Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:33, дипломная работа
Описание работы
Целью дипломной работы - изучение специфики управления ДОУ в условиях автономии. Основные задачи: - изучить теоретические вопросы сущности и управления автономным учреждением; - провести анализ деятельности детского сада; - провести анализ структуры, квалификации и системы управления персоналом МАДОУ «Детский сад № 37»; - провести калькуляцию образовательных платных услуг; - рассмотреть организацию работы по повышению профессиональной квалификации педагогов; - разработать пути совершенствования системы мотивации персонала МАДОУ детского сада № 37; - разработать медодику занятия для руководителей ДОУ по расчету стоимости дополнительных платных услуг.
Содержание работы
РЕФЕРАТ 5 ВВЕДЕНИЕ 6 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СУЩНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 10 1.1. Понятие и сущность автономного учреждения 10 1.2. Правовое положение автономного учреждения 19 1.3. Структура управления автономным учреждением 29 1.3.1. Учредитель автономного учреждения 29 1.3.2. Органы автономного учреждения 41 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 37» 49 2.1. Характеристика дошкольного учреждения и анализ его деятельности 49 2.2. Анализ основных показателей МАДОУ «Детский сад № 37» 56 2.3. Калькуляция образовательных платных услуг 62 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 37» 70 3.1. Организация работы по повышению профессиональной квалификации педагогов 70 3.2 Совершенствование системы мотивации персонала детского сада № 37 74 3.3. Алгоритм и модель формирования фонда целевого капитала автономного образовательного учреждения «Детский сад № 37» 81 4. РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ РАСЧЕТУ СТОИМОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 86 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
В соответствии с действующим
законодательством одним из принципов
государственной политики в социальной
сфере является наличие автономии юридических
лиц. Под автономией, прежде всего, понимается
независимость в управлении, которой государство
наделяет некоммерческие организации
для осуществления ими социальных функций
и, в свою очередь, инвестируя в данную
сферу, закладывает основы стабильного
экономического и культурного развития
общества. Однако нормативы финансирования,
установленные законодательством, государством
систематически не выполняются.
В начале 90-х годов XX века в целях
сохранения существующей системы некоммерческим
организациям в России было разрешено
осуществлять предпринимательскую деятельность.
Следующим шагом в данном направлении
стал поиск новой организационно-правовой
формы и её учреждение, с одной стороны,
путем наделения большими финансовыми
и хозяйственно-распорядительными полномочиями,
а с другой - путем отказа от ее финансирования.
Данный поиск закончился принятием Федерального
закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных
учреждениях» и № 175-ФЗ «О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием Федерального закона
«Об автономных учреждениях», а также
в целях уточнения правоспособности государственных
и муниципальных учреждений» [25, с.16].
Законы эти вызвали огромное
количество дискуссий, были организованы
кампании и митинги протеста. В связи с
этим возникает закономерный вопрос, выгодно
ли появление автономных учреждений обществу,
образовательной системе, как это скажется
на управлении, финансировании, процессе
обучения, работниках и обучающихся.
Первоначально проекты законов
о государственных (муниципальных) автономных
некоммерческих организациях были инициированы
в недрах Центра стратегических разработок
в ведомстве Г. Грефа, и их авторы исходили
из двух несколько противоречивых предпосылок.
Первая заключается в том, что если, к примеру,
образовательные учреждения оказывают
«услуги» и коммерческая составляющая
достаточно велика, то пусть они будут
чистыми субъектами рынка, а государству
за их деятельность отвечать не надо. Заодно
и бюджетные средства можно сэкономить.
И, наконец, вторая мысль, которую часто
высказывал, министр образования, А.А.
Фурсенко: «Нехорошо зарабатывать деньги
на государственной собственности». Но
на это высказывание следовало очень логичное
возражение руководителей образовательных
учреждений, особенно директоров, о том,
что они готовы отказаться от коммерческого
приема, но при условии, что они будут финансироваться
полностью, а не на уровне 40-45% от необходимой
потребности обеспечения бюджетного приема
[12].
Авторы проектов утверждали,
что основная цель введения автономного
учреждения состоит в том, чтобы увеличить
свободу, к примеру, образовательных учреждений
в распоряжении собственностью и средствами,
но за это органы власти уменьшают свою
ответственность за результаты деятельности
автономного учреждения, то есть снимается
субсидиарная ответственность государства.
Законопроект, справедливо
окрещённый «троянским конём приватизации»,
предполагает превращение в автономные
учреждения организаций образования,
науки, культуры и социальной защиты, что
возможно приведёт к следующим результатам.
Так, во-первых, утрата сохранившихся в
законодательстве налоговых льгот для
организаций социальной сферы и целого
ряда социальных гарантий для граждан,
включая отсрочки от призыва на военную
службу, досрочные пенсии для педагогов
и медиков и т. д. Все эти льготы и гарантии
не распространяются на автономные учреждения.
Во-вторых, новый виток коммерциализации
социальной сферы, массовое вытеснение
бюджетных, то есть бесплатных для гражданина,
социальных услуг и замена их платными.
В-третьих, фактическая ликвидация конституционного
права граждан на бюджетное образование.
Конституция России гарантирует это право
лишь тем, кто учится (воспитывается) или
лечится в государственных или муниципальных
учреждениях, но отнюдь не в автономных
учреждениях. В-четвёртых, снятие запрета
на приватизацию, который установлен законом
для государственных и муниципальных
образовательных учреждений. В законопроекте
об автономных учреждениях прямо прописан
и один из путей такой приватизации - банкротство.
Приватизация же образования
немедленно сделает его полностью платным
и лишит будущего многие миллионы детей
из семей с низкими и средними доходами.
И, наконец, скачкообразный рост коррупции
в социальной сфере. Согласно законопроекту,
именно чиновники будут решать: превращать
государственное учреждение в автономное
учреждение или оставить его в прежнем
статусе; какое имущество государственного
или муниципального учреждения отнести
к разряду особо ценного, а какое разрешить
продавать [41].
Однако, несмотря на все недовольства
со стороны общества, с 8 января 2007 г. законы
вступили в силу (некоторые изменения
в другие законодательные акты - с 1 января
2007 г.). Не остались без внимания, такие
важные правовые акты, как Гражданский
кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый
кодекс РФ, Закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об
образовании», Закон от 12 января 1996 г. №
7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,
Закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем
и послевузовском профессиональном образовании».
Одна из особенностей принятого
Закона № 174-ФЗ заключается в наличии в
его тексте многочисленных ссылок, в соответствии
с которыми Правительству Российской
Федерации предлагается разработать дополнительные
нормативные правовые акты, устанавливающие
различные правила (порядки, нормы и нормативы),
регламентирующие создание и функционирование
государственных (федеральных и субъектов
Российской Федерации) и муниципальных
автономных учреждений.
В настоящее время формирование
нормативного и методического обеспечения
процесса создания автономных учреждений
в основном находится в стадии завершения.
Так, Правительством Российской
Федерации принято шесть подзаконных
акта (в хронологическом порядке):
- постановление от 28 мая
2007 г. № 325 «Об утверждении формы предложения
о создании автономного учреждения путем
изменения типа существующего государственного
или муниципального учреждения»;
- постановление от 31 мая
2007 г. № 337 «О порядке определения видов
особо ценного движимого имущества автономного
учреждения»;
- постановление от 10 октября
2007 г. № 662 «Об утверждении Положения об
осуществлении федеральными органами
исполнительной власти функций и полномочий
учредителя федерального автономного
учреждения»;
- постановление от 18 октября
2007 г. № 684 «Об утверждении Правил опубликования
отчетов о деятельности автономного учреждения
и об использовании закрепленного за ним
имущества»;
- постановление от 24декабря
2007 г. № 924 «Об утверждении Правил подготовки
предложений о создании федеральных автономных
учреждений путем изменения типа существующих
федеральных государственных учреждений»;
- постановление от 18 марта
2008 г. № 182 «Об условиях и порядке формирования
задания учредителя в отношении автономного
учреждения, созданного на базе имущества,
находящегося в федеральной собственности,
и порядке финансового обеспечения выполнения
задания».
В результате получена новая
правовая конструкция, которая предполагает:
1. Объединить преимущества
государственного учреждения с
возможностями коммерческих организаций.
2. Сохранить налоговый
статус учреждений при ведении
ими предпринимательской и иной
приносящей доходы деятельности.
3. Установить прямую
зависимость между получаемым учреждениями
объемом бюджетных ресурсов и конкретным
эффектом, получаемым от их деятельности.
4. Конкретизировать
правомочия и возможности учреждений
на основе экономических подходов к управлению
ими и, тем самым, реализовать принцип
автономии учреждений, избавив их от избыточного
административного давления.
5. Дистанцировать учреждения
от несоразмерно громоздкой управляющей
надстройки за счет создания
управленческого буфера между
собственником имущества и учреждением.
6. Реализовать на деле
новые подходы к организации общественного
управления государственным учреждением,
когда роль этих органов не сводится к
факультативным полномочиям, но вписана
в технологию принятия управленческих
решений, обязательных не только для учреждения,
но и (впервые с момента принятия закона
«Об образовании) - для его собственника
[24, с. 61].
Какие же ключевые нормы относительно
автономного учреждения удалось закрепить
в правовых актах?
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона
№ 174-ФЗ автономное учреждение является
некоммерческой организацией, которая
создается Российской Федерацией, субъектом
РФ или муниципальным образованием в целях
осуществления полномочий органов государственной
власти и местного самоуправления в сферах
науки, образования, здравоохранения,
культуры, социальной защиты, занятости
населения, физической культуры и спорта.
Фактически эти сферы охватывают весь
так называемый социальный блок.
Автономные учреждения могут
быть созданы либо путем изменения типа
существующего государственного (муниципального)
учреждения, либо с создания автономного
учреждения. Предполагается, что основная
масса автономных учреждений, особенно
на начальных этапах, появится посредством
изменения типа, что позволит сохранить
у автономного учреждения все разрешительные
документы (лицензии, свидетельства об
аккредитации и т.п.), имеющиеся у существующего
учреждения (п. 12 ст. 5 Закона № 174-ФЗ). Изменением
типа никаких других организаций, помимо
государственных (муниципальных) учреждений,
автономные учреждения создать нельзя.
В п. 2 ст. 20 Закона № 174-ФЗ предусмотрено,
что изменение типа существующих государственных
и муниципальных учреждений здравоохранения
не допускается. Следовательно, для осуществления
деятельности в сфере здравоохранения
автономные учреждения должны создаваться
заново.
Вероятно, подобная норма была
введена для предотвращения гипотетической
угрозы сокращения числа бесплатных услуг,
оказываемых населению, и замены их платными.
Вместе с тем она лишает возможности прямого
перехода в автономное учреждение, а именно
путем изменения типа учреждения сферы
здравоохранения, способные оказывать
востребованные населением платные услуги.
Иной же вариант создания автономного
учреждения предполагает переоформление
всех разрешительных документов, то есть
более трудоёмкий процесс.
В последнее время часто можно
слышать, что с принятием пакета законов
об автономных учреждениях большинство
существующих бюджетных учреждений предпочтут
стать автономными - без учета готовности
к этому и интересов потребителей услуг.
Однако данные опасения не имеют под собой
оснований. Как установлено п. 4 ст. 5 Закона
№ 174-ФЗ, решение о создании автономного
учреждения путем изменения типа, существующего
государственного или муниципального
учреждения должно приниматься Правительством
РФ, высшим исполнительным органом государственной
власти субъекта РФ либо местной администрацией,
но лишь по инициативе самого учреждения
либо с его согласия. Более того, это решение
будет приниматься лишь в том случае, если
оно не повлечет за собой нарушения конституционных
прав граждан, включая права на получение
бесплатного образования, на участие в
культурной жизни. Кроме того, предложение
о создании автономного учреждения должно
содержать обоснование его создания с
учетом возможных социально-экономических
последствий, доступности для населения
и качества выполняемых работ, оказываемых
услуг. В подобных условиях речь о полной
бесконтрольности перевода существующих
учреждений в автономные учреждения без
учета потребностей населения и состояния
существующих учреждений идти не может.
Заметим, что органы, ответственные
за состояние дел в соответствующих сферах,
как правило, заинтересованы в поддержании
в них порядка и сохранении объема перераспределяемых
через эти органы бюджетных ресурсов,
а с переходом на принципы бюджетирования,
ориентированного на результат, - и в выполнении
запланированных целевых показателей
деятельности. Таким образом, непродуманных
решений по переводу существующих государственных
(муниципальных) учреждений в автономные
учреждения вероятнее всего не будет.
Напротив, стоит ожидать, что предоставляемые
законодательством возможности по созданию
автономного учреждения станут использоваться
с крайней осторожностью [28, с. 25].
Стимулируют ли новые законы
к более активному осуществлению автономными
учреждениями предпринимательской деятельности?
Целесообразно рассмотреть два аспекта:
во-первых, поддержание материальной заинтересованности
автономного учреждения в осуществлении
предпринимательской деятельности, во-вторых,
создание (сохранение) возможностей для
осуществления такой деятельности, включая
поддержание готовности других организаций
сотрудничать с автономными учреждениями.
Законодательство предоставляет
автономному учреждению свободу использования
полученных доходов. Согласно п. 8 ст. 2
Закона № 174-ФЗ указанные доходы поступают
в распоряжение автономного учреждения
и могут задействоваться им для достижения
собственных целей. Данные нормы схожи
с регулированием использования существующими
бюджетными учреждениями доходов от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности.
Однако в отличие от ситуации с бюджетными
учреждениями собственник имущества автономного
учреждения не имеет права на получение
доходов от деятельности автономного
учреждения и использования закрепленного
за автономным учреждением имущества
(п. 9 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Это означает, что автономное
учреждение сравнительно свободно в расходовании
полученных доходов. На всех уровнях бюджетной
системы применительно к доходам от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности
широко используются особые процедуры
учета поступления и расходования, которые
хотя и не нарушают прав бюджетных учреждений
на самостоятельное распоряжение доходами,
однако достаточно сложны, трудозатратны
и предполагают проведение согласований
с органами государственной власти (местного
самоуправления).
Согласно п. 2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ
автономные учреждения вправе осуществлять
деятельность в соответствии с заданиями
учредителя бесплатно либо за частичную
плату. Кроме того, автономные учреждения
могут вне заданий учредителя выполнять
работы, относящиеся к его основной деятельности,
и оказывать услуги за плату на одинаковых
при оказании однородных услуг условиях
- но лишь в порядке, установленном федеральными
законами (п. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Если
таковой порядок отсутствует, деятельность,
относящуюся к основной, вне задания учредителя
автономное учреждение осуществлять не
может.