Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:07, курсовая работа
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.
Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы…………………………….7
1.1Источники и предпосылки педагогического творчества………………7
1.2Педагогическое творчество…………………………………………….14
Глава 2. Творческая деятельность учителя……………………………………....20
2.1Новаторство, как инструмент педагогического творчества………….20
2.2 Рабочее время и творческий потенциал учителя…………………….21
2.3Педагогический процесс – творчество коллективное………………..22
Заключение…………………………………………………………………………34
Список используемой литературы………………………………………………..35
Глава 2. Творческая деятельность учителя
2.1Новаторство, как инструмент педагогического творчества
Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.
Педагогическое
новаторство является условием
развития образования,
М.М.
Князева (1995) отмечает, что педагогические
инновации — это такие
*создание творческой атмосферы в образовательных учреждениях, культивирование интереса в педагогическом, сообществе к инициативам и новшествам;
*создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
*инициирование экспериментальных образовательных учреждений и механизмов их всесторонней поддержки;
*интеграция наиболее перспективных нововведений продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инновации в режим постоянно действующих экспериментальных образовательных учреждений.
Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, что позволило В. А. Кан-Калику и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с учащимися:
*педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя;
*педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом;
*педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;
*педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход.
2.2 Рабочее время и творческий потенциал учителя
Учитель имеет
права учить до тех пор, пока
учиться сам. Это
Специальные обследования
большой группы
Для того чтобы учитель мог в полную меру своих сил и способностей трудиться, расширять свой культурный и профессиональный кругозор, творчески решать учебно-воспитательные задачи необходимо беречь его время и жизненные силы, а самому педагогу учиться рационально использовать их в своей повседневной деятельности.
Как неизменно
подчеркивал В. А.
2.3Педагогический процесс – творчество коллективное
Педагогическое творчество – это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.
Педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов.
В творческой деятельности
в целостности выражаются познавательная,
эмоционально-волевая и
Чтобы обучиться творческой деятельности, необходимо присутствие устойчивой мыслительной активности и творческой познавательной мотивации у будущих учителей.
В область проявления творчества учителя входит решение как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик к коммуникативным задачам относит умение распоряжаться своим психическим и эмоциональным состоянием, особенно в публичной обстановке. Сочетание всех творческих свойств личности педагога определяет ее креативность.
Е. С. Громов и В. А. Моляко выделяют признаки креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.
Связь педагогического творчества с другими видами творчества. Своеобразие педагогического творчества: регламентировано во времени и пространстве; временная спрессованность творчества (между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени); совершается в условиях открытости, публичности деятельности; отсроченность результатов творческих поисков педагога; сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
В педагогике к творческой деятельности учителя относят:
— умение увидеть в педагогическом
процессе проблему и на этой основе
сформулировать цель познавательной деятельности;
— умение мобилизовать свои знания, опыт
и умения, сформулировать гипотезу познания
и на этой основе определить пути решения
проблемы;
— организацию опытно-экспериментальной
работы, наблюдения за нею, обобщение результатов
в форме выводов и предложений;
— теоретическое и практическое осмысление
идей, составляющих как сущность гипотезы,
так и всего педагогического процесса;
— осмысление и проверку ценности полученных
результатов творческой деятельности
педагога.
Творческая деятельность учителя осуществляется в двух основных формах:
1)применение известных
средств в новых сочетаниях
к возникающим в
2)разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее (В.В. Краевский).
Уровни творчества в деятельности педагога (по В.А. Кан-Калику, Н.Д. Никандрову):
1) уровень элементарного
взаимодействия с классом (
2) уровень оптимизации
деятельности на уроке,
3) эвристический,
когда педагог использует
4) высший уровень
творчества педагога, который характеризуется
его полной самостоятельностью,
использованием готовых
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности:
1)В одних выделяются
способности личности замечать
и формулировать альтернативы, подвергать
сомнению на первый взгляд
очевидное, избегать
2)В других авторы
относят к признакам
3)В третьих, творческая
личность представлена
Консилиум, как известно, - это совещание, взаимная консультация экспертов, специалистов в той или иной области знаний
Участники консилиума - это прежде всего все учителя, работающие в конкретном классе, психологи, школьный врач, психиатр, если есть возможность, то нейрофизиолог и социолог, разумеется, классный руководитель, воспитатели, работающие с этими детьми, и т.п.
Консилиум собирается один-два раза в году по каждому классу, где ведется эксперимент по управлению качеством образования или по оптимизации процесса обучения. Метод работы - обсуждение и экспертная оценка.
Годичные команды учителей
В конце каждого
учебного года при определении
Методические объединения
Содержание их деятельности следовало из названия: учителя в них занимались и занимаются прежде всего частной методикой, работой по предмету, куда входит: разработка и обсуждение приемов, методов, методик, технологий обучения детей по тем или иным темам, которые сами члены сочтут для себя актуальными, если тематика не навязывалась сверху. Основная форма работы - заседания, на которых выступал один из членов объединения с сообщением, которое потом обсуждалось.
В объединении выбирается председатель, выполняющий свои, прямо скажем, немалые обязанности на общественных началах.
Следует отметить, что с годами деятельность объединений как-то развивалась в направлении форм организации работы: проводились совместные заседания двух объединений или выездное заседание в методкабинете или другой школе, силами методобъединения проводилась учеба учителей других школ, организовывались творческие отчеты каждого объединения, внутри объединения организовывалось шефство (не всегда добровольное) учителей-ветеранов над молодыми специалистами и т.д.