Творческая деятельность учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы…………………………….7
1.1Источники и предпосылки педагогического творчества………………7
1.2Педагогическое творчество…………………………………………….14
Глава 2. Творческая деятельность учителя……………………………………....20
2.1Новаторство, как инструмент педагогического творчества………….20
2.2 Рабочее время и творческий потенциал учителя…………………….21
2.3Педагогический процесс – творчество коллективное………………..22
Заключение…………………………………………………………………………34
Список используемой литературы………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

новый курсач.docx

— 86.83 Кб (Скачать файл)

Школа профессионального  мастерства

Как видно из названия профессионального объединения  педагогов, вынесенного в заголовок  раздела, в основе рассматриваемой организационной формы работы с педкадрами лежит дифференциация учителей по уровню (степени) развитости педагогического мастерства. Практически в любом педколлективе четко просматриваются четыре группы учителей (независимо от преподаваемого предмета): те, кто хочет и может работать творчески, трудится увлеченно и эффективно - мастера своего дела; те, кто работает добросовестно, хочет работать творчески, но пока испытывает затруднения в достижении этого уровня; те, кто являются молодыми специалистами (среди них вполне могут быть и творческие педагоги, но пока не достигшие уровня высокого мастерства, который дается годами, опытом); и, наконец, те, кто не стремится к творчеству, работает формально, а потому непрофессионально, неграмотно и неэффективно.

Разумеется, приведенная  классификация условна, внутри названных  групп могут быть свои подгруппы, между группами нет жесткой границы и т.п.

Первая группа объединяется и посещает «Школу высшего педагогического мастерства». В рамках этой школы изучаются, отрабатываются самые сложные вопросы развития образования, такие, как создание не только модификационных, комбинаторных, но и радикальных инноваций. Тут преобладает зрелая научно-исследовательская деятельность, осваиваются новые сложные области научных знаний - такие, как педология, аксиология (теория ценностей), создается новое содержание образования и соответствующие ему технологии обучения, новые способы диагностики развития детей, новые пособия и учебники и т.д.

Школы передового опыта

Эта форма профессионального  объединения педагогов может быть и достаточно многочисленной, а может вылиться в индивидуальное наставничество, то есть состоять всего из двух человек. Рассмотрим оба варианта.

Первый вариант. Опытный учитель, имеющий разработки по всем темам курса, собирает вокруг себя всех желающих у него учиться, заимствовать идеи его опыта. Занятия  проводятся периодически в самых разных формах, но преимущественно это лекции, где последовательно излагаются возможные варианты проведения всех уроков по той или иной теме или курсу. Лекции могут читаться и по наиболее трудным темам или еще по какому-то выборочному основанию. Такие занятия дополняются беседами, семинарами, открытыми уроками, но преимущественно все-таки на них даются и комментируются готовые поурочные разработки, подготовленные опытным автором.

Второй вариант  школы передового опыта требует по меньшей мере двух учителей: одного опытного, уже не раз проходившего программу в том или ином классе, другого - начинающего, который уроки в какой-то параллели должен давать впервые. Смысл формы в том, чтобы начинающий учитель посетил все уроки в течение года у опытного в нужной параллели за неделю до того, как он должен давать эти уроки сам в своих классах. Для организации такой учебы необходимо, чтобы оба учителя были поставлены на работу в одну параллель, и расписание должно быть составлено так, чтобы уроки у них никогда не совпадали.

Педагогическая  студия

Профессиональная  педагогическая деятельность в своих  высших творческих проявлениях очень  близка к искусству, поэтому и  развитие профессионализма учителей может  происходить в формах, характерных для различных видов художественного творчества (изобразительного, театрального, кинематографического). Одной из таких форм внутришкольного (или межшкольного) профессионального объединения является педагогическая студия. Эта форма творческой самодеятельности педагогов получила определенное распространение в России в 20-е годы и сейчас начинает возрождаться и развиваться в новых условиях.

Студия может  выступать как разновидность  школы передового опыта или (как нам довелось увидеть в некоторых образовательных учреждениях) школы одного учителя. В этом случае «студийцы» - учителя одной или нескольких школ - проходят ученичество у лучших педагогов, которые в свободной форме и с использованием множества методов (открытые учебные занятия с последующим самоанализом и обсуждением, совместное рассмотрение «сценариев» уроков, комментированный показ некоторых интересных методических приемов и т.д.) передают важнейшие достижения своего индивидуального опыта. В то же время студия отнюдь не предполагает постоянных монологов мастера, в ней специально создаются возможности для самовыражения всех ее участников под не-сковывающим инициативу наблюдением руководителя студии и всех студийцев.

Педагогические  ателье (мастерские)

Под мастерством  обычно понимается умение исполнять  какое-то дело наилучшим образом. Понятие  «мастерство» - атрибут любой профессиональной деятельности, а стремление стать  «мастером» естественно для каждого  педагога, кто любит свою профессию. Ну а если есть «мастерство», то есть и «мастерская» - место, где мастер делает свою работу надежно, качественно, демонстрируя высокий уровень умений, достижения и возможности того или иного вида профессионального занятия. С древних времен мастерская являлась и местом постижения секретов профессии и местом подготовки профессионалов.

Особой формой учебных  занятий в этих педагогических ателье является демарш (от франц.demarche - действие, поступок, вызов). Он основан на практических действиях (исполнении), связанных определенной познавательной и педагогической задачей и предназначенных для творческого самостоятельного выполнения этих действий учащимися. Авторы демаршей вкладывают в это название сущностный смысл - вызов традиционной педагогике.

Мастер-класс

Этот вид весьма близок к форме мастерской, студии, ателье. Он так же (как многие из них) предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру мастера, так же, как они, заимствован из практики искусства. В то же время мастер-класс часто является разовой и одновременно выездной формой (когда мастер дает где-то на выезде гастроли, что всегда краткосрочно и редко, но стоит того). Мастер-класс ярко выраженная форма ученичества именно у мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном  смысле,  чаще  всего  путем  прямого  и  комментированного показа приемов работы. Группы для мастер-класса в таком его понимании формируются по предварительной записи, не могут быть очень большими и носят, естественно, как правило, платный характер или спонсируются кем-то.

Творческие  микрогруппы

Это абсолютно добровольное, нередко стихийно возникшее содружество двух-трех (редко - четырех) учителей, действующее до тех пор, пока не исчерпается необходимость взаимного профессионального общения. Наибольший интерес здесь представляет основание, на котором педагоги объединились в группу для осуществления какой-то формы взаимного творчества. Таких возможных оснований мы видим три:

  1. Единство интереса к какой-то проблеме.
  2. Компенсаторные возможности.

Названная организационная  форма - творческие микрогруппы - в зарубежной (особенно в американской) педагогике иногда и не без оснований называют группами взаимообучения равных. Данный термин, по-видимому, не вызывает чувство дискомфорта, как более распространенный в России тер мин «наставничество», который отражает факт неравного статуса коллег в совместной работе. Американцы считают, что исторически неравный статус среди педагогов противоречит неиерархической структуре отношений, принятых в их рядах.

Кружки  качества

Эта организационная  форма профессионального объединения педагогов распространена в образовательных учреждениях США. Вспомним: именно кружки качества сыграли выдающуюся роль не только в подъеме экономики Японии, но и в достижении положения технологического лидера в мире.

Кружок качества в школе - это небольшая группа людей, которые при поддержке  школьной администрации добровольно встречаются для поиска решения той или иной проблемы школы. Члены кружка выявляют, анализируют и, используя метод «мозгового штурма», «мозговой атаки», находят решение проблемы, в котором они сами заинтересованы. Таким образом кружки формируются по определенным проблемам. Поскольку объединение возникает на основе принципа добровольности, администрация в комплектовании кружков не участвует. Обязательным условием работы кружка является наличие в его составе не менее одного человека, который имеет опыт такой работы, он обучает других и затем из числа членов кружка большинством голосов выбирается лидер.

Временные творческие коллективы (ВТК)

Это профессиональное объединение педагогов в школе  создается по инициативе администрации (или кого-то из учителей) или возникает стихийно, когда срочно нужен прорыв в каком-то вопросе, когда срочно нужно решить какую-то проблему, срочно разработать сценарий праздника

т.п., когда срочно нужно найти выход из одиозной ситуации, сложившейся в школе  или каком-то классе, выбрать оптимальное решение из нескольких возможных альтернатив и т.д.

