Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 08:17, реферат
Цель работы: Выявить и развить художественно-творческие способности у дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества
1.1 Проблема развития художественно-творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования
2.1 Виды и техники нетрадиционного рисования
2.2 Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе нетрадиционного рисования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Существует множество определений способностей. Так Б.М. Теплов считал, что способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н.С. Лейтеса, способности - это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.
Способности - это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются (Л.А. Венгер).
К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней». Способности имеют свои содержание и структуру, определить которые крайне важно, считал Л.А. Венгер. В противном случае неизвестно, что надо формировать.
При определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.
В этом вопросе нет единого мнения:
- способности не сводятся к
навыкам, умениям, но могут объяснять
легкость и быстроту их
- знания, умения и навыки
- одним из компонентов
Л.А. Венгер, понимая под способностями ориентировочные действия, отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительной части деятельности.
В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:
1. Типологические свойства
2. Соотношение I и II сигнальных систем,
взаимодействие и
3. Индивидуальные особенности
По определению В.А. Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:
- значительно облегчают
- ускоряют темп продвижения в развитии способностей;
- определяют высоту достижения;
- обуславливают ранние
Задатки имеют врожденные индивидуальные различия. Все эти положения применимы и к специальным способностям [25, С. 18].
Психические функции отражения реализуются в виде познавательных психических процессов. Поэтому классификация способностей, полагает ученый, соответствует основным психическим процессам: способности ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания и психомоторные способности. Эти способности относятся к общим. У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени («мера выраженности» способности). Автор определяет параметры, по которым можно определить развитие каждой из способностей. Например, способность восприятия оценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность, способность воображения, оригинальность, осмысленность и др.; психомоторная способность по параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость, пластичность и ловкость.
Для практического решения проблемы способностей (в плане анализа и формирования) важно замечание В.И. Шадрикова и о том, что в реальном проявлении каждая психическая функция (процесс) не отделима от других, включает их в себя. Различна только иерархия, она определяется тем, какая психическая функция выбрана в качестве исходной. Например, способность эстетического восприятия предмета немыслима без опоры на память, воображение и т.д. В.И. Шадриков все эти рассуждения относит к познавательным способностям как отдельным свойствам общей отражательной способности - психики. Наряду с этим он выделяет духовные способности, которые тоже относит к сфере психики, отражения.
Духовные способности - это способности к самопознанию, самосознанию, самопереживанию, к соотнесению себя с миром, с другими людьми. Эти способности обеспечивают создание духовных творений. Духовные способности связываются не только с понятием «деятельность», но и с понятием «поведение», органично включающим в себя отношение к моральным нормам.
Очевидно, в духовных способностях проявляется личность. Они являются и результатом и условием её развития. Процесс их развития - это, по существу, процесс развития личности. Можно отметить соотношение духовных способностей с познавательными: в духовных способностях проявляются все умственные способности в их единстве, но направленные духовными ценностями. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному прогрессу, умственному, нравственному. Другими словами, автор формирует идею о целостном развитии всех сфер личности [25, С. 32].
Выводы по параграфу:
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Исследования ученых, работы педагогов доказывают, что каждый ребенок по своей природе - творец.
Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают.
Работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребенка. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем.
Таким образом, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать.
Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества.
Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
1.2 Понятие специальных
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности. Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе. Однако, они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре.
Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализировать, опираясь на общепринятый в теории способностей подход к определению их содержания - исходя из специфики деятельности.
Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфики способностей к данному виду деятельности.
Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения (Г.В. Лабунская, Н.П. Саккулина). Первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительной (Л.А. Венгер, Н.П. Саккулина). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей.
Рассмотрим, как исследователи учитывают особенности изобразительной деятельности при выделении содержания и структуры этого вида способностей.
В.И. Киреенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:
- способность воспринимать
- способность оценивать в
- способность оценивать
- способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;
- способность оценивать
Целая серия экспериментов, проведенных В.И. Киреенко, направлена на выявление качественных различий этих сторон зрительного восприятия у школьников и учащихся средних художественных школ, преподавателей, имеющих специальное художественное образование, а также взрослых и нерисующих детей. Эти эксперименты дают любопытные ответы на вопросы о количественных и качественных особенностях зрительного восприятия у рисующих и нерисующих, у взрослых и детей, то есть ответы на вопросы о мере выраженности способности к изобразительной деятельности в зависимости от ряда факторов.
Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.
Таким образом, автором выделена хотя и важная, но далеко не исчерпывающая специфики деятельности группа способностей.
Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. В 1959 году вышла одна из интереснейших работ Н.П. Сакулиной по проблеме способностей к изобразительной деятельности «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием». Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н.П. Сакулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.
Способность к изображению состоит из трех компонентов:
1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).
2. Овладение средствами
Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.
3. Овладение техникой рисунка. Технические
умения и навыки тесно слиты
с графическими, являются их составной
частью. Однако Н.П. Сакулина выделяет
их в отдельную группу в
силу их специфичности и
Н.П. Сакулина отмечает, что способность к изображению обуславливает создание любого рисунка с различными целевыми установками. Затем она рассматривает те качества, которые необходимы для создания художественного рисунка, то есть способность к художественному выражению. Она предполагает и другой термин - «способность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих способностей. Однако четкого выделения компонентов этой способности Н.П. Сакулина не дает. Из рассуждений автора о возможной выразительности детского рисунка можно выделить некоторые качества (свойства), составляющие способность к образному выражению:
Информация о работе Творческий способность дошкольник нетрадиционное рисование