Творческий способность дошкольник нетрадиционное рисование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 08:17, реферат

Описание работы

Цель работы: Выявить и развить художественно-творческие способности у дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества
1.1 Проблема развития художественно-творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования
2.1 Виды и техники нетрадиционного рисования
2.2 Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе нетрадиционного рисования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 104.97 Кб (Скачать файл)

1. Эстетическое восприятие явлений  реального мира, т.е. не просто  сенсорное восприятие, необходимое  для изображения, но и эстетическая  оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать  выразительность предмета. Именно  это качество создает основу  для выражения в графической  форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п. А это, как отмечает Н.П. Сакулина, ступень  более высокая, чем выполнение  графического изображения. Явно, что  в этом свойстве проявляются  личностные моменты (ценностные  ориентиры, мотивы личности) [17, С. 45].

2. Интеллектуальная активность. Проявляется  это качество в переработке  впечатлений, отборе того, что поразило  сознание, чувство, в направленности  ребенка на создание нового, оригинального  художественно-выразительного образа.

Н.П. Сакулина, по существу, выделяет такие свойства, как активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков [17, С. 49].

Таким образом, способность к образному выражению предполагает наличие способности к изображению со всеми ее компонентами. При этом в отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. Способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности ребенка на создание нового, оригинального образа.

В дальнейших исследованиях Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей:

1. Способность целенаправленного  аналитико-синтетического восприятия  изображаемого предмета.

2. Способность формирования обобщенного  представления, отражающего признаки  и свойства многих предметов, которые могут быть переданы  в изображении.

3. Способность создания изображения  предмета на основе имеющегося  представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям  данного вида деятельности.

4. Способность совершать комплекс  движений под контролем зрения.

5. Способность восприятия создаваемого  и законченного изображения и  сенсорной оценки его согласно  имеющемуся представлению.

6. Способность создания изображения  на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее  сенсорного опыта, и преобразование  его при помощи воображения.

Хотя эти способности названы авторами «сенсорными», анализ их содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представления, воображения. Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности [17, С. 58].

Разработав детальную методику, формирования у детей этой сложной способности, Т.С. Комарова рассматривает ее как средство, овладев которым ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.

В 60-70 гг. и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной. Они считали, что художественно-творческие способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности.

1. Способность образного видения  окружающего (умение наблюдать, замечать  характерные признаки, детали, анализировать  форму, цвет наблюдаемого объекта  и в то же время способность  сохранять целостное эмоциональное  впечатление от объекта), воспринимая  его через призму наиболее  выразительного признака (важный  гусь, сердитый котенок, могучая  сосна и т.п.).

2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по  содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно  перерабатывая индивидуальный опыт.

3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в  поиске содержания и наиболее  выразительных средств создания  образа.

4. Способность «вхождения» в  изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво, непосредственно переживая  изображаемое, увлекаться, быть захваченным  деятельностью.

Выделенные выше художественно-творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий.

Таким образом, при всех различиях в подходе определения содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению.

Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.

1. Первый этап - игровой.

На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятии и увлечений.

Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».

2. Второй этап - индивидуальность.

Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше.

На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

3. Третий - этап роста. Ребенок нуждается  уже в более квалифицированном  педагоге, который становится основным  судьей его успехов. Родители  занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной  и материальной поддержке. На  этом этапе для поддержания  желания трудиться и достигать  результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие  вне дома Родители теперь выступают  в роли зрителей.

4. Четвертый - этап мастерства.

На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы.

Педагогам и родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».

Вывод:

1. На первом этапе ребенок  тянется за родителями.

2. На втором этапе преподаватель  начинает играть все более  заметную роль в развитии способностей  ребенка

3. На третьем этапе родители  уже имеют дело с состоявшейся  личностью.

Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико. Основания залога педагогов - рост профессионального мастерства. Задачей родителей является воспитание умения жить, которое необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдении за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства [4, С. 95].

Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:

а) опыт художественных впечатлений образов искусства;

б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;

в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;

г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);

д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.

Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии. И.Б. Астахов пишет, что изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно важных сторон образной специфики [18, С. 24].

Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. Детей дошкольного возраста надо познакомить с некоторыми особенностями языка изобразительного искусства. В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель сначала ставит задачу - формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (какие чувства передает художник в картине, скульптуре) - затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляет все внимание на средства образной выразительности. Знание основ искусства дает возможность рассмотреть его место в эстетическом воспитании детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Однако нельзя механически перенести особенности языка изобразительного искусства, характерные для работ профессионалов, в деятельность ребенка.

Рассмотрим средства выразительности, специфические для каждого вида изобразительного искусства, и затем обратимся к детскому творчеству.

В ходе развития искусства изобразительные и неизобразительные его виды взаимно питают и обогащают друг друга. Например, живопись отличает тенденция ко все большему использованию цвета для усиления выразительного начала. В рисунке - тенденция к характерным линиям, контрастам темного и светлого.

Обучая детей восприятию произведений искусства, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности взрослого художника в деятельность ребенка. Рассмотрим, какие устанавливаются взаимосвязи и как надо воздействовать, чтобы помочь детям в создании выразительного образа в рисунке, лепке.

Характерным изобразительно-выразительным средством живописи мы считаем цвет, благодаря которому художник имеет возможность передавать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя). В то же время в картине имеет значение композиция, ритм цветовых пятен, рисунок. Художник может пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их воздействие на зрителя.

Цвет в рисунке - наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства (Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина). Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве[12, С. 31].

По сравнению с малышами в старшей и подготовительной группах педагог формирует у детей более дифференцированное отношение к цвету как к средству передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет веселый, радостный, праздничный).

Другое выразительное средство - характер линии, контура, передача движения в рисунке дошкольника - является наиболее специфическим. Характер линий у взрослого художника определяется уровнем его мастерства, способностью обобщения. Рисунок бывает чаще всего лаконичным, имеет вид наброска. Рисунки могут быть штриховые, цветные.

По сравнению с живописью язык графического произведения более скупой, лаконичный и условный. Дети дошкольного возраста постепенно, начиная с простейших штрихов, переходят к наиболее полному изображению предметов, явлений. Стремление передать цвет придает рисункам старших дошкольников яркость, сочность.

При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Информация о работе Творческий способность дошкольник нетрадиционное рисование