Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:32, реферат

Описание работы

Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов
Психологические особенности младшего школьного возраста. Эффективность использования экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе. Раскрытие способов применения технических средств обучения и воспитания на уроках иностранного языка.

Используйте данную ссылку, чтобы на вашей странице в социальной сети сообщить о найденной полезной информации или поделиться с посетителями вашего сайта (блога). Или кликните по кнопке
Поделиться…
Рубрика: Педагогика
Вид: дипломная работа
Язык: русский
Дата добавления: 27.10.2010
Размер файла: 74,9 K Полная информация о работе
Скачать работу можно здесь

Яндекс.Директ
Акция на запчасти Opel
Пройдите диагностику и получите скидку от 7% на запчасти для Opel.
ukravto.ua
Запчасти на Опель на складе
Магазин «Колесо» - крупнейший склад наличия новых з/ч OPEL в Украине
Адрес и телефон opel.dp.ua

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Название работы:
E-mail (не обязательно):
Ваше имя или ник:
Файл:

Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Подобные документы
1. Использование технических средств обучения и информационные технологии в образовании
Дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств в процессе обучения. Классификация педагогических программных средств. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка.
курсовая работа [48,8 K], добавлен 18.02.2011
2. Технические средства обучения на уроках иностранного языка
Классификация, психологические особенности применения технических средств обучения и их функции. Использование видеоматериалов на различных этапах обучения иностранному языку. Популярные зарубежные видеокурсы, используемые в обучения иностранным языкам.
дипломная работа [175,2 K], добавлен 25.10.2010
3. Игра на уроке иностранного языка
Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Эффективность применения игровой деятельности на уроках иностранного языка и в кружковом занятии. Разнообразие учебно-речевых игр - фонетические, орфографические, лексические, грамматические.
реферат [7,9 M], добавлен 31.10.2013
4. Применение технических средств обучения (ТСО) в учебно-воспитательной работе
Причины и предпосылки развития использования технических средств в образовании. Специфика применения экранных средств на занятиях. Успешность применения телепередачи в процессе обучения. Особенности применения радио и звукозаписи в работе с детьми.
реферат [25,5 K], добавлен 19.10.2012
5. Технические средства образования в детском саду
Методика применения статичных экранных пособий. Методика применения звуковых средств. Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе. Помощь в преодолении трудностей изложения и усвоения учебного материала.
контрольная работа [42,8 K], добавлен 28.11.2006
6. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка посредством применения ИКТ
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника. Специфика урока иностранного языка на начальном этапе обучения. Совершенствование учебного процесса на начальном этапе обучения иностранному языку с помощью новых образовательных технологий.
курсовая работа [109,4 K], добавлен 26.08.2011
7. Методика использования учебных видеофильмов на уроках английского языка
Изучение развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, понятия межкультурной компетенции. Анализ особенностей методики организации занятия обучения английскому языку с использованием видеокурсов на уроках иностранного языка.
дипломная работа [135,0 K], добавлен 16.01.2012
8. Система современных аудиовизуальных средств обучения и возможности ее применения на уроках иностранного языка в средней школе
Дидактические возможности, типы и характеристики аудиовизуальных средств обучения английскому языку. Методы работы с аудиовизуальными средствами. Техническое воплощение презентации согласно технологии программы PowerPoint и требованиям к наглядности.
курсовая работа [921,3 K], добавлен 10.03.2012
9. Принципы обучения учебному сотрудничеству в процессе изучения иностранного языка
Концепция отечественного образования. Основы обучения учебному сотрудничеству на уроках английского языка: понятие сотрудничества, его виды, подходы к организации. Психологические особенности взаимодействия старшеклассников на уроке английского языка.
курсовая работа [40,7 K], добавлен 22.10.2012
10. Специфические особенности и роль лингвострановедческого материала в процессе обучения чтению на уроках английского языка в 7-х классах
Специфические особенности процесса обучения чтению, его цели и задачи. Особенности использования лингвистического компонента на уроках иностранного языка. Приёмы обучения разным видам чтения с использованием лингвострановедческого компонента в 7 классе.
курсовая работа [131,1 K], добавлен 05.05.2010

Другие документы, подобные Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов
Как бросить курить!? Медики шокированы, курить не захочется НИКОГДА!!!
Как бросить курить!? Медики шокированы, курить не захочется НИКОГДА!!!


Страница: 1 2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамен

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 84.32 Кб (Скачать файл)

 

Сегодня много говорят  о возможности применения видео  на уроках иностранного языка. Но, несмотря на это, видеомагнитофоны не часто можно  увидеть в классе. Но встречаются  школы, которые могут предложить своим ученикам подобную роскошь  и учителя с удовольствием  пользуются этой возможностью устроить себе небольшой отдых. Ведь это так  просто - включить магнитофон, поставить  кассету и пусть дети смотрят  какой-нибудь видеофильм, в то время  как учитель может проверять  тетради или заниматься своими делами. Такое поведение учителя можно  назвать безответственным. Учитель  должен работать с учениками, а не заниматься своим делом. После просмотра  фильма надо проверить насколько  хорошо учащиеся поняли содержание. Для  этого можно использовать вопросы: простые и специальные; затем  упражнения, где встречаются ложные предложения, т. е. предложения с  ошибкой и т. д.

 

Итак, особенность видеофильмов заключается в том, что они  могут изображать коммуникативные  ситуации наиболее полно. Кроме того, видео позволяет увидеть, где  происходит действие. Материал урока  должен соответствовать уровню знаний учеников на данном этапе обучения. При подборе материала надо учитывать  также возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

 

Выводы по главе I

 

Рассмотрев в первой главе  различные технические средства обучения, мы пришли к выводу, что  использование их на уроке повышает качество обучения, служит не только для  преподнесения знаний, но и для  их контроля, закрепления, повторения, обобщения, следовательно, выполняет  все дидактические функции. Технические  средства на уроке пробуждают познавательный интерес у учащихся.

 

Важную роль играет использование  видеоматериалов, так как динамичность видеофильма придает речи наглядность, не достижимую никакими статическими изображениями, а также имеет  способность создания речевой среды, которой так не достает учащимся при обучении иностранному языку. Конечно  же, видеоматериалы не могут заменить собою другие средства наглядности. Просто каждому из них должно быть найдено оптимальное место в  учебном процессе.

 

Эффективность использования  технических средств обучения зависит  от профессиональной подготовки учителя. Готовясь к проведению урока с  применением технических средств, учитель должен тщательно подготовиться  к уроку. Таким образом, демонстрация видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям  методики преподавания иностранного языка. Видео является незаменимым пособием там, где надо показать, как то, или  иное языковое явление отражает неречевую  ситуацию.

 

 Глава II. Использование  видеоматериалов на различных  этапах обучения иностранному  языку

 

2.1 Методика преподавания  иностранных языков с использованием  технических средств обучения

 

Методика обучения иностранным  языкам исследует цели и содержание, закономерности, средства, приёмы, методы и системы обучения, а также  изучает процессы научения и воспитания на материале иностранного языка.

 

Методы и приёмы работы с ТСО отвечают общим требованием  методики обучения иностранным языкам и являются её составной частью. Использование ТСО, как новых, так  и широко применяемых в течение  многих лет, подчинено общим целям  и содержанию процесса обучения иностранному языку, который строится на основе общей  теории научения, учитывающей психологические  закономерности мышления к памяти.

 

Методика обучения иностранному языку имеет постоянные связи  с наукой о языке - лингвистикой. Ведущим в настоящее время  является системно-структурный подход к изучению иностранной речи [22;43].

 

Для методики обучения иностранному языку важным является функциональный подход к изучению языка, который  рассматривает язык с точки зрения выполнения им его основного назначения - служить средством общения. Язык функционирует в речи.

 

Процесс речевого общения  совершается в четырех видах  речевой деятельности: говорении, аудировании, письме и чтении. Говорение и аудирование  образуют вместе один акт устного  общения. Аудирование является производным, вторичным в процессе коммуникации, оно сопровождает говорение, синхронно  говорению.

 

Чтение и письмо также  объединены в один акт письменного  общения единым способом формирования и формулирования мысли. Но для письменного  общения существует временной разрыв между процессом восприятия и  понимания, с одной стороны, и  процессом выражения мысли с  другой.

 

Устная речь имеет две  стороны -- говорение и аудирование. Говорению невозможно научиться  без аудирования. Развитие навыков  аудирования как видам речевой  деятельности является одной из самостоятельных  задач обучения иностранному языку [22;57].

 

Процесс аудирования связан с механизмом слуховой памяти. Слуховую память помогают развивать тренировки и упражнения в аудировании с  использованием технических средств.

 

Наиболее сложным в  процессе аудирования является механизм логического понимания. Для понимания  устной речи не нужно многократного  восприятия одного итого же материала.

 

Возможности слушать иностранную  речь были ограничены главным образом  слушанием речи преподавателя. Благодаря  магнитофону увеличилась возможность  слушать в записи иностранную  устную речь в исполнении носителей  языка. Однако аудирование магнитофонной  записи отличается от аудирования в  условиях естественной беседы.

 

Для развития навыков с  помощью магнитофона нужны специальные  аудиоупражнения и аудиотексты, которые учитывают трудности  восприятия речи на слух без зрительной опоры на текст.

 

Обучение аудированию  рекомендуется начинать с таких  видов тренировки, когда учащийся не только слышит, но и видит говорящего. В условиях аудиторных занятий это  речь преподавателя, показ учебного кинофильма, просмотр телевизионной  учебной передачи или видеозаписи.

 

Говорение и аудирование  образует вместе один акт речевого общения. Обучение говорению, то есть выражению  своих мыслей в устной форме, является самостоятельной учебной задачей. Цель обучения говорению определяется как «говорение на уровне умения» [44;58].

 

Слушание является неотъемлемой составной частью устной речи. Однако одно слушание может привести к развитию рецептивных навыков, то есть к пониманию  речи, но не к умению говорить на данном языке. Задачей при обучении является соблюдение одинакового соотношения  упражнений, даваемых на развитие слушания и говорения.

 

В обучении говорению, особое значение имеет активное функционирование «речедвигательного анализатора». Проговаривание речевого материала в упражнениях  помогает развивать слухомоторную  память. Именно на этом этапе формирования речевого действия, который следует  непосредственно за введением нового материала, особое значение приобретает  рациональная организация работы преподавателя  и учащихся в лингафонном кабинете [1,19].

 

В работе по формированию продуктивных навыков, подводящей учеников к умению выражать свои мысли, делать короткие сообщения, ситуация, в которой оказываются  обучающиеся, имеет огромное значение; им приходится совершать определенные речевые действия. Здесь важным фактором является объединение слуховых и  зрительных восприятий. Синтез зрительного  и слухового ряда повышает эффективность  занятий по выработке у учеников устных навыков и, естественно стимулирует  интерес к языку [36;87].

 

Одним из постоянно развивающихся  и совершенствующихся технических  средств, которые широко используются при обучении иностранному языку, является видео.

 

Показ видео на занятиях иностранного языка дает возможность наглядно познакомить учащихся с особенностями  устной речи, типичными языковыми  моделями, интонацией и т.д. «При опоре  на зрительный образ удается точнее и наиболее экономичным способом передать ту или иную информацию, ситуацию речевого общения, создать аналог реального  акта речевой коммуникации, обеспечить большую эффективность восприятия, что дает возможность более прочного запоминания языкового материала  в сочетании с соответствующей  речевой ситуацией» [17;92]. Учебное  видео создает дополнительную языковую среду, воспроизводит речевую ситуацию звуковыми и зрительными средствами и предоставляет дополнительные возможности для овладения неподготовленной ситуативной речью в условиях учебного класса.

 

Не покидая аудитории, учащиеся расширяют и углубляют  свои знания иностранного языка, становясь  как бы участниками зрительно  воспринимаемых событий. Учебный фильм  знакомит учащихся с большим количеством  реалий и дает новую информацию о  стране изучаемого языка.

 

По сравнению с другими  видами ТСО видео имеет очевидные  преимущества: за единицу времени  учащийся получает значительно больше информации, так как она поступает  одновременно по двум каналам - по зрительному  и слуховому. «Общение осуществляется не только символами

 

(словами), но и образами, что увеличивает запоминаемость  материала» [18;61].

 

Видеофильм имеет важное идейно-воспитательное значение. Оно  знакомит с историей, культурой, современной  жизнью, традициями, обычаями и нравами  страны изучаемого языка. Воспитательно-познавательное воздействие видео - это «проблема  механизмов и закономерностей психологического воздействия вообще» [25;135].

 

Художественный фильм  представляет собой эффективное  средство обеспечивающее ту совокупность обстоятельств, которая вызывает речевое  общение, благоприятствует или сопутствует  ему, т.е. создает коммуникативную  ситуацию [3;8].

 

Коммуникативная ситуация - основное условие для формирования универсального - и основного умения диалогической речи, реплицирования. Реплицирование - умение использовать коммуникативно и функционально  направленную реплику при совершении речевых действий, соответствующих  факторам коммуникативной ситуации.

 

В качестве приема, используемого  учителем во время демонстрации фильма, может выступать модифицированная фронтальная беседа - т. е. «обучающая беседа» [3;11]. Этот прием ставит учащихся в ситуацию необходимости постоянного общения либо с учителем, либо с одноклассниками, либо с классом в целом, либо перевоплощаться в персонажей фильма и вступать в общение с другими его персонажами, выполняя задачу интерактивного взаимодействия в учебном процессе. Таким образом, данный прием способствует формированию умений реплицирования и готовит учащихся к продуктивной диалогической речи, построенной на лексико-грамматической основе демонстрируемого фильма [38;13].

 

Видео обеспечивает многократность воспроизведения образца, создает  новые реальные ситуации для развития устной речи, воздействуя эмоционально, стимулирует спонтанную речь.

 

Мы можем с уверенностью сказать, что аудиовизуальные средства все шире используются в методике преподавания иностранных языков на всех уровнях и при выработке  различных навыков.

 

2.2 Использование видеоматериалов  на начальном этапе обучения

 

Процесс обучения иностранным  языкам в средней общеобразовательной  школе подразделяется на три этапа: начальный (2-6-е классы), средний (7-9-е  классы), завершающий (10-11-е классы). Начальный этап исполняет роль фундамента в формировании коммуникативного ядра и является одновременно подготовительным этапом, в ходе которого учащиеся приобретают  комплекс необходимых речевых навыков  и умений. Использование видеоматериалов  способствует реализации воспитательно-развивающего и образовательного аспектов цели для  начального этапа обучения иностранному языку.

 

Но как сформировать стойкую  положительную мотивацию учащихся в отношении иностранного языка, чтобы добиться наиболее оптимального усвоения его базового уровня в обычной  общеобразовательной школе, где  в отличие от специализированных школ, лицеев и гимназий на изучение иностранного языка отводится меньшее  количество часов.

 

Существует, безусловно, множество  нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранному языку. Одной из них Верисокин  считает работу над фильмом, которую  успешно практикует уже несколько  лет. Это - эффективная форма учебной  деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию  их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего  с экрана иноязычного звукового  ряда помогает более полному и  точному пониманию его смысла [8;31].

 

Применение видео на уроках на начальном этапе приятно разнообразит занятие, вносит в него элемент настоящей  жизни, пусть даже на экране, а также  исподволь приучает работать с видеоматериалами, а не просто смотреть на экран. Надо иметь в виду, что телевизионный  экран настолько управляет вниманием  зрителя - ребенка, что многие методисты  справедливо рассматривают видеоматериалы, как усилитель человеческого  внимания. И это понятно, ибо практически  невозможно противиться визуальному  воздействию экрана: оно не подчинено  нашей воле, и мы не можем принимать  или отвергать его как нам  заблагорассудиться. Известно, что  лучше усваивается тот учебный  материал, который оказывает на учащихся эмоциональное воздействие, и прочнее  те знания, которые не только усвоены, но и пережиты.

 

Опора на форму телепередач  дает учителю большую свободу  в организации ролевой игры, считает  Ариян М.А., нежели использование  содержания телепередач. Еще одна степень  свободы присуща заимствованию  из телепередач персонажей: ведущих, героев кинофильмов, мультиков, сказок. Телевидение обладает широчайшими  возможностями в формировании кумиров, образцов для подражания. Этот процесс, который осуществляется спонтанно, часто неосознанно может быть поставлен на службу иноязычной учебно-речевой  деятельности [1;9]. Литературные герои -это Робин Гуд, До Кихот, Д'Артаньян, Гулливер, Скарлет О'Хара прославленные  детективы Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, лейтенант Коломбо и др. Наиболее «нагруженными» в учебном процессе, особенно в младших классах, являются сказочные персонажи и герои  мультиков: Буратино и Мальвина Матроскин, Винни-Пух. Ослик Иа и Пятачок, Хрюша  и Каркуша.

Информация о работе Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов