Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:07, курсовая работа
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.
Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы…………………………….7
1.1Источники и предпосылки педагогического творчества………………7
1.2Педагогическое творчество…………………………………………….14
Глава 2. Творческая деятельность учителя……………………………………....20
2.1Новаторство, как инструмент педагогического творчества………….20
2.2 Рабочее время и творческий потенциал учителя…………………….21
2.3Педагогический процесс – творчество коллективное………………..22
Заключение…………………………………………………………………………34
Список используемой литературы………………………………………………..35
Костанайский государственный педагогический институт
Психолого-педагогический факультет
Кафедра педагогики
Курсовая работа
Антроповой Анны Ивановны
Студентки 2 курса, ЕМФ, БиоРо22
По теме:
Проверила: научный руководитель
Дайкер А.Ф. кандидат
Педагогических наук,
Доцент кафедры педагогики.
Костанай 2013
Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы…………………………….7
1.1Источники и предпосылки педагогического творчества………………7
1.2Педагогическое творчество…………………………………………….14
Глава 2. Творческая деятельность учителя……………………………………....20
2.1Новаторство, как инструмент педагогического творчества………….20
2.2 Рабочее время и творческий потенциал учителя…………………….21
2.3Педагогический процесс – творчество коллективное………………..22
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
Педагогика - одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. И за всем этим космосом чувств и диалогов стоят реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, так как неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.
« Народный учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. Эта благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу».
Деятельность учителя, в какой бы форме она не протекала,- это сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию труд, требующий от человека проявления всех свойств и характеристик его личности. Глубоко был прав К.Д. Ушинский, который утверждал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений»1.
Как
творец социального прогресса,
как личность, советский учитель
должен быть наделен высокой
мерой идейной зрелости, политической
сознательности, гражданской активности
и ответственности. Стержень
Ведущая роль принадлежит
Как субъект педагогической
деятельности, учитель выступает, по
определению К.Д. Ушинского, в качестве
«практического психолога». Готовность
учителя к выполнению профессиональных
функций предполагает психологическую
зоркость и наблюдательность, способность
к идентификации себя с другими, или перцептивную
способность. Эту характеристику дополняют
динамические качества личности, отражающие
общительность, инициативность, изобретательность,
эмоционально-волевую устойчивость. Следует
выделить специальные профессиональные
качества: педагогический такт, выдержку,
самообладание, профессионально-педагогическое
мышление, позволяющее проникнуть в причинно-следственные
связи педагогического процесса, анализировать
свою деятельность, отыскивать научно
обоснованное объяснение успехов и неудач,
предвидеть результаты работы.
Учитель призван управлять обучение, развитием и воспитанием формирующейся личности школьника. А чтобы управлять, писал В.И.Ленин, «нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование».
Знания, компетентность, образованность нельзя, по мысли В. И. Ленина, заменить никакими другими, даже лучшими человеческими качествами.
Отвечая
на вопрос, чем должен владеть
учитель, чтобы быть хорошим
педагогом, Н.К. Крупская
Достаточно
широкое и постоянно
Степень
владения системой научных
Возникающие
в педагогической деятельности
задачи – это задачи «
В основе профессиональной
По
сравнению с навыками умения
отличаются большей
Существует
учитель, вооруженный
Некоторые
буржуазные социологи и
Целью данной работы: изучить уровень творческого отношения педагога к своей деятельности.
Задачи работы:
Методы исследования: анализ научно - педагогической литературы
Объект исследования: деятельность педагога
Предмет исследования: творческая деятельность учителя
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы
1.1Источники и предпосылки педагогического творчества.
« Творчество,- писал Б. Г. Ананьев,- это специфически человеческая деятельность, принципиально новая, преобразующая действительность».
Новаторство и творчество всегда были в традиции учительства. В. А. Сухомлинский, обращался к руководителям школ со словами: « Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку творчества»7.
Действительно,
педагогическая деятельность
В свете сказанного становится очевидным, что уже со студенческих лет у будущего учителя должны быть сформированы рационально обобщенные приемы и исследовательский стиль умственной деятельности: умение строить умозаключения по дедукции, инструкции, аналогии; определять последовательность операций и действий в деятельности; строить и проверять гипотезу; разрабатывать программу наблюдения, опыта и эксперимента; устанавливать главные связи и отношения между педагогическими явлениями; обрабатывать и систематизировать полученные факты, осмысливать и формулировать выводы; принимать самостоятельные и научно обоснованные решения; ясно, точно и сжато излагать мысли.
Видный советский дидакт М. А. Данилов выделил два источника педагогического творчества. Первый из них - практическая деятельность учебно-воспитательного характера, ее успех находится в прямой зависимости от педагогических находок , догадок, открытий. Эта сфера первичных педагогических изобретений и открытий, подлинного новаторства учителей, воспитателей. Второй источник – исследования педагогического процесса, его содержания и методов. Здесь на первый план выступают теоритические методы и эксперименты, приводящие к более широким и точным научным выводам.
Непременным
условием педагогического
Как правило,
учитель, даже очень хороший,
владеет не всеми методами
и приемами работы, а подходит
к ним избирательно, «примеряя»
их к себе и отбирая в
соответствии со своими