Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:32, реферат

Описание работы

Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов
Психологические особенности младшего школьного возраста. Эффективность использования экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе. Раскрытие способов применения технических средств обучения и воспитания на уроках иностранного языка.

Используйте данную ссылку, чтобы на вашей странице в социальной сети сообщить о найденной полезной информации или поделиться с посетителями вашего сайта (блога). Или кликните по кнопке
Поделиться…
Рубрика: Педагогика
Вид: дипломная работа
Язык: русский
Дата добавления: 27.10.2010
Размер файла: 74,9 K Полная информация о работе
Скачать работу можно здесь

Яндекс.Директ
Акция на запчасти Opel
Пройдите диагностику и получите скидку от 7% на запчасти для Opel.
ukravto.ua
Запчасти на Опель на складе
Магазин «Колесо» - крупнейший склад наличия новых з/ч OPEL в Украине
Адрес и телефон opel.dp.ua

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Название работы:
E-mail (не обязательно):
Ваше имя или ник:
Файл:

Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Подобные документы
1. Использование технических средств обучения и информационные технологии в образовании
Дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств в процессе обучения. Классификация педагогических программных средств. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка.
курсовая работа [48,8 K], добавлен 18.02.2011
2. Технические средства обучения на уроках иностранного языка
Классификация, психологические особенности применения технических средств обучения и их функции. Использование видеоматериалов на различных этапах обучения иностранному языку. Популярные зарубежные видеокурсы, используемые в обучения иностранным языкам.
дипломная работа [175,2 K], добавлен 25.10.2010
3. Игра на уроке иностранного языка
Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Эффективность применения игровой деятельности на уроках иностранного языка и в кружковом занятии. Разнообразие учебно-речевых игр - фонетические, орфографические, лексические, грамматические.
реферат [7,9 M], добавлен 31.10.2013
4. Применение технических средств обучения (ТСО) в учебно-воспитательной работе
Причины и предпосылки развития использования технических средств в образовании. Специфика применения экранных средств на занятиях. Успешность применения телепередачи в процессе обучения. Особенности применения радио и звукозаписи в работе с детьми.
реферат [25,5 K], добавлен 19.10.2012
5. Технические средства образования в детском саду
Методика применения статичных экранных пособий. Методика применения звуковых средств. Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе. Помощь в преодолении трудностей изложения и усвоения учебного материала.
контрольная работа [42,8 K], добавлен 28.11.2006
6. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка посредством применения ИКТ
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника. Специфика урока иностранного языка на начальном этапе обучения. Совершенствование учебного процесса на начальном этапе обучения иностранному языку с помощью новых образовательных технологий.
курсовая работа [109,4 K], добавлен 26.08.2011
7. Методика использования учебных видеофильмов на уроках английского языка
Изучение развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, понятия межкультурной компетенции. Анализ особенностей методики организации занятия обучения английскому языку с использованием видеокурсов на уроках иностранного языка.
дипломная работа [135,0 K], добавлен 16.01.2012
8. Система современных аудиовизуальных средств обучения и возможности ее применения на уроках иностранного языка в средней школе
Дидактические возможности, типы и характеристики аудиовизуальных средств обучения английскому языку. Методы работы с аудиовизуальными средствами. Техническое воплощение презентации согласно технологии программы PowerPoint и требованиям к наглядности.
курсовая работа [921,3 K], добавлен 10.03.2012
9. Принципы обучения учебному сотрудничеству в процессе изучения иностранного языка
Концепция отечественного образования. Основы обучения учебному сотрудничеству на уроках английского языка: понятие сотрудничества, его виды, подходы к организации. Психологические особенности взаимодействия старшеклассников на уроке английского языка.
курсовая работа [40,7 K], добавлен 22.10.2012
10. Специфические особенности и роль лингвострановедческого материала в процессе обучения чтению на уроках английского языка в 7-х классах
Специфические особенности процесса обучения чтению, его цели и задачи. Особенности использования лингвистического компонента на уроках иностранного языка. Приёмы обучения разным видам чтения с использованием лингвострановедческого компонента в 7 классе.
курсовая работа [131,1 K], добавлен 05.05.2010

Другие документы, подобные Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов
Как бросить курить!? Медики шокированы, курить не захочется НИКОГДА!!!
Как бросить курить!? Медики шокированы, курить не захочется НИКОГДА!!!


Страница: 1 2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамен

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 84.32 Кб (Скачать файл)

 

Особенно должно учитываться  учителем эмоциональное воздействие  технических средств. Если ему важно  сконцентрировать внимание учащихся на содержание предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия  вызывает интерес и положительный  эмоциональный настрой на восприятие. Избыток эмоциональности затруднит  усвоение и осмысление основного  материала. Если используемый материал должен вызвать определенные чувства  и переживания, решающим оказывается именно эмоциональный потенциал используемого средства. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимы при восприятии любых технических средств обучения.

 

В учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанника одной  из актуальнейших и сложнейших проблем  является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего  урока.

 

Внимание в младшем  школьном возрасте непроизвольное, которое  вызывает новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые  воспроизводятся с помощью технических  средств обучения. Все это, вместе взятое, воздействует на зрителя и, вызывая непроизвольное внимание учащихся, способствует непроизвольному запоминанию материала [28].

 

Дубровина И.В. выделяет следующие  психологические особенности внимания:

 

- сосредоточенность внимания - удержание внимания на одном  объекте; - устойчивость сохраняется  у детей до 15-20 мин., а потом  требуется переключение внимания, краткий отдых. Объем внимания - количество объектов, символов, воспринимаемых  одновременно с достаточной ясностью. Распределение внимания - одновременное  внимание к нескольким объектам  и одновременное полное их  восприятие. У детей оно как  раз не очень развито, поэтому  часто в подготовке экранных  пособий используют принцип, когда  изучаемый объект выделяется  крупнее всего, что изображено  на экране, чтобы усилить внимание  именно к нему, т.к. на общем  фоне ученик теряет многие  его необходимые характеристики. Переключение внимания - перемещение  внимания с одного объекта  на другой. Технические средства  позволяют давать информацию  в нужной последовательности  и в нужных пропорциях, акцентируя  внимание на тех частях объекта,  которые в данный момент являются  предметом обсуждения. Такое организованное  управление вниманием школьников  способствует формированию у  них важнейшего общеучебного  умения - умения наблюдать [6].

 

По словам Карпова П.В., технические средства обучения помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как  можно в различных формах наглядности  дать ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца  неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя [10].

 

Д.А. Сметанин говорил, что  практически и традиционные, и  современные технические средства обучения обладают возможностями развития творческих способностей учащихся и  усвоение ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. Технические  средства обучения позволяют широко использовать различные пособия, в  которых учащиеся в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а также изготавливать учебные пособия самостоятельно и защищать их на уроках.

 

Технические средства обучения обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться и не устраняемых в прямом общении  с педагогом [27].

 

По мнению Прессман Л.П., получение  знаний в школе особенно нуждается  в созерцании, в наблюдении. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на урок фактический материал, отражающий мир природы, жизни. Образный материал, объединенный в кинофильме, диафильме, компьютерной программе, копирует действительность, служит моделью, дающей с той или  иной степенью точности представление  об оригинале. Экранные образы сходны с оригиналом, но не тождественны, не одинаковы. Изображение на экране всегда подается под определенным углом  зрения: у показываемого объекта  выделяются нужные в учебно-воспитательных целях стороны и детали. При  этом в экранно-звуковой модели материал преподносится с наибольшей простотой  и доступностью для восприятия.

 

В процессе восприятия зритель  все время как бы расшифровывает экранное зрелище. Узнавая в нем  реальные вещи. Кроме того, возникает  трудность перевода образной информации в вербальную, понятийную.

 

Эти психологические особенности  восприятия фильма порождают сложную  проблему: фильм предлагает учащимся информацию в виде экранного образа объекта, а учитель требует от них уже расшифрованную информацию о самом реальном объекте. Между  тем экранный образ сильно отличается от реального, т.к. фильм (диафильм) - это  только форма отображения действительности. Следовательно, учащиеся должны проделать  дополнительную мыслительную работу по воссозданию недостающих звеньев  между экранным образом и его  воплощением в виде материальной вещи или реального явления.

 

Правильность восприятия экранного изображения и звуковых записей во многом зависит от чувственного опыта детей и богатства их воображения [22].

 

Как считал Верисокин Ю.И., полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени  познания - понятиям и теоретическим  выводам. Кроме предметной и иллюстративной наглядности в последние годы получила широкое распространение  так называемая логическая наглядность, к которой относят речевые  формулировки, вынесенные на экран  в виде письменной речи, схемы и  т.д. Назначение такой наглядности - придать образность понятию, идее, логическому  элементу. В результате осуществляется переход от конкретной, предметной наглядности к абстрактной, что способствует формированию у учащихся абстрактного логического мышления [3].

 

1.2 Классификация средств  обучения

 

 

По мнению Р.Ф. Попова, технические  средства обучения - совокупность технических  устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки  информации с целью его оптимизации. Технические средства обучения объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые  с помощью этих устройств воспроизводятся [20].

 

Гальскова Н.Д. в своих  работах называет технические средства обучения аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие(software).

 

К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к  мягким - носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и  оптические диски, слайды, кинофильмы [5].

 

Кравченя Э.М. отмечал, что  классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Он выделил следующие основные классификации:

 

1)по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных  задач);

 

2)принципу устройства  и работы;

 

3)характеру обучения;

 

4)логике работы;

 

5)характеру воздействия  на органы чувств;

 

6)характеру предъявления  информации.

 

По функциональному назначению технические средства обучения подразделяют на технические средства передачи учебной  информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические  средства, совмещающие функции различного назначения - комбинированные.

 

ТС передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, музыкальные  центры (аудиосистемы), телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т.д. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

 

ТС контроля объединяют всевозможные устройства и комплексы, позволяющие  по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень  усвоения учебного материала. Контролирующие технические средства обучения бывают индивидуальные и групповые. Они  отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся.

 

ТС обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной  информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические  устройства, и самоконтроль усвоения знаний.

 

Тренажерные ТС - специализированные учебно-тренировочные устройства, которые  предназначены для формирования первоначальных умений и навыков.

 

Вспомогательные ТС объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных  целей: усилители, устройства дистанционного управления.

 

К комбинированным ТС (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства.

 

По принципу устройства и  работы технические средства обучения бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные  и комбинированные.

 

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного пользования.

 

По логике работы технические  средства обучения могут быть с линейной программой работы, т.е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной  программой, обеспечивающей различные  режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

 

По характеру воздействия  на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные  технические средства обучения.

 

По характеру предъявления информации технические средства обучения можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства [14].

 

Каждое техническое средство обучения имеет свои функции. Они  взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно.

 

Коджаспирова Г.М. выделяет следующие функции:

 

Первая из функций технических  средств обучения - коммуникативная, т.е. функция передачи информации.

 

Вторая - управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий  и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и  коррекцию этих процессов.

 

Третья - комулятивная, т.е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с  помощью современных информационных технологий.

 

Четвертая - научно-исследовательская  функция, связанная с преобразованием  получаемой с помощью технических  средств обучения информации учащимися  с исследовательской целью и  поиском вариантов использования  технических средств обучения и  воспитания педагогами, моделированием содержания и форм подачи информации [12].

 

Как уже выше было сказано, что все технические средства обучения делятся на звуковые и комбинированные (экранно-звуковые).

 

Пассов С.И. дал краткую  характеристику каждого из этих видов.

 

Звуковые технические  средства - это комплексы аппаратуры, обеспечивающие запись и воспроизведение  звука. В этом комплексе носителями информации являются грампластинки, магнитофонные  записи на кассетах, магнитная лента, гибкие магнитные диски, лазерные (оптические) диски.

 

1) Грамзапись (граммофонная  запись) - механический вид записи  звука на диске (пластинке)  из синтетических материалов. Это  комплекты к учебникам иностранного  языка (английского, немецкого  и французского) для всех классов,  фонохрестоматии, звуковые пособия  к учебникам, комплекты грампластинок.  На пластинках могут быть записаны  голоса великих людей, чтение  произведений, голоса птиц и зверей.

 

2) Магнитофонная запись - магнитная запись звука на  магнитную ленту. Запись и воспроизведение  осуществляются при помощи магнитофона  (диктофона). В зависимости от  дидактической задачи магнитофонные  записи монтируют в определенной  системе и воспроизводят в  процессе занятий.

 

3) Магнитные ленты являются  аналогом обычных музыкальных  кассет. Устройство, обеспечивающее  работу с магнитной лентой, называется  стримером. Стримеры представляют  собой лентопротяжный механизм, аналогичный магнитофонному. Стример относится к устройствам с последовательным доступом к информации (надо воспроизвести всю запись, чтобы дойти до нужной) и характеризуется гораздо меньшей скоростью записи и считывания информации по сравнению с дисководами.

 

4) Гибкие магнитные диски  являются наиболее распространенными  носителями информации для воспроизведения  на компьютере. Диски называются  гибкими потому, что пластиковый  диск, расположенный внутри защитного  конверта, действительно гнется. Именно  поэтому защитный конверт изготовлен  из твердого пластика. Диск покрывается  сверху специальным магнитным  слоем, который обеспечивает хранение  данных. Информация записывается  с двух сторон диска по дорожкам, которые представляют собой концентрические  окружности. Плотность записи данных  зависит от плотности нанесения  дорожек на поверхность, так  называемого числа дорожек на  поверхности диска, а также  от плотности записи информации  вдоль дорожки.

 

Комбинированные технические  средства (экранно-звуковые) обеспечивают подачу и восприятие информации, предназначенной  для зрения и слуха. К ним относят  звуковое кино, видеофильмы, учебное телевидение, видеодиски. Ряд авторов в эту группу включают также озвученные диафильмы и слайды.

 

1)Звуковые диафильмы по  своему дидактическому значению  намного богаче кино. Звук в  звуковом учебном кинофильме  является не только носителем  информации, но в сочетании с  изображением воздействует на  интеллект человека, и на его  чувства, что значительно повышает  эффективность обучения.

Информация о работе Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов