Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:07, курсовая работа
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.
Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы…………………………….7
1.1Источники и предпосылки педагогического творчества………………7
1.2Педагогическое творчество…………………………………………….14
Глава 2. Творческая деятельность учителя……………………………………....20
2.1Новаторство, как инструмент педагогического творчества………….20
2.2 Рабочее время и творческий потенциал учителя…………………….21
2.3Педагогический процесс – творчество коллективное………………..22
Заключение…………………………………………………………………………34
Список используемой литературы………………………………………………..35
Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - заявлял он. Осуществляя это требование, Ушинский написал капитальный труд «Человек как предмет воспитания» в двух томах и, предполагая дать третий том, собрал и подготовил к нему материалы, но ранняя смерть прервала его плодотворную работу.
В тот период в
области психологии боролись два
направления: метафизическая психология,
представители которой пытались
строить психологию умозрительно, априорно,
начиная с определения «души»,
и новое направление - эмпирическая
психология, сторонники которой стремились
опереться на опыт, изучить факты
и отдельные стороны
Ушинский стремился исходить из опыта,
придавал большое значение наблюдению.
В его психологических воззрениях немало
материалистических элементов. Он рассматривает
психическую жизнь в ее развитии.
Ушинский правильно
упрекал Гербарта в метафизичности
и односторонности, указывал на ограниченность
психологических воззрений другого пользовавшегося
в те времена большой известностью немецкого
психолога Бенеке. Он стремился рассматривать
психику не абстрактного человека, находящегося
вне времени и пространства, а живущего,
действующего, развивающегося в определенной
среде.
Ушинский правильно считал, что воспитание
зависит от исторического развития народа.
Сам народ прокладывает дорогу в будущее,
а воспитание только идет по этой дороге
и, действуя заодно с другими общественными
силами, поможет идти по ней и отдельным
личностям и новым поколениям. Поэтому
нельзя выдумывать систему воспитания
или заимствовать ее у других народов,
необходимо создавать ее творческим путем.
Цели
и средства нравственного воспитания. К. Д. Ушинский считал,
что человек должен быть совершенным физически,
умственно и нравственно, гармонически
развит. Воспитание поэтому он определял
как целеустремленный, сознательный процесс
формирования гармонически развитой личности.
Среди различных сторон воспитания Ушинский
главное место отводил воспитанию нравственности.
Он писал: «...мы смело высказываем убеждение,
что влияние нравственное составляет
главную задачу воспитания, гораздо более
важную, чем развитие ума вообще, наполнение
головы познаниями».
Нравственное воспитание, по мнению Ушинского,
должно развивать в ребенке гуманность,
честность и правдивость, трудолюбие,
дисциплинированность и чувство ответственности,
чувство собственного достоинства, сочетаемое
со скромностью. Воспитание должно развить
у ребенка твердый характер и волю, стойкость,
чувство долга.
Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. Любовь к родине, писал Ушинский,- это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.
Нравственное воспитание
должно развить в детях уважение
и любовь к людям, искреннее, доброжелательное
и справедливое отношение к ним.
Протестуя против слепой, палочной дисциплины,
Ушинский писал: «В старой школе дисциплина
была основана на самом противоестественном
начале - на страхе к учителю, раздающему
награды и наказания. Этот страх принуждал
детей не только к несвойственному, но
и вредному для них положению: к неподвижности,
к классной скуке и лицемерию». Ушинский
требовал гуманного отношения к детям,
чуждого, однако, изнеженности и заласканности.
По отношению к детям педагог должен проявлять
разумную требовательность, воспитывая
у них чувство долга и ответственности.
Ушинский бичует
эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие,
лицемерие и другие пороки. Отмечая
положительные черты этических
взглядов Ушинского и его теории
нравственного воспитания, мы должны
вместе с тем иметь в виду, что
нравственность у него соединяется
с религией.
Однако было бы неправильно не отметить,
что его взгляды на религию менялись. В
своей предсмертной статье Ушинский говорил,
что хотя школе и не следует противоречить
церкви, но она должна строиться не на
единых с нею основаниях, будучи призвана
удовлетворять и потребностям реальной
жизни, и что религиозное образование
само по себе, а светское - само по себе.
Если во взглядах
Ушинского на нравственное воспитание
вначале преобладал религиозный
элемент, то затем он отводил в
нравственном воспитании главное место
гражданским задачам - подготовке деятельного,
проникнутого чувством общественного
долга гражданина своего отечества.
Средствами нравственного воспитания,
по Ушинскому, являются: 1) обучение (в этом
отношении замечательны его учебные книги,
в которых умело сочетаются развитие речи,
сообщение знаний и нравственное воспитание
учащихся); 2) личный пример учителя (по
его образному выражению, «это плодотворный
луч солнца для молодой души, которого
ничем заменить невозможно»); 3) убеждение,
которому он придавал очень большое значение;
4) умелое обращение с учащимися (педагогический
такт); 5) меры предупреждения и 6) поощрения
и взыскания.
К. Д. Ушинский об уроке и методах обучения.Ушинский много внимания уделил в своей педагогической системе уроку. Необходимыми условиями успешной организации учебных занятий в школе, характерными чертами классно-урочной системы он считал класс с твердым составом учащихся как основное звено школы, твердое расписание классных занятий, фронтальные занятия со всеми учащимися данного класса в сочетании с индивидуальными занятиями при ведущей роли учителя.
Виды учебных
занятий на уроках могут быть различны:
сообщение новых знаний, упражнения,
повторение пройденного, учет знаний,
письменные и графические работы
учащихся. Каждый урок должен иметь
целевую установку, быть законченным
и носить воспитательный характер.
Учитывая сравнительно быструю утомляемость
внимания детей (особенно младшего возраста),
Ушинский рекомендовал перемену занятий
и разнообразие методов.
Придавая большое значение развитию у
детей умения самостоятельно работать,
Ушинский советовал, чтобы с самого начала
школьных занятий учитель приучал детей
на уроках к правильным приемам самостоятельной
работы. Для этого, по его мнению, на первых
порах не следует давать детям домашних
заданий, пока они не овладеют правильным
навыком самостоятельной работы.
Учитель и его подготовка. Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания».
Ушинский указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, ее результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же, «втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал учителей от этой опасности, звал их к постоянному движению вперед. Внешне роль школьного педагога скромна, но как в действительности велико общественное значение его труда! Ушинский считал, что общество должно относиться к учителю с большим уважением и заботой, неизменным вниманием.
Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.
В статье «Проект
учительской семинарии» (1861) Ушинский
подробно разработал план подготовки
учителей для начальных школ. По
этому проекту учительские
Воспитанниками учительских семинарий
должны быть по преимуществу дети крестьян.
Для того чтобы лучше обеспечить нравственное
воспитание и большее влияние со стороны
преподавателей, воспитанники должны
жить в интернате, привыкая к простой,
суровой и деятельной жизни.
Осознание
и принятие педагогом того
факта, что формирование
Суммировав
вышеизложенное, можно сделать вывод
о том, что творчество
Список используемой литературы: