Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 08:17, реферат
Цель работы: Выявить и развить художественно-творческие способности у дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества
1.1 Проблема развития художественно-творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования
2.1 Виды и техники нетрадиционного рисования
2.2 Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе нетрадиционного рисования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
* части предмета расположёны неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
* пропорции предмета
* есть незначительные искажения;
* пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция (для более полной
и точной характеристики
а) расположение изображений на листе:
* по всему листу;
* на полосе листа;
* не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений,
составляющих картину:
* соблюдается
разных предметов;
* есть незначительные искажения;
* пропорциональность разных
неверно.
6. Передача движения:
* движение передано достаточно четко;
* движение передано
* изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставилась на занятии или вытекает из темы занятия.
7. Цвет (в этом критерии также
выделены две группы
а) цветовое решение изображения:
* передан реальный цвет
* есть отступления от реальной окраски;
* цвет предметов передан
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
* многоцветная или ограниченная
гамма -- цветовое решение
* преобладание нескольких
* безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии (в соответствии
с проведенным исследованием
по формированию у детей
а) характер линии:
* слитная;
* линия прерывистая;
* дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
*средний;
* сильный, энергичный (иногда бумагу);
* слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):
* мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
* крупными размашистыми
* беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
* ребенок регулирует силу
* ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
* ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности (в этом
критерии выделены три группы
показателей для более
а) отношение к оценке взрослого:
* адекватно реагирует на
* эмоционально реагирует на
оценку взрослого (при похвале --
радуется, темп работы увеличивается,
при критике -- сникает, деятельность
замедляется или вовсе
* безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
* адекватна;
* неадекватна (завышенная, заниженная);
* отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
* к предложенному заданию;
* к процессу деятельности;
* к продукту собственной
З. Уровень самостоятельности:
* выполняет задание
* требуется незначительная
* необходима поддержка и
4. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й -- З балла, 2-й --2 балла, З-й -- 1 балл.
Например, критерий «передача формы»:
* форма передана точно -- З балла;
* есть незначительные искажения -- 2 балла;
* искажения значительные, форма не удалась -- 1балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, -- 45, низшее -- 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.
В качестве теста, детям детского сада было предложено задание на дорисовывание шести кругов: ребятам выдавался стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть на рисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво. Задания должны в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса, уровень развития воображения.
Выполнение этого задания оценивалось следующим образом: по критерию «продуктивность» -- количество кругов, оформленных ребенком в образы, и составляло количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформлялись все шесть кругов, то выставлялась оценка 6, если 5, то оценка была 5, и т. д. Все баллы суммировались. Общее число баллов позволяло определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы в целом.
Следующий критерий - «разработанность образа», этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребенком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трехбалльной шкале.
1 балл - дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);
2 балла - дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;
3 балла - дорисовывание с передачей более трех признаков.
К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оценивались по трехбалльной системе. Оценка «3» -- высокий уровень -- ставилась тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко желтое, красное, зеленое или мордочки зверюшек заяц, мишка и т.п.), или близкого образа. Оценка «2» -- средний уровень -- ставилась тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допуска ли практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т. п.). Оценка «1» -- низкий балл -- ставилась тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.
Оценивалась не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания), использование цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.
1 балл -- использование при закрашивании 1--2 цветов;
2 балла -- использование в рисунках в целом 3--4 цветов;
З балла -- использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.
Подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком, всеми детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делится на количество детей в ней). Эти показатели по каждой группе позволяют сравнивать группы в целом и отдельных детей между собой. И подсчитывается общее количество созданных детьми индивидуальных изображений.
Подсчитывалось общее количество баллов, полученное детьми (суммарный балл), затем выводился средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делилось на количество детей в ней).
Оценка результатов тестирования осуществлялась в двух направлениях:
1) индивидуально по каждому
2) по группе в целом (выводя
общее число баллов, средний балл,
общее число образов), и это
позволило нам оценить не
Таблица 1
Сводная таблица оценок контрольной группы по каждому критерию и показателю (начало года)
№ п/п |
Имя ребенка |
Форма |
Строение |
Пропор ции |
Композиция |
Передача движения |
Цвет |
Общее количество баллов |
|||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Алена Ира Толя Саша Оля Кристина Маша Иван Коля Лиза Ульяна Матвей Костя Настя Ксюша |
2 2 1 1 2 1 2 2 3 3 2 2 2 3 2 |
2 1 1 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 1 |
1 1 1 1 2 1 2 1 2 3 1 2 1 2 1 |
2 2 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 |
1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 1 |
1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 |
2 2 1 2 2 1 2 2 3 3 2 2 2 2 1 |
- - - - - - - - - - - - - - - |
11 10 7 9 14 7 14 9 16 17 11 14 10 15 8 |
|
Итого баллов по критериям |
30 |
24 |
22 |
24 |
22 |
21 |
29 |
- |
172 |
||
1 - низки уровень 2 - средний уровень 3 - высокий уровень
Развитие умений и навыков детей первой подгруппы в начале года находится на низком уровне - 47%, и у 53% детей - средний уровень. То есть уровень умений и навыков рисования у детей находится между средним и низким уровнем. Дети умеют рисовать формообразующие предметы, но не могут правильно соединить пропорции и составить композицию. Использование цветовой гаммы в рисунке слабая. Творческое применение различной техники рисования отсутствует.
Таблица 2
Сводная таблица оценок экспериментальной группы по каждому критерию и показателю (начало года)
№ п/п |
Имя ребенка |
Форма |
Строение |
Пропорции |
Композиция |
Передача движения |
Цвет |
Общее количество баллов |
|||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Лина Катя Дима Семен Илья Егор Денис Юля Марк Таня Женя Полина Яна Наташа Петя |
2 3 2 2 2 3 3 2 2 3 3 3 2 2 2 |
2 2 2 2 2 3 2 2 1 2 2 2 1 2 2 |
1 3 2 2 2 3 2 1 1 2 2 3 2 2 2 |
2 2 1 1 2 3 2 2 1 2 2 3 1 2 1 |
1 2 1 1 2 2 2 1 1 1 1 2 1 2 1 |
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 1 2 1 |
2 3 2 1 1 3 2 2 2 2 2 3 2 2 1 |
- - - - - - - - - - - - - - - |
11 17 11 11 12 19 14 12 9 14 14 18 10 14 10 |
|
Итого баллов по критериям |
36 |
29 |
30 |
27 |
21 |
23 |
30 |
- |
196 |
||
1 - низки уровень 2 - средний уровень 3 - высокий уровень
По результатам диагностики средний уровень составляет 67 % детей, высокий - 13%, а низкий - 20%.
Таблица 3
Сводная таблица оценок контрольной группы по каждому критерию и показателю (конец года)
Информация о работе Творческий способность дошкольник нетрадиционное рисование