Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 20:37, курсовая работа
Целью данного исследования явилось изучение условий формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объектом исследования является социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования - условия формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха 7
1.1. Социальная адаптация детей дошкольного возраста в норме и патологии 7
1.2. Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха 19
1.3. Психолого-педагогическая помощь по социальной адаптации дошкольников с нарушением слуха в условиях ДОУ 23
Глава 2. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 36
2.1. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 36
2.2. Практические рекомендации по организации психолого -педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха 40
2.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации младших дошкольников с нарушением слуха 52
Заключение 56
Список использованной литературы 60
соответствуют возрасту -3 балла,
не всегда - 2 балла,
не соответствуют возрасту - 1 балл.
умеет найти себе дело, вступает в контакт сам - 3 балла,
не всегда -2 балла,
нет - 1 балл;
доводит начатое дело до конца - 3 балла,
не всегда - 2 балла,
не доводит - 1 балл.
уверен - 3 балла,
не всегда - 2 балла,
нет - 1 балл.
Основные позиции наблюдений заложены по следующим параметрам: характеристика сна, аппетита, самостоятельности в игре, контакта со взрослыми, реакции на расставание с матерью и т.д.
По результатам данного анкетирования можно увидеть некоторые сложности в воспитании и развитии ребенка, которые предполагают трудности в адаптации к условиям детского сада.
Выделяются уровни условной адаптивности ребенка к детскому дошкольному учреждению:
Базой эксперимента явилась: ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида 1851. Исходя, из цели и задач была сформирована экспериментальная группа, которая состояла из 8 детей младшего дошкольного возраста (1,8-2,5 года).
Результаты исследования по анкете для родителей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты оценки психоэмоционального напряжения, состояния тревожности у младших дошкольников с нарушением слуха преимущественно в домашних условиях (сводная таблица)
№ |
Ф.И.О. |
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
Вопрос 4 |
Вопрос 5 |
Вопрос 6 |
Вопрос 7 |
Вопрос 8 |
Вопрос 9 |
Вопрос 10 |
Вопрос 11 |
1 |
Р.О.Д. |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
К.П.Л. |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Г.А.Д. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
Т.К.В. |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
5 |
Т.И.Е. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
М.Н.Д. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
7 |
К.Н.Е. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
М.А.П. |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Таблица 2
Результаты оценки психоэмоционального напряжения, состояния тревожности у младших дошкольников с нарушением слуха преимущественно в домашних условиях (результаты)
№ |
Ф.И.О. |
Общее количество баллов |
Уровень |
1 |
Р.О.Д. |
23 |
Средний |
2 |
К.П.Л. |
26 |
Средний |
3 |
Г.А.Д. |
31 |
Высокий |
4 |
Т.К.В. |
24 |
Средний |
5 |
Т.И.Е. |
20 |
Средний |
6 |
М.Н.Д. |
29 |
Высокий |
7 |
К.Н.Е. |
15 |
Низкий |
8 |
М.А.П. |
19 |
Средний |
Таким образом, у 2 детей (25%) высокий уровень условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению, у 5 детей (62,5%) - средний уровень условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению и у 1 ребенка (12,5%) низкий уровень условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению.
Наглядно результаты исследования представим на рисунке 1.
Рис.1. Результаты оценки психоэмоционального напряжения, состояния тревожности у младших дошкольников с нарушением слуха преимущественно в домашних условиях (результаты)
Анализ показывает, что уровень условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению у экспериментальной группы младших дошкольников с нарушением слуха занижен. На основе этого были разработаны практические рекомендации по организации психолого - педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха для повышения уровня условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению.
Рекомендуется провести следующие психолого-педагогические мероприятия для детей с нарушением слуха в ГБОУ Начальной школе-детском саду компенсирующего вида 1851:
Итак, в ходе внедрения данных рекомендаций в ГБОУ Начальную школу-детский сад компенсирующего вида 1851 с неслышащими и слабослышащими, должно вырабатываться умение воспринимать речевой материал в специально осложненных акустических условиях (позиция говорящего, маскирующие шумы), закрепляться умение получать и анализировать информацию, адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой в условиях диалога теме; также укрепиться психологическое здоровье детей.
От правильно организованного периода адаптации к детскому саду зависит состояние малыша не только в момент привыкания, но и в дальнейшем.
Задача взрослых – сделать первые дни пребывания ребенка в яслях максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия.
В возрасте 1,5 - 3 лет у ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое развитие. Это самый благодатный возраст – наиболее ощутимы изменения: малыш начал разговаривать, сам разбирать или собирать пирамидку, задавать первые вопросы: «почему?», «куда?». И это далеко не все. Необходимое развитие в это время малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него – игра. И взрослые должны помнить, что добиваться желаемого от малыша можно через предложение «давай поиграем!».
Основная задача игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.
Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. По нашей гипотезе, данные занятия помогут в адаптации детей к ДОУ.
Угадай, что звучит.
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма (приложение 1).
Педагог показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?” - спрашивает он детей. Дети отвечают, и педагог снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
Чудесный мешочек.
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. (приложение 2)
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Педагог, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, педагог подсказывает ему.
Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.
Магазин.
Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б-бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.) (приложение 3)
Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. "Я буду продавцом", - говорит он и переспрашивает: “Кем я буду?" Дети отвечают. "А вы будете покупателями. Кем вы будете?” - “Покупателями", - отвечают дети. " Что делает продавец?” - “Продает". - "Что делает покупатель?” - “Покупает". Педагог показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Педагог соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Он дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б-бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.
Можно ездить или нет.
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (съ): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др. (приложение 4)
Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (съ) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.
Скажи, как я.
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).