому все понятно. Таким образом, у малыша нет мотивов, специфических для художественной деятельности. Доминируют мотивы предметно-орудийной деятельности, мотивы предметной игры, хорошо представленной в этот период, и мотивы первых сюжетных игр.

 

 Именно в этот период  с 2 до 3 лет собственно изобразительная деятельности обособляется, выделяется из предметно-орудийной, но приобретает и некоторые черты игровой деятельности. Пока ребенок «открывал» назначение изобразительного материала и опробовал его, пока эти действия были самоценны и подкреплялись элементарным результатом - беспредметным следом, затем «ассоциативными» образами, - эта деятельность по своей направленности в большей степени относилась к предметно-орудийной. Но как только ребенок с помощью взрослых открыл ее изобразительный смысл и появились первые замыслы, она как игра стала деятельностью активного отражения, окружающего и выражения своего отношения к нему. Ведущий тип отношения к миру - ориентировка на предметы - реализуется уже не только в обычной предметно-орудийной деятельности, но и в образном отражении, т.е. находит выражение в содержании игр и изобразительной деятельности (в основном интересующие ребенка предметы, явления природы). При этом у детей сохраняется интерес к изобразительному материалу и способам действия с ним, поскольку эти материалы - часть интересного для малыша предметного мира. При дальнейшем формировании деятельности'очень важно сохранить и развивать в единстве стремление ребенка выразить свои впечатления, интересы и желание освоить новые материалы и все более сложные и разнообразные спо­собы действия с ними.

 

 Что в этом случае  следует делать взрослым?

 

 Радоваться и удивляться  вместе с ребенком сделанным им «открытиям». Обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых. Смена названий одних и тех же каракулей полезна. Ребенок утверждается в том, что на бумаге можно изобразить все, что ему угодно, он испытывает радость от понимания, что на его листочке может возникнуть целый мир, который его окружает, и этот мир появляется благодаря ему. Он воспроизводит его сам. Чем богаче и разнообразнее мир, отраженный в детском рисунке, тем лучше. Это развивает воображение, закрепляет у ребенка интерес к деятельности.

 

54

 

 От чего зависит  разнообразие замыслов в рисунке? От опыта ребенка. Чем больше  он видит и знает, тем больше  замыслов возникает у него.

 

 Поэтому, когда ребенку  исполняется два с половиной  года, программа приобщения его к изобразительному искусству может стать более сложной.

 

 Перед взрослыми стоят  следующие задачи.

 

 Продолжать знакомить  малыша с миром вещей, природными  явлениями, людьми и их действиями. Только в том случае, если восприятие  будет эмоциональным, ребенок захочет заново пережить свои яркие впечатления в изобразительной деятельности и играх. Маленький художник всегда рисует только то, что его волнует, интересует, что оставило в памяти яркий след.

 

 Итак, если жизнь ребенка  интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, лепке, и темы изображения в таком случае разнообразны.

 

 Необходимо воспитывать  у малыша интерес к предметам  изобразительного искусства (первые  из них - иллюстрации в книжках, скульптура малых форм - статуэтки, художественно выполненная игрушка). Развивать у него способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (малыш радуется: «узнал» птичку, мишку и др.), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня и т.п. (надо, чтобы он любовался, гладил ладошкой, выражал отношение в улыбке, слове).

 

 Приобщая малыша к  восприятию доступного изобразительного  искусства, мы помогаем ему не  только лучше понимать и чувствовать  мир, но тем самым лучше понять и смысл его собственной изобразительной деятельности. Ребенок осознает, что окружающий его мир существует еще и в образах. Это одновременно сложная и важная задача умственного развития детей. Ведь малыш далеко не сразу понимает, что предметный мир мо­жет существовать в изображении. Повторное открытие знакомых и интересных ему вещей в художественных образах радует ребенка. Нужно показывать ему образы (в рисунке и скульптуре), яркие по цвету, динамичные, изображенные достаточно крупно. Если это рисунок, то он не должен теряться среди других изображений (композиция простая, изображение предметное или малосюжетное).

 

Важно воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности, желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.

 

55

 

 Следует помнить, что  детский рисунок - это не только  отражение того, что удивило, обрадовало  ребенка, но и призыв малыша  к общению с ним, поддерживать и развивать это стремление ребенка.

 

 Поддерживая маленького художника в его смелости и уверенности, понимая и принимая его замыслы, радуясь результатам и обыгрывая эти первые художественные образы, надо помнить и о том, что позднее наступит время, когда малыш заметит, что яблоко на рисунке мамы, а тем более на картинке в книжке - более красивое, более похожее на настоящее, чем у него. Еще позднее он, тяжело вздохнув, скажет: «Я не умею» и откажется рисовать. А значит, он откажется узнавать, понимать окружающий мир глазами и разумом художника и многое может потерять в своем развитии. Поэтому нужно помогать малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке; знакомить 'со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования.

 

 Это важная задача, и решать ее надо, пока малыш  раскован и смел, пока он рисует  все, что хочет и как хочет, и пока ему интересны материал  и способы действия с ним.

 

 К сожалению, история  развития методики изобразительной  деятельности в теории, а больше  в практике свидетельствует об  абсолютизации то одной, то другой  стороны в развитии деятельности. В одном случае - это поощрение  творческих замыслов ребенка, с  пренебрежением к освоению доступных  способов деятельности. В другом - форсированное развитие операционально-технической стороны деятельности, способов изображения без учета уровня психофизического, личностного развития детей, игнорирование ведущих мотивов жизнедеятельности в тот или иной период, не говоря уже об индивидуальных особенностях конкретного ребенка, содержания его интересов, потребностей, устремлений. Именно поэтому даже в старшем возрасте изобразительная деятельность при ее наличии, систематическом обучении детей не становится средством инициативного самодеятельного отражения ребенком своих нередко богатых познаний, ярких впечатлений от общения с миром. Иными словами, деятельность, не занимает подобающее ей место в жизни ребенка и не становится полноценным средством развития личности. Это, скорее, «суррогат» художественной деятельности.

 

 В данный возрастной  период развитие деятельности  может пойти как бы по линии  игры с опорой на игрушки-изображения, а потом исчезнуть, так как  обычная игра удовлетворит детские  интересы в большей мере, или  по линии освоения изобразительных  материалов и элементарных способов  изображения. Однако освоение операционально-технической стороны деятельности вне связи (или

 

56

 

 Слабой связи) с содержательной стороной, с интересами ребенка потеряет для него смысл. Поэтому важно не упустить сензитивный период для развития операционально-технической стороны деятельности (малыш ориентирован на предметный мир). В то же время смысл этих действий должен быть понятен малышу, сами действия должны быть подчинены замыслу, связаны с известными и интересными для него предметами, явлениями. Поэтому задачи руководства деятельностью малышей должны быть ориентированы на развитие мотивационно-потребностной стороны деятельности и на возможность возникновения и развития адекватных замыслов или искреннего, добровольного принятия малышом тем и замыслов взрослых. Для этого взрослым надо уметь радоваться и удивляться вместе с ребенком сделанным им «открытиям»: обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых. Продолжать обогащать малыша яркими впечатлениями. Воспитывать у него интерес к предметам изобразительного искусства (первые из них - иллюстрации в книжках). Воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.

 

 Чтобы ребенок впоследствии  не потерял интереса к рисунку, целесообразно в игровой форме  познакомить его с простейшими  и доступными ему способами изображения, научить пользоваться изобразительными материалами.

 

 Какие способы изображения  доступны малышу?

 

 Педагогами установлено (Е.А.Флерина, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова), что, рисуя, дошкольник 2-3 лет может изображать отдельные предметы и явления с помощью ритмичных мазков - цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки» и т.п.). Это доступные ему изобразительно-выразительные средства. Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики).

 

 Одновременно надо  приучать ребенка к правильным  приемам работы с карандашом, кистью и красками (гуашь). Техника рисования карандашом такова (Т.С.Комарова): надо научиться брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, и правильно действовать с ним; научиться держать кисть в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника; набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке, после занятий ставить ее на подставку.

 

57

 

 Малыши этого возраста  любят лепить. Вместе со взрослыми они лепят пирожки из теста, из снега - снежную бабу, из мокрого песка и глины строят дома, дороги, лепят зверюшек и т.п. В комочке глины они видят образ: зайку, мишку, человечка, конфету. Лучше всего лепить из влажной, хорошо промешанной глины.

 

 Занимаясь с маленьким  ребенком лепкой, надо учить его  отщипывать комочки глины разной величины, раскатывать комочек глины и расплющивать его между ладонями.

 

 Следует приучать малыша  сначала вместе со взрослыми, а потом и самостоятельно убирать материал со стола, мыть руки после лепки.

 

 Как же можно решить  все эти задачи?

 

 Важно помнить, что  изобразительная деятельность не  является каким-то «довеском»  к жизни ребенка. Она должна  органично войти в процесс  общения с малышом, быть естественной и желанной.

 

 Каждый день ребенок  получает массу впечатлений. Мир  богат и разнообразен! Малыш рисует его по собственной инициативе. Вот ребенок, особенно мальчик, внимательно наблюдает за машинами. А вот он весело играет с мячом. У папы на столе зажглась и засияла светом настольная лампа, малыш сам включил ее. Вдруг у мамы рассыпались любимые им витамины. Как интересно помогать маме искать их и собирать! А у бабушки в саду сливы поспели: одна, еще одна, много слив! Все это можно рисовать, лепить: «Мы гуляем по дорожке», «Мячик скачет», «Зажжем огоньки», «Вот рассыпался горох», «Какие сливы поспели в саду» и т.п. Основа для возникновения образов, желания изображать конкретные предметы и явле­ния - яркие детские впечатления: от игрушек, от природы, живой и неживой (ветер, солнце, снегопад и т.п.), от животных, птиц, людей, машин и т.п. Не следует спешить предлагать малышу свою тему. Сначала нужно присмотреться к тому, что ребенок рисует, и «подключиться» к его рисунку. Вот у него на листке появилась птичка, а взрослые спрашивают, о чем она поет. Грустная у нее песенка. Рассказала птичка, что прилетела она зернышек поклевать, а зернышек нет. Можно предложить покормить птичку. Может быть, малыш догадается, как «насыпать зернышки» карандашом или фломастером. Если не сообразит, можно показать, как ритмично нанести зернышки-точки на лист бумаги. Можно спросить малыша, где птичка, что делает, видит ли она корм и т.п. Нужно побуждать его фантазировать, играть в рисунке, придумывать новое содержание и рисовать: пригласить взрослых посмотреть (предложить малышу показать), какое чудо случилось: прилетели птицы... Вместе спеть песенку про птичек, «полетать» по комнате, как птички, «поклевать» зернышки, «попищать», как птички. Можно примоститься у окошка и понаблюдать еще раз за жизнью птиц.

 

 Вместе с малышом можно рисовать, играть, петь, двигаться, наблюдать - и все это изобразительная деятельность, живая, интересная, игровая, неназойливая.

 

 Итак, важно знакомить  детей с миром, смотреть, что малыш  изображает, побуждать ребенка игровыми вопросами, советами развертывать содержание, сюжет рисунка (не спешить придумывать за него), показать ему доступные способы изображения (если он не находит их сам). В игровой форме можно стимулировать их повторение. Необходимо следить при этом, чтобы материалом ребенок пользовался разумно. Контроль и упражнение помогают ему вырабатывать правильный навык. Освоение элементарной техники рисования может быть веселым, радостным.

Информация о работе Теоретические особенности развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.