Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Файлы: 1 файл

коллоквиум.docx

— 380.47 Кб (Скачать файл)

Классовая ограниченность Тихеевой мешала ей наметить правильное решение педагогических вопросов, увидеть связь их с политическим строем: она была сторонницей весьма умеренной педагогической реформы  — пересмотра школьных программ и  учебного материала, упорядочения приемов  и методов обучения и т. п.; критиковала  старую. школу и “новую свободную школу”, построенную на основе “свободного воспитания”, только в педагогическом плане, не затрагивая их социальных и политических основ.

Развитие речи детей

Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском  саду и школе. Эта методика, построенная  на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась  ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в  советское время.

В 1913 г. вышла из печати работа Е. И. Тихеевой “Родная речь и пути ее развития”. Важные вопросы о значении, путях и средствах. развития родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине.

Методику  развития родной речи Тихеева разрабатывала  на основе учения К. Д. Ушинского о  народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области  первоначального обучения детей  родному языку. Свою методику она  обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным  педагогическим опытом. Вслед за Ушинским Е. И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: “Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа... Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека”. Тихеева справедливо отмечала, что родной язык в то время еще не занимал ни в семье, ни в детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что “на культуру родного языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между тем язык есть главный предмет в деле воспитания”.

Правильно указывая, что начинать лингвистическое  и литературное воспитание человека надо с раннего детства еще  в семье, Тихеева писала: “Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в  нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни  Первой задачей родителей в связи  с этим, считала она, является самый  тщательный уход за органом слуха  детей, забота о развитии их слуховой наблюдательности. Огромную роль в  развитии речи маленьких детей играет пример взрослых, их правильная речь: “Никакого  сюсюканья, подделывания под лепет  детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное—говорить медленно, ясно и громко”. Особенно велика роль матери в развитии речи и мышления детей.

У семьи имеется надежный помощник в развитии речи детей, говорила Тихеева,—  это детский сад, который “по  возможности расширяет, разнообразит и проводит уже не в узких рамках семьи, а в несравненно более  широких условиях общественности все  методические приемы.... “Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском  саду”,— писала она.

Опираясь  на знание языка, полученное детьми в  семье, воспитательница в детском  саду должна проводить систематическую  работу по развитию их речи, использовать все, что могут дать для этого  поэзия и искусство: “Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение  и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодия  народной песни должны царить в детском  саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более  глубоким художественным восприятиям Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме.

Е. И. Тихеева указывала, что дети выражают свои мысли не только с помощью  речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т. д. Она дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как  использовать игры, лепку, рисование  в целях развития детской речи.

Одним из методов обучения детей родному  языку Е. И. Тихеева считала уроки  наблюдения, связанные с рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово. Так часто делают матери, но проводят эти уроки, как правило, бессистемно  и не всегда правильно. В детских  садах такие уроки должны быть систематическими. Речь воспитательницы  должна быть образцом для подражания детей.

Методика  развития речи детей, разработанная  Тихеевой до революции, была усовершенствована  ею в советское время.

В 1937 г. она издала книгу “Развитие речи дошкольника”

Высказывания  Е. И. Тихеевой о развитии речи детей  в детском саду нс утратили своей ценности и в наше время.

Об общественном дошкольном воспитании

Е. И. Тихеева указывала, что в дореволюционной  России трудовая семья не в состоянии била обеспечить правильное воспитание детей дошкольного возраста ввиду тяжелых условий ее жизни и отсутствия необходимых педагогических знаний. Не лучше обстояло дело с семейным воспитанием и в привилегированных сословиях и классах, подчеркивала она. В этих семьях “все неблагополучно — от начала до конца, все нуждается в перестройке — от основания до вершины. Ждать от этой семьи проведения в жизнь правильного воспитания в ближайшее время, конечно, не приходится”. Единственный выход Тихеева видела в широком развитии общественных дошкольных учреждений: “Детский сад, организованный соответственно всем рациональным требованиям,— необходимейший помощник семьи в деле воспитания и обучения детей”.

