Творческий способность дошкольник нетрадиционное рисование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 08:17, реферат

Описание работы

Цель работы: Выявить и развить художественно-творческие способности у дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества
1.1 Проблема развития художественно-творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования
2.1 Виды и техники нетрадиционного рисования
2.2 Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе нетрадиционного рисования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 104.97 Кб (Скачать файл)

Задачи исследовательской работы:

- выявление художественно-творческих  способностей детей в старшем  дошкольном возрасте в нетрадиционной  технике рисования с использованием  живописных материалов;

- разработка путей развития  творческих способностей в области  нетрадиционного рисования живописными  материалами;

- апробирование инновационных  техник в рисовании с использованием  живописных материалов для развития  художественн0-творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста.

При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:

наблюдение - древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;

эксперимент - основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;

диагностика - подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;

анализ продуктов деятельности - один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

Дошкольный возраст - это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

Детское изобразительное творчество - мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Экспериментальная работа состояла из трех этапов:

1 этап (констатирующий) - направлен  на выявление уровня технических  навыков и умений, развитие их  творчества в рисунке. Для проведения 1 этапа исследования была использована  педагогическая диагностика развития  детей перед поступлением в  школу под редакцией Т.С. Комаровой

(Приложение 1, таблица 1-4). Выделенные  критерии объединили в две  группы: первая применяется при  анализе продуктов деятельности, вторая -- при анализе процесса  деятельности. Разумеется, обе группы  тесно между собой связаны  и позволяют охарактеризовать  деятельность и ее продукт.

2 этап (формирующий эксперимент) - направлен на выявление уровня  развития художественно-творческих  способностей у детей дошкольного  возраста. Для проведения 2 этапа  исследования было использовано  тестовое задание с дорисовыванием  кругов. Тест предназначен для  диагностики творческих способностей  детей. Данное диагностическое задание  было предложено детям в конце  учебного года. (Приложение 1, таблица 5 и 6).

Данная методика, позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения. Из данных наблюдений можно проследить, что у детей экспериментальной подгруппы работы более оригинальны, преимущественно без повторений. Высший балл заработали 9 детей, средний балл - 5 детей, а низкий всего один ребенок.

В контрольной группе пятеро детей не смогли все круги оформить в образы, у многих детей прослеживается частое повторение образов или оформляли круги в очень простые изображения, часто встречающиеся в жизни предметов. Первая подгруппа заработала высший бал в количестве 4 детей, это в два раза меньше, чем дети экспериментальной подгруппы. Средний балл - 6 детей, и низкий балл - 5 детей. Вывод: уровень развития воображения у детей контрольной подгруппы менее высок, чем у детей экпериментальной подгруппы.

3 этап - контрольный эксперимент. На  последнем 3 этапе была проведена  итоговая диагностика “Умелое  использование детьми всех нетрадиционных  техник рисования”. Экспериментально  проверена их эффективность для  создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития  творческих возможностей детей  в рисовании, результаты рисунков  прошли анализ и были занесены  в таблицу (Приложение 1, таблица 7 и 9). В течение года все техники  нетрадиционного рисования были  изучены и апробированы в работе  с детьми. Для записи данного  исследования использовалась диагностическая  карта “Художественно-эстетическое  развитие” (Приложение 1, таблица 8,9).

Сравнивая результаты между детьми первой подгруппы (контрольной) и детьми второй (экспериментальной) подгруппы (Диаграмма 1) в начале года можно заметить разницу в уровне развития художественно-творческих способностей у детей. По результатам видно, что у детей второй подгруппы, средний уровень составляет 67 % , а у детей первой подгруппы - 53% детей. У детей второй подгруппы, наблюдается высокий уровень, который составляет 13%, а низкий - 20%. В первой же подгруппе, высокий уровень отсутствует вообще, а низкий уровень составляет 47%.

После проделанной работы в течение года с детьми обеих подгрупп можно заметить существенную разницу. В конце года у детей подготовительной группы уже повысили свой уровень умений, средний уровень повысился до 73%. Появляется высокий уровень, который достиг 27%. Уровень овладения ребенком изобразительной деятельностью детей второй подгруппы, посещающих студию, значительно возрос к концу года. Высокий уровень составляет 60% детей, средний - 40%. Это существенно отличается от детей первой подгруппы.

Результаты анализа двух групп между собой, уже в конце года изменились (Диаграмма 2). Уровень умения рисования нетрадиционными техниками у детей второй подгруппы выше, чем у детей первой подгруппы.

Таблица 1. Распределение детей по уровням развития творческих способностей по результатам диагностики автора Т.С. Комаровой (Диагностика развития детей перед поступлением в школу) на начало учебного года (%)

 

Группа

Низкий

уровень

средний уровень

высокий уровень

 

Экспериментальная группа

47%

53 %

-

 

Контрольная группа

13 %

67 %

20 %

 
         

Рис.1. Распределение детей экспериментальной и контрольной групп по уровням развития художественно-творческих способностей на начало учебного года

 

Таблица 2. Распределение детей по уровням развития творческих способностей по результатам диагностики автора Т.С. Комаровой (Диагностика развития детей перед поступлением в школу) на конец учебного года (%)

 

Группа

Низкий

уровень

средний уровень

высокий уровень

 

Экспериментальная группа

 

40 %

60 %-

 

Контрольная группа

-

73 %

27 %

 
         

Рис.2. Распределение детей экспериментальной и контрольной групп по уровням развития художественно-творческих способностей на конец учебного года

Вывод эксперимента: Использование нетрадиционных материалов, оборудования, проведение занятий в оригинально-занимательной форме являются решающим фактором развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения: у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Гипотеза исследования полностью подтвердилась, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности. Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия. Хорошо известны работы в этой области видных отечественных ученых: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева и др. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время, она является важнейшим средством эстетического воспитания.

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов и является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком - да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий - создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

 

Приложение 1

Анализ продуктов деятельности

1. Содержание изображения (полнота  изображения образа).

Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях нами выделялись показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

В этом критерии мы для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделил две группы показателей: «а» и «б»:

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает и темы занятия.

2. Передача формы:

* форма передана точно;

* есть незначительные искажения;

* искажения значительные, форма  не удалась.

3. Строение предмета:

* части расположены верно;

* есть незначительные искажения;

Информация о работе Творческий способность дошкольник нетрадиционное рисование