Условия формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования явилось изучение условий формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объектом исследования является социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования - условия формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха 7
1.1. Социальная адаптация детей дошкольного возраста в норме и патологии 7
1.2. Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха 19
1.3. Психолого-педагогическая помощь по социальной адаптации дошкольников с нарушением слуха в условиях ДОУ 23
Глава 2. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 36
2.1. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 36
2.2. Практические рекомендации по организации психолого -педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха 40
2.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации младших дошкольников с нарушением слуха 52
Заключение 56
Список использованной литературы 60

Файлы: 1 файл

Условия формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха.doc

— 716.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что от педагогов, работающих с данной категорией детей, требуется разъяснительная и методическая работа с родителями, формирование у них заинтересованности и вовлеченности в процесс воспитания и обучения ребенка.

Достаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков имеет большое значение для социально  - психологического развития детей, поскольку:

    1. Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.
    2. Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школьному обучению.

Первая форма социального общения между детьми - это контакты, возникающие между ними по поводу игрушек или предметов. Дети могут подражать друг другу, координировать свои действия и стараться понять друг друга.

По мере того, как развиваются способности к совместным действиям и умение общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительным. Развитию коммуникативных навыков и формированию позитивного опыта общения способствует развитие следующих качеств личности ребенка:

    • доброжелательности;
    • уважения к товарищам;
    • готовности проявить сочувствие;
    • уверенности в себе;
    • предпосылок произвольного поведения, самоконтроля.24

Для детей с нарушением слуха в силу специфичности их дефекта, характерны трудности понимания окружающих событий, чувств людей, смысла их поступков, трудности в обучении правильной коммуникации из  - за ограниченных речевых навыков.

Степень трудностей зависит от степени когнитивного нарушения, т.е. от степени нарушения познавательного развития.

У детей с нарушенным сенсорным и интеллектуальным развитием возникают проблемы с установлением дружеских отношений с другими детьми вследствие ограниченной способности понимания того, что выражают другие дети, особенно во время игр и социальной деятельности, для которых требуются выносливость и соблюдение формальных правил. Эти дети демонстрируют меньшую эмоциональность, чем обычные.25

Позднее наступает и период формирования образа «Я», в раннем и дошкольном возрасте дети имеют задержки и отклонения в развитии внутренней речи. Внутренняя речь отражает возникновение осознания себя и других (через использование таких слов, как «сердитый» и «радостный») и играет ключевую роль в регуляции социальных отношений. Таким образом, для проблемных детей характерны:

    • слабо развитый контроль над своими эмоциями;
    • слабое осознание своих чувств и чувств других людей;
    • низкий уровень развития эмпатии (умения сопереживать);
    • ограниченность используемых средств общения.

Отсутствие или ограниченность средств общения проблемных детей со взрослыми и сверстниками, несформированность ориентировочно  - исследовательской деятельности, непонимание условий разрешения проблемной ситуации может привести к тому, что эти дети с трудом находят свое место в коллективе сверстников в группе своего детского учреждения и в среде обычных детей, в результате чего формируется их коммуникативная несостоятельность и появляются патологические черты личности: отказ от деятельности, агрессивность или замкнутость.26

Для проблемных детей взрослый остается главным инициатором общения дольше, чем в норме и основными направлениями в воспитании обучении этих детей являются:

    • формирование адекватных представлений о себе (о своем теле, своих чувствах и переживаниях);
    • формирование адекватного взаимодействия и продуктивного общения ребенка со взрослыми;
    • формирование потребности и навыков общения со сверстниками и формирование межличностных отношений.27

Проблемы нарушения в сфере общения ребенка со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников имеют большое значение для дальнейшего развития детей. Эти нарушения могут выражаться в том, что ребенок не может адекватно общаться с детьми: боится и избегает контактов с ними, не может установить соответствующих отношений, не усваивает навыки общения.

Многие дети предпочитают игры в одиночку или с воспитателем. Могут отмечаться сложности, связанные с включением в общую деятельность: невыполнение режимных моментов, нежелание включаться в занятия, упрямство и т.д.

Как следствие данных проблем ребенок имеет большие сложности с адаптацией в детском учреждении, вхождении в детский коллектив (как в дошкольном, так и в школьном возрасте).

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из  - за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, использует неадекватные средства общения (кусается, кричит, отнимает игрушки и пр.) - он чувствует себя уязвленным, подавленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости и неуверенности в себе, замкнутости или, наоборот, агрессивности, конфликтности.

Основными условиями взаимодействия взрослых с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению являются:

    • создание эмоционального комфорта в группе,
    • развитие интереса и доверия к взрослым и сверстникам,
    • стремления к сотрудничеству с ними.28

Эмоциональный комфорт достигается через эмоциональный контакт с ребенком (взгляд глаза в глаза, улыбка, и т.п.), ласковое отношение, тактильный контакт (поглаживание, взятие на руки, объятие и т.п.).

 Ввиду ограниченного  понимания детьми с нарушением  слуха обращенной речи наряду  с речевыми средствами общения  взрослыми широко применяются  мимические, пантомимические средства, взгляды, естественные жесты.

Необходимо фиксировать внимание детей на взрослых и детях, побуждая рассматривать их, обращая внимание на их эмоциональное состояние (радость, огорчение, гнев), демонстрируя сочувствие, сопереживание детям или взрослым, показывая как можно помочь, утешить, пожалеть, вместе порадоваться и т.п.

В различных бытовых и игровых ситуациях взрослые выражают свои эмоции и чувства, как положительные - по поводу успехов ребенка, так и отрицательные, связанные с его действиями или поведением. 29

Важно использовать положительную оценку действий ребенка в присутствии других детей, выражая ее не только устно, но и с помощью мимики, жестов, по поводу старания на занятиях, действий детей по отношению друг к другу и т.п. Неудовольствие можно и нужно выражать по поводу того, что нельзя делать: драться, обижать детей, разбрасывать еду и пр.

В то же время нельзя негативно оценивать неумение ребенка выполнить какое  - либо задание, которое может быть просто недоступно ему в силу особенностей уровня его развития.

К старшему дошкольному возрасту усиливается интерес детей к общению со сверстниками. В группе могут выделяться лидеры, которым подражают другие дети, слушаются их, предпочитают с ними играть.

Однако нередко в группе бывают дети, с которыми не дружат, демонстрируя равнодушие или негативное отношение, отвергая их, не принимая в игры или дразня. Естественно, что такое отношение сверстников негативно сказывается на эмоциональном состоянии и личностном развитии этих детей.

Задача педагогов - помочь «отверженным» детям найти друзей, помогая остальным увидеть их положительные качества, поддерживая сотрудничество детей в совместной деятельности.30

В сложных случаях необходима целенаправленная совместная работа психолога с группой детей, педагогов, родителей, направленная на коррекцию возникшей проблемы в межличностных взаимодействиях. Большое влияние на отношение ребенка к другим детям, его эмоциональное благополучие и взаимоотношение детей в группе имеет оценка педагогами поведения и поступков детей.

В особой поддержке нуждаются дети, с которыми не дружат другие: застенчивые, робкие или агрессивные, расторможенные, с трудностями в поведении. Этих детей необходимо дополнительно учить обращаться к другим детям, адекватно выражать свое желание играть вместе сначала элементарными жестами, затем по подражанию педагогу простым словом и только потом фразой.

Общение с проблемными детьми требует определенных навыков и умений со стороны взрослых. Позитивное и эффективное общение с проблемным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками «ненасильственного» общения:

    • не оценивает негативно личность ребенка, а говорит о его нежелательных действиях;
    • видит и отмечает в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;
    • обладает навыками саморегуляции эмоционального состояния;
    • не использует наказания в качестве основного метода воспитания, а использует убеждение и поощрение;
    • использует приемы «активного» слушания и высказывания в форме «Я  - сообщений».

Важно, чтобы требования, ограничения, запреты в воспитании не вступали в явное противоречие с важнейшими потребностями детей и были согласованы взрослыми между собой.31

Таким образом, можно выделить следующие направления коррекционной работы по развитию коммуникативных способностей проблемных детей: формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии; развитие адекватной позитивной самооценки; формирование умения адекватно выражать свои чувства в социально приемлемой форме; развитие умения конструктивно решать различные проблемные ситуации; развитие самоконтроля, предпосылок произвольного поведения.

 

 

Глава 2. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

2.1. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы

Гипотеза исследования заключается в том, что социальная адаптация младших дошкольников с нарушением слуха будет происходить более успешно, если создать необходимые психолого-педагогические условия.

С целью доказательства выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование.

Цель эксперимента: исследовать адаптацию младших школьников с нарушениями слуха.

Для исследования была выбрана анкета для родителей                               Л.В. Макшанцевой.

Анкета для родителей Л.В. Макшанцевой

Цель - оценка психоэмоционального напряжения, состояния тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях.

Родителям задаются вопросы по таким пунктам:

    • какое настроение чаще всего бывает у ребенка;
    • какой у ребенка аппетит;
    • как ребенок засыпает, спит;
    • умеет ли он самостоятельно играть;
    • легко ли идет на контакт с другими взрослыми;
    • как переносит разлуку с матерью.

Оцениваются ответы родителей и лиц, их замещающих, в следующем порядке:

    • вопрос о засыпании и сне ребенка:

засыпание быстрое (до 10 минут), спокойное - 3 балла,

неустойчивое - 2 балла,

медленное, неспокойное - 1 балл;

    • вопрос о качестве сна

сон спокойный, соответствующий возрасту - 3 балла,

неустойчивый - 2 балла,

неспокойный, несоотвествующий возрасту - 1 балл;

    • вопрос об аппетите ребенка:

хороший - 3 балла,

избирательный, неустойчивый - 2 балла,

плохой - 1 балл;

    • вопрос самостоятельности в игре:

умеет играть самостоятельно - 3 балла,

не всегда - 2 балла,

сам не играет - 1 балл;

    • вопрос о контактах с другими взрослыми:

легко идет на контакт - 3 балла,

избирательно - 2 балла,

трудно - 1 балл;

    • вопрос о переносе разлуки с матерью:

легко переносит разлуку, быстро успокаивается - 3 балла,

через некоторое время успокаивается - 2 балла,

тяжело - 1 балл.

    • вопрос о настроении:

бодрое, уравновешенное - 3 балла;

неустойчивое, раздражительное - 2 балла;

подавленное - 1 балл.

    • вопрос о навыках самообслуживания:

Информация о работе Условия формирования социальной адаптации у младших дошкольников с нарушением слуха