Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Файлы: 1 файл

коллоквиум.docx

— 380.47 Кб (Скачать файл)

Большое участие в развитии сети дошкольных учреждений приняли  ЦК и местные комитеты профсоюзов, особенно строителей, железнодорожников  и индустриальных рабочих. Увеличивалось  количество детских садов с продленным днем, с вечерними и ночными  группами, открывались новые детские  комнаты при клубах, общежитиях, жилищных товариществах.

 

Быстрый рост сети детских  садов и площадок требовал усиления внимания к подготовке квалифицированных  кадров. Десятки тысяч будущих  воспитателей посещали трехмесячные и  годичные курсы при отделах народного  образования. Специалистов со средним  образованием в области дошкольного  воспитания готовили педагогические техникумы, переименованные в 1937 г. в педагогические училища. К 1938 г. по РСФСР насчитывалось 31 дошкольное педагогическое училище  с общим количеством учащихся 8342 чел. и дошкольные отделения пединститутов, например в Ленинграде, Перми, Горьком, Ростове-на-Дону. В Москве еще в 1921 г. было организовано дошкольное отделение  при 2-м Московском государственном  университете, педагогический факультет  которого в 1930 г. был преобразован в  самостоятельное высшее учебное  заведение — Московский государственный  педагогический институт (МГПИ им. В. И. Ленина). В некоторых республиках  были открыты дошкольные отделения  при педучилищах, готовивших учителей начальных классов. На работу в дошкольные учреждения посылались лучшие производственницы, проявившие склонность к работе с  детьми.

 

Опубликованные партийные  и правительственные документы  и методические пособия стимулировали  творческую работу педагогов. Лучшие из них стали выступать в печати по теоретическим и практическим вопросам работы детского сада и яслей.

 

В связи с ростом сети дошкольных учреждений и требованием поднятия качества общественного дошкольного  воспитания и оказания квалифицированной  помощи воспитателям в 1931 г. в местных, краевых, областных органах народного  образования организуются дошкольные секторы.

 

Содержание воспитательно-образовательной работы детских садов

 

Отсутствие программ для  детского сада, четких указаний о содержании и объеме работы с детьми приводило  к тому, что в дошкольных учреждениях, также как и в школе, имела  место перегрузка детей общественно-политическими  заданиями, недоступными их пониманию. Пытаясь решать задачи политехнического обучения, воспитатели привлекали дошкольников, посещающих детские сады, к участию  в работе взрослых: они разбирали  лоскут и обрезки ниток, помогали в прополке, уборке сена, сборе хлопка и т. п. В то же время недооценивалось  значение игры для детей. Занятия  проводились без учета возраста детей, роль воспитателя на занятиях не была ведущей.

 

Постановления партии о работе школы, вышедшие в тот период, сыграли  большую роль и в развитии теории и практики общественного дошкольного  воспитания — общие принципиальные положения, содержащиеся в них, относились и к детским садам.

 

Важное значение для улучшения деятельности дошкольных учреждений имела разработка проекта программы детского сада. Первый проект программы работы дошкольных учреждений был издан в 1932 г. Проект состоял из двух частей: I — по видам деятельности детей и П — по “организующим моментам”. I часть включала следующие разделы: 1. Общественно-политическое воспитание в дошкольном учреждении; 2. Трудовое воспитание; 3. Физическое воспитание; 4. Музыкально-двигательная работа; 5. Изобразительная деятельность; 6. Математика; 7. Грамота. Это была первая попытка четко определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Программа упорядочивала работу детских учреждений, делала ее целенаправленнее и содержательнее. Однако эта программа не была освобождена от прежних недостатков. В ней не учитывались возрастные особенности и возможности детей, программа была перегружена познавательным материалом, особенно по разделу “Общественно-политическое воспитание”, не отводилось должного места игре и развитию речи.

 

II часть программы —  так называемые “организующие  моменты”— представляла собой  основу для планирования. Для  каждой возрастной группы было  предусмотрено на год 16 “организующих  моментов”, например: участие в  революционных праздниках, организация  уголка книги и т. д. Это  была попытка проведения комплексной  воспитательной работы, подчиненной  решению той или иной жизненной  задачи в определенный период  времени. Но “организующие моменты”, как и комплекс в школе, не обеспечивали всестороннего развития детей, а также систематической повседневной работы воспитателя с детьми. В соответствии с “организующими моментами детям давались знания, связанные только с их практическими делами.

 

Н. К. Крупская, выступая на дошкольной секции ГУСа, говорила: “В свое время “организующий момент имел большое значение, потому что работа детсада по традиции была очень бессодержательна... Мне кажется, что впервые был поднят вопрос об “организующем моменте для того., чтобы детям давать более углубленное представление, может быть, не начинять их политикой до конца, но сблизить с тем, чем живет страна”. Она видела отрицательные стороны этой практики в том, что “запас знаний, который дается ребятам... не закрепляется. Ребенку надо насчет животных, растений и людей приобрести целый ряд знаний, а тут ему даются лозунги, причем почти одно и то же дается каждый год .

 

В 1934 г. Народным Комиссариатом  просвещения РСФСР были приняты  новые программы и внутренний распорядок детского сада. Эти программы  включали следующие разделы: общественное воспитание; физическое воспитание; игры (методические указания о содержании и организации игры по возрастам); художественное воспитание; рисование, лепка и трудовые занятия; развитие детской речи и занятия с книгой и картинкой; начатки знании о  природе; развитие первоначальных математических представлений и навыков; занятия  по чтению и письму.

 

Составители программ пытались учесть в большей степени возрастные особенности детей, но им все же не удалось избежать перегрузки детей  познавательным материалом. К тому же считалось, что умственное развитие детей осуществляется стихийно; роль воспитателя недооценивалась. Недостатком  программ 1934 г. было и то, что воспитательную работу рекомендовалось планировать  по “темам”, которые по существу представляли собой те же “организующие моменты  и отражали идею комплексности, осужденную решениями ЦК ВКП (б).

 

Несмотря на недостатки названных  программ, в работе детских садов  было много яркого, интересного, являющегося  результатом творчества отдельных  садов и воспитателей.

 

Большое значение для дальнейшего  развития дошкольных учреждений имели  правительственные постановления  о воспитании дошкольников. Постановлением от 6 июля 1935 г. “О мероприятиях по упорядочению работы детских садов устанавливалась 9-часовая длительность работы детских  садов. Там, где это было необходимо, рекомендовалось увеличение времени  paботы детского сада до 14—15 часов и круглосуточное обслуживание детей только в случаях, вызванных условиями работы матери.

 

Весьма значительную роль в повышении качества воспитательной работы в детских садах сыграло  постановление Центрального Комитета ВКП (б) “О педологических извращениях  в системе Наркомпросов (4 июля 1936 г.).

 

Н. К. Крупская отмечала, что  “дошкольное воспитание было той  областью, где педология пустила  особо глубокие корни и где  особенно остро сказался отрыв от коренных и жизненных задач воспитания подрастающего поколения .

 

Постановление ЦК ВКП (б) “О педологических извращениях...”, подвергнув серьезной критике ошибки в теории дошкольного воспитания и в практике работы детских садов, восстанавливало  в правах педагогику как науку  и педагогов как воспитателей. Перед ними была поставлена задача руководить развитием детей в соответствии с целями коммунистического воспитания. Ответственность за результаты работы дошкольных учреждений в области коммунистического воспитания возлагалась на руководителей. Должное место в практике дошкольной работы заняло физическое воспитание детей. Оно стало рассматриваться как одна из важнейших сторон коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.

 

В детских садах велась разнообразная воспитательная работа. Большое место занимало привитие детям культурно-гигиенических навыков, что имело важное значение для развития общей культуры и семейного быта. Детям создавали в детском саду условия радостной жизни, проводились игры и занятия. У ребят воспитывали любовь к Советской Родине и расширяли их общий кругозор, формировали наблюдательность, инициативу и творчество. С 1936 г. в детских садах впервые стали устраивать новогодние елки, доставлявшие воспитанникам много радости.

 

В системе общественного  дошкольного воспитания выросли  энтузиасты-воспитатели, умевшие хорошо организовать работу с родителями и  общественностью, обладавшие высоким  педагогическим мастерством, повышавшие свой идейно-политический и теоретический  уровень и активно участвовавших в общественной работе.

 

Для проведения методической работы, передачи и широкого внедрения  опыта лучших детских садов с 1932 г. стали создаваться методические кабинеты. К 1937 г. кабинеты были открыты  в 28 областях и республиках, а всего  их насчитывалось около 200. Изучение и распространение передового опыта, занявшее большое место в их работе, стало одним из источников дальнейшего  развития дошкольной педагогики.

 

В 1938 г. были разработаны “Устав и программно-методические указания, названные “Руководством для  воспитателя детского сада”. К составлению  и обсуждению этих документов был  привлечен широкий актив воспитателей, методистов, научных работников. Непосредственное участие в создании этих документов принимала Н. К. Крупская.

 

Материал “Руководства... включал в себя введение и семь глав: “Физическое воспитание”, “Игра”, “Развитие речи”, “Рисование”, “Лепка и занятия с другими материалами”, “Музыкальное воспитание”, “Знакомство  с природой и развитие первоначальных математических представлений”.

 

“Устав и “Руководство... стали обязательными документами  для детских садов независимо от того, в чьем ведении они находились.

 

В “Уставе было записано, что цель воспитания в детском  саду — это всестороннее развитие детей и воспитание их в духе коммунизма. Конкретизировались задачи работы, принципы комплектования, определялись типы детских  садов, их структура. Были сформулированы санитарно-гигиенические требования к питанию и помещению детского сада. Указывалось, что вся работа в детском саду должна проводиться  на родном языке детей.

 

 

 

  1. Педагогическая деятельность и взгляды Н.К. Крупской

Глава 24 
 
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВЗГЛЯДЫ Н. К. КРУПСКОЙ 
 
Основные этапы общественно-педагогической деятельности 
 
Н. К. Крупская (1869—1939), жена и соратник В. И. Ленина, крупный государственный и партийный деятель, была выдающимся теоретиком педагогики и организатором культурного строительства в СССР. 
 
Н. К. Крупская еще в отрочестве мечтала стать учительницей. Этому способствовало ее знакомство с сельской учительниц революционеркой А. Т. Яворской, возбудившей у Надежды Константиновны интерес к сельскому учительству и школе. 
 
Осенью 1889 г. Н. К. Крупская поступила на математическое отделение только что открытых Высших женских курсов в Петербурге, где познакомилась с революционно настроенными студентами. Затем она стала активным участником студенческого марксистского кружка, и это определило направление всей ее дальнейшей деятельности. Н. К. Крупская решила оставить курсы, чтобы более углубленно изучать марксизм и установить непосредственные связи с рабочими. В 1891 г. она поступила учительницей в вечерне-воскресную школу, расположенную на окраине Петербурга, за Невской заставой. В течение пяти лет наряду с преподаванием она занималась в "этой школе активной политической деятельностью. Некоторые ее ученики: И. В. Бабушкин, Грибакин, братья Бодровы — посещали марксистский кружок, которым руководил В. И. Ленин, приехавший в Петербург в конце 1893 г. 
 
За деятельное участие в созданном В. И. Лениным “Союзе борьбы за освобождение рабочего класса Н. К. Крупская в августе 1896 г. была арестована. Пробыв семь месяцев в тюрьме, она добилась разрешения отбывать ссылку в селе Шушенском Енисейской губернии, где уже находился высланный туда ранее Владимир Ильич. В Шушенском, куда Н. К. Крупская прибыла со своей матерью весной 1898 г., она стала женой В. И. Ленина. “С тех пор,— писала Надежда Константиновна,— моя жизнь шла следом за. его жизнью, я помогала ему в работе чем и как могла  
 
По совету В. И. Ленина, который считал очень важным осветить в нелегальной печати вопрос о привлечении трудящихся женщин к участию в рабочем движении, Н. К. Крупская написала в ссылке брошюру “Женщина-работница”. В этом ее первом литературно-публицистическом произведении специальная глава посвящена воспитанию и обучению детей рабочих и крестьян, причем проблема эта рассматривается в тесной связи с социальными проблемами. Убедительно показав, что работницы и крестьянки — все трудящиеся женщины фактически лишены возможности разумно воспитывать своих детей, Н. К. Крупская. обосновала необходимость организации общественного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. 
 
В 1901 г., по окончании срока ссылки, Н. К. Крупская уехала за границу, где помогала В. И. Ленину в партийной работе, в издании газеты “Искра и ее распространении. Она продолжала изучать русскую и зарубежную педагогическую литературу, непосредственно знакомилась с работой немецких, швейцарских, французских школ и детских садов. 
 
В эмиграции Н. К. Крупская написала свыше тридцати статей, которые публиковались в русских педагогических журналах и легальной партийной печати.. В них она разоблачала классовую сущность буржуазно-помещичьей школы в России, подвергала резкой критике царскую политику в области народного образования и убедительно доказывала, что подлинно свободная школа, которая даст детям трудящихся всестороннее развитие и научное образование, может быть создана рабочим классом только после завоевания им власти. Осуждая эксплуатацию детского труда, она вместе с тем подчеркивала, что он при целесообразном его применении может послужить “могучим рычагом духовного развития подрастающего поколения”. 
 
Тем временем в России обострялись социально-экономические и политические противоречия, росло классовое сознание руководимого партией большевиков пролетариата. В стране назревала революция. “Надо было,— по словам Н. К. Крупской,— готовиться к моменту, когда власть перейдет в руки рабочего класса, надо было подготовлять фронт просвещения. Работа эта стала неотложной; когда разразилась война, надо было браться за работу вплотную . В 1915 г. Надежда Константиновна по совету В. И. Ленина написала брошюру “Народное. образование и демократия”. В ней она с марксистской точки зрения осветила прогрессивные взгляды Руссо, Песталоцци, Оуэна и деятелей французской буржуазной революции; впервые изложила учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании и образовании, в частности их мысли о политехническом обучении; подвергла глубокой критике западноевропейскую школу и педагогику эпохи империализма. 
 
Работа Надежды Константиновны, одобренная В. И. Лениным и направленная им в 1916 г. А. М. Горькому, с просьбой издать ее в России, увидела свет уже после Февральской революции 1917 г. В первые послеоктябрьские годы она оказала большую помощь деятелям просвещения в строительстве советской школы и в развитии марксистской педагогики. 
 
В апреле 1917 г. В. И. Ленин и Н. К. Крупская вернулись из эмиграции в Россию. Вскоре Н. К. Крупская по заданию партии разработала “Проект изменения пунктов партийной программы РСДРП, относящихся к народному образованию”. Представленный ею проект был отредактирован В. И. Лениным и включен им в брошюру “Материалы к пересмотру партийной программы”. 
 
Одновременно Н. К. Крупская участвовала, в связи с подготовкой к выборам в новое городское самоуправление, в разработке школьной муниципальной программы, которая была опубликована 5 мая 1917 г. в газете “Правда”. Эта программа знакомила широкие народные массы с основными положениями, выдвигаемыми большевиками в области школьного и дошкольного воспитания, и подчеркивала необходимость их выполнения в военное время, когда многие женщины вовлечены в работу в промышленности и дети остаются дома без присмотра. “Поэтому,— писала Н. К. Крупская,— городское самоуправление должно озаботиться устройством в о з м о ж н о б о л ь ш е г о числа бесплатных яслей и материнских школ для детей дошкольного возраста . 
 
В июне 1-917 г. Надежда Константиновна была избрана в состав Думы Выборгского района Петрограда; в этом районе был создан первый Совет народного образования, куда вошли представители фабрик, заводов, профсоюзов и других общественных организаций. На предприятиях стали открываться школы для взрослых; рабочие оказывали большую помощь народным школам в подготовке к новому учебному году, принимали активное участие в организации детских садов и площадок. 
 
С первых же дней установления Советской власти Н. К. Крупская была направлена Коммунистической партией на работу в только что созданный Наркомпрос в качестве руководителя внешкольного отдела; с 1921 г. она возглавила организованный в то время Главный политико-просветительный комитет (Главполит-просвет), в ведении которого находилась вся массово-политическая работа среди взрослых. Несмотря на огромный объем этой работы. Надежда Константиновна уделяла много внимания единой трудовой школе, детской книге, пионерскому движению, дошкольному воспитанию и другим участкам народного просвещения. По выражению А. В. Луначарского, она была “душой Наркомпроса”, все важные вопросы решались при ее активном участии. 
 
В том же 1921 г. Н. К. Крупская стала возглавлять и вновь созданную научно-педагогическую секцию Государственного Ученого Совета (ГУСа). Она принимала самое непосредственное участие в разработке учебных планов и программ для учебных заведений, которые в то время находились в ведении Наркомпроса, в утверждении для них учебников, в составлении ряда важных документов о работе советской школы. 
 
В 1922 г. Н. К. Крупская стала бессменным ответственным редактором журнала “На путях к новой школе”, сыгравшего большую роль в строительстве советской школы и в развитии марксистской педагогики. 
 
В 1929 г. Надежда Константиновна была назначена заместителем народного комиссара по просвещению и работала на этом посту до конца своих дней. В течение всего этого периода дошкольное воспитание находилось в ее непосредственном ведении. 
 
Н. К. Крупская стала первым в нашей стране доктором педагогических наук, была избрана почетным академиком. 
 
Она являлась членом ЦК Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР. 
 
Пройдя славный путь от учительницы вечерней воскресной школы до заместителя наркома просвещения, Надежда Константиновна справедливо считала, что привлечение трудящихся к активному участию в деле народного образования является обязательным условием его развития, его успехов и достижений. 
 
Н. К. Крупская о целях и задачах воспитания строителей социализма 
 
На протяжении всей своей общественно-педагогической деятельности Н. К. Крупская возвращалась к вопросу о целях и задачах воспитания и школы. Уже в первые послеоктябрьские годы она выступила против трактовки сущности воспитания буржуазными педагогами. Она говорила об обусловленности воспитания общественными отношениями, о коренном различии тех целей, которые выдвигает перед школой буржуазия и пролетариат. Горячо отстаивая ленинский принцип связи школы с политикой, она убедительно доказывала, что новая школа должна удовлетворять потребности нарождающегося социалистического государства, быть тесно связанной с советской действительностью, со строительством новой жизни. 
 
Н. К. Крупская считала, что педагогу, чтобы он мог правильно организовать воспитательный процесс, необходимо знать, как развивается ребенок. Она критиковала тех, кто пытался полностью отрицать роль наследственных данных в развитии человека и в то же время решительно боролась против лженаучных положений педологов, считавших наследственность главным фактором развития и полагавших, что она представляет собой “нечто роковое”. Н. К. Крупская осуждала педологов и за то, что они бездушно, формально относились к детям, не располагая научными данными, делили их на способных и неспособных, не думали, как помочь их развитию, их воспитанию.. 
 
В формировании личности ребенка Надежда Константиновна как педагог-марксист отводила большую роль социальной среде, считала очень важным активное участие детей в доступных для них формах в социалистическом строительстве. Подчеркивая ведущую роль воспитания в развитии личности ребенка, Н. К. Крупская считала, что оно должно иметь целенаправленный и последовательный характер. “Воспитывать,— писала она,— значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека . Н, К. Крупская справедливо утверждала, что в наших социалистических условиях общественная среда и воспитание действуют в одном направлении. В школе, тесно связанной с жизнью, она видела “главное орудие воспитания”. 
 
Воспитание коммунистической морали 
 
В своих высказываниях по вопросам коммунистической морали Надежда. Константиновна руководствовалась ленинскими указаниями о том, что в основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение строительства коммунизма; весь процесс нравственного воспитания подрастающего поколения она неразрывно связывала с политикой партии, с актуальными задачами, стоящими перед Советским государством. 
 
Основой воспитания детей в духе коммунистической нравственности Н. К. Крупская считала развитие у них с самого раннего возраста коллективизма. “Наша воспитательная работа,— неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская,— должна сочетать умение растить коллективиста и в то же время дать возможность в этой коллективной обстановке всесторонне развиться личности ребенка . В детском коллективе Н. К. Крупская справедливо видела необходимое условие для развития всех способностей, присущих каждому ребенку. Она первая из советских педагогов вскрыла решающую роль детского коллектива в коммунистическом воспитании и разработала методику его организации. 
 
Действенным средством воспитания коллективистов-общественников, умеющих “жить и работать сообща”, Надежда Константиновна считала участие детей и подростков в общественно полезной работе. Она указывала, что в процессе этой работы v них развиваются интересы и мотивы общественного характера, растет политическая активность, вырабатывается сознательное, коммунистическое отношение к труду. Но общественно полезная работа детей может стать эффективным средством коммунистического воспитания только в том случае, учила Н. К. Крупская, если будет хорошо организована, т. е. будет посильной для ребенка, соответствовать его знаниям и умениям, пробуждать у него интерес и инициативу. 
 
Нравственное воспитание, по справедливому утверждению Н. К. Крупской, должно состоять в выработке у детей и подростков нравственного сознания в тесном единстве с поведением, соответствующим высоким нормам коммунистической морали. 
 
Большое значение в деле формирования у подрастающего поколения положительных нравственных качеств она придавала примеру, в частности примеру жизни и деятельности революционеров-коммунистов. Н. К. Крупская показала, как следует знакомить детей в доступной для них форме с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, учить их выполнять его заветы и служить делу строительства коммунизма. 
 
Трудовое воспитание и политехническое образование 
 
Формирование нового человека социалистического общества Н. К. Крупская не мыслила себе без воспитания у него коммунистического отношения к труду. Она указывала, что участие школьников в совместном труде вырабатывает у них сознательное отношение к работе, дисциплинированность, коллективизм и другие ценные нравственные качества. Очень важно, подчеркивала Н. К. Крупская, чтобы в процессе труда школьники имели возможность обогатиться новыми знаниями или применить ранее ими приобретенные. Большое значение Надежда Константиновна придавала тому, чтобы труд детей имел определенную общественную ценность, а не сводился к упражнениям в “трудовом чистописании”. Школьникам должна быть ясна цель выполняемых ими трудовых заданий и полезность их результатов; только в этом случае труд возбудит у них интерес. 
 
Трудовое воспитание учащихся в различных его формах Н. К. Крупская тесно связывала с политехническим образованием, которому она посвятила более ста своих работ. В них она пропагандировала учение Маркса — Энгельса — Ленина о политехническом образовании как одном из условий успешного строительства социалистического общества и факторе всестороннего развития человека. Основную задачу политехнического образования Надежда Константиновна видела в том, чтобы учащиеся овладели научно-техническими основами современного производства, его технологией. Большое значение она придавала также ознакомлению их с вопросами организации труда и планирования производства. 
 
Н. К. Крупская дала конкретные методические указания об осуществлении в советской школе политехнического обучения на основе общего образования и обязательной связи труда с преподаванием других учебных предметов. Политехнизм, в ее понимании, не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитать собой все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении. Нужна взаимная увязка этих дисциплин и увязка их с практической деятельностью, особенно с обучением труду. Только такая увязка может преподаванию труда придать политехнический характер. 
 
Непременным условием осуществления политехнизма Н. К. Крупская считала включение учащихся в трудовую деятельность. Политехническое образование без участия школьников в производительном труде представляет собой, по словам Надежды Константиновны, “политехнизм мертвый”; политехнизм “живой должен быть связан с производством, с общественно полезной работой. 
 
На протяжении долгих лет Н. К. Крупская последовательно боролась за трудовую политехническую школу. Она решительно критиковала возражавших против соединения обучения с производительным трудом и утверждавших, что политехнизм приведет к снижению уровня общего образования. 
 
О теории и методике пионерского движения 
 
Н. К. Крупская принимала деятельное участие в создании пионерской организации и с первых дней ее существования оказывала ей большую помощь, заботясь о ее укреплении и дальнейшем развитии. В многочисленных статьях и выступлениях, посвященных детскому коммунистическому движению. Надежда Константиновна раскрыла и теоретически обосновала содержание, методы и организационные формы работы с пионерами. 
 
Она подчеркивала, что правильно организованное участие пионеров в разнообразной общественно полезной практической деятельности предполагает развитие их инициативы и самодеятельности,. способствует углублению их знаний, повышению интереса к школьным занятиям, формированию коммунистической нравственности, а также их физическому и эстетическому развитию. Глубоко веря в силы и возможности самих детей. Надежда Константиновна настойчиво рекомендовала взрослым руководить пионерской организацией умно и тактично, не допуская мелочной опеки. Пионерская работа, говорила Крупская, должна быть всегда идейно направленной, разнообразной по содержанию, яркой, красочной, увлекательной по форме. Она призывала бороться со скучными, шаблонными приемами, имеющими порой место в деятельности пионерской организации. 
 
Н. К. Крупская учила, как сделать, чтобы пионерские сборы были всегда интересными, отличались друг от друга и привлекали детей. Она предлагала почаще приглашать на них старых большевиков, рабочих, комсомольцев, которые бы могли рассказать пионерам о борьбе за Советскую власть, о гражданской войне, о В. И. Ленине, о строительстве социализма в нашей стране. 
 
Решающую роль в обеспечении успешной работы пионерской организации Н. К. Крупская отводила вожатому. Она дала ряд ценных указаний о том, какими качествами он должен обладать, о его подготовке, о необходимости контакта в работе с учителем. Эти указания не утратили своей актуальности и до настоящего времени. 
 
Н. К. Крупская о дошкольном воспитании 
 
Н. К. Крупская сыграла большую роль в разработке марксистской теории дошкольного воспитания и в организации дошкольного дела в нашей стране. Вопросам дошкольного воспитания она посвятила много статей, была активной участницей всех съездов и совещании но дошкольному воспитанию, принимала самое непосредственное участие в разработке директивных документов: Устава, детского сада, программы детского сада, кого рая по ее инициативе была озаглавлена “Руководство для воспитателя детского сада”. 
 
В дошкольных учреждениях, - которые после Великой Октябрь-скоп революции стали создаваться в нашей стране, Н. К. Крупская видела необходимое начальное звено всей системы коммунистического воспитания подрастающего поколения. Широкое развитие сети дошкольных учреждении она рассматривала как важное политическое дело, так как это даст возможность женщине участвовать в производственной и общественной жизни, а также обеспечивать детям с раннего возраста коммунистическое вое питание. При этом Н. К. Крупская считала необходимым при влечь к организации дошкольных учреждении широкие массы населения. Там, где нет возможности организовать детский сад. она предлагала использовать другие формы работы с детьми: летние оздоровительные площадки, детские комнаты при клубах и домоуправлениях и т. д. 
 
Много внимания уделяла Надежда Константиновна развитию дошкольных учреждении в национальных республиках Она подчеркивала, что здесь детский сад поможет уничтожить остатки национальной вражды, религиозные предрассудки и унаследованные от прошлого обычаи, закрепощавшие женщину. 
 
Пропагандируя в течение всей своей жизни идею общественного дошкольного воспитания, Н. К. Крупская в то же время всегда подчеркивала, что детские сады должны работать в тесном контакте с семьей. Она решительно возражала против выдвину того в 20-е годы проекта организации социалистического города, в котором дети с самого рождения будут изолированы от родителей и помещены в специальные “дома ребенка”. В матери Надежда Константиновна видела “естественную воспитательницу ребенка”, которая оказывает большое влияние на своих детей, в особенности на малышей. Она призывала работников дошкольных учреждений систематически вести среди родителей педагогическую пропаганду, в простой и доходчивой (форме разъяснять им, как следует воспитывать своих детей в коммунистическом духе. “Можно,—писала II. К. Крупская,—воспитать из дочери рабыню, можно воспитать из псе мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурно-стремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях: можно воспитать из. девчурки коллективистку, активную устроительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку . Надежда Константиновна считала необходимым создание библиотеки для родителей, чтение для них по радио лекции на педагогические темы. 
 
В статьях и выступлениях Н. К. Крупской по вопросам дошкольного воспитания имеется много ценных указаний о задачах коммунистического воспитания дошкольников, о содержании и методах работы советского детского сада. Еще в период эмиграции Надежда Константиновна изучала труды Фребеля и Монтессори и дала марксистскую критику этих буржуазных систем дошкольного воспитания; она била также противницей теории “свободного воспитания”. В 1913 г. Н. К. Крупская активно выступила против идей Эллен Кей, автора книги “Век ребенка”, где восхвалялось семейное воспитание и порицались детские сады, которые якобы развивают у детей “стадность”, нивелируют их индивидуальность. Доказывая преимущества общественного воспитания перед домашним, Н. К. Крупская в то же время отмечала серьезные недостатки детских садов в капиталистических странах. Вскрывая классовый характер этих дошкольных учреждений. она писала, что в “народных детских садах, предназначенных для детей трудящихся, их воспитывали с раннего детства в. духе послушания, терпения, религиозности, угождения начальству 
 
Надежда Константиновна подчеркивала коренное различие целей, стоящих перед детскими садами у нас и в буржуазных странах та считала, что главная цель советских детских садов, так же как и советской школы,— всестороннее развитие детей. достижения этой цели воспитатели детского сада должны любить свою работу с учетом интересов и возрастных особенно дошкольников. “Дело в том,— писала Н. К. Крупская,— бы хорошо знать ребят, ...знать круг их представлений, навыков, надо знать ипонимать, ребят”2
 
Говоря об особенностях детей дошкольного возраста, Н. К. Крупская отмечала такие присущие им черты, как впечатлителность, эмоциональность, подражательность, интерес к повторению. 
 
В работах Надежды Константиновны раскрыты составные части системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, которая обеспечивает их всестороннее развитие. 
 
Важную роль Н. К. Крупская отводила физическому воспитанию дошкольников, в котором она видела необходимое условие воспитания здорового поколения. “Первые годы детства,— говорила она,— кладут печать на всю остальную жизнь в смысле здоровья, и поэтому тут чрезвычайно важна борьба за здоровье... . В целях укрепления здоровья детей и обеспечения их нормального физического развития Надежда Константиновна считала необходимым, чтобы в детских садах было организовано правильное питание детей, строго соблюдались правила санитарии и гигиены, научно разработанный режим дня. Большое значение она придавала длительному пребыванию детей на свежем воздухе, подвижным играм и прогулкам, чистой и удобной детской одежде, пригодной для дошкольников мебели, обеспечению в детских садах постоянного врачебного надзора. Она нацеливала воспитателей на то, “чтобы каждый детский сад, каждое дошкольное учреждение превратилось в очаг пропаганды среди родителей основ гигиены и санитарии 2
 
Особенно серьезной задачей детского сада Надежда Константиновна считала правильное осуществление в нем нравственного воспитания детей. Надо “уметь воспитывать из них с самых ранних лет общественников, развивать в них чувство товарищества, дружбы, между мальчиками и девочками, дружбу между ребятами разных национальностей, воспитывать у них крепкую волю, интерес к окружающей жизни, к труду и учебе”, говорила она на совещании дошкольных работников в 1938 г.3 
 
Н. К. Крупская усматривала основу нравственного воспитания в развитии у детей духа коллективизма. Она полагала, что коллективные переживания детей, возникающие в процессе их совместной деятельности, оставляют след на всю жизнь. Эти коллективные переживания должны ассоциироваться у детей с рядом радостных эмоций. Поэтому очень важно, чтобы их совместная жизнь в детском саду была как можно полнее, радостнее и ярче. Большую роль в сплочении детского коллектива Н. К. Крупская придавала совместному пению песен, играм, а также коллективному труду ребят. 
 
Она писала о той радости, которую приносят дошкольникам детские праздники, но в то же время предостерегала от опасности превращения жизни детей в непрерывный ряд празднеств, спектаклей, выступлений, что может отрицательно сказаться на их нервной системе. Надежда Константиновна неоднократно подчеркивала, что воспитание в коллективе не приводит к обезличиванию детей; оно, напротив, содействует расцвету личности, так как каждый ребенок, участвуя в общем деле, получает возможность развить присущие ему способности. 
 
Много внимания Н. К. Крупская уделяла правильной постановке интернационального воспитания в детском саду. Она считала необходимым, чтобы дети разных национальностей сплачивались в дружный коллектив; чтобы в доступной им форме их знакомили с жизнью, бытом, культурой народов СССР. 
 
В целях коммунистического воспитания Надежда Константиновна считала необходимым давать детям правильное представление о жизни нашей Родины, о дружбе народов, о В. И. Ленине. При этом она предостерегала от вульгаризации образа Ленина, выступала против того, чтобы в детском саду он изображался как добрый дедушка, благословляющий детей, а в школе как образцовый ученик, который всегда получал хорошие отметки. Н. К. Крупская предлагала, ориентируясь на возраст детей, давать им соответствующее действительности представление о В. И. Ленине как о вожде трудящихся, борце за справедливость, революционере. 
 
Одной из важнейших сторон коммунистического воспитания дошкольников Н. К. Крупская считала их умственное воспитание. Она говорила о необходимости расширять их кругозор в области познания природы и общественной жизни. 
 
Большое место в умственном воспитании дошкольников Н. К. Крупская отводила художественной литературе. Она. полагала, что темы для рассказывания и чтения детям должны быть увязаны с их жизненным опытом и интересами, а само изложение — конкретным и образным. 
 
Важнейшим средством всестороннего развития ребенка Н. К. Крупская считала игру, которую она рассматривала как его насущную потребность. Надежда Константиновна вскрыла социальную сущность игры, показала, что для дошкольника она является способом познания окружающего. Играя, он уточняет свои представления о предметах и явлениях, “изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных . Положительное влияние оказывают игры и на нравственное развитие детей: они способствуют выработке у них чувства коллективизма, организационных навыков, дисциплинированности, самообладания. Важная роль принадлежит игре и в области физического воспитания ребенка,, так как она содействует развитию у него ловкости, меткости глаза, общему укреплению его организма. 
 
Н. К. Крупская считала, что воспитатель должен умело руководить играми детей, не стесняя их инициативу и не навязывая им свои игры. Много внимания она уделяла и детской игрушке. Надежда Константиновна разработала подробные указания о том, какие игрушки следует давать детям младшего и старшего дошкольного возраста, с тем чтобы они соответствовали их интересам и стимулировали их самодеятельность. Придавая большое значение художественному оформлению игрушки, она в то же время подчеркивала, что маленьким детям нужна игрушка массовая, дешевая, общедоступная; они должны играть с нею, не боясь ее сломать. Дорогим игрушкам она предпочитала игрушки самодельные, в которые вложен труд самих детей, их творческий замысел. 
 
Большое педагогическое значение Н. К. Крупская придавала трудовому воспитанию дошкольников. Подчеркивая, что стране социализма барчата не требуются, она предлагала начинять приучать детей к посильному для них труду с ранних лет. При этом она отмечала особенности труда дошкольников, у которых он смыкается с игрой. “Целевые установки,— писала она,— для дошколят не имеют ещё значения: начнет лепить из глины кошку, а вылепит человека... . Надежда Константиновна считала необходимым руководить трудом маленьких детей, развивать у них умение сосредоточиться, доводить начатое дело до конца. 
 
Она определила те трудовые навыки, которыми должны овладеть дети еще в дошкольном возрасте. Это — умение одеваться, умываться, прибирать за собой, владеть карандашом, ножницами, такими простейшими орудиями труда, как лопатка, грабли, молоток. В семье детей следует привлекать к доступным им видам бытового труда. 
 
Н. К. Крупская считала, что развитию необходимых дошкольникам трудовых навыков способствуют игрушки, пособия и наблюдения за трудом взрослых, с которым она предлагала их широко знакомить. В целях коммунистического воспитания, утверждала она, надо дать ребятам, учитывая круг их знаний и представлений, ряд доступных им по форме и содержанию рассказов о жизни пашей Родины, о работе фабрик и заводов, . колхозов. 
 
Н. К. Крупская считала естественным интерес дошкольников к технике, полагала, что детский сад должен будить у них этот интерес, делать его более разнообразным. 
 
Вклад Н. К. Крупской в развитие марксистской педагогики 
 
Неоценимы заслуги Н. К. Крупской как теоретика советской педагогики. Свою теоретическую работу в этой области она постоянно сочетала с непосредственным участием в деле просвещения народа, с большой организаторской работой в области народного образования. Это является одной из причин, почему выдвигаемые Надеждой Константиновной теоретические положения были всегда тесно связаны с жизнью, с практикой. Многие из них не потеряли своего значения и в наши дни. 
 
В своих брошюрах, статьях, устных выступлениях советского периода Н. К. Крупская разработала с марксистских позиции основные проблемы коммунистического воспитания. Ее творчество очень многогранно по своей тематике: оно охватывает общие вопросы педагогики, организацию народного образования, учебно-воспитательный процесс в школе, трудовое воспитание и политехническое образование, детское коммунистическое движение воспитание в семье, дошкольное дело "и ряд других вопросов. 
 
Богатейшее педагогическое наследие Надежды Константиновны представляет собой цельную и стройную систему взглядов, единую но своему идейному содержанию. Какой бы частный педагогический вопрос Н К. Крупская ни затрагивала, она всегда связывала его с задачами строительства нового общества с политикой партии.

  1. Советская школа,  педагогика и дошкольное воспитание в военные и<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-

Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме