Творческий способность дошкольник нетрадиционное рисование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 08:17, реферат

Описание работы

Цель работы: Выявить и развить художественно-творческие способности у дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества
1.1 Проблема развития художественно-творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования
2.1 Виды и техники нетрадиционного рисования
2.2 Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе нетрадиционного рисования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 104.97 Кб (Скачать файл)

* части предмета расположёны  неверно.

4. Передача пропорции предмета  в изображении:

* пропорции предмета соблюдаются;

* есть незначительные искажения;

* пропорции предмета переданы  неверно.

5. Композиция (для более полной  и точной характеристики овладения  детьми композицией выделены  две группы показателей):

а) расположение изображений на листе:

* по всему листу;

* на полосе листа;

* не продумана, носит случайный  характер;

б) соотношение по величине разных изображений,

составляющих картину:

* соблюдается пропорциональность  в изображении

разных предметов;

* есть незначительные искажения;

* пропорциональность разных предметов  передана

неверно.

6. Передача движения:

* движение передано достаточно  четко;

* движение передано неопределенно, неумело;

* изображение статичное.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставилась на занятии или вытекает из темы занятия.

7. Цвет (в этом критерии также  выделены две группы показателей: первая характеризует передачу  реального цвета предметов и  образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение  ребенка к цвету, свободное обращение  с цветом):

а) цветовое решение изображения:

* передан реальный цвет предметов;

* есть отступления от реальной  окраски;

* цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

* многоцветная или ограниченная  гамма -- цветовое решение соответствует  замыслу и характеристике изображаемого;

* преобладание нескольких цветов  или оттенков в большей степени  случайно;

* безразличие к цвету, изображение  выполнено в одном цвете (или  случайно взятыми цветами).

Анализ процесса деятельности

1. Характер линии (в соответствии  с проведенным исследованием  по формированию у детей ручной  умелости этот критерий включает  четыре группы показателей):

а) характер линии:

* слитная;

* линия прерывистая;

* дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

*средний;

* сильный, энергичный (иногда бумагу);

* слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):

* мелкими штрихами, не выходящими  за пределы контура;

* крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы  контура;

* беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах  контура;

г) регуляция силы нажима:

* ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

* ребенок не всегда регулирует  силу нажима и размах;

* ребенок не регулирует силу  нажима, выходит за пределы контура.

2. Регуляция деятельности (в этом  критерии выделены три группы  показателей для более детальной  характеристики отношения детей  к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

* адекватно реагирует на замечания  взрослого, стремится исправить  ошибки, неточности;

* эмоционально реагирует на  оценку взрослого (при похвале -- радуется, темп работы увеличивается, при критике -- сникает, деятельность  замедляется или вовсе прекращается);

* безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

* адекватна;

* неадекватна (завышенная, заниженная);

* отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

* к предложенному заданию;

* к процессу деятельности;

* к продукту собственной деятельности.

З. Уровень самостоятельности:

* выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае  необходимости обращается с вопросами;

* требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается  редко;

* необходима поддержка и стимуляция  деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому  не обращается.

4. Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й -- З балла, 2-й --2 балла, З-й -- 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

* форма передана точно -- З балла;

* есть незначительные искажения -- 2 балла;

* искажения значительные, форма  не удалась -- 1балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, -- 45, низшее -- 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.

В качестве теста, детям детского сада было предложено задание на дорисовывание шести кругов: ребятам выдавался стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть на рисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво. Задания должны в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса, уровень развития воображения.

Выполнение этого задания оценивалось следующим образом: по критерию «продуктивность» -- количество кругов, оформленных ребенком в образы, и составляло количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформлялись все шесть кругов, то выставлялась оценка 6, если 5, то оценка была 5, и т. д. Все баллы суммировались. Общее число баллов позволяло определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы в целом.

Следующий критерий - «разработанность образа», этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребенком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трехбалльной шкале.

1 балл - дорисовывание с передачей  одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);

2 балла - дорисовывание с передачей  нескольких (2-3) признаков;

3 балла - дорисовывание с передачей  более трех признаков.

К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оценивались по трехбалльной системе. Оценка «3» -- высокий уровень -- ставилась тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко желтое, красное, зеленое или мордочки зверюшек заяц, мишка и т.п.), или близкого образа. Оценка «2» -- средний уровень -- ставилась тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допуска ли практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т. п.). Оценка «1» -- низкий балл -- ставилась тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивалась не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания), использование цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.

1 балл -- использование при закрашивании 1--2 цветов;

2 балла -- использование в рисунках  в целом 3--4 цветов;

З балла -- использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.

Подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком, всеми детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делится на количество детей в ней). Эти показатели по каждой группе позволяют сравнивать группы в целом и отдельных детей между собой. И подсчитывается общее количество созданных детьми индивидуальных изображений.

Подсчитывалось общее количество баллов, полученное детьми (суммарный балл), затем выводился средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делилось на количество детей в ней).

Оценка результатов тестирования осуществлялась в двух направлениях:

1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных  детьми изображений);

2) по группе в целом (выводя  общее число баллов, средний балл, общее число образов), и это  позволило нам оценить не только  уровень развития творчества, но  и уровень воспитательно-образовательной  работ в группе.

 

Таблица 1

Сводная таблица оценок контрольной группы по каждому критерию и показателю (начало года)

 

№ п/п

Имя ребенка

Форма

Строение

Пропор

ции

Композиция

Передача движения

Цвет

Общее количество баллов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Алена

Ира

Толя

Саша

Оля

Кристина

Маша

Иван

Коля

Лиза

Ульяна

Матвей

Костя

Настя

Ксюша

2

2

1

1

2

1

2

2

3

3

2

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

3

1

2

1

2

1

2

2

1

2

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

3

3

2

2

2

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

11

10

7

9

14

7

14

9

16

17

11

14

10

15

8

 

Итого баллов по критериям

30

24

22

24

22

21

29

-

172

   
                       

1 - низки уровень 2 - средний уровень 3 - высокий уровень

Развитие умений и навыков детей первой подгруппы в начале года находится на низком уровне - 47%, и у 53% детей - средний уровень. То есть уровень умений и навыков рисования у детей находится между средним и низким уровнем. Дети умеют рисовать формообразующие предметы, но не могут правильно соединить пропорции и составить композицию. Использование цветовой гаммы в рисунке слабая. Творческое применение различной техники рисования отсутствует.

 

Таблица 2

Сводная таблица оценок экспериментальной группы по каждому критерию и показателю (начало года)

 

№ п/п

Имя ребенка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Передача движения

Цвет

Общее количество баллов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Лина

Катя

Дима

Семен

Илья

Егор

Денис

Юля

Марк

Таня

Женя

Полина

Яна

Наташа

Петя

2

3

2

2

2

3

3

2

2

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

1

2

2

2

1

2

2

1

3

2

2

2

3

2

1

1

2

2

3

2

2

2

2

2

1

1

2

3

2

2

1

2

2

3

1

2

1

1

2

1

1

2

2

2

1

1

1

1

2

1

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

3

2

1

1

3

2

2

2

2

2

3

2

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

11

17

11

11

12

19

14

12

9

14

14

18

10

14

10

 

Итого баллов по критериям

36

29

30

27

21

23

30

-

196

   
                       

1 - низки уровень 2 - средний уровень 3 - высокий уровень

По результатам диагностики средний уровень составляет 67 % детей, высокий - 13%, а низкий - 20%.

Таблица 3

Сводная таблица оценок контрольной группы по каждому критерию и показателю (конец года)

Информация о работе Творческий способность дошкольник нетрадиционное рисование