Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 20:37, курсовая работа
Целью данного исследования явилось изучение условий формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объектом исследования является социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования - условия формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха 7
1.1. Социальная адаптация детей дошкольного возраста в норме и патологии 7
1.2. Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха 19
1.3. Психолого-педагогическая помощь по социальной адаптации дошкольников с нарушением слуха в условиях ДОУ 23
Глава 2. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 36
2.1. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 36
2.2. Практические рекомендации по организации психолого -педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха 40
2.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации младших дошкольников с нарушением слуха 52
Заключение 56
Список использованной литературы 60
Теперь неслышащих детей обучают не только письменной и дактильной речи, но и учат разговаривать, осваивать устную речь. Следовательно, при правильно организованной работе, глухие дети могут принимать активное участие в общественной жизни, что эффективно сказывается на формировании и развитии социальных навыков, расширении арсенала способов взаимодействия с различными группами людей. Даже незначительное снижение слуха в раннем детстве отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения он вообще не овладеет речью. Это происходит потому, что ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать.
При осуществлении раннего адекватного коррекционного воздействия эти тяжелые последствия могут быть уменьшены или даже преодолены. Успешная социальная адаптация возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность, то есть личность с устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями. Положительную среду и личность формируют главным образом, семья, система образования, учреждения социальной защиты, создавая условия для воспитания, обучения, раскрытия потенциала глухих людей и поддерживая их материальное обеспечение.
Глухие дети сегодня имеют возможность получать среднее и средне-специальное образование, усваивать необходимые образцы поведения, навыки взаимодействия с другими людьми, со слышащими. Неслышащий ребенок адаптируется в семье, в которой родился и растет, а также в образовательном учреждении, если родители решают отдать его туда для получения образования. В Российской Федерации создана система сурдологической и педагогической помощи детям с нарушенным слухом, начиная с первых месяцев жизни.16
В раннем возрасте (на протяжении первых двух - трех лет жизни) коррекционная педагогическая работа организуется в семье, родители получают необходимые консультации по воспитанию и обучению своего ребенка у сурдопедагога сурдологического кабинета.
В России активно действует Всемирная организация глухих (ВОГ), главной целью которой в настоящий момент является Целью Всероссийского общества глухих является защита прав и интересов граждан с нарушением слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современное общество. Задачами ВОГ являются: выявление граждан Российской Федерации с нарушением слуха, их вовлечение в члены Общества, привлечение специалистов для работы в организациях Общества и оказание членам ВОГ всесторонней помощи; создание первичных организаций ВОГ, органы управления, акционерные общества в соответствии с Гражданским Кодексом РФ для профессионального обучения и трудового устройства граждан с нарушением слуха; создание учреждений культурного, оздоровительного и бытового назначения, центров реабилитации, садоводческих товариществ, магазинов и других учреждений, обеспечивающих выполнение уставных задач; решение совместно с органами государственной власти вопросов создания условий для всестороннего развития личности граждан с нарушением слуха, удовлетворения их духовных запросов, приобщения членов ВОГ к общественной жизни; содействие инвалидам по слуху в приобретении сурдотехники, облегчающих их обучение, труд и быт; поддержание постоянных связей с детскими дошкольными и учебными учреждениями для глухих, высшими и средними специальными учебными заведениями, где обучаются лица с нарушением слуха; принятие участия в организации групп глухих в высших и средних специальных учебных заведениях; оказание шефской помощи школам - интернатам для глухих и слабослышащих детей; содействие органам здравоохранения и образования в выявлении детей с нарушением слуха, способствует их устройству в дошкольные учебные заведения и школы; организация изучения и развития мимико - жестовой речи глухих, создание условий для овладения этой речью гражданами, подготовки сурдопереводчиков и повышения их квалификации; использование всех средств массовой информации, выставок и другого для популяризации деятельности ВОГ.17
Неслышащий и плохо говорящий (или совсем не говорящий) ребенок нуждается в правильном речевом общении с учетом его ограниченных возможностей, в специальной коррекционной работе по развитию речи и слуха, что будет способствовать его нормальному психическому развитию. Это требует создания специальных условий обучения и использования специфических сурдопедагогических методов и приемов.
В зависимости от того, насколько успешно и в каком темпе ребенок овладевает фразовой речью, решается вопрос о целесообразных организованных формах дальнейшего воспитания, неслышащего дошкольника, продолжать ли обучение в домашних условиях, в специальном дошкольном учреждении или определить ребенка в массовый детский сад, не прекращая специальной коррекционной работы с ним. Выбор формы обучения и воспитания определяется не только успешностью речевого развития ребенка, но и уровнем развития его познавательной деятельности (в соответствии с его возрастом), состоянием здоровья, его личными особенностями, желанием родителей и их возможностями активного участия в реабилитационной работе.
Адаптация - это приспособление организма к новым или к изменяющимся условиям жизни. Для ребенка детский сад является еще не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Как свидетельствуют данные научных исследований (И.А. Григорьева, Е.И. Морозова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Л.В. Белкина, Н.Д. Ватунина и др.), адаптация детей раннего возраста обычно протекает с негативными сдвигами в разных системах детского организма. Но обычно видна только внешняя сторона изменений - поведение.