Ее  теория дошкольного воспитания, известная  до революции под названием “метод Тихеевой”, изложена в книге “Современный детский сад, его значение и оборудование”. Тихеева мечтала о том времени, когда общественное дошкольное воспитание детей станет распространенным явлением по всей России и удовлетворит в  первую очередь потребности трудящихся. Она указывала на преимущества общественного  дошкольного воспитания. Детский  сад, писала она, “предоставляет ребенку  возможность развиваться, работать, играть в условиях общественности, приводит его в систематическое  ежедневное общение со взрослыми и товарищами; прививает надлежащее отношение детей друг к другу, к кооперации, к общественному имуществу, общим интересам... В детском саду под руководством квалифицированных воспитателей дети получают физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание с учетом возрастных особенностей, в известной системе и последовательности — все это трудно бывает осуществить в семейном воспитании.

Е. И. Тихеева обосновала ряд ценных положений, касающихся вопросов организации  детского сада и постановки воспитательно-образовательной работы в нем.

Она считала, что детский сад плодотворно  выполнит свою задачу только в том  случае, если он будет работать совместно  с семьей. Матери необходимо чаще приходить  в детский сад, конечно при  условии соблюдения правил, обязательных для всех посетителей и сотрудников  сада. Родители должны оказывать посильную  материальную помощь детскому саду. “Этого требуют интересы дела и достоинство  родителя как гражданина”. В виде исключения Тихеева считала возможным  освобождать от платы тех родителей, которые находятся в крайне тяжелых  материальных условиях.

Детский сад должен быть учреждением, доступным  для детей всех сословий, указывала  она: “Демократизация школы должна начинаться снизу. Дети должны с первых лет своей жизни воспитываться  в духе признания равенства всех сословий, классов, имущественных и  социальных рангов. Впитав эти идеи в детском саду, они перенесут  их и в школу”.

Вся воспитательно-образовательная работа в детском саду должна вестись на родном языке. “Не может быть демократизации дошкольного воспитания, если игнорируется родной язык”,— писала Тихеева. Основываясь на высказываниях К. Д, - Ушинского, она считала родной язык “главнейшим и основным предметом, образующим фон, на котором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и в школе”.

Тихеева подчеркивала, что детский сад  ценен не только тем, что служит делу воспитания и обучения детей дошкольного  возраста: он является в то же время  местом пропаганды передовых идей по дошкольному воспитанию, “лабораторией  мыслей и теории”, в которой могут  учиться все, кто интересуется дошкольными вопросами. Она рекомендовала при детских садах проводить беседы по дошкольному воспитанию с родителями, устраивать периодические выставки детских работ. Разрабатывая вопросы воспитательно-образовательной работы в детском саду, Е. И. Тихеева указывала, что организм детей живет интенсивной жизнью, затрачивает много сил; умственная и физическая деятельность детей может быть плодотворной только в том случае, если затрачиваемые силы будут своевременно пополняться за счет соответствующего питания и отдыха. Она рекомендовала уделять особое внимание питанию детей в народных детских садах, так как в них поступали дети, в большинстве физически истощенные вследствие постоянного недоедания, а часто и голодания.

Е. И. Тихеева считала, что детский  сад должен быть “подобием семьи”, что между воспитательницей и  детьми должны быть непринужденные, доброжелательные, “семейные отношения. В детском  саду дети должны жить полной жизнью, и  воспитательнице следует поддерживать у них радостное настроение. Вся  атмосфера детского сада должна быть радостной, а игры и занятия проводиться  как детские праздники.

Игры  доставляют детям много радости  и удовольствия. В то же время  они являются средством всестороннего  развития их физических и духовных сил. “На игры в детском саду должно быть обращено огромное и притом продуманное  внимание,— писала Тихеева,— игра является основным содержанием жизни  ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей. Играет ли ребенок один или совместно с другими, игры всегда и при всех условиях открывают простор его деятельности, рвущимся наружу творческим силам, воображению, всем запросам его души”. Особенную ценность представляют подвижные игры, проводимые на открытом воздухе.

Дети  подвижны, активны, любят проявлять  себя в разной деятельности, в работах. Основная задача детского сада, считала  Тихеева, дать детям действовать, занять их работой, пользу которой они понимали бы и чувствовали сами. Е. И. Тихеева  выступала против строго регламентированных и систематизированных механических ручных работ, рекомендованных Фребелем. Но она говорила, что необходимо научить детей навыкам выполнения простейших видов ручного труда, облегчающим осуществление разных творческих замыслов; надо сочетать коллективный и индивидуальный труд детей в детском саду и тем самым воспитывать у них навыки общественного характера и личные вкусы и интересы. Важное воспитательно-образовательное значение Тихеева придавала работам детей по самообслуживанию, по уходу за растениями и животными.

Ведущую роль в воспитательно-образовательной работе детского сада Е. И. Тихеева отводила организованным занятиям с детьми. Она положительно разрешала вопрос о необходимости и возможности создания программы и планов занятий в детском саду. Она писала: “Вполне возможна программа, которая при умении пользоваться ею, при умении смотреть в корень дела окажет немалые услуги каждому, кто к этому делу приставлен... В нормально поставленном детском саду интересы ребенка всегда совпадают с планом занятий, начертанным руководящим лицом”. Тихеева убедительно доказывала, что необходимость программы занятий диктуется целями и задачами детского сада как воспитательно-образовательного учреждения, подготовляющего детей к школьному обучению. Программа устанавливает направление занятий, в общих чертах определяет объем тех сведений, которые должны быть усвоены всеми детьми дошкольного возраста.

В детском саду надо заботиться о том, чтобы не рассеивалось внимание детей, чтобы в занятиях была возможная  последовательность, систематичность, указывала Тихеева, каждое. новое представление, новый входящий в сознание ребенка предмет должны по возможности связываться с каким-нибудь ассоциативным звеном, с накопленными представлениями. В детском саду не должно быть места отдельным учебным предметам в том смысле, как это понимается в современной школе. Беседы, рассказы, чтение, рисование, пение, работа всякого рода, игры, гимнастика — словом, все, из чего слагаются занятия в детском саду, должно находиться в строгом соотношении. “Все занятия должны переплетаться, оказывать друг другу услуги, взаимно поддерживать в стремлении к одной общей цели — стройному развитию всех способностей ребенка”.

Эти высказывания Тихеевой в то время  явились весьма ценными для развития дошкольной педагогики. Они противостояли  взглядам сторонников мелкобуржуазной  теории “свободного воспитания”, которые, как мы видели выше, отрицали необходимость  программ и планов занятий с детьми дошкольного возраста и считали, что занятия должны строиться  на основе “плана жизни детей, на удовлетворении детских интересов, на свободном  выборе ими самими игр и занятий. Детский сад Тихеева считала  подготовительной ступенью к школе.

Важное  значение Тихеева придавала изучению детьми дошкольного возраста явлений природы. “Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы,— писала она. — Каждый детский сад должен иметь садик или хотя бы двор. Нужно организовать выращивание цветов, овощей, уход за птицами, животными, завести аквариумы и террариумы. Эти работы и занятия, сопровождающиеся поучительными беседами, способствуют уточнению и расширению кругозора детей. В ознакомлении детей с природой и ее явлениями большую роль играют прогулки-экскурсии. Они должны заранее намечаться и методически разрабатываться воспитательницей детского сада”.

Е. И. Тихеева считала возможным  лишь в отдельных случаях применять  специальные упражнения по так называемой “умственной ортопедии”, которые  при умелом руководстве могут  содействовать развитию у детей  утонченности восприятия, воспитывать  выдержку, волю, наблюдательность, ловкость, здоровое соревнование. Эти упражнения должны связываться с практическими  занятиями и играми, проводимыми  в детском саду; их следует постоянно  разнообразить. Она находила, что  дидактический материал Монтессори для развития органов чувств представляет для педагогов известный интерес, что с ним следует ознакомиться каждому, кто при-частен к делу воспитания, но она видела и отрицательные стороны в методике его использования. “Мы,— писала она,— считаем все ее (Монтессори) приемы в значительной степени неестественными, обусловленными той искусственной обстановкой, среди которой проводят время большинство питомцев детских садов и домов”. Е. И. Тихеева правильно указывала, что дидактические упражнения Монтессори вторгаются в жизнь детей без малейшей связи с их основными интересами, что ребенок, безупречно подбирающий цветные моточки ниток по всем основным цветам и оттенкам, может отнестись совершенно бессознательно к спектру радуги.

Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме