Творческая деятельность учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы…………………………….7
1.1Источники и предпосылки педагогического творчества………………7
1.2Педагогическое творчество…………………………………………….14
Глава 2. Творческая деятельность учителя……………………………………....20
2.1Новаторство, как инструмент педагогического творчества………….20
2.2 Рабочее время и творческий потенциал учителя…………………….21
2.3Педагогический процесс – творчество коллективное………………..22
Заключение…………………………………………………………………………34
Список используемой литературы………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

новый курсач.docx

— 86.83 Кб (Скачать файл)

Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и  конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться  знанием основных законов человеческой природы и уметь применять  их в каждом конкретном случае. «Если  педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - заявлял он. Осуществляя это  требование, Ушинский написал капитальный  труд «Человек как предмет воспитания»  в двух томах и, предполагая дать третий том, собрал и подготовил к нему материалы, но ранняя смерть прервала его плодотворную работу.

В тот период в  области психологии боролись два  направления: метафизическая психология, представители которой пытались строить психологию умозрительно, априорно, начиная с определения «души», и новое направление - эмпирическая психология, сторонники которой стремились опереться на опыт, изучить факты  и отдельные стороны психической жизни, начиная с простейших ее проявлений. 
Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии.

Ушинский правильно  упрекал Гербарта в метафизичности и односторонности, указывал на ограниченность психологических воззрений другого пользовавшегося в те времена большой известностью немецкого психолога Бенеке. Он стремился рассматривать психику не абстрактного человека, находящегося вне времени и пространства, а живущего, действующего, развивающегося в определенной среде. 
Ушинский правильно считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Сам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, поможет идти по ней и отдельным личностям и новым поколениям. Поэтому нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем.

Цели  и средства нравственного воспитания. К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». 
Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к  родине занимает в системе нравственного  воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. Любовь к родине, писал Ушинский,- это наиболее сильное  чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.

Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним. 
Протестуя против слепой, палочной дисциплины, Ушинский писал: «В старой школе дисциплина была основана на самом противоестественном начале - на страхе к учителю, раздающему награды и наказания. Этот страх принуждал детей не только к несвойственному, но и вредному для них положению: к неподвижности, к классной скуке и лицемерию». Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности. 

Ушинский бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки. Отмечая  положительные черты этических  взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания, мы должны вместе с тем иметь в виду, что  нравственность у него соединяется  с религией. 
Однако было бы неправильно не отметить, что его взгляды на религию менялись. В своей предсмертной статье Ушинский говорил, что хотя школе и не следует противоречить церкви, но она должна строиться не на единых с нею основаниях, будучи призвана удовлетворять и потребностям реальной жизни, и что религиозное образование само по себе, а светское - само по себе.

Если во взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный  элемент, то затем он отводил в  нравственном воспитании главное место  гражданским задачам - подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного  долга гражданина своего отечества. 
Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются: 1) обучение (в этом отношении замечательны его учебные книги, в которых умело сочетаются развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся); 2) личный пример учителя (по его образному выражению, «это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно»); 3) убеждение, которому он придавал очень большое значение; 4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт); 5) меры предупреждения и 6) поощрения и взыскания.

К. Д. Ушинский об уроке и методах обучения.Ушинский много внимания уделил в своей педагогической системе уроку. Необходимыми условиями успешной организации учебных занятий в школе, характерными чертами классно-урочной системы он считал класс с твердым составом учащихся как основное звено школы, твердое расписание классных занятий, фронтальные занятия со всеми учащимися данного класса в сочетании с индивидуальными занятиями при ведущей роли учителя.

Виды учебных  занятий на уроках могут быть различны: сообщение новых знаний, упражнения, повторение пройденного, учет знаний, письменные и графические работы учащихся. Каждый урок должен иметь  целевую установку, быть законченным  и носить воспитательный характер. Учитывая сравнительно быструю утомляемость внимания детей (особенно младшего возраста), Ушинский рекомендовал перемену занятий  и разнообразие методов. 
Придавая большое значение развитию у детей умения самостоятельно работать, Ушинский советовал, чтобы с самого начала школьных занятий учитель приучал детей на уроках к правильным приемам самостоятельной работы. Для этого, по его мнению, на первых порах не следует давать детям домашних заданий, пока они не овладеют правильным навыком самостоятельной работы.

Учитель и его подготовка. Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания».

Ушинский указывал, что деятельность педагога более  чем какая-либо другая нуждается  в постоянном воодушевлении: она  внешне однообразна, ее результаты сказываются  не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и  то же, «втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал  учителей от этой опасности, звал их к  постоянному движению вперед. Внешне роль школьного педагога скромна, но как в действительности велико общественное значение его труда! Ушинский считал, что общество должно относиться к  учителю с большим уважением  и заботой, неизменным вниманием.

Учитель должен быть не только преподавателем тех или  иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с  чувством большой ответственности  к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством  и педагогическим тактом.

В статье «Проект  учительской семинарии» (1861) Ушинский подробно разработал план подготовки учителей для начальных школ. По этому проекту учительские семинарии  следует открывать не в крупных  центрах, а в небольших городах  и даже селах, с тем чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели всецело отдавались бы работе в учительских семинариях, не отвлекаясь совместительством в других учебных заведениях. 
Воспитанниками учительских семинарий должны быть по преимуществу дети крестьян. Для того чтобы лучше обеспечить нравственное воспитание и большее влияние со стороны преподавателей, воспитанники должны жить в интернате, привыкая к простой, суровой и деятельной жизни.

                                                   Заключение

 

       Осознание  и принятие педагогом того  факта, что формирование творческой  направленности личности должно  стать основной функцией обучения, а учет различий в темпах  развития у разных учащихся - непременное  условие самореализации, очень часто  становится важным стимулом, мотивом  самосовершенствования личности  самого педагога. При этом самостоятельные  усилия по освоению достижений  психолого-педагогической науки,  передовой практики, совершенствование  оценочной деятельности педагога  и руководителей педагогического  коллектива, позитивная мотивация  педагогического труда, неформальное  творческое содружество мастеров  педагогического труда - вот те  основные факторы, которые влияют  на профессиональный рост и  мастерство учителя. 

      Суммировав  вышеизложенное, можно сделать вывод  о том, что творчество педагога  представляется как высшая форма  активной деятельности учителя  по преобразованию педагогической  действительности, в центре которой  стоит Ученик. При этом педагогическое  творчество будет иметь место,  если преобразовательная деятельность  Учителя характеризуется такими  показателями, как систематическое  переосмысление своей деятельности  в свете научных теоретико-педагогических  знаний, создание своеобразных и  эффективных путей решения профессионально-творческих  задач в конкретный момент  педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной  профессиональной позиции. Это,  в свою очередь, ведет к расширению  его функционального нуля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Список используемой литературы:

  1. Роботова А.С., Леонтьева Т.В, Шапошникова И.Г и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастра производственного обучения - М.; Высшая школа, 1990.
  3. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Коджаспирова Г.М. Педагогика – М.: КноРус, внесерийное издание, 2010.
  5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. – Казань, 1997.
  6. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. – М.: Политиздат, 1989.
  7. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., Педагогика, 1990.
  8. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. – М., 1998.
  9. Под ред. И.А. Зязюна. Основы педагогического мастерства. – М., 1989.
  10. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник-2 изд. Стер./ С.Д. Якушева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  11. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сб. документов и материалов.- М., 1984.- с. 56
  12. Ушинский К.Д. о пользе педагогической литературы. Сб. соч.- М. 1948.- Т. 2.- С. 28-29.
  13. Толстой Л.Н. общие замечания для учителей. Пед. Соч.- с.  300
  14. Крупская Н.К. Об учителе.- М.,1960.- с.254
  15. Волков Г.Н. Социология науки.- М., 1968.- с.285
  16. Блонский П.П. Избр. Пед. Произв.- М.,1961.-с.618
  17. Ананьев Б.Г. Человек - предмет познания.- Л..1968
  18. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы.- 2-е изд.-М.,1982
  19. Данилов М.А. Марксистская диалектика- методологическая основа педагогических исследований. Сов. педагогика.- 1970
  20. Шапошникова Л.Б. планирование учителем работы по самообразованию. Самообразование учителей и руководителей школ.- М., 1973
  21. Моносзон Э. И.  методические и теоритические вопросы изучения, обобщения и использования педагогического опыта. Сов. Педагогика.- 1979
  22. Дидактика средней школы. Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина.- М., 1975
  23. Педагогическая энциклопедия.- М.,1966
  24. Макаренко А.С. некоторые выводы из моего педагогического опыта.  Соч.- М., 1958
  25. Писаренко В.И., Писаренко И. Я., педагогическая этика.- Минск, 1977
  26. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя.- Киев,1973
  27. Кутьев В.О. Основы направления самообразования учителя и классного руководителя. Самообразование учителей и руководителей школ.- М.,1973
  28. Бабанский Ю.К. Педагогика 2-е изд.-М.,1988
  29. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Кн. Для учителей 2-е изд.- М.,1985
  30. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться.- М., 1989
  31. Громкова М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы.- 1994
  32. Марцинковская Т.Д. История психологии.- М., «Академия»,2001

 


Информация о работе Творческая деятельность учителя