Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 08:17, реферат
Цель работы: Выявить и развить художественно-творческие способности у дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества
1.1 Проблема развития художественно-творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования
2.1 Виды и техники нетрадиционного рисования
2.2 Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе нетрадиционного рисования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Задачи исследовательской работы:
- выявление художественно-
- разработка путей развития
творческих способностей в
- апробирование инновационных
техник в рисовании с
При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:
наблюдение - древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;
эксперимент - основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;
диагностика - подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;
анализ продуктов деятельности - один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;
Дошкольный возраст - это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.
Детское изобразительное творчество - мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.
В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов:
1 этап (констатирующий) - направлен
на выявление уровня
(Приложение 1, таблица 1-4). Выделенные
критерии объединили в две
группы: первая применяется при
анализе продуктов
2 этап (формирующий эксперимент) -
направлен на выявление уровня
развития художественно-
Данная методика, позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения. Из данных наблюдений можно проследить, что у детей экспериментальной подгруппы работы более оригинальны, преимущественно без повторений. Высший балл заработали 9 детей, средний балл - 5 детей, а низкий всего один ребенок.
В контрольной группе пятеро детей не смогли все круги оформить в образы, у многих детей прослеживается частое повторение образов или оформляли круги в очень простые изображения, часто встречающиеся в жизни предметов. Первая подгруппа заработала высший бал в количестве 4 детей, это в два раза меньше, чем дети экспериментальной подгруппы. Средний балл - 6 детей, и низкий балл - 5 детей. Вывод: уровень развития воображения у детей контрольной подгруппы менее высок, чем у детей экпериментальной подгруппы.
3 этап - контрольный эксперимент. На
последнем 3 этапе была проведена
итоговая диагностика “Умелое
использование детьми всех
Сравнивая результаты между детьми первой подгруппы (контрольной) и детьми второй (экспериментальной) подгруппы (Диаграмма 1) в начале года можно заметить разницу в уровне развития художественно-творческих способностей у детей. По результатам видно, что у детей второй подгруппы, средний уровень составляет 67 % , а у детей первой подгруппы - 53% детей. У детей второй подгруппы, наблюдается высокий уровень, который составляет 13%, а низкий - 20%. В первой же подгруппе, высокий уровень отсутствует вообще, а низкий уровень составляет 47%.
После проделанной работы в течение года с детьми обеих подгрупп можно заметить существенную разницу. В конце года у детей подготовительной группы уже повысили свой уровень умений, средний уровень повысился до 73%. Появляется высокий уровень, который достиг 27%. Уровень овладения ребенком изобразительной деятельностью детей второй подгруппы, посещающих студию, значительно возрос к концу года. Высокий уровень составляет 60% детей, средний - 40%. Это существенно отличается от детей первой подгруппы.
Результаты анализа двух групп между собой, уже в конце года изменились (Диаграмма 2). Уровень умения рисования нетрадиционными техниками у детей второй подгруппы выше, чем у детей первой подгруппы.
Таблица 1. Распределение детей по уровням развития творческих способностей по результатам диагностики автора Т.С. Комаровой (Диагностика развития детей перед поступлением в школу) на начало учебного года (%)
Группа |
Низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|
Экспериментальная группа |
47% |
53 % |
- |
|
Контрольная группа |
13 % |
67 % |
20 % |
|
Рис.1. Распределение детей экспериментальной и контрольной групп по уровням развития художественно-творческих способностей на начало учебного года
Таблица 2. Распределение детей по уровням развития творческих способностей по результатам диагностики автора Т.С. Комаровой (Диагностика развития детей перед поступлением в школу) на конец учебного года (%)
Группа |
Низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|
Экспериментальная группа |
40 % |
60 %- |
||
Контрольная группа |
- |
73 % |
27 % |
|
Рис.2. Распределение детей экспериментальной и контрольной групп по уровням развития художественно-творческих способностей на конец учебного года
Вывод эксперимента: Использование нетрадиционных материалов, оборудования, проведение занятий в оригинально-занимательной форме являются решающим фактором развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения: у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Гипотеза исследования полностью подтвердилась, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности. Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия. Хорошо известны работы в этой области видных отечественных ученых: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева и др. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время, она является важнейшим средством эстетического воспитания.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов и является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком - да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий - создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.
Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.
Приложение 1
Анализ продуктов деятельности
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях нами выделялись показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
В этом критерии мы для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделил две группы показателей: «а» и «б»:
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает и темы занятия.
2. Передача формы:
* форма передана точно;
* есть незначительные искажения;
* искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
* части расположены верно;
* есть незначительные искажения;
Информация о работе Творческий способность дошкольник нетрадиционное рисование