Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 08:17, реферат
Цель работы: Выявить и развить художественно-творческие способности у дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества
1.1 Проблема развития художественно-творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования
2.1 Виды и техники нетрадиционного рисования
2.2 Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе нетрадиционного рисования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
№ п/п |
Имя ребенка |
Форма |
Строение |
Пропорции |
Композиция |
Передача движения |
Цвет |
Общее количество баллов |
|||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Алена Ира Толя Саша Оля Кристина Маша Иван Коля Лиза Марк Матвей Костя Настя Ксюша |
2 3 2 3 3 2 3 2 3 3 3 3 2 3 3 |
2 2 2 2 2 2 3 2 3 2 3 3 2 3 2 |
2 2 2 2 2 2 2 1 2 3 2 2 2 2 2 |
2 2 2 3 3 2 3 1 2 3 2 2 2 3 2 |
2 2 2 2 3 2 2 1 2 3 2 2 2 2 2 |
2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 3 1 2 2 |
2 3 3 3 2 2 3 2 3 3 3 3 2 3 2 |
- - - - - - - - - - - - - - - |
14 16 15 17 17 14 19 11 17 19 17 18 13 18 15 |
|
Итого баллов по критериям |
40 |
35 |
30 |
34 |
31 |
31 |
39 |
- |
240 |
||
Исходя, из результатов данной диагностики можно сделать вывод -- дети используют в рисовании разные виды художественного материала, осваивают различные приемы и способы рисования. По результатам наблюдений высокий уровень составляет 27% детей, средний - 73%. Результаты значительно улучшились.
Таблица 4
Сводная таблица оценок экспериментальной группы по каждому критерию и показателю (конец года)
№ п/п |
Имя ребенка |
Форма |
Строение |
Пропорции |
Композиция |
Передача движения |
Цвет |
Общее количество баллов |
|||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Лина Катя Дима Генрих Илья Егор Денис Юля Марк Таня Женя Полина Яна Наташа Петя |
2 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 3 2 3 3 |
2 3 3 3 2 2 3 2 2 2 3 3 2 3 3 |
2 3 3 2 3 2 3 2 2 3 2 3 2 2 3 |
2 3 2 3 2 2 3 2 2 3 3 3 2 3 3 |
2 3 3 2 3 2 3 2 2 3 2 3 2 2 3 |
2 3 3 3 2 2 3 2 2 2 3 3 2 2 3 |
3 3 3 3 2 2 3 2 2 3 3 3 2 3 3 |
- - - - - - - - - - - - - - - |
15 21 19 19 17 14 21 14 14 19 19 21 14 18 21 |
|
Итого баллов |
37 |
37 |
34 |
36 |
37 |
34 |
40 |
- |
255 |
||
Уровень овладения ребенком художественно-творческими способностями детей второй подгруппы значительно возрос к концу года. По результатам наблюдений высокий уровень составляет 60% детей, средний - 40%.
Таблица 5
Результаты тестирования в контрольной подгруппе
Имя ребенка |
Продуктивность |
Разработанность образа |
Оригинальность |
Качество |
Всего |
|
Алена |
4 |
2 |
2 |
1 |
9 |
|
Ира |
6 |
1 |
1 |
3 |
11 |
|
Толя |
5 |
2 |
1 |
1 |
9 |
|
Саша |
6 |
2 |
2 |
2 |
12 |
|
Оля |
5 |
2 |
1 |
2 |
10 |
|
Кристина |
6 |
1 |
1 |
1 |
9 |
|
Маша |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
Иван |
3 |
1 |
1 |
2 |
7 |
|
Коля |
6 |
2 |
1 |
2 |
11 |
|
Лиза |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
Ульяна |
6 |
3 |
2 |
1 |
12 |
|
Арсений |
6 |
2 |
3 |
2 |
13 |
|
Костя |
4 |
3 |
1 |
1 |
9 |
|
Настя |
6 |
2 |
3 |
3 |
14 |
|
Ксюша |
6 |
1 |
2 |
1 |
10 |
|
Тестирование проводилось в индивидуальной форме. В первой подгруппе пятеро детей не смогли все круги оформить в образы, у многих детей прослеживается частое повторение образов или оформляли круги в очень простые изображения, часто встречающиеся в жизни предметов (например, солнышко, шарик, мяч и т.п.). Первая подгруппа заработала высший бал в количестве 4 детей, это в два раза меньше, чем во второй подгруппе. Средний балл - 6 детей, что составляет 40% от всей группы. И низкий балл - 5 детей. Средний балл для всей группы составляет - 166. Отсюда можно сделать вывод, что уровень развития воображения у ребят первой подгруппы не высок.
Таблица 6
Результаты тестирования в экспериментальной группе
Имя ребенка |
Продуктивность |
Разработанность образа |
Оригинальность |
Качество |
Всего |
|
Лина |
6 |
1 |
1 |
1 |
9 |
|
Катя |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
Дима |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
Генрих |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
Илья |
6 |
2 |
3 |
2 |
13 |
|
Егор |
6 |
2 |
2 |
2 |
12 |
|
Денис |
6 |
2 |
3 |
3 |
14 |
|
Юля |
6 |
2 |
2 |
1 |
11 |
|
Марк |
6 |
2 |
1 |
1 |
10 |
|
Таня |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
Женя |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
Полина |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
Яна |
6 |
2 |
1 |
3 |
12 |
|
Наташа |
6 |
1 |
2 |
1 |
10 |
|
Петя |
6 |
2 |
2 |
3 |
13 |
|
Данная методика, позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения. Из данных наблюдений можно проследить, что у детей второй подгруппы работы более оригинальны, преимущественно без повторений. Все круги были оформлены в образы. Хорошо просматривается у детей этого возраста многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей. Высший балл заработали 9 детей, это составляет 60% от всей группы. Средний балл - 5 детей, в процентном содержании - 33%. А низкий всего один ребенок. Средний балл для всей группы составляет- 194.
Таблица 7
Анализ детских работ контрольной группы (конец года)
Имя ребенка |
Самостоятельность в выборе изобразительных материалов |
Создание новых комбинаций из основных элементов |
Увлеченность и интерес к деятельности |
Творческое применение различной техники изображения и материалов |
Соответствие детской работы основным художественным требованиям |
Оригинальность выполнения замысла |
|
Алена |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
|
Ира |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
|
Толя |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Саша |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
|
Оля |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
|
Кристина |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
Маша |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Иван |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
Коля |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
|
Лиза |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Ульяна |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
Марк |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
|
Костя |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Настя |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Ксюша |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Таблица 8
Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие» (нетрадиционные техники рисования) контрольной группы
Имя ребенка |
Оттиск |
Монотипия |
Пальчиковая живопись |
Кляксография |
Набрызг |
Метод тычка |
|||||
Печатки из листика |
Поролон |
Мятая бумага |
Предметная |
Пейзажная |
С ниткой |
С трубочкой |
|||||
Алена |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
Ира |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Толя |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
Саша |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Оля |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Кристина |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
Маша |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|
Иван |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
Коля |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Лиза |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|
Ульяна |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
Марк |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|
Костя |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
Настя |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
|
Ксюша |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
Информация о работе Творческий способность дошкольник нетрадиционное рисование