Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:32, реферат

Описание работы

Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов
Психологические особенности младшего школьного возраста. Эффективность использования экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе. Раскрытие способов применения технических средств обучения и воспитания на уроках иностранного языка.

Используйте данную ссылку, чтобы на вашей странице в социальной сети сообщить о найденной полезной информации или поделиться с посетителями вашего сайта (блога). Или кликните по кнопке
Поделиться…
Рубрика: Педагогика
Вид: дипломная работа
Язык: русский
Дата добавления: 27.10.2010
Размер файла: 74,9 K Полная информация о работе
Скачать работу можно здесь

Яндекс.Директ
Акция на запчасти Opel
Пройдите диагностику и получите скидку от 7% на запчасти для Opel.
ukravto.ua
Запчасти на Опель на складе
Магазин «Колесо» - крупнейший склад наличия новых з/ч OPEL в Украине
Адрес и телефон opel.dp.ua

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Название работы:
E-mail (не обязательно):
Ваше имя или ник:
Файл:

Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Подобные документы
1. Использование технических средств обучения и информационные технологии в образовании
Дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств в процессе обучения. Классификация педагогических программных средств. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка.
курсовая работа [48,8 K], добавлен 18.02.2011
2. Технические средства обучения на уроках иностранного языка
Классификация, психологические особенности применения технических средств обучения и их функции. Использование видеоматериалов на различных этапах обучения иностранному языку. Популярные зарубежные видеокурсы, используемые в обучения иностранным языкам.
дипломная работа [175,2 K], добавлен 25.10.2010
3. Игра на уроке иностранного языка
Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Эффективность применения игровой деятельности на уроках иностранного языка и в кружковом занятии. Разнообразие учебно-речевых игр - фонетические, орфографические, лексические, грамматические.
реферат [7,9 M], добавлен 31.10.2013
4. Применение технических средств обучения (ТСО) в учебно-воспитательной работе
Причины и предпосылки развития использования технических средств в образовании. Специфика применения экранных средств на занятиях. Успешность применения телепередачи в процессе обучения. Особенности применения радио и звукозаписи в работе с детьми.
реферат [25,5 K], добавлен 19.10.2012
5. Технические средства образования в детском саду
Методика применения статичных экранных пособий. Методика применения звуковых средств. Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе. Помощь в преодолении трудностей изложения и усвоения учебного материала.
контрольная работа [42,8 K], добавлен 28.11.2006
6. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка посредством применения ИКТ
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника. Специфика урока иностранного языка на начальном этапе обучения. Совершенствование учебного процесса на начальном этапе обучения иностранному языку с помощью новых образовательных технологий.
курсовая работа [109,4 K], добавлен 26.08.2011
7. Методика использования учебных видеофильмов на уроках английского языка
Изучение развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, понятия межкультурной компетенции. Анализ особенностей методики организации занятия обучения английскому языку с использованием видеокурсов на уроках иностранного языка.
дипломная работа [135,0 K], добавлен 16.01.2012
8. Система современных аудиовизуальных средств обучения и возможности ее применения на уроках иностранного языка в средней школе
Дидактические возможности, типы и характеристики аудиовизуальных средств обучения английскому языку. Методы работы с аудиовизуальными средствами. Техническое воплощение презентации согласно технологии программы PowerPoint и требованиям к наглядности.
курсовая работа [921,3 K], добавлен 10.03.2012
9. Принципы обучения учебному сотрудничеству в процессе изучения иностранного языка
Концепция отечественного образования. Основы обучения учебному сотрудничеству на уроках английского языка: понятие сотрудничества, его виды, подходы к организации. Психологические особенности взаимодействия старшеклассников на уроке английского языка.
курсовая работа [40,7 K], добавлен 22.10.2012
10. Специфические особенности и роль лингвострановедческого материала в процессе обучения чтению на уроках английского языка в 7-х классах
Специфические особенности процесса обучения чтению, его цели и задачи. Особенности использования лингвистического компонента на уроках иностранного языка. Приёмы обучения разным видам чтения с использованием лингвострановедческого компонента в 7 классе.
курсовая работа [131,1 K], добавлен 05.05.2010

Другие документы, подобные Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов
Как бросить курить!? Медики шокированы, курить не захочется НИКОГДА!!!
Как бросить курить!? Медики шокированы, курить не захочется НИКОГДА!!!


Страница: 1 2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамен

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 84.32 Кб (Скачать файл)

 

Как показал опрос Вайсбурд М.Л., Пустосмеховой Л.Н., дети дошкольного  и младшего школьного возраста дают явное предпочтение мультикам. Но когда  ребенок смотрит телепрограмму, он может не обратить внимания на какую-то деталь, отвлечься, что-то упустить. Совсем другое дело, когда о просмотре  мультфильма просит учитель. Ребенок  сосредоточен, заинтересован в том, чтобы наиболее точно запомнить  слова и повеление героев.

 

Поскольку герои мультфильмов чаще говорят на русском, чем на английском языке, задача учителя состоит в  том, чтобы подсказать ученикам выражения, с помощью которых они могут  выступить в роли выбранных ими  персонажей. Так, например, Винни-Пух -- веселый, неунывающий персонаж мультфильма. Для него характерно использование  таких выражений, как Oh, it's wonderful!; Good!; Nice!: It's a pleasure!; What about (doing something)?; Don't worry; Be happy.

 

Ослик Иа - полная противоположность. Почти всегда меланхоличен, часто  сомневается в правильности своих  действий и поступков своих друзей. Его речь -- отражение этого: I don't know; I really don't know; I'm not sure; I am so sad today [6;7].

 

Практика показывает, что  особенно эффективными на начальном  этапе обучения иностранному языку  являются видеомультипликации. Их использование  позволяет развивать речевую  активность школьников, а также повысить речевую активность обучения. Мультипликация дает возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и в простой наглядной форме донести информацию до учащихся. Методически важно и то, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность восприятия.

 

Несомненными достоинствами  мультипликационных видеофильмов являются их аутентичность, информативная насыщенность, концентрация языковых средств, эмоциональное  воздействие на учащихся и др.

 

Эффективность использования  видеофильмов зависит от рациональной организации занятий. Можно предложить разные варианты использования видеоматериалов  на начальном этапе обучения.

 

1. Учебные задачи

 

Одной из учебных задач, которую  можно решать с помощью видео, является повторение лексики и расширение словарного запаса. Для этого годится  любой отрывок от 30 секунд до 1 минуты, в котором представлены предметы, действия или характеристики по соответствующей, лексической теме. Желательно, чтобы  отрывок сопровождался музыкой  или англоязычным текстом. Если нет  возможности получить такую видеозапись, запишите отрывок с текстом на родном языке, убрав звук.

 

В зависимости от размера  учебной группы вы делите ее на подгруппы  или пары, каждая из которых получает свое задание. Задания не обязательно  должны быть разными, они могут дублироваться  для некоторых групп или пар. Учащиеся смотрят отрывок, где представлены разные животные (профессии, цвета, люди, совершающие различные действия). Затем обсуждают в группах (парах) увиденное. При необходимости они  могут пользоваться словарем или  обращаться за помощью к преподавателю.

 

Потом учащиеся отвечают на вопросы. По просмотренному отрывку  можно дать задания - назовите по-английски  первое животное, которое вы увидели; скажите, что делает жираф; кто по профессии человек, которого вы увидели  на улице; какие зеленые предметы вы увидели на экране и пр.

 

При этом учитель предупреждает, что они посмотрят отрывок  еще раз и должны будут проверить, насколько правильно группа выполнила  свое задание. Затем вы смотрите отрывок  второй раз и проверяете правильность ответов. Как в этом случае, так  и для задания "опишите картинку" можно использовать функцию "пауза" (freeze-frame), чтобы у учащихся была возможность разглядеть все детали на экране.

 

Видео можно использовать и для введения новых лексических  единиц или новой лексической  темы. Вместо того чтобы использовать для введения названий животных перевод  или картинку, вы можете просто показать их в зоопарке или на воле, что  произведет гораздо более яркое  впечатление и будет способствовать лучшему запоминанию.

 

Другой задачей, которую  можно решить с помощью видео  на этом этапе, является задача обучения пониманию речи на слух, которую  многие преподаватели в силу различных  причин вообще не ставят перед собой. Следует отметить, что использование  видео для обучения аудированию  имеет свои положительные и отрицательные  стороны.

 

С одной стороны видеозапись  по сравнению с аудиозаписью носит  более жизненный характер - вы не только слышите, но и видите говорящих, их мимику и жесты, а также получаете  информацию о широком контексте  происходящего - месте действия, возрасте участников и пр. С другой - все  эти факторы отвлекают слушающего от собственной речи, и он может  увлечься разглядыванием картинки вместо того, чтобы сосредоточиться на аудировании. Поэтому, особенно на начальном этапе, ученики перед просмотром должны получить четко сформулированное задание, на выполнении которого они должны будут сосредоточиться.

 

2. Видеодиалоги (5-15 минут)

 

Данные упражнения помимо аудирования включают в себя выработку  навыков чтения. Можно предложить несколько вариантов организации  работы с видеодиалогом.

 

Вариант А. Учитель выбирает отрывок из фильма длиной 1-2 минуты, который состоит из четко проговариваемых  реплик, простых по форме и содержанию. Выписывает каждую реплику на отдельную  карточку, пометив, какому персонажу  она принадлежит, затем разбивает  класс на несколько групп и  каждой группе дает полный комплект карточек, содержащих диалог. Группа должна посмотреть отрывок, не заглядывая в карточки, а затем поставить реплики  в том порядке, как они встречались  в записи.

 

После этого следует посмотреть отрывок повторно, проверяя правильность порядка реплик. При необходимости  следует делать паузы.

 

Учащиеся в группе тренируются  в чтении диалога.

 

В скобках указывается  продолжительность всего упражнения, включая время на просмотр видеоотрывка.

 

Преподаватель включает запись без звука, и учащиеся озвучивают диалог на экране (по желанию). В качестве вариантов можно предложить следующее:

 

- учащиеся раскладывают  карточки в том порядке, который  они считают правильным, перед  просмотром, а затем проверяют  верность своей догадки.

 

- диалог дается не на  карточках, а на одном листе,  и им надо пронумеровать реплики  в порядке появления.

 

Вариант Б. Учитель выбирает отрывок из художественного фильма на 1-3 минуты, в котором беседу ведут  от трех до пяти участников. Желательно, чтобы ученики были знакомы с  персонажами.

 

Учитель подготавливает два  списка - имен персонажей и их реплик в произвольном порядке. У каждого  учащегося должна быть своя копия. Если копии сделать невозможно - списки записываются на доске.

 

Учитель объясняет ученикам, что отрывок покажется без  звука и их задачей будет расположить  реплики по порядку, а также разобраться, кто что говорит, и показывает отрывок без звука. Учащиеся работают в парах, восстанавливая последовательность реплик и их авторство. Затем учитель  показывает отрывок со звуком. Учащиеся проверяют правильность своей работы. Диалог читается и обсуждается с  классом.

 

3. Предсказания (30 минут).

 

Учитель подготавливает отрывок  из телепрограммы, спектакля или  фильма, из которого довольно быстро можно  понять, как дальше будут развиваться  события. Раздает учащимся таблички или рисует таблицу на доске, при  этом учитель говорит, что покажет  начало отрывка и надо придумать, как будут развиваться события, а затем нужно заполнить табличку [см. приложение 2, табл. 1].

 

Учитель показывает достаточно большой кусок отрывка, чтобы  можно было понять сюжет и его  дальнейшее развитие. Учащиеся в парах  обсуждают увиденное и заполняют  табличку. Учитель обсуждает с  детьми их догадки, затем показывает оставшийся отрывок видеофильма. Учащиеся обсуждают в парах, что они  увидели, услышали и сравнивают с  тем, что они ожидали увидеть. Учитель с классом обсуждает, оправдались ли их ожидания. При  необходимости, отрывок смотрят  еще раз.

 

Задания по работе с отрывком из телепрограммы можно разнообразить. Во время просмотра учитель делает паузы, чтобы учащиеся

 

угадывали, что случится дальше. Затем продолжают просмотр и сравнивают предположения.

 

По другому варианту учитель  заранее говорит классу, что они  увидят. Затем до просмотра учащиеся отвечают на следующие вопросы:

 

Who will you see?

 

Where will the scene or action take place?

 

What things will you see?

 

What are some lines of the dialogue you will hear?

 

Если это необходимо, перед  тем как ответить на вопросы, учитель  показывает начало отрывка с тем, чтобы учащиеся могли предсказать  следующую реплику. Учителю следует  останавливаться перед каждой репликой.

 

Можно использовать следующее  упражнение: учитель рассказывает, о чем будет отрывок, и на доске  записывает названия шести предметов  или имена людей, из которых четыре появятся в отрывке, а два нет. Дети должны будут предсказать, какие  четыре появятся. Это прекрасный способ введения активной лексики [40;27].

 

4. Five W's and H (10- 15 минут)

 

Из телевизионной программы  новостей учитель выбирает отрывок, который читает диктор и который  содержит достаточно материала, чтобы  задать все виды специальных вопросов.

 

Учитель объясняет классу, что они сейчас увидят настоящие  новости, в которых содержится информация для ответа на вопросы:

 

Who is about?

 

What is about?

 

When did it happen?

 

Where did it happen?

 

Why did it happen?

 

How did it happen?

 

На доске учитель записывает эти шесть вопросов, предупреждает  учеников о том, сколько именно новостей будет в данном отрывке. Задание  перед первым просмотром - слушать  и постараться понять темы. Задание  перед вторым просмотром - слушать  и делать пометки напротив каждого  вопроса. После второго просмотра  учащиеся отвечают на эти шесть вопросов.

 

Затем можно предложить посмотреть новости в третий раз, после чего надо написать маленькую статью, содержащую новости, услышанные по телевизору. Можно  дать это в качестве домашнего  задания. Можно превратить это в  конкурс: попросить детей изложить услышанное на отдельных листочках (или напечатать на компьютере), а  затем без подписи вывесить для  оценки и "проголосовать" цветными кружочками. Получивший наибольшее количество красных кружков, становится классным "журналистом" на ближайшую неделю.

 

5. Краткие новости (15-45 минут)

 

Учитель выбирает отрывок  программы с несколькими различными новостями. Для каждого учащегося  заготавливает копию такой таблички. Учащимся раздаёт таблички. Нужно  убедиться, что все поняли, что  написано в левой колонке. Затем  ученикам предлагает, посмотрев программу  новостей, придумать для каждой новости  наиболее подходящий заголовок и  заполнить табличку. Учащиеся заполняют  табличку [см. приложение 2, табл. 2].

 

Учитель показывает новости  еще раз, делает паузу после каждой с тем, чтобы желающие могли дать свой заголовок. Класс обсуждает  уместность данного выбора [40;35].

 

Некоторые виды перечисленных  упражнений были использованы нами на практике. Применение видеоматериалов  на уроках способствовало более эффективному усвоению предложенного материала, так как они оказали эмоциональное  воздействие на учащихся, и повысилась их речевая активность. Видеоматериалы позволили поддерживать внимание младших  школьников к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечили большую эффективность восприятия.

 

2.3 Использование видеоматериалов  на среднем этапе обучения

 

Одна из основных задач  обучения иноязычной речи - развитие навыков  говорения. Но овладение этим видом  деятельности сопряжено с большими трудностями, которые обусловлены  сложностью самого процесса порождения речевого высказывания. Чтобы создать  мотивацию общения на иностранном  языке в учебных условиях, необходимо использовать ситуацию, т.е. обстоятельства, в которые ставится говорящий, что  вызывает у него потребность говорить. В процессе просмотра на уроках видеофильмов на иностранном языке, создаются  такие условия, когда ученики  вступают в разговор, обсуждение. Кроме  того, они слушают речь носителя языка, знакомятся с историей, культурой, географией страны. В общеобразовательных  школах далеко не все ученики хорошо владеют иностранным языком. Тем  не менее, и для такой аудитории  в качестве повышения интереса к  предмету, а также с целью расширения кругозора, стоит проводить показ  видеофильмов.

 

Отбор фильмов, как и процесс  разработки системы заданий к  ним очень трудоемок и занимает много времени. Но собрав материал один раз, им можно пользоваться неоднократно.

 

Учителю остается следить, чтобы  отобранный фильм соответствовал теме урока [31;31].

 

Средний этап обучения иностранному языку завершает создание базового уровня, который совершенствуется в  последующих классах, на котором  в дальнейшем строится профильно-ориентированное  обучение. В отличие от начального этапа, на данном этапе учащиеся могут  быстро научиться строить фразы  и ориентироваться в несложных  текстах. Кроме упражнений, где главную  роль играет звуковая дорожка, на этом этапе можно использовать видео  для изучения различных культурных и социокультурных явлений. Такие  как: видовые фильмы различной тематики для "опознания" культурно, значимых видов и памятников, портретов  выдающихся деятелей прошлого и настоящего, а также отрывки из художественных и документальных фильмов для  интерпретации различных видов  невербального общения - мимики, жеста, позы, видов физического контакта, стиля одежды. Однако в большинстве  случаев вербальная часть видеоклипа будет играть решающую роль. Есть множество  вариантов использования видеоматериалов  на среднем этапе обучения.

Информация о работе Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов