Управление организации контрольной работы в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 05:14, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - исследование управления организации контрольной работы в ДОУ.
Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности управленческой деятельности руководителя в процессе организации контрольной работы в ДОУ;
- выделить виды и методы контроля;
- рассмотреть контроль, как вид управленческой деятельности;
- указать особенности организации контроля в МБДОУ № 9 «Чебурашка».

Содержание работы

Введение
I. Теоретические основы управления ДОУ
1.1 Значение контроля в деятельности управления
1.2 Формы организации контрольной деятельности
1.3 Технология организации контроля внутри ДОУ
1.4 Новое в содержании контрольной деятельности ДОУ
II. Практическая часть
2.1 Характеристика дошкольного учреждения
2.2 Особенности организации контроля в ДОУ
2.3 Основные цели и задачи контроля в МБДОУ № 9 «Чебурашка»
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Готовая выпускная работа!!!!.docx

— 119.40 Кб (Скачать файл)

Характерной чертой контроля в детском саду является его педагогическая направленность, опора на достижения педагогической науки, на опыт лучших воспитателей и руководителей.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования3:

  • создание единой системы контроля за всеми направлениями воспитательно- планирование контроля — тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию и обучению в тесном единстве, в одном педагогическом процессе;
  • выявление в процессе контроля причин, вызывающих недостатки,
  • выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;
  • своевременность контроля, а значит, и его действенность;
  • вскрытие и считывание обстоятельств, приведших к недостаткам в воспитательно-образовательной работе с детьми, оценивание всей педагогической деятельности коллектива, не ограничиваясь отдельными фактами;
  • контроль должен заканчиваться гласным подведением итогов; выявление достоинства и педагогической эффективности труда воспитателей, работы коллектива, установление не только результатов, но и особенностей самого процесса труда;
  • обязательное  выполнение мероприятий,  намеченных  в результате проведения контроля.

Таким образом, контроль должен быть целесообразным, систематическим, оперативным, коллегиальным, объективным.

Учитывая эти требования, руководитель ДОУ прежде всего формирует цели внутрисадовского контроля. Они не совпадают с целями управления детским садом, они лишь способствуют достижению высоких результатов деятельности дошкольного учреждения. В рамках управленческого цикла контроль следует за планированием, организацией, его целью. Цели по содержанию контроля могут быть организованы с учетом различных аспектов деятельности детского сада: организационно-педагогические, педагогические, финансово-хозяйственные и другие. Выбор целей контроля зависит от общих задач, которые решаются дошкольным учреждением в учебном году, от объективной оценки состояния воспитательно-образовательного процесса, от уровня мастерства педагогического коллектива, от продолжительности работы руководителя детского сада в данном коллективе и других факторов. Чем полнее учитываются различные факторы при постановке целей контроля, тем эффективнее сам контроль. Чтобы быть эффективным, контроль должен также отвечать и общим принципам.

1. Принцип стратегической направленности контроля. Эффективный 
контроль должен отражать и поддерживать общие цели дошкольного Учреждения.

2. Принцип соответствия делу. Контроль должен соответствовать 
контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать 
то, что действительно важно.

3. Принцип нормативов. Обязательным условием эффективного контроля является наличие объективных, точных и удобных для применения 
нормативов. Необходимо найти простой и конкретный способ определения степени выполнения запланированных задач. Поскольку контроль 
осуществляется человеком, он неизбежно подвергается влиянию личностных факторов. Фактическое положение дел может восприниматься в 
самом различном свете в зависимости от личности контролирующего, следовательно, необходимо разработать четкие и объективные критерии проверки качества работы, которые будут убедительны и для контролируемых.

  1. Принцип контроля по критическим точкам. Эффективный контроль требует полного внимания к факторам, критическим для оценки степени выполнения плана. Как правило, руководителю нет необходимости проверять все до мелочей, необходимо убедиться лишь, что планы выполняются. Следовательно, внимание сосредоточивается лишь на узловых моментах деятельности, по которым можно определить, имеются ли отклонения от планов,
  2. Принцип существенных отклонений. Эффективность контроля повышается, если внимание сосредоточивается на отклонениях, имеющих некоторую критическую величину или относящихся к разряду исключительных, более мелкими можно пренебречь. Руководители должны заниматься лишь существенными отклонениями в лучшую или худшую сторону.
  3. Принцип действия. Контроль оправдан лишь тогда, когда отклонения от планов подвергаются корректировке.
  4. Принцип своевременного контроля. Своевременность контроля заключается в определенной частоте проведения измерений или оценок, которая адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала определяется с учетом содержания основного плана, времени, в течение которого протекают мероприятия по контролю, затрат на проведение проверки и распространения полученных результатов.
  5. Принцип простоты контроля. Простейший контроль, с точки зрения тех целей, для которых он предназначен,— это наиболее эффективный способ контроля. Простейшие методы требуют меньшей усилий и более экономичны. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.
  6. Принцип экономичности контроля. Любой контроль, который требует больше, чем дает для достижения целей, направляет работу по ложному пути.

1.2. Формы организации контрольной  деятельности

Для контроля за различными объектами и участками работы детского сада используются разнообразные формы и методы. Можно выделить две основные группы форм контроля4:

  1. использующиеся для проверки образовательного и других процессов жизнедеятельности детского сада;
  2. специальные формы контроля за состоянием воспитательно-образовательного процесса.

В зависимости от того, на каком этапе своего выполнения контролируется работа, различают предварительный, текущий (оперативный) и заключительный (итоговый или результирующий) контроль.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля являются материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей. Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер, его смысл состоит в предупреждении возможных сбоев еще до начала процесса и в обеспечении условий для успешного выполнения намеченного. Например, в августе проводится проверка готовности к началу учебного года: проверяется оборудование, документация, наличие методического и дидактического материала. Главным содержанием предупредительного контроля следует считать проверку готовности воспитателя к проведению занятий, прогулок, трудовой деятельности. Предварительный контроль полезен для предупреждения ошибок в работе воспитателя при введении новой образовательной программы, иных форм деятельности; его смысл в профилактике возможных недоработок, отборе наиболее рациональных методов работы, повышении уровня управления.

Текущий (оперативный) контроль проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля являются промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, выявление состояния работы педагогического коллектива на каком-либо этапе, в какой-либо момент. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных. Например, может быть проверена подготовка воспитателей проведению прогулок с детьми, к работе б первые дни учебного года и другие. Он может носить выборочный характер и включать в проверку работы отдельных воспитателей.

К оперативному контролю привлекаются старший воспитатель, старшая медсестра, заведующий хозяйственной частью. Этот вид контроля позволяет установить состояние дел, готовность к рабочему дню на каждом рабочем месте, санитарное состояние помещений и выполнение режима дня, качество подготовки к предстоящим занятиям с детьми, наличие необходимых пособий, материалов, настроение детей. 

Заключительный (итоговый или результатирующий) контроль проводится после того, как работа выполнена, подводит итоги за определенный период времени: за квартал, полугодие, год. Как правило, в процессе итогового контроля проводится анализ усвоения детьми знаний, сформированных умений и навыков, заложенных в образовательной программе. Во время этого вида контроля оценивается выполнение программы в целом, а также каждым ребенком в отдельности. При проведении контроля по итогам учебного года выделяются усвоение детьми образовательных программ и условия, созданные для педагогической деятельности.

Задача этого контроля — выявить степень достижения цели, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводится в будущем. Заключительный контроль дает возможность оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы, и предотвратить в будущем возможные ошибки.

Ко второй группе форм контроля относятся следующие виды контроля воспитательно-образовательного процесса: фронтальный и тематический.

     По времени В. П. Симонов предлагает разделить контроль на предварительный, текущий, отсроченный и последующий (вторичный). По содержанию разные авторы выделяют фронтальный, тематический, оперативный, сравнительный, самоконтроль и т.д.

Рассмотрим, что включает в себя фронтальный контроль.5

Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку учебно-воспитательной работы в одной группе в течение нескольких дней. Это форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении программы воспитания в целом, дает материал для глубокого педагогического анализа, выводов и помогает определить, на что должна быть направлена помощь. В процессе фронтального контроля изучается работа двух воспитателей, работающих в группе, выясняется, есть ли преемственность в их работе, единство требований. Фронтальная проверка как основной вид контроля позволяет установить, насколько правильно осуществляются процессы развития и воспитания детей, взаимосвязи различных видов деятельности. Фронтальный контроль проводится в любое время года, продолжительность его от трех дней до педели.

Целью тематических проверок является изучение выполнения программы по конкретным разделам. В ходе их устанавливается, как выполняются нормативные документы, как идет работа по решению задач годового плана, как устраняются выявленные за прошедший учебный год недочеты в воспитательно-образовательной работе, насколько эффективно воспитатели используют рекомендации методических объединений, консультаций, лучший опыт, представленный на открытых просмотрах

в школах передового педагогического опыта. Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от цели контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или по всех возрастных группах.

В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию в детском саду, различают такие формы контроля, как административный контроль, коллективный контроль, взаимоконтроль, а также самоконтроль.

Контроль, осуществляемый руководством дошкольного образовательного учреждения, называют административным. Он может быть как стихийно-административным, так и планово-административным.

Как правило, заведующий детским садом значительный объем функций делегирует своим заместителям, оставляя в большинстве случаев за собой контроль работы административно-управленческого персонала, выполнения Закона РФ «Об образовании», состояния санитарно-гигиенических условий, соблюдения правил охраны и техники безопасности, сохранности материально-технической базы и здания детского сада, ведения документов строгой отчетности.

В ведении заместителей заведующего дошкольным образовательным учреждением находятся определенные процессы функционирования и их непосредственные исполнители. Они контролируют выполнение образовательных программ, режима занятий, нерегламентированных видов деятельности, ведение документации педагогами, работу творческих групп, состояние воспитательно-образовательного процесса, качество работы обслуживающего персонала, состояние и сохранность материально-технической базы ДОУ.

Конкретное распределение функций контроля между заведующим и его заместителями может варьироваться в разных детских садах. Выделяя вопросы, которые контролирует только заведующий, и вопросы, контролируемые старшим воспитателем, заведующим хозяйственной частью, врачом, старшей медицинской сестрой, следует исходить из их должностных обязанностей, определенных квалифицированными характеристиками «Положения о дошкольном учреждении».

Контроль, осуществляемый педагогическим коллективом, — коллективный контроль — имеет не столь жесткие формы, как административный: это контроль равных по положению, и поэтому он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов в работе.

Цель подобного контроля — оказание необходимой помощи в виде совета, рекомендации коллег, решающих с педагогом общие задачи. Коллективный контроль приносит наибольшую пользу, когда необходима широкая экспертная оценка работы педагога, например при аттестации кадров.

Информация о работе Управление организации контрольной работы в ДОУ