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей раннего возраста, особенно для детей с нарушением слуха: из знакомой семейной обстановки, часто характеризующейся гиперопекой ребенка, он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет:
Как только ребенок из домашних условий попадает в сад - обстановку для него неизвестную, в коллектив незнакомых детей и взрослых, часто он сразу начинает болеть. Во время адаптационного периода у ребенка может быть кратковременное повышение температуры, что подчеркивает тяжесть адаптации. Стресс может разрушить на время защитные барьеры поддержания здоровья, снизить сопротивляемость болезням. Появился даже термин «адаптационной» болезни, в связи с тяжестью адаптационного периода.
Существует такое понятие как прогноз адаптации. Медицинский прогноз составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте. В нем учитывается группа здоровья, неврологические нарушения (анемия, аллергия, диатез), соматическое состояние и другие особенности психофизического развития. Психолого-педагогический прогноз определяется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы в процессе наблюдений за психо -эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти недель, отражается в индивидуальном листе адаптации.
При составлении прогноза адаптации нужно учитывать следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста: несоответствие домашнего режима ясельному, заболевания ребенка в первый год жизни, недостаток эмоционального общения в первый год жизни. На прогноз адаптации могут влиять частые заболевания матери, неблагоприятное течение беременности.
При наличии 4-5 из указанных факторов возможен прогноз неблагоприятного течения адаптации.
Морозовой Е.И. выделяет три уровня тяжести прохождения адаптационного периода:
Легкий уровень адаптации: к 20-му дню пребывания нормализуется сон, аппетит, налаживаются контакты с взрослыми и сверстниками, ребенок самостоятельно идет на контакт. Заболеваемость низкая, без осложнений.
Адаптация среднего уровня: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания ребенка в ДОУ. Вступление в контакт несколько замедленно. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений.
Тяжелый уровень адаптации: длительность адаптации от 2-х до 6-ти месяцев с тяжелыми проявлениями в поведенческой сфере и соматическом состоянии.
Анализ деятельности нашего учреждения показал, что проблема адаптации детей раннего возраста с нарушениями слуха насущна и актуальна. В нашем ГОУ сейчас одна первая младшая и младшая группы, в которых воспитываются дети с тяжелой тугоухостью и глухотой. Половина родителей детей неслышащие, половина - слышащие. Дети слышащих и неслышащих родителей поступают с разным уровнем социального развития, что в определенной мере отражается на протекании адаптационного периода.
Данные научных исследований (И.А. Григорьева, Л.В. Белкина и др.) показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка в процессе последующей адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей с нарушением слуха в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ГОУ и родителями. 19
Мы тщательно спланировали обстановку группы до прихода детей, чтобы сделать окружающую среду для них комфортной и безопасной. Отмечается непонимание родителями особенностей периода адаптации ребенка; их стремление оставлять ребенка в детском саду на всю неделю. Поэтому при поступлении ребенка в наше ГОУ мы просим родителей в первый раз привести ребенка до начала сентября, когда нет еще детей, что бы он познакомился с группой в присутствии родителей, затем в адаптационный период первые 3 дня приводить ребенка на 2 часа в учреждение, следующие три дня забирать ребенка после обеда, последующие три дня забирать ребенка после сна и только потом попробовать оставить ребенка на ночь.
Детям с низким уровнем адаптации требуется особая забота как стороны воспитателей и педагога, так и со стороны родителей. В частности, составление индивидуального плана адаптации. Важная задача - создание единого психолого-педагогического пространства, объединяющего семью и детский сад. Воспитатели проводят беседы и анкетирование с родителями с целью получения информации о ребенке и семье: выясняются сведения о предпочтениях ребенка в еде, любимых игрушках, формах наказания и поощрения, режима дня, методы воспитания в семье. Работники группы обеспечивают особое внимание этим детям, понимание режимных моментов, стараются приучить детей к самостоятельности (в еде, одевании/раздевании, умывании). При этом активно привлекают других детей, более организованных и социально адаптированных. Родителям позволяется приносить любимые малышом игрушки из дома, т.к. они являются частью привычной для ребенка обстановки. Родители должны создать бесконфликтный, спокойный климат в семье, не перегружать нервную систему ребенка: ограничить просмотр телевизора, избегать эмоционально насыщенных мероприятий, формировать у детей навыки самообслуживания и личной гигиены, стараться сохранять режим дня.20
В целом уровень протекания адаптационного периода у детей младших групп в нашем детскому саду достаточно высокий, он равен 60%. Это достигается благодаря четкой, профессионально слаженной и продуманной работе психолога, педагогов, медицинского персонала, социального педагога, индивидуально-ориентированного подхода к каждому ребенку и взаимодействию с родителями.
Ранняя комплексная помощь – это новая быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска, отставания в развитии. От эффективной организации ранней комплексной помощи зависит предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.
Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика 1 уровня), или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение (профилактика 2 уровня).
Ранняя комплексная помощь
предполагает широкий спектр медико
-психолого-социально-
Система мероприятий по РКП:
Ранняя помощь детям первого года жизни с нарушениями слуха может осуществляться в специально организованных сурдологических кабинетах специальных дошкольных образовательных учреждений, отделений детских больниц и поликлиник, ПМС-центров. Детям более старшего возраста коррекционно – педагогическая помощь в соответствии с их индивидуальными потребностями оказывается в разных видах учреждений: в дошкольном учреждении компенсирующего вида, в специальной группе дошкольного учреждения комбинированного вида, в группе кратковременного пребывания, в сурдологическом кабинете (центре) системы министерства здравоохранения РФ, в различных реабилитационных центрах.
На мой взгляд, существует ряд проблем, связанных с ранней диагностикой и оказанием полноценной комплексной помощи детям с указанными проблемами в развитии: