Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 05:14, дипломная работа
Цель работы - исследование управления организации контрольной работы в ДОУ.
Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности управленческой деятельности руководителя в процессе организации контрольной работы в ДОУ;
- выделить виды и методы контроля;
- рассмотреть контроль, как вид управленческой деятельности;
- указать особенности организации контроля в МБДОУ № 9 «Чебурашка».
Введение
I. Теоретические основы управления ДОУ
1.1 Значение контроля в деятельности управления
1.2 Формы организации контрольной деятельности
1.3 Технология организации контроля внутри ДОУ
1.4 Новое в содержании контрольной деятельности ДОУ
II. Практическая часть
2.1 Характеристика дошкольного учреждения
2.2 Особенности организации контроля в ДОУ
2.3 Основные цели и задачи контроля в МБДОУ № 9 «Чебурашка»
Заключение
Литература
Фронтальный контроль осуществляется в течение двух недель в соответствии с разработанным планом.
Кроме заместителя заведующего по основной деятельности и заведующего, во фронтальной проверке могут участвовать педагог-психолог, руководитель по физической культуре и другие специалисты. Результаты контроля оформляются в виде справки и обсуждаются на педагогическом совете.
Оперативный контроль
Целью данного вида контроля является изучение состояния работы по определенной проблеме, выявление продвижения, отслеживание выполнения планов и предотвращение критических ситуаций, выявление сбоев в работе, отклонений от намеченных планов, осуществление корректирующих действий.
Содержанием оперативного контроля являются режимные процессы, занятия, деятельность вне занятий и др. Оперативный контроль по срокам может осуществляться один день (например День здоровья, День знаний), неделю (режимные процессы) и месяц (занятия).
Характерной особенностью оперативного контроля является однократное посещение деятельности воспитателей по изучаемой проблеме, на основании которого делается вывод об их профессиональном уровне. На месяц целесообразно планировать от двух до четырех вопросов. Результаты оперативного контроля обсуждаются на совещании при заведующем не менее одного раза в месяц.
Предупредительный контроль
Целью предупредительного контроля является предупреждение ошибок, негативных действий в деятельности педагогов, недопущение распространения недостатков. Отличительной особенностью предупредительного контроля является то, что он реализуется в два этапа.
1-й этап. Проведение опережающей методической работы, направленной на предупреждение ошибок, негативных действий в деятельности педагогов, которая будет подвергаться контролю .
2-й этап. Осуществление процедуры контроля.
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль осуществляется педагогами дошкольного учреждения. Целями данного вида контроля являются:
1) согласование, координация деятельности воспитателей, работающих в одной группе;
2) демократизация процесса
Самоконтроль.
Происходит делегирование руководителем своих полномочий по осуществлению функции контроля. Самоконтроль дает возможность руководителю дошкольного учреждения получить объективную оценку результатов деятельности педагогов и спросить с них персонально за порученное дело.
Кроме того, самоконтроль способствует развитию рефлексивно-аналитических навыков, адекватной самооценки педагогов, «выращиванию» профессионала-мастера, осознающего свои достижения и недостатки. Часть своих полномочий по выработке и принятию решений заведующий передает исполнителям, не дистанцируясь от них, а наблюдая за их действиями и, при необходимости, поправляя, оказывая помощь.
Персональный контроль
Персональный контроль — это контроль за работой одного педагога, проводимый в плановом порядке. Целями персонального контроля являются: оценка качества выполнения педагогом своих обязанностей, выявление достижений, устранение ошибок, оказание побуждающего воздействия, объективная оценка работы педагога в период аттестации.
Персональный контроль планируется в следующих случаях:
— планового изучения деятельности педагога перед аттестацией;
— необходимости оказания помощи педагогу вследствие низких результатов работы;
— подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;
— изучения деятельности педагогов-специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя и др.);
— по обращению (жалобам) родителей.
Сроки реализации персонального контроля определяются администрацией в зависимости от целей, но не более двух недель. Результаты персонального контроля обсуждаются индивидуальной беседе с педагогом, на совещании при заведующем.
Программирование, поэтапность планирования.
Под технологией будем понимать всю совокупность средств, сознательно применяемых для достижения целей и реализации функции контроля. Руководителю необходимо заблаговременно разработать программу контроля, его поэтапность.
Программа комплексного контроля работы воспитателя
Блок 1.Воспитанность, сформированность первоначальных навыков и умений, развитие детей.
Блок 2. Профессиональная компетентность педагогических кадров; качество образовательного процесса.
Блок 3. Состояние воспитательной работы.
Блок 4. Качественный состав и работа по подбору, расстановке педагогических кадров, социально-психологический климат.
Блок 5. Методическая работа.
Блок 6. Анализ состояния материальной-технической базы и санитарно-гигиенических условий.
Блок 7. Анализ состояния управления ДОУ.
Алгоритм контроля:
Структура справки и ее основные компоненты10
I часть— вводная, в которой указываются данные, отвечающие на опорные вопросы: «Что?», «Кем?», «Когда?», «С какой целью?».
I часть — вводная:
· Предмет изучения.
· Тема проверки.
· Кем осуществлялся контроль? · Какие методы контроля использовались для получения фактической информации?
II часть— аналитическая — изложение самих фактов, их оценка, выявление причин, имеющихся недостатков в деятельности педагогов. Эта часть справки отвечает на вопросы:
— «Какой оценки в целом заслуживает работа педагогов по данной проблеме (направлению)?»;
— «В чем заключаются успехи, достижения педагогов? Чем они обусловлены?» (подтверждаются конкретными фактами);
— «В чем заключаются недостатки? Каковы их реальные причины?»:
· Общая характеристика изучаемого вопроса в ходе проверки.
