Творческая деятельность учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы…………………………….7
1.1Источники и предпосылки педагогического творчества………………7
1.2Педагогическое творчество…………………………………………….14
Глава 2. Творческая деятельность учителя……………………………………....20
2.1Новаторство, как инструмент педагогического творчества………….20
2.2 Рабочее время и творческий потенциал учителя…………………….21
2.3Педагогический процесс – творчество коллективное………………..22
Заключение…………………………………………………………………………34
Список используемой литературы………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

новый курсач.docx

— 86.83 Кб (Скачать файл)

Костанайский государственный педагогический институт

Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики

 

 

 

                               

 

Курсовая работа

Антроповой Анны Ивановны

Студентки 2 курса, ЕМФ, БиоРо22

 

По теме:                        « Творческая деятельность учителя».

 

 

 

Проверила: научный руководитель

Дайкер А.Ф. кандидат

Педагогических наук,

Доцент кафедры педагогики.

 

 

 

 

Костанай 2013

                                                  Содержание

Введение

Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы…………………………….7

            1.1Источники и предпосылки педагогического творчества………………7

            1.2Педагогическое творчество…………………………………………….14

Глава 2. Творческая деятельность учителя……………………………………....20

            2.1Новаторство, как инструмент педагогического творчества………….20

            2.2 Рабочее время и творческий потенциал учителя…………………….21

           2.3Педагогический процесс – творчество коллективное………………..22

Заключение…………………………………………………………………………34

Список используемой литературы………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Педагогика - одна из интереснейших  социальных дисциплин, которая имеет  дело с самыми широкими социальными  процессами. И за всем этим космосом чувств и диалогов стоят реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, так как  неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое  педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.

       Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.

       « Народный учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. Эта благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу».

       Деятельность учителя,  в какой бы форме она не протекала,- это сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию  труд, требующий от человека проявления всех свойств и характеристик его личности. Глубоко был прав  К.Д. Ушинский, который утверждал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении,  но главнейшее всегда будет зависеть от личности  непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет  ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой  наказаний и поощрений»1.

        Как  творец социального прогресса,  как личность, советский учитель   должен быть  наделен  высокой  мерой идейной зрелости, политической  сознательности, гражданской активности  и ответственности. Стержень его  духовной сущности составляет  коммунистическое мировоззрения,  которое  определяет взгляды  и  убеждения, моральные и  ценностные ориентации личности.

         Ведущая роль принадлежит положительному  мотивационно-ценностному отношению  к педагогической  профессии.  В его основе лежит любовь  к детям и глубокий, устойчивый  интерес к педагогической работе. Хорошо об этом сказал Л.Н.  Толстой: «Если учитель имеет  только любовь к делу, он будет   хороший учитель. Если учитель  имеет только любовь к ученику,  как отец, мать, он будет лучше  того учителя, который прочел  все  книги, но не имеет  любви ни к делу, ни к ученикам». 
        Как субъект педагогической деятельности, учитель выступает, по  определению К.Д. Ушинского, в качестве «практического  психолога». Готовность учителя к выполнению профессиональных функций предполагает  психологическую зоркость и наблюдательность, способность к идентификации себя с другими, или перцептивную способность. Эту характеристику  дополняют динамические качества личности, отражающие общительность,  инициативность, изобретательность, эмоционально-волевую устойчивость. Следует выделить специальные профессиональные качества: педагогический такт, выдержку, самообладание, профессионально-педагогическое мышление, позволяющее проникнуть в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, отыскивать научно обоснованное объяснение успехов и неудач, предвидеть результаты работы.

        Учитель  призван управлять обучение, развитием  и воспитанием формирующейся  личности школьника. А чтобы  управлять, писал В.И.Ленин, «нужно быть компетентным, нужно полностью и до  точности  знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование».

       Знания, компетентность, образованность нельзя, по мысли В. И. Ленина, заменить  никакими  другими, даже лучшими  человеческими качествами.

        Отвечая  на вопрос, чем должен владеть  учитель, чтобы быть хорошим  педагогом, Н.К. Крупская писала: « Учитель должен, прежде всего,  знать свой предмет, ту науку,  которую он преподает, ее основы. Он должен понимать самую   суть науки, ее современное  состояние, главные этапы ее  развития, ее связь с другими  науками, понимать удельный вес  ее в соцстроительстве, связь  с жизнью, с практикой. Одним  словом, он должен владеть диалектической  основой науки, которая  одна  только до конца может вскрыть  всю специфику, всю особенность  данной науки».

       Достаточно  широкое и постоянно пополняющееся  знание фундаментальных научных  дисциплин – исходное и непреложное  требование к современному учителю.  При том, что крайне важно,  решающее значение имеет, не  только объем знаний, но и их  точность, систематичность, подвижность.  Не максимум знаний,  а их  мобильность и управляемость,  гибкое приспособление к  школьным условиям делают человека пригодным к педагогической деятельности. Учитель должен быть ориентирован на школу завтрашнего  дня, иметь определенный запас опережения.

       Степень  владения системой научных знаний  может быть более или менее  высокой, однако сама по себе  она еще не служит признаком  профессиональной квалификацией  учителя. Таким признаком выступает  умение соотнести имеющиеся знания  с целями, условиями и способностями  педагогической деятельности.

        Возникающие  в педагогической деятельности  задачи – это задачи «технологического»  характера. Они заключаются в  том, чтобы определить способы,  наиболее эффективно приводящие  к заданным целям в конкретных  и неповторимых педагогических  ситуациях. Знания превращаются  в инструмент профессиональной  деятельности учителя только  в системе психолого-педагогической  подготовки. Как ядро профессиональной  компетентности учителя она дает  ему возможность строить свою  деятельность на высоком научно-педагогическом  уровне, изучать, описывать и объяснять  реальные педагогические явления,  принимать обоснованные профессиональные  решения, добывать и пополнять  психолого-педагогические и методические  знания.

         В основе профессиональной готовности  учителя к учебно-воспитательной  работе в школе лежат педагогические  умения. Это – системы педагогических  действий, связанны между собой  определенными отношениями и  направленных на решение педагогических  задач в изменяющихся условиях. Функционирование педагогических умений опирается на активное и целенаправленное использования опыта, представленного в знаниях и навыках. Умение достаточно высокого уровня обобщенности характеризуются разносторонностью, большой широтой переноса входящих в их состав  педагогических действий.

        По  сравнению с навыками умения  отличаются большей подвижностью, носят сознательный характер  выполнения действий с возможностью  перехода в творчество. Учителю  чаще, чем работнику любой другой  профессии, приходится обновлять  свои знания и методы работы. Поэтому он должен быть вооружен  не только техникой (навыками), но  и методами (умениями)  выполнения  педагогических действий.

     Существует  учитель, вооруженный прогрессивной  системой, сформированный как творческая, социально активная личность, умеющий  нешаблонно мыслить, профессионально  действовать, создавать новые  общественные ценности. Школа - живая  клетка общественного организма,  а учитель - ядро этой клетки (С.Т. Шацкий ).

     Некоторые  буржуазные социологи и педагоги  выдвигают идею, будто по мере  дальнейшего углубления научно-технической  революции профессия учителя  обрекается на отмирание и  он может быть  заменен всякого  рода программирующими устройствами  и роботами. Эти расхожие рассуждения представляются убедительными лишь на первый взгляд. По-прежнему учитель - не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой - сотворение личности, утверждение человека в человеке.

Целью данной работы: изучить уровень творческого отношения педагога к своей деятельности.

Задачи работы:

  • Систематизировать теоретические знания по теме “Творческая деятельность учителя”.
  • Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов.
  • Выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.

Методы исследования: анализ научно - педагогической литературы

Объект исследования: деятельность педагога

Предмет исследования: творческая деятельность учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы

1.1Источники и предпосылки педагогического творчества.

      «  Творчество,- писал Б. Г. Ананьев,- это специфически человеческая деятельность, принципиально новая, преобразующая  действительность».

Новаторство и творчество всегда были в традиции учительства. В. А. Сухомлинский, обращался к руководителям  школ со словами: « Если вы хотите, чтобы  педагогический труд давал учителю  радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную  повинность, ведите каждого учителя  на счастливую тропинку творчества»7.

     Действительно,  педагогическая деятельность по  самой своей природе носит  творческий характер.  Обращаясь   к решению  неисчислимого множества  типовых и оригинальных педагогических  задач, учитель, так же как  и исследователь, строит свою  деятельность в соответствии  с общими правилами эвристического  поиска: анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результатов  в сопоставлении с исходными  данными (прогноз), анализ имеющихся  средств, пригодных для достижения  искомого результата , конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса, оценка полученных данных, формулирование новых задач.

     В свете сказанного становится очевидным, что уже со студенческих лет у будущего учителя должны быть  сформированы  рационально  обобщенные приемы и исследовательский стиль умственной деятельности: умение строить умозаключения по дедукции, инструкции, аналогии; определять последовательность операций и действий в деятельности; строить и проверять гипотезу; разрабатывать программу наблюдения, опыта и эксперимента;  устанавливать главные связи и отношения между педагогическими явлениями; обрабатывать и систематизировать полученные факты, осмысливать и формулировать выводы; принимать самостоятельные и научно  обоснованные решения; ясно,  точно и сжато излагать мысли.

      Видный  советский дидакт  М. А. Данилов выделил два источника педагогического творчества. Первый из них -  практическая деятельность учебно-воспитательного характера, ее успех находится в прямой зависимости от педагогических находок ,  догадок, открытий. Эта сфера первичных педагогических изобретений и открытий, подлинного новаторства учителей, воспитателей. Второй источник – исследования педагогического процесса, его содержания и методов.  Здесь на первый план выступают теоритические методы и эксперименты, приводящие к более широким и точным научным выводам.

      Непременным  условием педагогического творчества  является активная восприимчивость  к рекомендациям науки и опыту  новаторов. Такая восприимчивость,  осознаваемая и переживаемая  как внутренняя потребность учителя,  приводит к формированию у  него своеобразного инновационного  мышления.

      Как правило,  учитель, даже очень хороший,  владеет не всеми методами  и приемами работы, а подходит  к ним избирательно,  «примеряя»  их к себе и отбирая в  соответствии со своими индивидуальными   особенностями. Оценивая главное  и существенное, благодаря чему  учитель  достигает успехов,  мы видим, что один применяет  свои подходы, другой использует  совсем иную инструментовку. Один  учитель считает главным сделать  учебный процесс интересным для  ребят, другой захватывает учеников  четкой логикой преподавания,  третий поставил во главу угла  динамическую наглядность. Для  таких учителей их искусство  и мастерство дополняются эрудированностью  в определенной области педагогики, знание научных основ той проблемы, которой они отдали все силы  и внимание. Это позволит самому  учителю и окружающим признать  его как высококвалифицированного  специалиста в данной области,  к которому обращаются за советом  и помощью и опыт которого  изучается и распространяется  не только в самой школе,  но и за ее пределами. Подобные  специалисты становятся известными  в педагогических кругах:  они  составляют основное ядро участников  педагогических чтений на разных  уровнях, являются авторами статей  в педагогических и методических  журналах.

Информация о работе Творческая деятельность учителя