Творческая деятельность учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы…………………………….7
1.1Источники и предпосылки педагогического творчества………………7
1.2Педагогическое творчество…………………………………………….14
Глава 2. Творческая деятельность учителя……………………………………....20
2.1Новаторство, как инструмент педагогического творчества………….20
2.2 Рабочее время и творческий потенциал учителя…………………….21
2.3Педагогический процесс – творчество коллективное………………..22
Заключение…………………………………………………………………………34
Список используемой литературы………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

новый курсач.docx

— 86.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Творческая деятельность учителя

 

2.1Новаторство, как инструмент педагогического творчества

 

Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто  трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается  на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.

       Педагогическое  новаторство является условием  развития образования, поскольку  оно вносит в него различного  рода новации. Последние выражаются  в тенденциях накопления видоизменения  разнообразных инициатив и нововведений  в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как  частичные трансформации в содержании  образования и педагогических  технологиях, так и глобальные  изменения в сфере образования.

       М.М.  Князева (1995) отмечает, что педагогические  инновации — это такие актуально  значимые и системно самоорганизующиеся  новообразования, возникающие на  основе разнообразных инициатив  и новшеств, которые становятся  перфективными для эволюции образования  и позитивно влияют на развитие. Развитие инновационного процесса  в образовании предполагает:

        *создание творческой атмосферы в образовательных учреждениях, культивирование интереса в педагогическом, сообществе к инициативам и новшествам;

        *создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

        *инициирование экспериментальных образовательных учреждений и механизмов их всесторонней поддержки;

       *интеграция наиболее перспективных нововведений продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инновации в режим постоянно действующих экспериментальных образовательных учреждений.

     Педагог всегда  творит в соавторстве с учениками, что позволило В. А. Кан-Калику и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с учащимися:

      *педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя;

       *педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом;

        *педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;

        *педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход.

 

            2.2 Рабочее время и творческий потенциал учителя

 

   Учитель имеет  права учить до тех пор, пока  учиться сам. Это профессиональная  заповедь становиться как никогда  актуальной в наш век, тогда  ничто, пожалуй, не стареет  так быстро, как знание. В наше  время чрезвычайно динамично,  и учителю нельзя останавливаться  в своем научном, духовном и  идейном росте, нельзя превращаться  в верстовой столб, который  указывает дорогу другим, а сам  стоит на месте. Самая отточенная  педагогическая техника мертва, если человеку который владеет  ею даже в совершенстве нечего  сказать другим людям. Как бы  ни совершенствовались учебники  и программы, какие бы хитроумные  ни изобретали конструкторы, все-  таки самые главные, самые трудные  задачи учителю приходиться решать  самому, полагаясь на собственные  знания, эрудицию, мастерство.

   Специальные обследования  большой группы старшеклассников  и учителей показали, что 60- 70 % учеников  более осведомлены в  новейших достижениях науки, техники  и культуры, чем педагоги. И хотя  квалификация учителя с каждым  годом становиться все выше, еще  быстрее меняется облик школьника.  Педагоги и социологи приходят  к выводу: потенциал учителя возрос, но разность потенциалов между  учителем и учеником уменьшилась.  Ныне стала труднее, чем прежде, налаживать контакты с ребятами. Отмечается возросшая сопротивляемость  учеников к преподавателям, не  отличающимся высоким уровнем  профессиональной подготовки, необходимыми  деловыми и  нравственными  качествами. Изменилось отношение  учащихся к авторитету учителя.  Их мера оценки приближается  к взрослым критериям и в  основном совпадает с теми  требованиями, которые предъявляться  к учителю  обществом. 

   Для того чтобы  учитель мог в полную меру своих сил и способностей трудиться, расширять свой культурный и профессиональный кругозор, творчески решать учебно-воспитательные задачи необходимо беречь его время и жизненные силы, а самому педагогу учиться рационально использовать их в своей повседневной деятельности.

   Как неизменно  подчеркивал В. А. Сухомлинский, важнейшее условие духовного  роста педагога  - «это прежде всего время - свободное время учителя. Пора понять, что чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее настанет та фаза его жизни, когда учителю нечего будет отдавать воспитанникам… Время - еще и еще раз повторяя – это большое и духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать ».

 

 

2.3Педагогический процесс – творчество коллективное

Педагогическое творчество – это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.

Педагогическое  творчество охватывает все стороны  педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов.

В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная составляющие личности.

Чтобы обучиться  творческой деятельности, необходимо присутствие устойчивой мыслительной активности и творческой познавательной мотивации у будущих учителей.

В область проявления творчества учителя входит решение как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик к коммуникативным задачам относит умение распоряжаться своим психическим и эмоциональным состоянием, особенно в публичной обстановке. Сочетание всех творческих свойств личности педагога определяет ее креативность.

Е. С. Громов и В. А. Моляко выделяют признаки креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.

Связь педагогического творчества с другими видами творчества. Своеобразие педагогического творчества: регламентировано во времени и пространстве; временная спрессованность творчества (между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени); совершается в условиях открытости, публичности деятельности; отсроченность результатов творческих поисков педагога; сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически  все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. 

В педагогике к творческой деятельности учителя относят:

 
— умение увидеть в педагогическом процессе проблему и на этой основе сформулировать цель познавательной деятельности; 
— умение мобилизовать свои знания, опыт и умения, сформулировать гипотезу познания и на этой основе определить пути решения проблемы; 
— организацию опытно-экспериментальной работы, наблюдения за нею, обобщение результатов в форме выводов и предложений; 
— теоретическое и практическое осмысление идей, составляющих как сущность гипотезы, так и всего педагогического процесса; 
— осмысление и проверку ценности полученных результатов творческой деятельности педагога.

Творческая деятельность учителя осуществляется в двух основных формах:

1)применение известных  средств в новых сочетаниях  к возникающим в образовательном  процессе педагогическим ситуациям

2)разработка новых  средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее (В.В. Краевский). 

Уровни творчества в деятельности педагога (по В.А. Кан-Калику, Н.Д. Никандрову): 

1) уровень элементарного  взаимодействия с классом (педагог  использует обратную связь, корректирует  свои воздействия по ее результатам,  но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других  учителей);

2) уровень оптимизации  деятельности на уроке, начиная  с его планирования, когда творчество  проявляется в умелом выборе  и целесообразном сочетании уже  известного педагогу содержании, методов и форм обучения; 

3) эвристический,  когда педагог использует творческие  возможности живого общения с  учениками;

4) высший уровень  творчества педагога, который характеризуется  его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов,  но в которые вкладывается  личностное начало, поэтому они  соответствуют его творческой  индивидуальности, особенностям личности  воспитанника, конкретному уровню  развития класса.

Творческий  потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности:

1)В одних выделяются  способности личности замечать  и формулировать альтернативы, подвергать  сомнению на первый взгляд  очевидное, избегать поверхностных  формулировок; умение вникнуть в  проблему и в то же время  оторваться от реальности, увидеть  перспективу; способность отказаться  от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект  с совершенно новой стороны,  в новом контексте; готовность  отказаться от теоретических  суждений, деления на черное и  белое, отойти от привычного  жизненного равновесия и устойчивости  ради неопределенности и поиска.

2)В других авторы  относят к признакам творческой  личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному  переключению мыслей, способность  вызывать в сознании образы  и создавать из них новые  комбинации); способность к оценочным  суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих  альтернатив до ее проверки, способность  к переносу решений); готовность  памяти (овладение достаточно большим  объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность  знаний) и способность к свертыванию  операции, обобщению и отбрасыванию  несущественного.

3)В третьих, творческая  личность представлена значимой  характеристикой которой видное место занимает креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. При этом называется семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.

Консилиум, как известно, - это совещание, взаимная консультация экспертов, специалистов в той или иной области знаний

Участники консилиума - это прежде всего все учителя, работающие в конкретном классе, психологи, школьный врач, психиатр, если есть возможность, то нейрофизиолог и социолог, разумеется, классный руководитель, воспитатели, работающие с этими детьми, и т.п.

Консилиум собирается один-два раза в году по каждому классу, где ведется эксперимент по управлению качеством образования или по оптимизации процесса обучения. Метод работы - обсуждение и экспертная оценка.

Годичные  команды учителей

В конце каждого  учебного года при определении преподавательской нагрузки на новый учебный год руководство школы совместно с методобъединениями, кафедрами, профсоюзной организацией распределяет учителей по классам. В основе этого распределения лежат разные факторы и обстоятельства: потребности школы, желание учителя, преемственность (учитель вел тот или иной класс в предыдущем году), количество подготовок, удобство для завуча и учителя, предпочтительность работы в одной смене и т.д. и т.п.

Методические  объединения

Содержание их деятельности следовало из названия: учителя в них занимались и занимаются прежде всего частной методикой, работой по предмету, куда входит: разработка и обсуждение приемов, методов, методик, технологий обучения детей по тем или иным темам, которые сами члены сочтут для себя актуальными, если тематика не навязывалась сверху. Основная форма работы - заседания, на которых выступал один из членов объединения с сообщением, которое потом обсуждалось.

В объединении выбирается председатель, выполняющий свои, прямо  скажем, немалые обязанности на общественных началах.

Следует отметить, что с годами деятельность объединений  как-то развивалась в направлении  форм организации работы: проводились  совместные заседания двух объединений  или выездное заседание в методкабинете  или другой школе, силами методобъединения проводилась учеба учителей других школ, организовывались творческие отчеты каждого объединения, внутри объединения организовывалось шефство (не всегда добровольное) учителей-ветеранов над молодыми специалистами и т.д.

Информация о работе Творческая деятельность учителя