Условия формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования явилось изучение условий формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объектом исследования является социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования - условия формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха 7
1.1. Социальная адаптация детей дошкольного возраста в норме и патологии 7
1.2. Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха 19
1.3. Психолого-педагогическая помощь по социальной адаптации дошкольников с нарушением слуха в условиях ДОУ 23
Глава 2. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 36
2.1. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 36
2.2. Практические рекомендации по организации психолого -педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха 40
2.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации младших дошкольников с нарушением слуха 52
Заключение 56
Список использованной литературы 60

Файлы: 1 файл

Условия формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха.doc

— 716.50 Кб (Скачать файл)

соответствуют возрасту -3 балла,

не всегда - 2 балла,

не соответствуют возрасту - 1 балл.

    • вопрос об инициативности в игре и во взаимоотношениях со взрослыми:

умеет найти себе дело, вступает в контакт сам - 3 балла,

не всегда -2 балла,

нет - 1 балл;

    • вопрос о результативности действий:

доводит начатое дело до конца - 3 балла,

не всегда - 2 балла,

не доводит - 1 балл.

    • вопрос об уверенности в себе:

уверен - 3 балла,

не всегда - 2 балла,

нет - 1 балл.

Основные позиции наблюдений заложены по следующим параметрам: характеристика сна, аппетита, самостоятельности в игре, контакта со взрослыми, реакции на расставание с матерью и т.д.

По результатам данного анкетирования можно увидеть некоторые сложности в воспитании и развитии ребенка, которые предполагают трудности в адаптации к условиям детского сада.

Выделяются уровни условной адаптивности ребенка к детскому дошкольному учреждению:

    1. Высокий уровень - 27-33 балла.
    2. Средний уровень - 18-26 баллов.
    3. Низкий уровень - 11-17 баллов.

Базой эксперимента явилась: ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида 1851. Исходя, из цели и задач была сформирована экспериментальная группа, которая состояла из 8 детей младшего дошкольного возраста (1,8-2,5 года).

Результаты исследования по анкете для родителей представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Результаты оценки психоэмоционального напряжения, состояния тревожности у младших дошкольников с нарушением слуха преимущественно в домашних условиях (сводная таблица)

Ф.И.О.

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

Вопрос 9

Вопрос 10

Вопрос 11

1

Р.О.Д.

1

3

2

3

1

2

3

2

3

1

1

2

К.П.Л.

3

3

2

3

1

3

2

3

2

2

2

3

Г.А.Д.

3

3

3

2

3

3

2

3

3

3

3

4

Т.К.В.

2

2

3

2

3

1

2

3

2

3

1

5

Т.И.Е.

2

2

3

2

2

2

1

1

2

2

1

6

М.Н.Д.

3

3

3

3

2

2

2

2

3

3

3

7

К.Н.Е.

2

2

2

1

1

2

1

1

1

1

1

8

М.А.П.

1

2

1

3

2

2

2

1

1

1

3


 

Таблица 2

Результаты оценки психоэмоционального напряжения, состояния тревожности у младших дошкольников с нарушением слуха преимущественно в домашних условиях (результаты)

Ф.И.О.

Общее количество баллов

Уровень

1

Р.О.Д.

23

Средний

2

К.П.Л.

26

Средний

3

Г.А.Д.

31

Высокий

4

Т.К.В.

24

Средний

5

Т.И.Е.

20

Средний

6

М.Н.Д.

29

Высокий

7

К.Н.Е.

15

Низкий

8

М.А.П.

19

Средний


 

Таким образом, у 2 детей (25%) высокий уровень условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению, у 5 детей (62,5%) - средний уровень условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению и у 1 ребенка (12,5%) низкий уровень условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению.

Наглядно результаты исследования представим на рисунке 1.

Рис.1. Результаты оценки психоэмоционального напряжения, состояния тревожности у младших дошкольников с нарушением слуха преимущественно в домашних условиях (результаты)

Анализ показывает, что уровень условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению у экспериментальной группы младших дошкольников с нарушением слуха занижен. На основе этого были разработаны практические рекомендации по организации психолого - педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха для повышения уровня условной адаптивности к детскому дошкольному учреждению.

2.2. Практические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха

Рекомендуется провести следующие психолого-педагогические мероприятия для детей с нарушением слуха в ГБОУ Начальной школе-детском саду компенсирующего вида 1851:

    1. Повысить эффективность оказания ранней помощи и расширение работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушение слуха; разнообразие форм, методов и приемов этого направления.
    2. Разработать системы мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями слуха.
    3. Отработать модели формирования установок и норм толерантного поведения участников образовательного процесса.
    4. Сохранить и укрепить психологическое здоровье детей с ОВЗ.
    5. Рекомендуется проводить консультативную, профилактическую и просветительскую работу социального педагога и психолога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, которая должна строиться на идее сотрудничества, увеличения воспитательных возможностей семьи, установления гармоничных детско-родительских отношений. Консультативная, профилактическая и просветительская работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, должна строиться на идее сотрудничества, увеличения воспитательных возможностей семьи, установления гармоничных детско-родительских отношений.
    6. Работа психолога с неслышащими и слабослышащими школьниками должна быть направлена на решение ряда проблем, из которых наиболее актуальными являются трудности адаптации, возникающие у школьников с нарушением слуха, коррекция эмоционально-волевой сферы и формирование   социальных умений.
    7. На занятиях, также должны формироваться и совершенствоваться навыки коммуникации глухих и слабослышащих школьников, отрабатываться правила, приемы и средства общения, построение и реализация моделей межличностного взаимодействия (диалоги, мини-диалоги, ролевые игры), вырабатываться навык контроля не только за своей речью, но и за речью товарищей. Все это значительно облегчит взаимодействие школьников с нарушением слуха с одноклассниками и учителями, что положительно скажется на психологическом климате в классе.
    8. Рекомендуется разработать и принять Этический кодекс школы, который должен является одним из инструментов ценностного образования. Эта программа позволяет решать и общешкольные проблемы ценностного образования и воспитания, и проблемы, связанные с изменением отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Основные положения этого Кодекса должны отражать идеи смыслопонимания собственной жизни, равноположенности ближнего, идеи партнерства и единомыслия, направленные на достижение общих целей в обществе, взгляды на личностное развитие детей, различные ценности и мнения родителей, учителей, учеников, администраторов и других сообществ. В его содержании должны быть также отражены принятые школой поведенческие ценности: отношение к старшим и младшим, что такое хорошо и плохо в критической рефлексии,и, обязательно, воспитанное отношение к более слабым ученикам, бескорыстная забота о ближних, в том числе о детях с ограниченными возможностями.

Итак, в ходе внедрения данных рекомендаций в ГБОУ Начальную школу-детский сад компенсирующего вида 1851 с неслышащими и слабослышащими, должно вырабатываться умение воспринимать речевой материал   в специально осложненных акустических условиях (позиция говорящего, маскирующие шумы), закрепляться умение получать и анализировать информацию, адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой в условиях диалога теме; также укрепиться психологическое здоровье детей.

От правильно организованного периода адаптации к детскому саду зависит состояние малыша не только в момент привыкания, но и в дальнейшем.

Задача взрослых – сделать первые дни пребывания ребенка в яслях максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия.

В возрасте 1,5 - 3 лет у ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое развитие. Это самый благодатный возраст – наиболее ощутимы изменения: малыш начал разговаривать, сам разбирать или собирать пирамидку, задавать первые вопросы: «почему?», «куда?». И это далеко не все. Необходимое развитие в это время малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него – игра. И взрослые должны помнить, что добиваться желаемого от малыша можно через предложение «давай поиграем!».

Основная задача игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. По нашей гипотезе, данные занятия помогут в адаптации детей к ДОУ.

Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма (приложение 1).

Педагог показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?” - спрашивает он детей. Дети отвечают, и педагог снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек.

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. (приложение 2)

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Педагог, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, педагог подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Магазин.

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б-бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.) (приложение 3)

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. "Я буду продавцом", - говорит он и переспрашивает: “Кем я буду?" Дети отвечают. "А вы будете покупателями. Кем вы будете?” - “Покупателями", - отвечают дети. " Что делает продавец?” - “Продает". - "Что делает покупатель?” - “Покупает". Педагог показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Педагог соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Он дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б-бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

Можно ездить или нет.

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (съ): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др. (приложение 4)

Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (съ) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

Скажи, как я.

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Информация о работе Условия формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха