Творческий способность дошкольник нетрадиционное рисование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 08:17, реферат

Описание работы

Цель работы: Выявить и развить художественно-творческие способности у дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества
1.1 Проблема развития художественно-творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования
2.1 Виды и техники нетрадиционного рисования
2.2 Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе нетрадиционного рисования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 104.97 Кб (Скачать файл)

Таблица 9

Анализ детских работ экспериментальной группы

 

Имя ребенка

Самостоятельность в выборе изобразительных материалов

Создание новых комбинаций из основных элементов

Увлеченность и интерес к деятельности

Творческое применение различной техники изображения и материалов

Соответствие детской работы основным художественным требованиям

Оригинальность выполнения замысла

 

Лина

3

2

2

1

2

1

 

Катя

3

3

3

3

3

3

 

Дима

3

3

3

2

3

3

 

Генрих

3

3

3

2

3

3

 

Илья

3

3

3

2

3

3

 

Егор

3

2

2

2

2

3

 

Денис

3

3

3

3

2

2

 

Юля

3

2

2

1

2

2

 

Марк

3

2

2

1

2

1

 

Таня

3

3

3

2

2

2

 

Женя

3

3

3

3

3

3

 

Полина

3

3

3

3

3

3

 

Яна

3

2

2

1

2

2

 

Наташа

3

3

3

2

2

2

 

Петя

3

3

3

3

3

3

 
               

Таблица 10

Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие» (нетрадиционные техники рисования) экспериментальной группы

 

Имя ребенка

Оттиск

Монотипия

Пальчиковая живопись

Кляксография

Наб

рызг

Метод тычка

 
 

Печатки из листика

Поролон

Мятая бумага

Предметная

Пейзажная

 

С нит

кой

С трубочкой

     

Лина

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

Катя

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

 

Дима

3

3

3

3

2

3

2

2

2

3

 

Генрих

3

3

3

2

2

3

2

2

2

3

 

Илья

3

3

3

2

2

3

2

3

2

3

 

Егор

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

Денис

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

 

Юля

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

Марк

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

Таня

3

3

3

2

2

3

2

3

2

3

 

Женя

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

 

Полина

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

 

Яна

3

2

2

2

2

3

2

2

2

2

 

Наташа

3

3

3

2

2

3

2

2

2

2

 

Петя

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

 
                       

 

Приложение 2

Примеры занятий по рисованию в подготовительной группе

Рисование с натуры. «Комнатное растение»

Программное содержание: Учить детей передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Meтодика проведения занятия. Обследовать  растение, активно включая детей, вызывая их для показа у  доски на правления стеблей, формы  горшка. Спросить детей, все ли  части растения одинаковы по  цвету, предложить отметить, где  светлее, где темнее; спросить, как  это можно передать в рисунке  одним простым карандашом. Если  дети не ответят, показать, как  разный нажим на карандаш передает  разный тон (светлее, темнее). Во время  анализа отметить те рисунки, где правильно передан характер  растения и тоновые отношения, изображение хорошо расположено  на листе.

Материалы к занятию. Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы. Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.

Рисование с натуры керамической фигуры животного

Программное содержание: Учить рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль. Учить слитному рисованию контура, аккуратному закрашиванию.

Методика проведения занятия. Обследование фигурки с включением движения руки по контуру. Показать на доске прием рисования, подчеркнуть слитность, неотрывность, легкость движения и необходимость зрительного контроля за движением руки («Смотри внимательно, как рисуешь»). Спросить о правилах закрашивания рисунка. В процессе рисования вместе с ребенком анализировать неудачи, включать повторное обведение фигурки по контуру, сопровождая его словами, объясняющими направление движения.

Материалы к занятию. Простой графитный карандаш, цветные карандаши или краски. Лист белой бумаги размером в 1/2 писчего листа.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы. Рассматривание изделий из керамики.

Тема: «Одуванчики в траве».

Программное содержание: Учить детей представлять образ цветка в соответствии с его описанием в стихотворениях поэтов; закреплять навыки рисования штрихами полусухой кистью - прямыми штрихами при рисовании желтой головки цветка. При изображении белой головки использовать прием «набрызга». Развить способность рационально применять технику «набрызга».

Ход занятия: В начале занятия детям были прочитаны стихотворения и предоставлены иллюстрации с изображением одуванчиков. В течение занятия был использован рассказ о технике «набрызга». Прошло закрепление с детьми о последовательности выполнения работы.

Детей заинтересовало нестандартное оборудование (зубные щетки), которое было им предложено и вызывало неподдельный интерес. Дети получили огромное удовольствие от предложенной техники и добились хороших результатов.

Тема: «Летний пляж».

Программное содержание: Закреплять умение рисовать «по-сырому», развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов впечатлений; научить детей создавать художественный образ при помощи цвета, опираясь на предыдущий сенсорный опыт.

Ход занятия. Детям было предложено оборудование и иллюстративный материал. В ходе занятия использовалась музыка, различная по содержанию и характеру. Был предложен рисунок-схема с изображением солнца и волнообразных линий - некая поверхность, с помощью подбора цвета дети должны были превратить в ледяную пустыню африканскую жаркую пустыню или в солнечный ласковый пляж. Дети использовали различные тона и цветовую гамму для получения рисунков, имеющих разный характер. Использовался контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный подход. Занимательность преобладала в разнообразии цветовых оттенков. Дети были активны и эмоциональны, что видно из их работ.

Тема: «Весеннее дерево».

Программное содержание: Закреплять умение рисовать с помощью «тычка»; развивать творческое воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники рисования живописными материалами.

Ход занятия. В начале занятия детям были прочитаны стихотворения о весенних деревьях. В течение занятия были использованы следующие методы: объяснение с частичным показом, напоминание, контроль, поощрение, оценка. Также было использовано упражнение «вхождение в образ».

Детям было предложено описать по прочитанным стихотворениям, каким они видят это дерево. Дети активно приступили к работе, применяя соединение техник: аппликация из ниток, рисование «тычком», используя цветоведение. Дети были очень заинтересованы этой техникой, выполнили задание на хорошем уровне, проявив способность к цветовосприятию окружающего мира.

 

Приложение 3

«Веточка ели»

Настя М., 5 лет

(свеча, акварель)

«Осенний лес»

Алена П., 6 лет

(оттиск листьями дерева)

«Мой щенок»

Илья К., 6 лет

(метод «тычка»)

Лариса А, 5 лет

(пальцевая живопись)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов  С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2000. 60с.

2.Васильева В.И. Программа воспитания  и обучения в детском саду. М.: Академия, 2005. 32-56 с.

3. Богат В., Нюкалов В. Развивать  творческое мышление (ТРИЗ в детском  саду). - Дошкольное воспитание. -2001 №1. с. 17-19.

4. Венгер Н.Ю. Путь к развитию  творчества. - Дошкольное воспитание. -2002 №11. с. 32-38.

5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление  и творчество. - Вопросы психологии. - 2005 №4. с. 5-9.

6. Выготский Л.Н. Воображение и  творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 2000. 92с.

7. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и  красиво рисовать. - Ярославль, 2001. 25с.

8. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 2002. с. 435-442.

9. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего  на свете не бывает. - М.: Знание, 2004. 157с.

10.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника  в изобразительной деятельности. - М., 2000. 15 стр.

11. Ендовицкая Т. О развитии творческих  способностей. - Дошкольное воспитание. - 2007 №12. с. 73-75.

12 . Ефремов В.И. Творческое воспитание  и образование детей на базе  ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ. 2006 г. 31 с.

13. Заика Е.В. Комплекс игр для  развития воображения. - Вопросы  психологии. - 2003 №2. с. 54-58.

14. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники  рисования в детском саду. Часть 1 / Давыдова Г.Н. - М.: Издательство  Скрипторий, 2007. 3-9 с.

15. Донин А. Введение в искусствознание. - Н. Новгород, 2002. 12 с.

16. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с  детьми дошкольного возраста: нетрадиционные  техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005. 43 с.

17. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное  творчество / Казакова, Т.Г. - М.: «Карапуз-Дидактика», 2006. 56 с.

18. Квач Н.В. Развитие образного  мышления и графических навыков  у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических  дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001. 37 ст

19. Комарова С. Как научить ребенка  рисовать. - М., 1999. 21 с.

20. Комарова Т., Савенко А. Коллективное  творчество детей. - М., 1998. 24 с.

21. Комарова Т. Изобразительная  деятельность детей в детском  саду. - М., 2006. 12-21 с.

22. Комарова Т. Г. Детское художественное  творчество.- М., 2005. 9 с.

23. Котляр В. Изобразительная деятельность  дошкольников.- Киев, 1999. 31 с.

24. Крылов Е. Школа творческой  личности. - Дошкольное воспитание. -2002 №№ 7,8. с. 11-20.

25. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике  творческих способностей. -2000 № 9 с. 52-59, № 10 с. 62-69.

26.Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1999. 56 с.

27. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1999. 125 с.

28. Мурашковская И.Н. Когда я стану  волшебником. - Рига: Эксперимент, 2004. 62 с.

29. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского  университета. - 2003. 32 с.

Информация о работе Творческий способность дошкольник нетрадиционное рисование