Собирается группа творчески мыслящих людей и методом  «мозгового штурма», «мозговой атаки» обсуждает ситуацию, формулирует  цель собрания и путем дискуссии, спора, инициативных предложений формирует пакет предложений, идей, постулатов и т.п., которые по мере их накопления группируются, выстраиваются в структуру; если есть альтернативные варианты, то тут же обсуждаются предпочтения и таким способом находится решение проблемы, рождается план, разработка и т.п.

Непреложными правилами  ВТК являются:

могут выдвигаться  самые фантастические, кажущиеся  нелепыми предложения (их никто не высмеивает);

группа работает в напряженном режиме (возможно с  маленькими перерывами для еды, отдыха) много часов до тех пор, пока задача, ради которой собирались, не будет решена (обычно собрание временных творческих коллективов заканчивается к полуночи);

все участники (члены) ВТК ни при каких условиях не отвлекаются для исполнения своих повседневных должностных обязанностей (если это проходит в кабинете директора, то телефон отключается, если у кого-то дома, то никто ни смотрит на часы и т.д.).

Временные научно-исследовательские коллективы (ВНИКи), проектные команды

Такие профессиональные объединения создаются в школе  в том случае, когда нужно подготовить  какой-то фундаментальный документ, требующий предварительного изучения и анализа ситуации, сбора данных методами анкетирования или интервью, анализа и обобщения этих данных, чтения специальной литературы, владения методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции, владения методами проблемно-ориентированного анализа, всеми методами прогнозирования (экспертная оценка, экстраполяция, моделирование) и т.п. Работа во временном научно-исследовательском коллективе требует хорошей научной подготовки его участников, безупречного умения формулировать все категории, отражающие аппарат научного исследования - такие, как: проблема и тема, цель, задачи, объект, предмет исследования (эксперимента), гипотеза, база, этапы, критерии оценки ожидаемых результатов, прогноз возможных негативных последствий и т.д.

Лаборатория

В системе образования  никогда не прекращались поиски эффективных  связей педагогической теории и школьной практики.

В отличие от базовых  школ Российской академии образования, научных учреждений, вузов и ИПК, лаборатории в обычных школах не ставили задачей превратиться в полигон для разнообразных, многотомных научных исследований. Как правило, работа велась над одной существенной проблемой, имеющей ключевое значение как для теории, так и для практики обучения и воспитания в данной конкретной школе.

Существенен был  выбор школы, в которой создавалась  лаборатория. Она должна была удовлетворять ряду обязательных условий.

Во-первых, как правило, лаборатории открывались в школах, являющихся типичными, массовыми образовательными учреждениями, работающими в обычных социально-педагогических и материальных условиях. В этих случаях экспериментальная работа вызывала большее доверие, а наиболее важные наработки могли быть в значительной степени использованы другими педагогическими коллективами.

Во-вторых, лаборатории  открывались хоть и в обычных  школах, но известных высоким уровнем  учебно-воспитательной работы, дающих устойчивые положительные результаты.

В-третьих, педагогические коллективы таких школ, работающих в русле современных прогрессивных тенденций в образовании, имели собственную педагогическую концепцию, нередко носящую авторский характер. В таких школах творчество - одно из высших проявлений профессионализма. Именно педагогическое творчество обеспечивало им работу в режиме развития. В них нередко возникали опережающие ситуации, питающие науку и умных управленцев.

Состав научно-практической лаборатории, как правило, отражал  добровольное желание наиболее квалифицированных  и творческих учителей, объединенных общим профессиональным интересом.

Авторский экспертный совет

Это профессиональное объединение педагогов, ученых и  управленцев, которое создается  в структуре управления образовательным учебным заведением нового типа, то есть находящимся в режиме развития.

Авторский совет  обеспечивает рецензирование и выдачу лицензий (сертификатов) на публикации научных исследований или любые разработки педагогов, К ним относятся: авторские учебные программы и курсы (школьный компонент), программы и курсы дополнительного образования, учебные пособия, словари, буклеты, методические рекомендации, выступления на научно-практических конференциях, концепции образовательного процесса, новые педагогические технологии.  

К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве  воспитания. Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени. 

Отвергая умозрительное, кабинетное построение педагогической теории, Ушинский предостерегал также  против эмпиризма в педагогике, справедливо  указывая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы. Он требовал единства теории и практики. «Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли», - писал Ушинский. Педагогическую практику без теории он уподобил знахарству в медицине.

Информация о работе Творческая деятельность учителя