Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Российский государственный
профессионально-педагогический
университет»
Филиал в г. Первоуральске
Утверждаю
Директор филиала РГППУ в
г. Первоуральске
_____________ Т.В. Лазутина
«____»________________2013г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ
В УСЛОВИЯХ АВТОНОМИИ»
Студент группы № ПУ-611ПД
Яременко А.Е. _____________
Научный руководитель
Михалев А.В.
____________
Консультант методического
раздела
Старикова Л.Д. _____________
Нормоконтролер Парамонов И.Ф._______________
Первоуральск 2013
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Российский государственный
профессионально-педагогический
университет»
Филиал РГППУ в г. Первоуральск
Специальность 050501.65 – Профессиональное
обучение (030500.18)
Специализация – Предпринимательская
деятельность (030503.18)
Исполнитель:
Фамилия Яременко
Имя Анна
Отчество Евгеньевна
Тема выпускной квалификационной
работы: Управление
ДОУв условиях автономии
Утверждена: Распоряжением
по филиалу от «____»______20__г. №___
Директор филиала РГППУ в г.
Первоуральске _________Т.В. Лазутина
Руководитель ВКР (Ф.И.О) Михалев А.В.
Консультант методического
раздела (Ф.И.О) Старикова Л.Д.
Рецензент (Ф.И.О) Клейменова
Н.В.
Допустить __________________________________
к защите выпускной квалификационной
работы в государственной экзаменационной
комиссии.
Распоряжением по филиалу от
«____»________20____г. №____
Директор филиала РГППУ в г.
Первоуральске ________Т.В. Лазутина |
Постановление государственной
экзаменационной комиссии:
1. Признать, что студент_______________________
выполнил и защитил выпускную
квалификационную работу с оценкой
___________________.
2. Присвоить ______________________________
квалификацию педагог профессионального
обучения
Председатель ГЭК __________________
Технический секретарь ГЭК____________ |
Содержание
Реферат
Дипломная работа выполнена на 96 страницах,
содержит 3 рисунка, 11 таблиц, 48 источников
литературы, а также 6 приложений на 18 страницах.
Ключевые слова: АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ, КАЛЬКУЛЯЦИЯ, ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,
УПРАВЛЕНИЕ, ЦЕЛЕВОЙ КАПИТАЛ, КВАЛИФИКАЦИЯ
ПЕДАГОГА, ПОРТФОЛИО, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ,
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯППЛАТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
УСЛУГА, ЦЕНА.
Объект дипломной работы - автономное
дошкольное учреждение «Детский сад №
37».
Предметом - особенности управления
и перспективы развития данной организации.
Целью дипломной работы - изучение
специфики управления ДОУ в условиях автономии.
Основные задачи:
- изучить теоретические
вопросы сущности и управления автономным
учреждением;
- провести анализ
деятельности детского сада;
- провести анализ
структуры, квалификации и системы управления
персоналом МАДОУ «Детский сад № 37»;
- провести калькуляцию
образовательных платных услуг;
- рассмотреть организацию
работы по повышению профессиональной
квалификации педагогов;
- разработать пути совершенствования
системы мотивации персонала МАДОУ детского
сада № 37;
- разработать
медодику занятия для руководителей ДОУ
по расчету стоимости дополнительных
платных услуг.
Методы исследования - общенаучные
и частные, в том числе, историко-юридический,
системно-правовой и другие, системный
анализ изучаемых явлений и результатов,
научная абстракция, анализ и синтез, сравнения
и др.
Введение
Увеличение разнообразия организационно-правовых
форм, в которых могут создаваться и функционировать
государственные и муниципальные учреждения
- один из центральных вопросов многочисленных
дискуссий, которые ведутся на протяжении
ряда лет, затрагивая вопросы модернизации
социальной сферы. Это закономерно, поскольку
речь идет о соотношении прав и обязанностей
учреждений, в частности, в сфере образования,
которая характеризуют положение данных
учреждений в экономической сфере.
Ситуация складывается таким
образом, что в целях повышения качества
и увеличения объёмов предоставляемых
услуг возникла необходимость в реформировании
социальной сферы. Не смотря на это, в настоящее
время по-прежнему остается высокой доля
государственного сектора в сфере социальных
услуг с низким уровнем конкуренции в
связи с продолжающейся патерналистской
политикой государства, что является тормозом
в достижении современного качества предоставляемых
социальных услуг населению.
Выбранная тема выпускной квалификационной
работы «Управление ДОУ в условиях автономии»
как уже было отмечено выше, является дискуссионной
и наиболее обсуждаемой на сегодняшний
день. Еще в 2004 году Президент РФ Владимир
Путин поставил вопрос о том, насколько
плохо количество и состав бюджетных учреждений
удовлетворяют потребностям общества.
На поставленный вопрос Правительство
искало пути создания таких механизмов,
при которых бюджетные услуги могли бы
предоставляться учреждениями различных
организационно-правовых форм, одной из
которых стали автономные учреждения.
Преобразование значительной
части учреждений сферы образования, медицины,
культуры в новые организационно-правовые
формы: государственные (муниципальные)
автономные учреждения предусматривает
Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ
«Об автономных учреждениях» (далее - Закон
№ 174-ФЗ), одобренный Советом Федерации
на 186-м пленарном заседании. Палата одобрила
также Федеральный закон № 175-ФЗ «О внесении
изменений в законодательные акты Российской
Федерации» в связи с принятием Федерального
закона «Об автономных учреждениях» (далее
- Закон № 175-ФЗ).
В связи с принятием Закона
№ 174-ФЗ в сфере образования, на которую
приходится подавляющее количество этих
видов юридических лиц, выявилась недостаточная
разработанность правового регулирования
статуса этого вида учреждений, наличие
множества коллизий и пробелов в законодательстве,
связанных с правовым режимом органов
управления этого юридического лица. Такая
ситуация приводит на практике к господству
внеправовых механизмов регулирования,
а также принятию решений, заключению
сделок с имуществом автономного учреждения
с применением законодательства по аналогии.
Идея создания автономных учреждений
давно витала в умах законодателей. Не
секрет, что довольно значительное количество
бюджетных учреждений дополнительного
образования ведет успешную предпринимательскую
деятельность. При этом доля бюджетного
финансирования, выделяемых таким учреждениям,
гораздо меньше, чем размер получаемых
ими доходов. Поэтому предполагалось,
что бюджетные учреждения, которые «твердо
стоят на ногах» за счет доходов от предпринимательской
деятельности, должны быть «отлучены»
от государственных финансов и преобразованы
в иную организационно-правовую форму.
Таким образом, законодатели
планировали значительно сократить расходы
бюджета, не рискуя при этом нарушить сложившуюся
инфраструктуру оказания такими учреждениями
социально значимых услуг населению. По
мнению противников закона, его принятие
могло привести к коммерциализации науки,
культуры и образования и к росту коррупции
в социальной сфере. Сторонники же законопроекта,
со своей стороны, провозглашали, что:
- переход государственных
учреждений в статус автономных
обеспечит им большую финансовую свободу,
а работникам - достойную заработную плату;
- новый статус бюджетных
учреждений позволит повысить
эффективность расходования бюджетных
средств.
Они утверждали, что финансирование
из бюджета автономных учреждений будет
заменено государственным или муниципальным
заказом на предоставление государственных
или муниципальных услуг. Другим аргументом
сторонников было то, что средства же,
полученные от дополнительной деятельности
таких учреждений, перейдут в полное распоряжение
автономных учреждений, которые смогут
открывать собственные счета, брать банковские
кредиты, а их руководителям представится
возможность самостоятельно формировать
штатное расписание и план хозяйственной
деятельности.
Система сферы социальных услуг
в России, являясь одним из важнейших элементов
социально-экономического развития страны,
должна превратиться в сферу, привлекательную
и открытую для разного рода инвестиций.
Для этого необходимы эффективность деятельности,
прозрачность финансовых потоков, участие
общественности в управлении сфер образования
и культуры, а также независимая оценка
качества предоставления услуг в данных
областях.
Объектом дипломной работы
является автономное дошкольное учреждение
«Детский сад № 37», а предметом - особости
управления и перспективы развития данной
организации.
Целью данной дипломной работы
является изучение специфики управления
ДОУ в условиях автономии.
Данная цель обусловливает
выполнение следующих задач:
1. Изучить теоретические
вопросы сущности и управления автономным
учреждением.
2. Провести анализ
деятельности детского сада.
3. Провести анализ
структуры, квалификации и системы управления
персоналом МАДОУ «Детский сад № 37».
4. Провести калькуляцию
образовательных платных услуг.
5. Рассмотреть организацию
работы по повышению профессиональной
квалификации педагогов.
6. Разработать пути совершенствования
системы мотивации персонала МАДОУ детского
сада № 37.
7. Разработать
медодику заянятия рководителей ДОУ по
расчету стоимости дополнительных платных
услуг.
Методологическую основу исследования
составляют научные труды в области гражданского
права. В работе использованы общие и частные
методы исследования, в том числе, историко-юридический,
системно-правовой и другие, системный
анализ изучаемых явлений и результатов.
В процессе исследования использовались
такие общенаучные методы и приемы как
научная абстракция, анализ и синтез, сравнения
и др.
По степени изученности данной
проблематики можно сказать, что данная
тема в силу своей новизны, не достаточно
разработана в научной литературе и требует
дальнейшего развития и обоснования. Что
касается вопросов управления автономным
учреждением, то данная проблематика остается
дискуссионной на данный момент, так как
законодательство об автономных учреждениях
имеет свои пробелы и недоработки в данной
сфере.
При написании дипломной работы
были использованы научные труды ученых-специалистов
в области гражданского права: Т.В. Абанкиной,
Е. Арсюхина, А.Л. Бердашкевич, Н.И. Булаева,
С.А. Бурлакова, Е.М. Бурундуковой, А.Б.Вифлеемского,
Н.С. Григорьевой, Т.А. Гусевой, В.В. Залесского,
Л.Зуйковой, В.В. Кваниной, А.А. Кирилловых,
А.К. Клюева, и многих других авторов.
Структура дипломной работы
представлена введением, тремя главами,
логически разделенными на параграфы,
заключением, списком используемых источников
и приложениями.
1. Теоретические
вопросы сущности и управления
автономным учреждением
1.1. Понятие и сущность
автономного учреждения
До издания Федерального закона
от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием Федерального закона
«Об автономных учреждениях», а также
в целях уточнения правоспособности государственных
и муниципальных учреждений» в законодательстве
использовалось одно понятие - «учреждение»
с указанием на некоторые виды учреждений,
отличающихся друг от друга в зависимости
от того, каким собственником оно было
создано. Допускалось создание следующих
разновидностей некоммерческих организаций
в форме учреждений:
1) государственных учреждений,
созданных Российской Федерацией
за счет средств соответствующего
бюджета;
2)муниципальных учреждений,
созданных муниципальными образованиями
и финансируемых за счет средств местного
бюджета;
3) частных учреждений, созданных
и финансируемых за счет имущества
и средств граждан и (или) юридических
лиц - собственников (ст. 13.1 Закона о
некоммерческих организациях).
Родовое понятие учреждения
характеризуется признаками, общими для
всех видов учреждений. Каждое учреждение
пользуется правами юридического лица.
Особенностью учреждения является то,
что оно всегда создается внешним учредителем,
остающимся за его пределами. Учредитель
определяет цели деятельности учреждения,
которые соответствуют его общей характеристике
как некоммерческой организации и конкретизируются
в уставных документах в рамках указания
закона - учреждения создаются для осуществления
управленческих, социально-культурных
или иных функции некоммерческого характера
(п. 1 ст. 120 ГК РФ).
В результате принятия нового
закона в ГК РФ появляются три типа учреждений:
государственное и муниципальное бюджетное
учреждение, государственное и муниципальное
автономное учреждение и частное учреждение.
Они отличаются по учредительству, взаимоотношениям
с учредителем и некоторым образом по
распоряжению находящимся в их ведении
имуществом и средствами.
В числе важнейших задач, которые
пытались решить посредством введения
учреждений нового типа, а именно автономных,
- создание условий для тех учреждений,
которые способны зарабатывать самостоятельно,
что позволит уменьшить возложенное на
государство бремя их содержания и повысить
качество услуг [32, с. 75].
Автономные учреждения на сегодняшний
день призваны отчасти, заменить собой
существующие государственные бюджетные
учреждения, численность которых представляется
явно избыточной. Предоставление федеральным
органам исполнительной власти права
самостоятельно формировать бюджетные
учреждения привело к лавинообразному
нарастанию численности последних. При
этом новые учреждения зачастую создавались
органами власти вовсе не в интересах
осуществления функций и решения задач
государства, а с одной лишь целью получения
дополнительного бюджетного финансирования.
По данным Министерства имущества в период
2003-2008 годов количество бюджетных учреждений
на федеральном уровне увеличилось более
чем в полтора раза, достигнув 37 тыс. Государство
уже не имело возможности реально контролировать
весь «массив» учреждений, что давало
последним возможность фактически бесконтрольно
распоряжаться переданным им государством
имуществом и соответствующими финансовыми
потоками.