· Достоинства и недостатки его решения.
· Факторы или условия, а также причины появления как положительных, так и отрицательных результатов работы. Установление причинно-следственных связей, обеспечивших получение результатов.
III часть— заключительная, в которой дается общая оценка состояния работы и рекомендации, — отвечает на вопрос: «Что рекомендуется педагогам по совершенствованию деятельности, устранению причин, приведших к сбоям, недостаткам?».
Содержание:
· Обобщение результатов контроля на основе сравнения и оценки, формулирование выводов.
· Формулирование конкретных рекомендаций педагогам по устранению выявленных недостатков и их причин с указанием сроков исполнения.
Подпись автора справки
Дата составления справки
Анализ ситуации в образовательном учреждении должен обеспечивать:
Анализ состояния ДОУ предусматривает анализ результатов, анализ воспитательно-образовательного процесса, анализ условий.
Анализ результатов. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между «тем, что есть и «тем, что требуется». Поэтому на первом шаге определения следует ответить на вопрос «Каким требованиям должны удовлетворять результаты работы детского сада?» На втором шаге анализа результатов требования социального заказа сравниваются с тем, что детский сад реализует в действительности.
Анализ воспитательно-образовательного процесса.
Продолжая анализ каждой проблемы, необходимо дать не общие, а конкретные ответы на вопрос «Какими недостатками учебно-воспитательного процесса обусловлена разница между достигнутыми результатами и теми, которые требует социальный заказ?»
Это может быть неоптимальный годовой план, отсутствие или несовершенство каких-то программ, использование неэффективных технологий, отсутствие необходимой внешней или внутренней дифференциации детей при организации воспитательно-образовательного процесса и так далее,
Анализ условий. Следующий этап предполагает ответ на вопрос «Недостатки каких условий являются причинами дефектов воспитательно -образовательного процесса?»
Условия по ФГОС: кадровые, психолого-педагогические, материально-технические, финансовые, требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Анализ качества образования по ФГОС ДО. Мнение родительского сообщества, педагогов, обследование динамики развития детей.
Все действия проблемного анализа можно представить в виде следующей последовательности шагов11.
Шаг 1.На основе анализа внешних и внутренних источников социального заказа, введения ФГОС и прогнозирования изменений требований, которые будут исходить из этих источников в будущем, формулируем в четко характеризуемых педагогических категориях общий образ желаемого результата.
Шаг 2. Оцениваем в этих же категориях результаты работы ДОУ.
Шаг 3.Сравниваем желаемый и действительный результаты работы ДОУ, выявляем расхождения и формируем на основе этого проблемы.
Шаг 4.Выявляем недостатки воспитательно-образовательного процесса, приведшие к появлению проблем.
Шаг 5.Выявляем недостатки условий, приведших к возникновению недостатков воспитательно-образовательного процесса, и результатов.
Шаг 6.Формируем ранжированный по значимости перечень проблем с объяснением причин существования каждой из них.
Последующей деятельностью являются поиск и оценка проблем, выявление при анализе состояния дошкольного образовательного учреждения и последующая их реализация с целью решения этих проблем.
Самоанализ руководителей ДОУ
Первый этап. Умение руководителей ДОУ осуществлять педагогический анализ.
Второй этап. Управленческое умение руководителя планировать работу на год.
Третий этап. Эффективность организаторской деятельности руководителя ДОУ
Четвертый этап. Состояние внутреннего контроля (ВК) и регулирования.
Педагогический анализ воспитательно-образовательного процесса и управления ДОУ, основные этапы изучения и анализа деятельности педагога:
- подготовка заведующего или методиста к посещению группы;
- непосредственное наблюдение (за ходом занятия либо другой деятельностью);
- самоанализ занятия (игры и тому подобного) педагогом, анализ и оценка занятия (игры, трудовой деятельности и прочего) руководителем ДОУ (методистом);
использование результатов анализа и самоанализа деятельности.
Этапы обучения способам анализа педагогической деятельности
На первом этапе воспитатель знакомится с новыми идеями психолого-педагогической науки относительно труда учителя, со структурой педагогической деятельности, ее основными компонентами, их взаимосвязью и взаимовлиянием,
На втором этапе воспитатель овладевает приемами анализа, фиксацией, регистрацией, хронометрированием, разработанной схемой анализа педагогической деятельности, которая представляет собой систему указаний, как и в какой последовательности анализировать деятельность, какие компоненты и взаимосвязи между ними важно увидеть.
На третьем этапе воспитателю целесообразно посетить занятие педагога-мастера, провести наблюдение, фиксацию, хронометраж занятия, проанализировать его с помощью «схемы анализа» педагогической деятельности.
Кроме того, педагогу рекомендуется самому дать открытое занятие с последующим совместным с другими педагогами анализом урока по схеме и коррекцией деятельности педагога.
На последнем (четвертом) этапе происходит закрепление и совершенствование приемов анализа. Воспитатель корректирует и модифицирует схему анализа педагогической деятельности для разных случаев пользования.
1.4.
Новое в содержании
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию УВП; в систему контроля и оценки уровня образования; в систему финансирования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспитательной работы; в учебный план и учебные программы; в деятельность воспитателя и воспитанника,
Приведем классификацию нововведений по признаку соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в образовательном учреждении:
Информация о работе Управление организации контрольной работы в ДОУ