Условия формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования явилось изучение условий формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объектом исследования является социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования - условия формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха 7
1.1. Социальная адаптация детей дошкольного возраста в норме и патологии 7
1.2. Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха 19
1.3. Психолого-педагогическая помощь по социальной адаптации дошкольников с нарушением слуха в условиях ДОУ 23
Глава 2. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 36
2.1. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 36
2.2. Практические рекомендации по организации психолого -педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха 40
2.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации младших дошкольников с нарушением слуха 52
Заключение 56
Список использованной литературы 60

Файлы: 1 файл

Условия формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха.doc

— 716.50 Кб (Скачать файл)

Ученики должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр): к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак)

2.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации младших дошкольников с нарушением слуха

Основной задачей обучения детей с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся недостатков.

Реализация этой задачи предполагает социальное развитие детей, обеспечение высокого уровня познавательной деятельности, формирование речи как средства общения и познания, личностное развитие дошкольников.

Направленность обучения на преодоление специфических недостатков, обусловленных снижением слуха, делает особо важной постановку коррекционной задачи. Вся система работы дошкольного учреждения направлена в первую очередь на коррекцию вторичных отклонений – развитие речи и общения. Поэтому формирование речи как средства общения является одной из ведущих задач в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях.

Воспитание и обучение дошкольников с нарушенным слухом строится на следующей системе дидактических принципов: научность, систематичность воспитания и обучения, доступность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. Ведущие дидактические принципы лежат в основе организации процесса обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и реализуются в практике с учетом направленности этого процесса.

Помимо общедидактических принципов, выделяются специфические принципы, отражающие особенности развития дошкольников с недостатками слуха, содержание и методы работы с ними.32

  Можно выделить следующие основные принципы:

    1. Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития применительно к дошкольникам с нарушенным слухом.
    2. Принцип развивающего обучения. Принцип развивающего воспитания и обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализацией развития, но и его обогащением. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия, направленные на максимальную реализацию возможностей ребенка.
    3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения является одним из ведущих принципов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Данный принцип пронизывает все компоненты воспитательно-образовательного процесса.
    4. Деятельностный принцип. Психическое развитие дошкольника осуществляется в деятельности. Через разные виды деятельности он познает окружающий мир, расширяя и углубляя способы ориентировки в нем, постигая социальную сферу жизни, определяя взаимоотношения с другими людьми.
    5. Принцип дифференцированного подхода к воспитанию и обучению.

Группа глухих и слабослышащих дошкольников характеризуется большой разнородностью по состоянию слуху, речи, уровню интеллектуального развития. Дифференцированный принцип предполагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. Прежде всего, в соответствии с этим принципом проводится дифференцированное воспитание глухих и слабослышащих. В воспитании и обучении этих двух категорий используются разные программы.

    1. Принцип формирования речи как средства общения. В системе формирования речи у глухих одним из важнейших является принцип обучения языку как средству речевого общения.
    2. Принцип развития слухового восприятия предполагает максимальное развитие остаточного слуха в процессе активного использования звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования.

При организации обучения глухих и слабослышащих детей педагоги должны придерживаться следующих направлений:

    1. Развивать зрительный пространственный анализ: учить зрительно соотносить, сравнивать размеры и форму фигур; учить выполнять в действенном плане и мысленно развороты фигур в пространстве; учить выделять в сложных фигурах простые составляющие их части; учить синтезировать простые части в целое (в предметный образ).
    2. Развивать программно-контролирующую функцию: учить действовать по плану; учить выполнять программы действий с чередованием элементов; учить целенаправленной проверке своей деятельности.
    3. Развивать координацию движений: развивать мелкую моторику рук.
    4. Развивать слуховое восприятие, внимание, память, понятийное мышление.

Таким образом, обучение глухих и слабослышащих детей в дошкольных учреждениях строится по принципу всестороннего развития на основе коррекции имеющихся недостатков.

 

 

 

 

 

Заключение

Подведем итоги проделанной работы.

Влияние институтов социализации выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, направления формирования его социальной компетентности. В специальных социальных институтах, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся дошкольные учебные заведения, школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения, семья. К внутренним факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира.

Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствие их ограничений различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Это происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее нивелируются различия в развитии ребенка с нарушенным слухом и нормально слышащим. Нарушение слуха той или иной степени встречается достаточно часто и у взрослых и у детей разного возраста, большинство из которых носит временный характер. Другую группу нарушения слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха. При этих нарушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах, недоразвитие органов слуха лишает ребенка важнейших источников информации, что может вызвать его отставание в сроках формирования психических функций, процессов и замедленный темп их развития, его дезадаптацию.

Успешная социальная адаптация возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность, то есть личность с устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями. Положительную среду и личность формируют главным образом, семья, система образования, учреждения социальной защиты, создавая условия для воспитания, обучения, раскрытия потенциала глухих людей и поддерживая их материальное обеспечение.

