Условия формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования явилось изучение условий формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объектом исследования является социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования - условия формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха 7
1.1. Социальная адаптация детей дошкольного возраста в норме и патологии 7
1.2. Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха 19
1.3. Психолого-педагогическая помощь по социальной адаптации дошкольников с нарушением слуха в условиях ДОУ 23
Глава 2. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 36
2.1. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 36
2.2. Практические рекомендации по организации психолого -педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха 40
2.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации младших дошкольников с нарушением слуха 52
Заключение 56
Список использованной литературы 60

Файлы: 1 файл

Условия формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха.doc

— 716.50 Кб (Скачать файл)

Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же и следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

В анализируемом возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.

Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно педагог ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зъ, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных (л, ль, р, рь,).

Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение.

Выдели слово.

Педагог произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

Подбери похожие слова.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка - ложка, ушки - пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Угадай, где кружки, а где кружки.

Наглядный материал: две кружки и два кружка (приложение 5).

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, педагог держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Педагог следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова. Педагог уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.

Дети дошкольного возраста способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с -щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово.

Педагог предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки, например С.

Папа купил Лене санки. 
По дороге движется автобус. 
Весной оживает природа. 
Домик над рекою,  
Светлой полосою 
В окнах огонек,  
На воду он лег.

(А. Плещеев. " На берегу")

На двери висит замок. 
На небе появились грозовые тучи.  
Почему собака лает  
На того, кого не знает? 
Потому она и лает – 
Познакомиться желает.

(А. Власов. "Почему?")


Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.

"Слова могут звучать быстро  и медленно".

Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом педагог следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных ниже игр и упражнений - развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

Какой звук есть во всех словах?

Педагог произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи - ж; чайник, ключ, очки - ч; щетка, ящик, щавель - щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось ~ сь; коза, замок, зуб - з; зима, зеркало, вазелин - зь; цветок, яйцо, курица - ц; лодка, стул, лампа - л; липа, лес, соль - ль; рыба, ковер, крыло ~р; рис, крепость, букварь -рь.

Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Назови первый и последний звук в слове.

Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается и заканчивается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ-в слове Вадик).

    1. Артикуляция звука.

- Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться  петь песенку самолета. Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем, повтор детьми), широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел " р-р-р" и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку и снова запел: "р-р-р". Споем вместе песенку самолета: " р-р-р"!

    1. Узнавание звука в словах.

Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.

    1. Шутки-чистоговорки:

Ря - ря - ря - синие моря; рю - рю - рю - репу я варю;арь- арь- арь- новый букварь; ри - ри -ри - горят фонари; ре - ре - ре - санки на горе; орь - орь - орь - у Андрюши корь; pa - pa -ра - высокая гора; ро - ро - ро - новое перо; ру - ру - ру - коза грызет кору; ры -ры - ры -летят комары; ор - ор - ор - у Ромы топор и т.д.

    1. Скороговорки:

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка. Образец работы над дифференциацией звуков л - р, ль-рь.

    1. Выделение звуков л-ль, р-рь.

- Дети, вспомните, как Язычок поет  твердую песенку индюка, повторим. ("Л-л-л".) А теперь вспомним псенку мотора ("Р-р-р".)

- Я вам покажу картинки, а  вы их назовете, четко выделяя  звуки л-ль, р-рь.

    1. Шутки-чистоговорки:

Ло-ол-ор-у Ромы топор; ло-ло-ро-у Лены перо; ал-ар-ал - темный подвал; ри-ри-ри - купили сухари; ли-ли-ли - мы улицу мели; ре-ре-ре - метель в январе; ле-ле-ле - катались на осле.

Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.

    1. Работа над предложением.

Дети слушают и запоминают предложения: Суп надо солить. На пол не надо сорить. Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает тот, до кого дотронулся учитель: Суп надо... На пол не надо...

    1. Скороговорки.

Лара у Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Король - орел, орел - король.

    1. Определение слов со звуками л-ль, р-рь в тексте.

Дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками.

Лыжи. Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.

Верный друг. Рома и его собака Трезор - большие друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так Трезор выручил из беды своего друга.

После чтения всего рассказа педагог читает по одному предложению, дети называют слова, а в них заданные звуки.

При работе с данным возрастом, педагог должен уделять внимание не только коррекции устной речи, но и правильному развитию письменной речи, т.к. на данном этапе ребенок начинает усваивать азы орфографии, приобретает калиграфические навыки.

Ш.А. Амонашвили считает, что письменную речь следует формировать одновременно и в единстве с развитием навыков письма и устной речи; предпосылки письменной речи (объективация; упреждение и критика текста) необходимо создавать в условиях устной речи.

Развитие зрительного восприятия форм.

    1. Из каких фигур нарисованы флажки. Раскрась их. Нарисуй такие же флажки.
    2. Чем похожи домики?

Из каких фигур они построены.

Развитие фонематического восприятия.

    1. Упражнение на выявление фонематического восприятия.

Осуществление тонкое дифференцировки сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твёрдых и мягких, сходных по артикуляции. (Приёмы: предметное лото -отобрать картинки на заданные звуки, буквенный диктант - записать первую букву слов -“труба”, “дом”, “дуб”, “трамвай”).

    1. Упражнения на выявление недостатков звуко-буквенного анализа,
    • Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук “с”, но чтобы после него стоял бы гласный звук “а”.
    • “Склеенное” слово (выделение отдельных слов из квазислова) шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка.
    1. Сравнение слов.

(выявление ориентации на форму  слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами).

    • Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе два слова, а ты должен ответить мне, какое из этих слов длиннее, какое короче; какое больше какое меньше?

Сравни слова “карандаш” и “карандашик”. Какое из этих слов короче? Почему?

Какое из двух слов длиннее: слово “удав” или слово “червячок”?

Сравни слова “кот” и “кит”. Какое из этих слов больше и почему?

Какое слово длиннее: слово “минута” или слово “час”? Почему?

Какое слово короче: слово “хвост” или слово “хвостик”? Почему?

Какое слово больше: “мышка” или “мишка”?

Какое слово короче: “усики” или “усы”?

    1. Мягкие буквы.

(направлено на запоминание формы  буквы соотношения её частей  и пропорций).

Ребенку даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква.

    1. Волшебный домик.

Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове. Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы. Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв.

Информация о работе Условия формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха