Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 20:37, курсовая работа
Целью данного исследования явилось изучение условий формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объектом исследования является социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования - условия формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха 7
1.1. Социальная адаптация детей дошкольного возраста в норме и патологии 7
1.2. Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха 19
1.3. Психолого-педагогическая помощь по социальной адаптации дошкольников с нарушением слуха в условиях ДОУ 23
Глава 2. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 36
2.1. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 36
2.2. Практические рекомендации по организации психолого -педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха 40
2.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации младших дошкольников с нарушением слуха 52
Заключение 56
Список использованной литературы 60
Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Социальный опыт осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. Можно даже утверждать, что они еще не все известны, а те, которые мы знаем, не до конца изучены.
Ограниченность общения сказывается на развитии познавательной деятельности малыша. У ребенка отсутствуют навыки взаимоотношений, он не умеет играть со слышащими, не знает назначения предметов. Постепенно у него теряется интерес к тому, чего он не понимает и, как результат - появляется задержка в развитии.
Для этого важно не откладывая начинать занятия, как только установлен диагноз. Всероссийское общество глухих, сурдологические кабинеты а также специализированные веб-сайты обладают достаточным количеством методических материалов, там же можно получить консультацию специалиста по воспитанию и обучению неслышащих и плохо говорящих детей. Хотя в реабилитационных сурдологических центрах помогают деткам с первых месяцев жизни, основная нагрузка все же ложится на родителей.
В современной социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей с нарушениями в развитии (соответственно, с особыми образовательными потребностями), в частности, важна их социальная компетентность.
Формирование социальной адаптации таких детей должно начинаться еще с дошкольного возраста. Для успешного формирования социальной адаптации детей с нарушениями слуха необходимо изучить психолого-педагогические условия ее формирования, влияние индивидуального подхода к ребёнку в процессе адаптации.
Исходя из этого, можно изложить актуальность данного исследования. Формирование социальной адаптации младших дошкольников процесс деликатный, а если ребёнок имеет какие – либо нарушения – он становится ещё тяжелее. Именно поэтому, важно определить условия формирования социальной адаптации младших дошкольников с нарушениями слуха. Чем раньше дети будут адаптированы, тем быстрее начнется процесс их обучения и воспитания. Необходимо так же выявить факторы, позволяющие процессу адаптации протекать более динамично и давать лучшие результаты.
Благодаря исследованиям в данной области, мы уже имеем некоторые представления, касающиеся формирования социальной адаптации. Среди известных работ по исследуемой тематике можно выделить следующие. Балашов Д. Е. изучал методологические аспекты исследования проблем социализации глухих. Белая Н. А. рассматривала различные подходы к изучению проблемы коммуникативной компетентности слабослышащих детей. Галикова М. А. исследовала особенности адаптации детей с нарушенным слухом к среде нормально слышащих сверстников. Лотухова Л.С. анализировала методы психолого-педагогической диагностики первичной социализации слабослышащих детей младшего дошкольного возраста.
Но условия формирования адаптации младших дошкольников с нарушениями слуха изучены недостаточно: как проходит адаптация; какие условия необходимы; с трудностями какого характера сталкиваются дети младшего дошкольного возраста, имеющие нарушения слуха; какое влияние на формирование адаптации оказывает социальное окружение ребёнка – всё это необходимо знать, чтобы быть более компетентными в данном вопросе.
Целью данного исследования явилось изучение условий формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объектом исследования является социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования - условия формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования заключается в том, что социальная адаптация младших дошкольников с нарушением слуха будет происходить более успешно, если создать необходимые психолого-педагогические условия.
Методологической основой работы стали труды Балышевой Е. Н. в сфере проблем современной интеграции неслышащих детей в детские дошкольные учреждения общего типа, Головчиц Л.А. в сфере воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха, Кузьмичевой Е. П. по вопросам обучения глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи.
В процессе проведенного исследования применялись общенаучные методы (наблюдение, аналогия, анализ и т.д.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Влияние институтов социализации выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, направления формирования его социальной компетентности. В специальных социальных институтах, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся дошкольные учебные заведения, школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения, семья. К внутренним факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира.
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».1
Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Это позволяет функционировать индивиду как активному субъекту общественных отношений. Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.
Процесс адаптации в обществе детей с физическими и психическими отклонениями имеет свои особенности. Слуховая недостаточность неблагоприятно отражается на психофизическом развитии ребенка, особенно если нарушение слуха наступает в раннем возрасте. В первую очередь страдает восприятие и воспроизведение устной речи, что приводит к нарушению социальных контактов ребенка с окружающими людьми.
Процесс коммуникации, в который вовлекается глухой или слабослышащий ребенок, затруднен из-за непонимания обращенных к нему высказываний собеседника; его собственная устная речь страдает аграмматизмами, ошибками в звукопроизношении, бедным словарным запасом. У этих детей может возникать страх, что нормально слышащие люди их не поймут, что над ними будут смеяться. Известно, что одним из факторов полноценного развития ребенка является его общение со сверстниками в разнообразной совместной деятельности. «Общение как бы пронизывает весь процесс совместной деятельности от начала до конца, играя организующую роль» (Б.Ф.Ломов), но возможны ли общение и совместная деятельность нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, их взаимодействие?
Еще Л.С. Выготский придавал большое значение включению детей с нарушениями слуха в разнообразную социально значимую деятельность, где появляется потребность в общении и развивается устная речь. В процессе такой совместной деятельности дети с нарушениями развития могут реализовывать тот потенциал, который позволяет им ощутить свою независимость и устойчивость в этой жизни; они имеют возможность проявить инициативу, самостоятельность, что обеспечивает их адаптацию к окружающей среде и интеграцию в независимую жизнь.2
На определенном возрастном этапе общение в семье перестает быть для ребенка преобладающим, ему требуется детский коллектив. Обучение и воспитание ребенка с нарушенным слухом дошкольного и школьного возраста в массовых учреждениях изначально обеспечивает ему широкое общение со здоровыми детьми. Вопросами интеграции детей с нарушениями слуха в массовые детские сады и школы занимаются многие исследователи (Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко, Э.В. Миронова и др.). Ими разработаны условия разных видов интеграции, критерии подготовки слабослышащих и глухих детей к обучению в массовых учебных учреждениях, рекомендации для родителей и учителей общеобразовательных школ. В настоящее время имеется успешный практический опыт совместного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в массовых образовательных учреждениях. Усилия педагогов направлены на усвоение слабослышащим или глухим ребенком учебной программы в те же сроки, что и детьми с нормальным слухом. При этом, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания вопросам обоюдного общения детей. Это взаимодействие не всегда бывает полноценным, так как вследствие постоянной слуховой депривации плохо слышащий ребенок может иметь низкий статус в коллективе, проблемы в отношениях со сверстниками.3
В основном обучение и воспитание детей с нарушениями слуха осуществляется в специальных детских садах и школах. Специальная школа-интернат, сосредотачивая в своих стенах квалифицированные кадры, обеспечивает обучение детей, семьи которых находятся далеко от центра. Обучение и воспитание слабослышащих, особенно глухих детей, характеризуются своеобразием содержания и методов, требуют непрерывности и долговременности специального коррекционного воздействия, комплексного подхода.
При поступлении в образовательное учреждение дети различаются не только по степени снижения слуха и состоянию речи, но и по уровню общего психического развития, наличию дополнительных дефектов, социальным условиям жизни семьи и т. д. Отмечается тенденция к увеличению количества детей с комбинированными нарушениями. Интеграция таких детей в массовые учебные заведения, их адаптация в них затруднены, и оптимальным в данном случае становится обучение в специальной школе. В нашем поликультурном регионе во многих семьях родные плохо слышащего ребенка говорят на марийском языке, а в коррекционной школе осуществляется обучение на русском, что еще более усложняет речевое развитие детей. 4
Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствие их ограничений различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Это происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее нивелируются различия в развитии ребенка с нарушенным слухом и нормально слышащим.
Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, в изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равные им по значению. В процессе деятельности, т. е. активного взаимодействия человека с окружающей действительностью, происходят совершенствование психических процессов, обогащение и усложнение форм познания, усвоение социального опыта.5