Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 05:14, дипломная работа
Цель работы - исследование управления организации контрольной работы в ДОУ.
Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности управленческой деятельности руководителя в процессе организации контрольной работы в ДОУ;
- выделить виды и методы контроля;
- рассмотреть контроль, как вид управленческой деятельности;
- указать особенности организации контроля в МБДОУ № 9 «Чебурашка».
Введение
I. Теоретические основы управления ДОУ
1.1 Значение контроля в деятельности управления
1.2 Формы организации контрольной деятельности
1.3 Технология организации контроля внутри ДОУ
1.4 Новое в содержании контрольной деятельности ДОУ
II. Практическая часть
2.1 Характеристика дошкольного учреждения
2.2 Особенности организации контроля в ДОУ
2.3 Основные цели и задачи контроля в МБДОУ № 9 «Чебурашка»
Заключение
Литература
Характерной чертой контроля в детском саду является его педагогическая направленность, опора на достижения педагогической науки, на опыт лучших воспитателей и руководителей.
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования3:
Таким образом, контроль должен быть целесообразным, систематическим, оперативным, коллегиальным, объективным.
Учитывая эти требования, руководитель ДОУ прежде всего формирует цели внутрисадовского контроля. Они не совпадают с целями управления детским садом, они лишь способствуют достижению высоких результатов деятельности дошкольного учреждения. В рамках управленческого цикла контроль следует за планированием, организацией, его целью. Цели по содержанию контроля могут быть организованы с учетом различных аспектов деятельности детского сада: организационно-педагогические, педагогические, финансово-хозяйственные и другие. Выбор целей контроля зависит от общих задач, которые решаются дошкольным учреждением в учебном году, от объективной оценки состояния воспитательно-образовательного процесса, от уровня мастерства педагогического коллектива, от продолжительности работы руководителя детского сада в данном коллективе и других факторов. Чем полнее учитываются различные факторы при постановке целей контроля, тем эффективнее сам контроль. Чтобы быть эффективным, контроль должен также отвечать и общим принципам.
1. Принцип стратегической
направленности контроля. Эффективный
контроль
должен отражать и поддерживать общие
цели дошкольного Учреждения.
2. Принцип соответствия
делу. Контроль должен соответствовать
контролируемому
виду деятельности, объективно измерять
и оценивать
то, что действительно важно.
3. Принцип нормативов. Обязательным
условием эффективного контроля является
наличие объективных, точных и удобных
для применения
нормативов. Необходимо найти простой
и конкретный способ определения степени
выполнения запланированных задач. Поскольку
контроль
осуществляется человеком, он неизбежно
подвергается влиянию личностных
факторов. Фактическое положение дел может
восприниматься в
самом различном свете в зависимости
от личности контролирующего, следовательно,
необходимо разработать четкие и объективные
критерии проверки качества работы, которые
будут убедительны и для контролируемых.
1.2. Формы организации контрольной деятельности
Для контроля за различными объектами и участками работы детского сада используются разнообразные формы и методы. Можно выделить две основные группы форм контроля4:
В зависимости от того, на каком этапе своего выполнения контролируется работа, различают предварительный, текущий (оперативный) и заключительный (итоговый или результирующий) контроль.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля являются материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей. Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер, его смысл состоит в предупреждении возможных сбоев еще до начала процесса и в обеспечении условий для успешного выполнения намеченного. Например, в августе проводится проверка готовности к началу учебного года: проверяется оборудование, документация, наличие методического и дидактического материала. Главным содержанием предупредительного контроля следует считать проверку готовности воспитателя к проведению занятий, прогулок, трудовой деятельности. Предварительный контроль полезен для предупреждения ошибок в работе воспитателя при введении новой образовательной программы, иных форм деятельности; его смысл в профилактике возможных недоработок, отборе наиболее рациональных методов работы, повышении уровня управления.
Текущий (оперативный) контроль проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля являются промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, выявление состояния работы педагогического коллектива на каком-либо этапе, в какой-либо момент. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных. Например, может быть проверена подготовка воспитателей проведению прогулок с детьми, к работе б первые дни учебного года и другие. Он может носить выборочный характер и включать в проверку работы отдельных воспитателей.
К оперативному контролю привлекаются старший воспитатель, старшая медсестра, заведующий хозяйственной частью. Этот вид контроля позволяет установить состояние дел, готовность к рабочему дню на каждом рабочем месте, санитарное состояние помещений и выполнение режима дня, качество подготовки к предстоящим занятиям с детьми, наличие необходимых пособий, материалов, настроение детей.
Заключительный (итоговый или результатирующий) контроль проводится после того, как работа выполнена, подводит итоги за определенный период времени: за квартал, полугодие, год. Как правило, в процессе итогового контроля проводится анализ усвоения детьми знаний, сформированных умений и навыков, заложенных в образовательной программе. Во время этого вида контроля оценивается выполнение программы в целом, а также каждым ребенком в отдельности. При проведении контроля по итогам учебного года выделяются усвоение детьми образовательных программ и условия, созданные для педагогической деятельности.
Задача этого контроля — выявить степень достижения цели, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводится в будущем. Заключительный контроль дает возможность оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы, и предотвратить в будущем возможные ошибки.
Ко второй группе форм контроля относятся следующие виды контроля воспитательно-образовательного процесса: фронтальный и тематический.
По времени В. П. Симонов предлагает разделить контроль на предварительный, текущий, отсроченный и последующий (вторичный). По содержанию разные авторы выделяют фронтальный, тематический, оперативный, сравнительный, самоконтроль и т.д.
Рассмотрим, что включает в себя фронтальный контроль.5
Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку учебно-воспитательной работы в одной группе в течение нескольких дней. Это форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении программы воспитания в целом, дает материал для глубокого педагогического анализа, выводов и помогает определить, на что должна быть направлена помощь. В процессе фронтального контроля изучается работа двух воспитателей, работающих в группе, выясняется, есть ли преемственность в их работе, единство требований. Фронтальная проверка как основной вид контроля позволяет установить, насколько правильно осуществляются процессы развития и воспитания детей, взаимосвязи различных видов деятельности. Фронтальный контроль проводится в любое время года, продолжительность его от трех дней до педели.
Целью тематических проверок является изучение выполнения программы по конкретным разделам. В ходе их устанавливается, как выполняются нормативные документы, как идет работа по решению задач годового плана, как устраняются выявленные за прошедший учебный год недочеты в воспитательно-образовательной работе, насколько эффективно воспитатели используют рекомендации методических объединений, консультаций, лучший опыт, представленный на открытых просмотрах
в школах передового педагогического опыта. Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от цели контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или по всех возрастных группах.
В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию в детском саду, различают такие формы контроля, как административный контроль, коллективный контроль, взаимоконтроль, а также самоконтроль.
Контроль, осуществляемый руководством дошкольного образовательного учреждения, называют административным. Он может быть как стихийно-административным, так и планово-административным.
Как правило, заведующий детским
садом значительный объем функций делегирует
своим заместителям, оставляя в большинстве
случаев за собой контроль работы административно-
В ведении заместителей заведующего дошкольным образовательным учреждением находятся определенные процессы функционирования и их непосредственные исполнители. Они контролируют выполнение образовательных программ, режима занятий, нерегламентированных видов деятельности, ведение документации педагогами, работу творческих групп, состояние воспитательно-образовательного процесса, качество работы обслуживающего персонала, состояние и сохранность материально-технической базы ДОУ.
Конкретное распределение функций контроля между заведующим и его заместителями может варьироваться в разных детских садах. Выделяя вопросы, которые контролирует только заведующий, и вопросы, контролируемые старшим воспитателем, заведующим хозяйственной частью, врачом, старшей медицинской сестрой, следует исходить из их должностных обязанностей, определенных квалифицированными характеристиками «Положения о дошкольном учреждении».
Контроль, осуществляемый педагогическим коллективом, — коллективный контроль — имеет не столь жесткие формы, как административный: это контроль равных по положению, и поэтому он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов в работе.
Цель подобного контроля — оказание необходимой помощи в виде совета, рекомендации коллег, решающих с педагогом общие задачи. Коллективный контроль приносит наибольшую пользу, когда необходима широкая экспертная оценка работы педагога, например при аттестации кадров.
Информация о работе Управление организации контрольной работы в ДОУ