Творческая деятельность учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы…………………………….7
1.1Источники и предпосылки педагогического творчества………………7
1.2Педагогическое творчество…………………………………………….14
Глава 2. Творческая деятельность учителя……………………………………....20
2.1Новаторство, как инструмент педагогического творчества………….20
2.2 Рабочее время и творческий потенциал учителя…………………….21
2.3Педагогический процесс – творчество коллективное………………..22
Заключение…………………………………………………………………………34
Список используемой литературы………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

новый курсач.docx

— 86.83 Кб (Скачать файл)

       А. С.  Макаренко утверждал, что ученики  простят своим учителям и строгость,  и сухость, и даже придирчивость,  но не простят плохого знания  дела.  Выше всего они ценят  в педагоге уверенное и четкое  знание, умение, искусство, золотые  руки, не многословие,  полное  отсутствие фразы, постоянную  готовность к работе, ясную мысль.  Настаивая на том, что педагогическое  творчество не является свойством  только талантливых людей, А.  С. Макаренко говорил: «… я  себя не считал и не считаю  сколько-нибудь талантливым педагог… Но я много работал, считаю себя работоспособным, я добивался освоения этого мастерства, сначала даже не верил, да есть ли такое мастерство или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве мы можем положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок, который попал к неталантливому педагогу?.. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации».

 

 

1.2Педагогическое творчество

          Педагогика - одна из интереснейших  социальных дисциплин, которая  имеет дело с самыми широкими  социальными процессами. И за  всем этим космосом чувств, диалогов - реальные люди, реальные дети, реальные  воспитатели.

       Однако  суть педагогической профессии  не определяется совокупностью  заданий и предъявляемых ими  требований. Как и всякая другая профессия, педагогическая оказывает влияние на весь образ жизни педагога своим режимом, условиями труда, характером и дидактической формой общения с обучаемыми, а также эмоционально-волевой нагрузкой. С другой стороны, педагогическая деятельность в большей степени, чем другие профессии, окрашена личностно, и поэтому личностные качества играют значительную роль в достижении профессионального успеха.

       Педагогический  труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы  обучаемые, обстоятельства, личность  самого педагога, и любое педагогическое  решение должно исходить из  этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя  особый феномен, при всей специфике  имеет много общего с деятельностью  ученого, писателя, артиста.

      Следовательно,  педагогическая деятельность —  процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества  в других сферах (наука, техника,  искусство) творчество педагога  не имеет своей целью создание  социально ценного нового, оригинального,  поскольку его продуктом всегда  остается развитие личности. Конечно,  творчески работающий педагог,  а тем более педагог новатор,  создает свою педагогическую  систему, но она является лишь  средством для получения наилучшего  в данных условиях результата.

       В современной  литературе педагогическое творчество  понимается как процесс решения  педагогических задач в меняющихся  обстоятельствах. Обращаясь к  решению неисчислимого множества  типовых и нестандартных задач,  педагог так же, как и любой  исследователь, строит свою деятельность  в соответствии с общими правилами  эвристическою поиска: анализ педагогической  ситуации; проектирование результата  в соответствии с исходными  данными; анализ имеющихся средств,  необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

        Творчество  обусловлено творческим потенциалом  личности, который, если вести  речь о педагоге, формируется  на основе накопленного им  социального опыта, психолого-педагогических  и предметных знаний, новых идеи, умении и навыков, позволяющих  находить и применять оригинальные  решения, новаторские формы и  методы и тем самым совершенствовать  исполнение своих профессиональных  функций. С другой стороны,  опыт убеждает, что творчество  приходит только тогда и только  к тем, для кого характерно  ценностное отношение к труду,  кто стремится к повышению  профессиональной квалификации, пополнению  знаний и изучению опыта, как  отдельных педагогов, так и  целых педагогических коллективов.

        Нередко  творческую природу труда педагога  выводят из умозаключения: педагогический  труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя  прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

      Творческий  потенциал любого человека, в  том числе и педагога, характеризуется  рядом особенностей личности, которые  называют признаками творческой  личности. При этом авторы приводят  разные перечни таких признаков.  Они выделяют способность личности  замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый  взгляд очевидное, избегать поверхностных  формулировок; умение вникнуть в  проблему и в то же время  оторваться от реальности, увидеть  перспективу; способность отказаться  от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект  с совершенно новой стороны,  в новом контексте; готовность  отказаться от теоретических  суждений, деления на черное и  белое, отойти от привычного  жизненного равновесия и устойчивости  ради неопределенности и поиска.

       Сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов. Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведет к развертыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой стороны, он сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития. При этом педагогическое самосознание - ключ к решению многих задач, связанных с наличием у педагога потребности в постоянном самосовершенствовании. Вот как рассказал об учителе-энтузиасте 20 годов А.Г. Ривине в своих воспоминаниях писатель Варлам Шаламов: «Он изобрел метод «сочетательный диалог»- экономный и универсальный способ изучения наук. Способ этот заключался в том, что чуть грамотного человека заставляли зазубрить бином Ньютона и рассказать товарищу. А тот рассказывал в ответ квадратные уравнения. Так в своеобразной «кадрили» пары кружились до тех пор, пока не проходили всей программы. Потом бегло все приводилось в порядок, и курс был закончен. Таким же способом Ривин поступал и с литературой, и с историей, и с физикой. Никаких преподавателей не было, были только карточки, заполненные Ривиным собственной рукой». В этой методике было интересным не только то, что дети проходили школьную дисциплину, «как бы играя и шутя», и не только то, что многие уроки проводились на воздухе, и не только то, что дети учились искать свой собственный языковый стиль, но и то, что классное общение было демократизированным.

     Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

         В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

   *наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

   *социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);

   *наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

    *наличие субъективных (личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

    *новизна и оригинальность процесса или результата.

         Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

         Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Область проявления педагогического  творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим  ряд условий (Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик):

*временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

*сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

*отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

*атмосфера публичного выступления;

*необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

       В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

      Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностные компоненты личности. Тем не менее решение, специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.

Представляет интерес  типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов.

       Теоретик-логик  - это тип творческой личности, для которого характерна способность  к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике  информации. Люди этого типа четко  планируют свою творческую работу, широко используют уже известные  методы научных исследований. Для  этого типа творческой личности  характерна большая осведомленность  и эрудиция. Опираясь на уже  известные теоретические концепции,  они развивают их дальше. Все,  что они начинают, доводят до  логического конца, подкрепляя  свои обоснования ссылками на  многочисленные первоисточники.

       Теоретик-интуитивист  характеризуется высокоразвитой  способностью к генерированию  новых, оригинальных идей, люди  такого типа творческих способностей  — это крупные изобретатели, создатели  новых научных концепций, школ  и направлений. Они не боятся  противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией  и воображением.

       Практик  (экспериментатор) всегда стремится  свои новые оригинальные гипотезы  проверить экспериментально. Люди  этого типа любят и умеют  работать с аппаратурой, у них  всегда большой интерес и способности  к практическим делам.

     Организатор  как тип творческой личности  обладает высоким уровнем развития  способностей к организации других, коллектива для разработки и  выполнения новых идей. Под руководством  таких людей создаются оригинальные  научные школы и творческие  коллективы. Людей этою типа отличает  высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей  воле других и направляв их на решение больших творческих задач.

     Инициатор  характеризуется инициативностью,  энергичностью, особенно на начальных  стадиях решения новых творческих  задач. Но, как правило, они  быстро остывают или переключаются  на решение других творческих  задач.

Педагогическое творчество

Моральное

Дидактическое

Технологическое

Организаторское

- деятельность в сфере морально-этических отношений студентов и педагогов с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающая качественно новый результат. Наибольший эффект дает при проектировании педагогических ситуаций. Моральное творчество - это искусство создания высоконравственных, доброжелательных отношений педагога со студентами.

- деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения студентами. Оно безгранично -комбинирование действий студентами, изобретение новых приемов, использование взаимопереходов, дополнений, фоновой музыки, самооценки, справочных устройств в учебных целях, игровых автоматов, оценка знаний родителями.

- деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляется поиск и создание новых педагогических систем, педагогических процессов и учебных педагогических ситуаций, способствующих повышению результативности обучения студентов. Это самый сложный вид педагогического творчества.

- творчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействия студентов и педагогов и т. д. Оно обеспечивает рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономичным путем.

Информация о работе Творческая деятельность учителя