Решение о назначении членов
наблюдательного совета или досрочном
прекращении их полномочий принимается
учредителем. Решение о назначении представителя
работников автономного учреждения членом
наблюдательного совета или досрочном
прекращении его полномочий принимается
в порядке, предусмотренном уставом автономного
учреждения.
Полномочия члена наблюдательного
совета могут быть прекращены досрочно:
1) по просьбе члена
наблюдательного совета;
2) в случае невозможности
исполнения членом наблюдательного
совета своих обязанностей по
состоянию здоровья или по
причине его отсутствия в месте
нахождения автономного учреждения
в течение четырех месяцев;
3) в случае привлечения
члена наблюдательного совета
к уголовной ответственности.
Полномочия члена наблюдательного
совета, являющегося представителем государственного
органа или органа местного самоуправления
и состоящего с этим органом в трудовых
отношениях, также могут быть прекращены
досрочно в случае прекращения трудовых
отношений.
Вакантные места, образовавшиеся
в наблюдательном совете в связи со смертью
или досрочным прекращением полномочий
его членов, замещаются на оставшийся
срок полномочий наблюдательного совета
автономного учреждения.
Председатель наблюдательного
совета избирается на срок полномочий
наблюдательного совета из числа его членов
простым большинством голосов. Представитель
работников автономного учреждения не
может быть избран председателем наблюдательного
совета. Председатель организует работу
наблюдательного совета, созывает его
заседания, председательствует на них
и организует ведение протокола. В отсутствие
председателя его функции выполняет старший
по возрасту член наблюдательного совета,
за исключением представителя работников
автономного учреждения.
В зависимости от установленных
статьей 11 Закона № 174-ФЗ полномочий наблюдательного
совета могут быть выделены четыре группы
вопросов, относящихся к компетенции наблюдательного
совета автономного учреждения. Первая
группа вопросов предусматривает: наблюдательный
совет рассматривает и дает рекомендации
учредителю автономного учреждения по
следующим вопросам:
1) предложения учредителя
или руководителя о внесении
изменений в устав автономного
учреждения; 2) предложения учредителя
или руководителя о создании
и ликвидации филиалов автономного
учреждения, об открытии и о
закрытии его представительств;
3) предложения учредителя или
руководителя о реорганизации
автономного учреждения или о
его ликвидации; 4) предложения учредителя
или руководителя об изъятии
имущества, закрепленного за автономным
учреждением на праве оперативного
управления; 5) предложения руководителя
об участии автономного учреждения
в других юридических лицах, в
том числе о внесении денежных
средств и иного имущества
в уставный капитал других
юридических лиц или передаче
такого имущества иным образом,
в качестве учредителя или
участника; 6) предложения руководителя
о совершении сделок по распоряжению
имуществом, которым автономное
учреждение вправе распоряжаться
только с согласия учредителя.
Решение по перечисленным вопросам
принимает учредитель автономного
учреждения.
Вторая группа вопросов такова:
наблюдательный совет рассматривает и
дает заключение по следующим вопросам:
1) предложения руководителя о выборе кредитных
организаций, в которых автономное учреждение
может открыть банковские счета; 2) проект
плана финансово-хозяйственной деятельности
автономного учреждения (копия проекта
плана направляется учредителю). По перечисленным
вопросам решение принимает руководитель
автономного учреждения.
К третьей группе вопросов относятся:
наблюдательный совет рассматривает и
утверждает: 1) по представлению руководителя
проекты отчетов о деятельности автономного
учреждения и об использовании его имущества,
об исполнении плана его финансово-хозяйственной
деятельности, годовую бухгалтерскую
отчетность автономного учреждения. Копии
указанных документов направляются учредителю.
И, наконец, четвертая группа
вопросов: наблюдательный совет рассматривает
и принимает решения по следующим вопросам:
1) предложения руководителя о совершении
крупных сделок; 2) предложения руководителя
о совершении сделок, в совершении которых
имеется заинтересованность; 3) вопросы
проведения аудита годовой бухгалтерской
отчетности автономного учреждения и
утверждения аудиторской организации.
Вопросы, относящиеся к компетенции
наблюдательного совета автономного учреждения,
не могут быть переданы на рассмотрение
других органов автономного учреждения.
По требованию наблюдательного
совета автономного учреждения или любого
из его членов другие органы автономного
учреждения обязаны предоставить информацию
по вопросам, относящимся к компетенции
наблюдательного совета автономного учреждения.
Таким образом, введение в структуру
управления автономного учреждения такого
обязательного органа управления как
наблюдательный совет с определенными
полномочиями, касающимися в основном
вопросов организации уставной деятельности
и осуществления финансово-хозяйственной
деятельности автономного учреждения,
является прямым следствием расширения
экономических прав и свобод этого нового
типа учреждения по сравнению с бюджетным
учреждением.
К компетенции руководителя
автономного учреждения, в зависимости
от вида его деятельности это может быть
директор, ректор, главный врач, художественный
руководитель и прочее, относятся вопросы
осуществления текущего руководства,
за исключением тех из них, которые федеральными
законами или уставом автономного учреждения
отнесены к компетенции учредителя автономного
учреждения, наблюдательного совета автономного
учреждения или иных органов автономного
учреждения (пункт 1 статьи 13 Закона №
174-ФЗ).
Как было отмечено ранее, руководитель
автономного учреждения и его заместители
не могут быть членами наблюдательного
совета.
Руководитель без доверенности
действует от имени автономного учреждения,
в том числе представляет его интересы
и совершает сделки, утверждает штатное
расписание, план его финансово-хозяйственной
деятельности, его годовую бухгалтерскую
отчетность, внутренние документы автономного
учреждения, издает приказы и дает указания,
обязательные для исполнения всеми работниками
автономного учреждения.
Из всего вышесказанного следует
сделать вывод, несмотря на то, что новый
тип учреждений назван автономным учреждением,
возможность осуществления автономным
учреждением своих функций напрямую зависит
от воли учредителя. Собственником является
Российская Федерации, субъект РФ или
муниципальное образование, так как по
большинству предусмотренных Законом
№ 174-ФЗ полномочий окончательные решения
принимает именно он. Учредитель назначает
и снимает руководителя автономного учреждения,
это может быть директор, генеральный
директор, ректор, главный врач, художественный
руководитель, управляющий и др. в зависимости
от сферы деятельности. Как известно, численность
наблюдательного совета от 5 до 11 членов,
состоящего из следующих представителей,
а именно представителей учредителя, исполнительных
органов государственной власти или органов
местного самоуправления, общественности,
трудового коллектива (не более 1/3 членов
совета). Иначе говоря, и здесь приоритет
отдаётся чиновникам, а также тем, кого
они рекомендуют.
Учредитель также имеет компетенцию
назначения и досрочного прекращения
деятельности членов наблюдательного
совета.
Так как осуществление функций
зависит от учредителя автономного учреждения,
то есть чиновников, по мнению членов Центрального
совета движения «Образование - для всех»,
это приведет к скачкообразному росту
коррупции в социальной сфере. Они считают,
что именно чиновники будут решать, превращать
государственное учреждение в автономное
учреждение или оставить его в прежнем
статусе. Также, какое имущество государственного
или муниципального учреждения отнести
к разряду особо ценного, а какое разрешить
продавать.
Чиновник, в частности, получит
возможность в «Автономном учреждении
- музее» отнести картины мастеров 17 века
к особо ценному имуществу, а, например,
передвижников - к не особо ценному, разрешая
тем самым пустить их с молотка. То же самое
относится к оборудованию научных организаций
или фондам библиотек.
По мнению членов Центрального
совета движения «Образование - для всех»,
Закон № 174-ФЗ способен нанести колоссальный
вред социальным правам граждан и стране
в целом. Его лоббируют две группы лиц:
недобросовестные руководители государственных
учреждений, мечтающие приватизировать
имущество в социальной сфере, как в 90-х
годах прошлого века это было сделано
в промышленности и сельском хозяйстве;
недобросовестные бизнесмены, которые
надеются скупить или захватить это имущество.
Вышеуказанное ещё раз показывает
наличие пробелов в законе, требующего
внесения соответствующих поправок, а
именно увеличить количество представителей
общественности и членов трудового коллектива,
что увеличит автономность автономного
учреждения.
Таким образом, подводя итоги
первой главы, можно сказать, что автономное
учреждение отличается от бюджетного
большей степенью экономической свободы,
возможностью осуществления действий,
которые для бюджетных учреждений законодательно
ограничены или запрещены. Так, автономные
учреждения вправе привлекать заёмные
средства, открывать счета в кредитных
организациях, самостоятельно распоряжаться
отдельными видами имущества, что невозможно
в отношении бюджетных учреждений. Кроме
того, автономное учреждение в отличие
от бюджетного в значительно большей степени
должно рассчитывать на свою активность,
ведь учредитель автономного учреждения
финансирует определенный объём его деятельности,
определяемый заданием учредителя. Также
существуют особенности ответственности
автономного учреждения по своим обязательствам,
отличающие его от бюджетного учреждения.
Однако реальная возможность
автономного учреждения самостоятельно
осуществлять вышеуказанные полномочия
достаточно ограничена. Согласно п. 2 ст.
8 Закона № 174-ФЗ основными органами автономного
учреждения являются наблюдательный совет
и руководитель. Что касается руководителя
автономного учреждения, то он, во-первых,
назначается учредителем, во-вторых, за
исключением утверждения плана финансово-хозяйственной
деятельности и выбора кредитных организаций
для вклада денежных средств, руководитель
не вправе самостоятельно принимать решения
по важным вопросам. В-третьих, руководитель
не входит в коллегиальный высший орган
автономного учреждения - наблюдательный
совет. В то же время функции наблюдательного
совета автономного учреждения по важнейшим
вопросам, за исключением совершения крупных
сделок и сделок, в отношении которых имеется
заинтересованность, носят лишь рекомендательный
характер.
Таким образом, возможность
осуществления автономным учреждением
своих функций напрямую зависит от воли
учредителя автономного учреждения, так
как по большинству предусмотренных Законом
№ 174-ФЗ полномочий окончательные решения
принимает именно он.
2. Анализ деятельности
ДОУ «Детский сад № 37»
2.1. Характеристика дошкольного
учреждения и анализ его деятельности
Муниципальное автономное дошкольное
учреждение детский сад комбинированного
вида № 37 «Красная шапочка» расположен
на территории города Первоуральска, и
является звеном муниципальной системы
образования городского округа Первоуральск
[48].
Дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
«Красная шапочка» основан в 1995 году
(решение Первоуральского городского
Совета), введено в эксплуатацию с проектной
мощностью на 220 посадочных мест.
Дошкольное учреждение располагается
в отдельно стоящем двухэтажном здании
крупноблочной типовой постройки с
общей площадью 9072,10 кв.м.
Учреждение оснащено системами: водоснабжения,отопления, освещения,
вентиляции и водоотведения. В ДОУ функционирует 11 групп.
Таблица 1. Количество групп в МАДОУ №
37 [48]
Ясельного возраста от 1,5 до
3 лет |
1 |
Младшего возраста от 3 до 4 лет |
1 |
Среднего возраста от 4 до 5 лет |
2 |
Старшего возраста от 5 до 6 лет |
3 |
Подготовительных к школе от
6 до 7 лет |
3 |
Групп для детей с тяжелым нарушением
речи |
1 |
Групп для детей с тяжелым нарушением
слуха |
0 |
Групп для детей с нарушением
интеллекта |
0 |
Групп для детей с задержкой
психического развития |
0 |
Групп для детей с нарушением
зрения |
0 |
Групп круглосуточного пребывания |
0 |
Смешанных групп |
0 |
Общее число групп |
11 |
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский
сад № 37 комбинированного вида» (в дальнейшем
МАДОУ) является автономным учреждением,
созданным муниципальным образованием
городской округ Первоуральск, осуществляющим
оказание муниципальных услуг в сфере
образования с целью обеспечения конституционного
права граждан Российской Федерации и
получения общедоступного бесплатного
дошкольного образования.
МАДОУ Детский сад комбинированного
вида № 37, располагается по адресу: Свердловская
область, город Первоуральск улица Юбилейная
9А
Руководитель учреждения: Клейменова Наталия Вальдеровна
- директор первой квалификационной категории,
специалист с высшим педагогическим образованием
- педагогический стаж – 17 лет, 5 лет - в
должности директора объединения дошкольных
образовательных учреждений. Награждена Почетной грамотой Управления
образования город Первоуральск за плодотворный
труд, за вклад в развитие системы дошкольного
образования детей город Первоуральск.