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей раннего возраста, особенно для детей с нарушением слуха: из знакомой семейной обстановки, часто характеризующейся гиперопекой ребенка, он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет:

    • изменение поведенческих реакций малыша;
    • расстройство сна и аппетита;
    • «потерю» некоторых навыков самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома.

Можно выделить следующие направления коррекционной работы по развитию коммуникативных способностей проблемных детей: формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии; развитие адекватной позитивной самооценки; формирование умения адекватно выражать свои чувства в социально приемлемой форме; развитие умения конструктивно решать различные проблемные ситуации; развитие самоконтроля, предпосылок произвольного поведения.

С целью доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование.

Цель эксперимента: исследовать адаптацию младших школьников с нарушениями слуха.

Для исследования была выбрана анкета для родителей Л.В. Макшанцевой.

Базой эксперимента явилась: ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида 1851. Исходя, из цели и задач была сформирована экспериментальная группа,  которая состояла из 8 детей младшего дошкольного возраста (1,8-2,5 года).

Исследование показало, что у 2 детей (25%) высокий уровень условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению, у 5 детей (62,5%) - средний уровень условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению и у 1 ребенка (12,5%) низкий уровень условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению.

Анализ показывает, что уровень условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению у экспериментальной группы младших дошкольников с нарушением слуха занижен.

На основе этого были разработаны практические рекомендации по организации психолого - педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха для повышения уровня условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению:

    1. Повысить эффективность оказания ранней помощи и расширение работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушение слуха.
    2. Разработать системы мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями слуха.
    3. Отработать модели формирования установок и норм толерантного поведения участников образовательного процесса.
    4. Сохранить и укрепить психологическое здоровье детей с ОВЗ.
    5. Рекомендуется проводить консультативную, профилактическую и просветительскую работу социального педагога и психолога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, которая должна строиться на идее сотрудничества, увеличения воспитательных возможностей семьи, установления гармоничных детско-родительских отношений. 
    6. Работа психолога с неслышащими и слабослышащими школьниками должна быть направлена на решение ряда проблем, из которых наиболее актуальными являются трудности адаптации, возникающие у школьников с нарушением слуха, коррекция эмоционально-волевой сферы и формирование   социальных умений.
    7. На занятиях, также должны формироваться и совершенствоваться навыки коммуникации глухих и слабослышащих школьников.
    8. Также, рекомендуется разработать и принять Этический кодекс школы, который должен является одним из инструментов ценностного образования.

Также, в рамках работы предлагаются игры для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Данные занятия помогут в адаптации детей к ДОУ.

 
 

 

Список использованной литературы

    1. Балашов Д. Е. Методологические аспекты исследования проблем социализации глухих // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 6.
    2. Балышева Е. Н.  Проблемы современной интеграции неслышащих детей в детские дошкольные учреждения общего типа // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 5.
    3. Белая Н. А.   Междисциплинарный подход к изучению проблемы коммуникативной компетентности слабослышащих детей / Н. А. Белая// Специальное образование. – 2011. – № 4.
    4. Богданова Т. Г.   Динамика интеллектуального развития детей с нарушениями слуха // Вопросы психологии. – 2009. – № 2.
    5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М: Aкадемия, 2002.
    6. Боскис Р. М.   Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха / Р. М. Боскис// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 2.
    7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.
    8. Галикова М. А. Адаптация детей с нарушенным слухом к среде нормально слышащих сверстников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 2.
    9. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2007.
    10. Зыкова Т. С.   Специальный стандарт образования для детей с нарушением слуха: размышляем, предлагаем, обсуждаем // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 3.
    11. Извольская А. А.  Особенности самосознания детей и подростков с нарушениями слуха: аналитический обзор литературных источников // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2009. – № 3.
    12. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. / Под ред. Л. М. Шипицыной, Л.П. Назаровой. - СПб.: Детство  - Пресс, 2006.
    13. Кузьмичева Е. П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи: Учебное пособие. – М.: Академия, 2011.
    14. Лотухова Л.С.  Методы психолого-педагогической диагностики первичной социализации слабослышащих детей младшего дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. – 2010. –           № 5.
    15. Михаленкова И.А., Анисимова Н.В., Мирошниченко Н.В., Дроздовская К.В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха. / Под ред. И.А. Михаленковой. - СПб.: КАРО, 2006.
    16. Психология глухих детей. / Под ред. И.Т. Соловьева. - М: Советский спорт, 2006.
    17. Рязанова Е.В.   Семья как источник развития личности глухого дошкольника / Е. Рязанова// Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8.
    18. Социальная работа. / Под ред. В.И.Курбатова – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
    19. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Aкадемия, 2003.
    20. Сурдопедагогика: учебник. / Под ред. Е.Г. Речицкой.   –  М.: ВЛАДОС, 2004.
    21. Федоренко И. В. Пути развития связной речи у детей с нарушением слуха // Коррекционная педагогика : теория и практика. – 2010. – № 3.
    22. Шматко Н. Д.   Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях общеобразовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 5.

Информация о работе Условия формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха