Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:32, реферат

Описание работы

Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов
Психологические особенности младшего школьного возраста. Эффективность использования экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе. Раскрытие способов применения технических средств обучения и воспитания на уроках иностранного языка.

Используйте данную ссылку, чтобы на вашей странице в социальной сети сообщить о найденной полезной информации или поделиться с посетителями вашего сайта (блога). Или кликните по кнопке
Поделиться…
Рубрика: Педагогика
Вид: дипломная работа
Язык: русский
Дата добавления: 27.10.2010
Размер файла: 74,9 K Полная информация о работе
Скачать работу можно здесь

Яндекс.Директ
Акция на запчасти Opel
Пройдите диагностику и получите скидку от 7% на запчасти для Opel.
ukravto.ua
Запчасти на Опель на складе
Магазин «Колесо» - крупнейший склад наличия новых з/ч OPEL в Украине
Адрес и телефон opel.dp.ua

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Название работы:
E-mail (не обязательно):
Ваше имя или ник:
Файл:

Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Подобные документы
1. Использование технических средств обучения и информационные технологии в образовании
Дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств в процессе обучения. Классификация педагогических программных средств. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка.
курсовая работа [48,8 K], добавлен 18.02.2011
2. Технические средства обучения на уроках иностранного языка
Классификация, психологические особенности применения технических средств обучения и их функции. Использование видеоматериалов на различных этапах обучения иностранному языку. Популярные зарубежные видеокурсы, используемые в обучения иностранным языкам.
дипломная работа [175,2 K], добавлен 25.10.2010
3. Игра на уроке иностранного языка
Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Эффективность применения игровой деятельности на уроках иностранного языка и в кружковом занятии. Разнообразие учебно-речевых игр - фонетические, орфографические, лексические, грамматические.
реферат [7,9 M], добавлен 31.10.2013
4. Применение технических средств обучения (ТСО) в учебно-воспитательной работе
Причины и предпосылки развития использования технических средств в образовании. Специфика применения экранных средств на занятиях. Успешность применения телепередачи в процессе обучения. Особенности применения радио и звукозаписи в работе с детьми.
реферат [25,5 K], добавлен 19.10.2012
5. Технические средства образования в детском саду
Методика применения статичных экранных пособий. Методика применения звуковых средств. Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе. Помощь в преодолении трудностей изложения и усвоения учебного материала.
контрольная работа [42,8 K], добавлен 28.11.2006
6. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка посредством применения ИКТ
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника. Специфика урока иностранного языка на начальном этапе обучения. Совершенствование учебного процесса на начальном этапе обучения иностранному языку с помощью новых образовательных технологий.
курсовая работа [109,4 K], добавлен 26.08.2011
7. Методика использования учебных видеофильмов на уроках английского языка
Изучение развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, понятия межкультурной компетенции. Анализ особенностей методики организации занятия обучения английскому языку с использованием видеокурсов на уроках иностранного языка.
дипломная работа [135,0 K], добавлен 16.01.2012
8. Система современных аудиовизуальных средств обучения и возможности ее применения на уроках иностранного языка в средней школе
Дидактические возможности, типы и характеристики аудиовизуальных средств обучения английскому языку. Методы работы с аудиовизуальными средствами. Техническое воплощение презентации согласно технологии программы PowerPoint и требованиям к наглядности.
курсовая работа [921,3 K], добавлен 10.03.2012
9. Принципы обучения учебному сотрудничеству в процессе изучения иностранного языка
Концепция отечественного образования. Основы обучения учебному сотрудничеству на уроках английского языка: понятие сотрудничества, его виды, подходы к организации. Психологические особенности взаимодействия старшеклассников на уроке английского языка.
курсовая работа [40,7 K], добавлен 22.10.2012
10. Специфические особенности и роль лингвострановедческого материала в процессе обучения чтению на уроках английского языка в 7-х классах
Специфические особенности процесса обучения чтению, его цели и задачи. Особенности использования лингвистического компонента на уроках иностранного языка. Приёмы обучения разным видам чтения с использованием лингвострановедческого компонента в 7 классе.
курсовая работа [131,1 K], добавлен 05.05.2010

Другие документы, подобные Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов
Как бросить курить!? Медики шокированы, курить не захочется НИКОГДА!!!
Как бросить курить!? Медики шокированы, курить не захочется НИКОГДА!!!


Страница: 1 2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамен

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 84.32 Кб (Скачать файл)

 

2)Учебное телевидение  - способ передачи на расстоянии  учебной зрительной и звуковой  информации через систему открытых  и замкнутых телевизионных систем. Учебные телевизионные передачи - это передачи, создаваемые по  теме учебной программы и предназначенные  для использования непосредственно  на уроке, а также при проведении  факультативных занятий и внеклассных  мероприятий. Дидактическая значимость  этого технического средства  мало чем отличается от учебного  звукового кино.

 

3)Кинопособия содержат  позитивное фотографическое изображение  движущихся объектов на кинопленке  с зафиксированным (оптическим  и магнитным способом) звуковым  сопровождением, выполненное в соответствии  с воспитательно-дидактическими  целями и с учетом психолого-педагогических  требований.

 

Разновидностями учебного фильма являются:

 

- кино- или видеофрагмент  - 3-5-минутный фильм, раскрывающий  содержание одного из вопросов  темы;

 

- кинокольцовка - небольшой  фильм, содержащий информацию  о циклическом процессе. Для демонстрации  фильм склеивают в кольцо и  показывают многократно до тех  пор, пока учащиеся не усвоят  суть процесса;

 

- кино (видео) хрестоматия  [18];

 

Колкер Я.М. выделил следующую  методику использования телевидения  в обучении иноязычной речи: активное и уместное применение телевидения  в значительной мере способствует оптимизации  управления содержанием и процессом  обучения. Использование телевидения  в обучении устной иноязычной речи представляются возможным и целесообразным для активизации речевой деятельности школьников, создание объемных ситуаций стимулирования их иноязычного общения и совершенствования контроля усвоения школьниками иностранного языка как основного коммуникативного средства в предлагаемых обстоятельствах.

 

В значительной степени работа с использованием телевидения строится по принципам программирования с  той разницей, что в данном случае появляются новые дополнительные возможности  для создания объемных программ гибкого (творческого) управления процессом  обучения устной иноязычной речью на занятиях.

 

Уникальные возможности  ТВ (эффект присутствия, документальность, интимность) создают впечатление, что  передача адресована лично зрителю. Эта иллюзия общения обеспечивает высокий психолого-педагогический эффект [7].

 

Демонстрация по телевидению  иноязычного речевого образа осуществляется на основе драматизации диалога, разового обмена репликами, заимствованными  из естественного общения или  художественного произведения, отдельно монологического высказывания, цельного коммуникативного сюжета в виде инсценировки рассказа или эпизода из повести  или романа, а также цельного драматургического  произведения. Здесь активной является роль диктора-преподавателя, который  комментирует высказывание, указывая на их речевые особенности.

 

Аудиовизуальная программа  управления усвоением иноязычных речевых  образов (частичные или цельные  речевые высказывания - реплики) по своей структуре напоминает машинные программы. Например, на занятиях по английскому языку обучаемым дается указание поставить разделительные вопросы к репликам. На экране два действующих лица - дикторы А. и Б.

 

Диктор А. сообщает:

 

" Yesterday I visited our Art Gallery for the first time. "

 

Диктор Б. реагирует:

" You enjoyed your visit there, didn't you? "

 

Затем диктор А. произносит ряд  реплик, а диктор Б. реагирует в  форме разделительных вопросов, при  этом звук отключается. В таких случаях  обучаемые получают зрительную подсказку  в виде двух взаимодействующих лиц, их мимики и жестов.

 

Аудиовизуальная иллюстрация  речевых высказываний и отдельных  образцов целиком строится на изобразительных  возможностях телевидения. С успехом  могут быть использованы фотографии, рисунки, таблицы, диапозитивы, этюды, кинокадры. Иллюстративный материал может  компоноваться таким образом, чтобы  через зрительно-слуховое воздействие  можно было управлять иноязычными  речевыми действиями обучаемых [13].

 

Телевидение, по мнению Смирнова И.Б., представляет широкие возможности  для создания практически любой  наглядности, которая стимулировала  бы иноязычные высказывания обучаемых. Телевизионный экран в значительной степени облегчает создание проблемных ситуаций на учебных занятиях. Особую роль телевидение играет в обучении правилам иноязычного речевого этикета. Поэтому необходимо создание фильмотеки и серии видеозаписей с такими образцами, которые могли бы демонстрироваться на учебных занятиях по практике устной речи [29].

 

1.3 Использование экранно-звуковых  средств в учебно-воспитательном  процессе (видео)

 

 

Учебный видеофильм, по мнению Верисокина Ю.И., характеризуется рядом  особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие  на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.

 

Информационная насыщенность заключается в том, что посредством  демонстрации за короткий промежуток времени можно передавать такой  объем информации, который нереально  представить при словесном изложении  с использованием других средств  обучения.

 

Эмоциональное воздействие  представляется в разнообразных  выразительных возможностях фильма, позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чувства зрителя, вовлекающих их в действия, происходящее на экране.

 

Темп предъявления информации с экрана задается его создателями, и зритель может только приспособиться к нему, или весь фильм надо разбить  на фрагмент и показать их с определенными  паузами.

 

Управление процессом  восприятия информации с экрана определяется не только темпом ее подачи, но и логикой  изложения, используемыми средствами съемки, выделением общего, среднего и крупного планов вплоть до их детального изображения, дикторским тестом, включаемыми кадрами анимации и др. зритель ничего изменить не может.

 

Целостность и законченность  экранно-звукового пособия состоит  в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основного  источника информации и поэтому  содержит логически целостную информацию с определенной методикой ее подачи [2].

 

Бим И.Л. выделил следующие  требования к диафильму:

 

1)четкое и продуманное  дозирование информации, чтобы не  допустить перегруженности фильма;

 

2)отсутствие многотемности;

 

3)простое композиционное  построение кадра с четким  выделением главного;

 

4)дикторский текст должен  быть предельно лаконичным, выразительным,  доступным, не подменяющим изображение;

 

5)дикторский текст может  иметь паузы, для того, чтобы  не мешать восприятию зрительного  ряда и дать учителю возможность  вставить свои дополнения и  пояснения;

 

6)занимательность фильма, использование разнообразных способов  и приемов съемки;

 

7)показ изучаемого объекта  или явления во всех возможных  вариантах;

 

8)создание проблемной  ситуации;

 

9)включение в текст  изложения вопросов, заданий, если  необходимо, инструкций;

 

10)короткие по времени  или с четким разделением сюжеты  или фрагменты внутри более  продолжительной ленты [1].

 

Нестерова Н.В. отметила: "Дидактические  функции учебного фильма на уроке: источник новых знаний, средство иллюстрации  учебного материала, обобщение и  систематизация знаний, зрительная или  зрительно-слуховая опора для последующей  самостоятельной работы учащихся, вспомогательное  средство при контроле знаний.

 

Это не значит, что структура  и содержание фильма строго предопределяют его дидактические функции на уроке. Часто один и тот же фильм  в различных ситуациях можно  применять для решения разнообразных  дидактических задач" [16].

 

По словам Коджаспировой  Г.М. перед использованием любого видеоматериала (кино- или видеофильма) учителю необходимо очень внимательно изучить: в  какой мере его устраивают объем, качество содержания и характер его  подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с  тем, что хотел бы донести при  изучении данного материала сам  учитель (воспитатель); насколько удачен и целесообразен дикторский текст; каковы дидактические возможности фильма в сравнении с другими имеющимися средствами наглядности; в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности. Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и задания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации - для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается решение о пофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать до и после просмотра. Длительность фрагмента не должна превышать 4-5 мин., общее количество фрагментов на одном уроке - не более 5.

 

Продолжительность фильма на одном уроке не более 20-30 мин. Прерывать  показ фильма следует в крайних  случаях, когда изображаемое на экране не будет воспринято без комментария  учителя.

 

Необходимо продумать  время фильма в структуре занятия.

 

При отборе материала фильма целесообразно отметить то, что можно  будет использовать на последующих  занятиях.

 

Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его образовательную, но и на воспитательную ценность.

 

Важным моментом при подготовке к использованию экранно-звукового  пособия являются установление его  связи с учебником и другими  источниками, что определит характер домашнего задания и другой самостоятельной  работы как на уроке, так и вне его.

 

Независимо от дидактической  цели использования фильма на уроке, перед его демонстрацией учитель  произносит непродолжительное вступительное  слово, в котором стремится пробудить  интерес к фильму, установить связь  между материалом фильма и изучаемой  темой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не раскрывая его  содержания; пояснить наиболее трудные  или неполно раскрытые в фильме места. Во время демонстрации необходимо воздерживаться от его комментария; он целесообразен только в случае использования фильма без дикторского  текста. Но и этим комментарий должен быть предельно лаконичным, четким, чтобы не отвлекать учащихся от фильма, не мешать восприятию экранного изображения.

 

Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо:

 

- пояснить непонятные  места фильма;

 

- обратить внимание детей  на главные моменты, которые  необходимо твердо запомнить;

 

- подчеркнуть существенные  детали изображения, которые без  указания учителя останутся незамеченными;

 

- теснее увязать отдельные  кадры фильма, углубляя их содержание;

 

- связать иллюстративную  сторону со всем содержанием  урока.

 

Иногда целесообразно  задать вопросы к фильму по мере его демонстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформулированный вопрос уложился в кадры, к которым  он относится. Лучше все-таки задать вопросы по фильму до его демонстрации. Вопросов должно быть немного - 2-3. Постановка вопросов способствует более глубокому  восприятию, длительному сохранению кадров в памяти, более полное их воспроизведение после просмотра.

 

Перед просмотром фильма обязательно  надо провести словарную работу: новые  или малознакомые слова разобрать, написать на доске и записать в  тетрадь.

 

Если фильм используется как источник знаний и содержит новые  для учащихся сведения, то для его  качественного запоминания необходимо воспроизвести те изученные ранее  понятия и закономерности, которые  служат теоретической базой для  восприятия экранного материала. Далее  учитель мобилизует учащихся на активную целенаправленную работу в процессе просмотра фильма.

 

Эффективной формой мобилизации  внимания учащихся, повышения их ответственности  при просмотре фильма, активизации  восприятия являются задания, которые  перед его демонстрацией формулирует  учитель.

 

Важно учесть еще и то, что одного только просмотра фильма для усвоения учащимися заложенной в нем информации недостаточно. Качество усвоения учащимися экранного материала  определяется также правильной работой  после просмотра фильма.

 

После просмотра фильма следует  выяснить у учащихся, что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы, обобщения, направить мысли школьников на подтверждение теоретических положений урока, усвоения формулировок, правил, закономерностей [12].

 

По мнению Н.В. Нестеровой, видеомагнитофоном пользоваться проще  и удобнее, чем киноаппаратом, с  его помощью можно зафиксировать  на пленку самостоятельный видеофильм, показать телепередачу, изображение  с фонозаписи и т.д.

 

Подготовленный видеофильм учитель может продемонстрировать на уроке полностью или оставить просмотр, чтобы обратиться к учащимся, выполнить записи или какие-либо задания на доске самому или вызвать  учеников. В течение всего урока  с использованием видеозаписи сохраняется  обратная связь между учителем и  классом.

 

Видеозаписи можно многократно  повторять в классе для уточнения  и обобщения знаний, формирования навыков доказательства и аргументации, анализа ответов учащихся, контроля знаний.

 

Дидактические возможности  применения видеозаписей многообразны. Фрагмент видеозаписей легко сочетается с другими средствами обучения, которые  группируются вокруг него. Он сравнительно просто комментируется учителем или  учащимися и может использоваться в любой части урока.

 

С помощью учебных видеозаписей учитель может создать в классе проблемную ситуацию, сообщить учащимся условия познавательного задания.

 

Учебная видеозапись полезна  и на этапе обобщения учебного материала. Учитель может подготовить  запись, фиксирующую основные моменты  одной темы, группирующую материал по определенным темам курса. Учащиеся просматривают запись с новых  позиций, она становится предметом  обсуждения, дополнения и критики.

 

Активное отношение учащихся к видеозаписи достигается не только за счет ее содержания, не и за счет своеобразия композиционного  решения, монтажа материала. Два  одинаковых фрагмента из разных постановок одного и того же спектакля направляют мысль школьника на сопоставление, сравнение. Поскольку запись подготавливается учителем для класса, интересы которого ему известны, вопросы и задания  закладываются в сценарии таким  образом, чтобы активизировать мысль  определенной группы учащихся, к которым  можно обратиться с экрана непосредственно, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать объяснение или повторение учебной темы [16].

Информация о работе Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов