Управление организации контрольной работы в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 05:14, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - исследование управления организации контрольной работы в ДОУ.
Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности управленческой деятельности руководителя в процессе организации контрольной работы в ДОУ;
- выделить виды и методы контроля;
- рассмотреть контроль, как вид управленческой деятельности;
- указать особенности организации контроля в МБДОУ № 9 «Чебурашка».

Содержание работы

Введение
I. Теоретические основы управления ДОУ
1.1 Значение контроля в деятельности управления
1.2 Формы организации контрольной деятельности
1.3 Технология организации контроля внутри ДОУ
1.4 Новое в содержании контрольной деятельности ДОУ
II. Практическая часть
2.1 Характеристика дошкольного учреждения
2.2 Особенности организации контроля в ДОУ
2.3 Основные цели и задачи контроля в МБДОУ № 9 «Чебурашка»
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Готовая выпускная работа!!!!.docx

— 119.40 Кб (Скачать файл)

Педагоги могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. В этом случае говорят о взаимоконтроле6. Он оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации. Передавая свой опыт, каждый из коллег изучает, как идет его освоение другими. Контроль деятельности воспитателя со стороны коллег обладает большой силой воздействия на сотрудников. Его результаты непосредственно влияют на статус педагога в коллективе. Поэтому при организации коллективного контроля и взаимоконтроля важно учитывать индивидуальные особенности контролируемых и контролирующих, личные симпатии и антипатии педагогов. В противном случае может возрасти число конфликтов.

Самоконтроль основывается на доверии к работе воспитателя. Доверие оказывается лучшим сотрудникам в качестве поощрения за высокие результаты педагогической деятельности. Очевидно, что педагог может быть переведен на самоконтроль по истечении определенного времени работы в данном учреждении.

Реализация комплексного подхода к решению данного вопроса позволяет считать, что один и тот же контроль может быть, например, одновременно и тематическим, и фронтальным, и текущим, и предупредительным (табл. 1)

 

По объему и содержанию собираемой и анализируемой информации

По форме и количеству обобщенно-изучаемых объектов

По уровню управления

По этапам организации изучения

По условиям принятия решения

По форме осуществления

Персональный

Тематический

Фронтальный

Оперативный

Текущий

Итоговый

Опережающий

Текущий (основной)

Результирующий

Планово-административный

Экстренно-стихийно-административный

Коллективный

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Тематический

                           

Комплексный

                           

 

    1. Технология организации контроля внутри ДОУ.

     Управление дошкольным учреждением, и контроль в том числе, целесообразно осуществлять на основе системного подхода.

     Под системой контроля в дошкольном учреждении следует понимать совокупность взаимосвязанных и согласованных на всех уровнях управления как по «вертикали», так и по «горизонтали»,процессов контроля, составляющих их управленческих действий7 .

Компоненты системы контроля

     Компонентами системы контроля являются цели, задачи, объекты, субъекты, содержание, виды, формы, методы, результаты контроля.

Отсутствие хотя бы одного из компонентов приведет к сбою, а точнее — к невозможности создания целостной системы   контроля.

Модель контрольно-аналитической деятельности

 

 

 

Целью контроля является изучение и сбор информации о состоянии управляемого объекта и о тех изменениях, которые происходят в нем в результате воздействия управляющей системы, о том, как воспринимается и осуществляется командная информация, поступающая от управляющей системы, теми или иными ее элементами.

Задача — это часть цели или более мелкие цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.

Задачами контроля как функции управления являются:

· получение информации о состоянии объекта;

· оценка состояния образовательного процесса на основе анализа полученной информации;

· выявление причин, трудностей и недостатков, имеющих место в каком-либо звене деятельности;

· изучение и пропаганда лучшего опыта;

· предупреждение отклонений фактического состояния от запланированного8.

Объекты контроля

Основным объектом контроля в дошкольном учреждении является:

· образовательный процесс.

При изучении образовательного процесса оценивается:

- качество работы педагогов, их профессиональное мастерство;

  • результаты (например, состояние здоровья, физического развития детей,  результаты работы педагогов по реализации какой-либо программы; психологический микроклимат и др.);
  • предметно-развивающая среда;
  • документация;
  • работа с родителями;    
  • методическая работа;
  • научно-методическое обеспечение;
  • образовательные услуги (на платной и бесплатной основе);    
  • материально-техническое обеспечение;
  • питание детей;           
  • медицинское обслуживание;
  • психолого-педагогическое сопровождение;       
  • соблюдение техники безопасности;              
  • исследовательская; экспериментальная работа;
  • выполнение инструкций, локальных актов и т.д.

Объектами контроля становятся не педагоги, а целостная педагогическая ситуация, что является принципиально важным.

Содержание контроля в дошкольном учреждении.

 К функциям заведующего по созданию системы контроля относятся:

- контроль за исполнением нормативных  правовых документов;

- контроль за исполнением инструктивно-методических  документов;

- руководство и контроль за  работой административно-управленческого  и медицинского персонала (заместителем  заведующего по ВМР, заместителем  заведующего по хозяйственной  деятельности, врачом, старшей медсестрой);

- контроль по выполнению правил  внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны  труда и техники безопасности;

- контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью;

- контроль за соблюдением инструкции  по охране жизни и здоровья  детей;

- контроль по созданию материально-технической  базы дошкольного учреждения;

- контроль за организацией образовательного  процесса;

- контроль за организацией методической  работы;

- контроль за физическим воспитанием  и развитием детей;

- контроль за организацией образовательных  услуг;

- контроль за организацией питания  детей;

- контроль за организацией работы  социально-психолого-педагогической  службы и др.

К функциям заместителя заведующего по основной деятельности по  созданию системы контроля относятся:

- контроль за организацией образовательного  процесса;

- осуществление контроля за  физическим воспитанием и развитием  детей;

- контроль за реализацией педагогами  программы, внедрением технологий, инноваций, материалов семинаров (методической  учебы);

- контроль за материально-техническим  обеспечением образовательного  процесса;

- контроль за соблюдением инструкции  по охране жизни и здоровья  детей, обеспечение безопасных условий  жизнедеятельности детей;

- контроль за созданием адекватной  предметно-развивающей среды;

- контроль за организацией питания  детей;

- контроль за научно-методическим  обеспечением образовательного  процесса;

- контроль за организацией работы  с родителями;

- контроль за документацией  педагогов;

- контроль за повышением квалификации, самообразованием педагогов;

- контроль за исполнением решений  и др.

К функциям заместителя заведующего по хозяйственной деятельности по созданию системы контроля относятся:

- контроль за состоянием технологического, надворного, спортивного оборудования  дошкольного учреждения;

- обеспечение безопасных условий  для жизнедеятельности детей;

- контроль за санитарным состоянием  территории дошкольного учреждения;

- контроль за соблюдением сотрудниками  техники безопасности и пожарной  безопасности;

- контроль за рациональным использованием  энерго-,водоресурсов;

- контроль за рациональным использованием  моющих средств;

- контроль за работой технической  группы, сторожей-дворников и др.

К функциям старшей медсестры по созданию системы контроля относятся:

- осуществление медицинского контроля  за проведением физкультурных  занятий, утренней гимнастики, подвижных  игр и физических упражнений  на прогулке, закаливающих мероприятий;

- контроль за санитарно-гигиеническим  режимом;

- контроль за санитарно-гигиеническим  состоянием мест для организации  физического воспитания, физкультурно-спортивного  оборудования, спортивной одежды  и обуви детей;

- контроль за питанием детей;

- контроль за работой пищеблока;

- контроль за работой помощников  воспитателей;

- контроль за своевременным  прохождением медицинского осмотра  всеми сотрудниками дошкольного  учреждения и др.9

Методы контроля

Методы, которые являются важным компонентом в системе контроля.

Метод (от греч. methodos— путь исследования, теория, учение) —способ достижения цели; совокупность определенных правил, приемов.

В процессе контроля применяются следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ педагогической документации, анализ продуктов детской деятельности, диагностика, самооценка, опрос, тестирование, диагностические методики исследования состояния отношений, общения и деятельности педагогов и детей и др.

Целесообразно широко применять такие методы, как самооценку, собеседование, анкетирование педагогов и родителей.

Формы контроля

Форма — это внутренняя организация содержания. В зависимости от того, кто осуществляет контроль, различают следующие формы контроля:

  • административный контроль (осуществляет администрация дошкольного учреждения);
  • взаимоконтроль (контроль за деятельностью друг друга;
  • Самоконтроль  (контроль за своей деятельностью осуществляют сами педагоги).

     Знание теоретических основ функции контроля поможет руководителю дошкольного учреждения четко определить цели, задачи, объекты, содержание, методы и выстроить присущую для конкретного дошкольного учреждения систему контроля.

Специфика, глубина и направленность контроля будет определяться его видами, которые каждый руководитель определяет исходя из конкретного анализа деятельности дошкольного учреждения.

Тематический контроль

Целью данного контроля является изучение системы работы педагогов по реализации годовых задач дошкольного учреждения.

Содержание тематического контроля включает вопросы пяти блоков:

1. Изучение и оценка уровня  профессионального мастерства педагогов  по проведению системы занятий и деятельности вне занятий с детьми (изучается методическая, технологическая, базовая культура, самообразование педагогов).

2. Система планирования образовательного  процесса по теме контроля.

3. Предметно-развивающая среда, соответствие  требованиям ФГОС ДО.

4. Взаимодействие с родителями  для развития ребенка.

5.Результаты (показатели здоровья, физического развития детей, профессиональный  рост педагогов и др.).

Сроки его реализации могут составлять один-полтора месяца, все зависит от количества групп и педагогов в конкретном дошкольном учреждении.

Результаты тематического контроля оформляются в виде справки и обсуждаются на педагогическом совете. Справка содержит информацию по результатам контроля, по всем пяти блокам, которые обозначены  ранее.

Результативный контроль

Целью результативного контроля является изучение конечных результатов деятельности дошкольного учреждения за определенный период, чаще всего за год, оценка степени достижения намеченных планов, определение перспектив работы наследующий учебный год.

1. Эффективность образовательного  процесса: изучение и сравнение соответствия конечных результатов запланированным; изучение и оценка состояния физического и психического здоровья детей, их физическое, познавательное, нравственно-эстетическое, интеллектуальное, социальное развитие.

2. Инновационная деятельность  в дошкольном учреждении —обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с ФГОС ДО; - использование современных педагогически хтехнологий, форм и методов работы.

3. Условия, способствовавшие  достижению поставленных задач:

— уровень профессионального мастерства педагогов;

— эффективность методической работы с педагогами;

— комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда в ДОУ для всех участников целостного педагогического процесса;

— сотрудничество педагогов с родителями в достижении целей обучения, воспитания и развития детей; изучение степени удовлетворенности родителей работой педагогов и т.д.

Фронтальный контроль

     Целью фронтального контроля является всестороннее целостное изучение деятельности воспитателей группы (одного из них) или специалистов по организации образовательного процесса, определение причин, которые привели к неудовлетворительным результатам, и оказание помощи в их ликвидации.

Информация о работе Управление организации контрольной работы в ДОУ